Урок геометрии в 7 классе. Тема: «История возникновения и развития геометрии. Прямая и отрезок».
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Горяйнова Светлана Николаевна

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых.

Задачи: познакомить учащихся с первыми основными геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, с их условными обозначениями; с простейшими геометрическими фигурами на плоскости; рассмотреть свойство прямой;

    развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, интеллектуальные качества личности школьников; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли;

   прививать учащимся интерес к предмету с помощью изучения истории и развития науки; формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи.

Урок состоит из 5 этапов и относится к типу – комбинированный. Учитель использует на уроке мультимедийное оборудование. На первом (организационном) этапе урока до учащихся доведены цели и задачи урока. Во вступительном слове учитель подводит учащихся к восприятию нового предмета геометрия. На втором этапе учитель рассказывает ученикам о истории возникновения и развития геометрии. Для повышения эмоционального настроя детей и привития интереса  к предмету учитель использует информационные  технологии – презентацию по теме урока. На третьем этапе учитель знакомит учеников с первыми основными геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, с их условными обозначениями. Чётко, красочно на экране появляются различные задания по закреплению понятий. На четвёртом этапе  проходил математический диктант с последующей проверкой. Проверка изученного материала (пятый этап) проходит в виде игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geom7.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок геометрии в 7 классе

Тема: «История возникновения и развития геометрии. Прямая и отрезок».

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых.

Задачи: образовательные – познакомить учащихся с первыми основными геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, с их условными обозначениями; с простейшими геометрическими фигурами на плоскости; рассмотреть свойство прямой;

    развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, интеллектуальные качества личности школьников такие, как самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли;

   воспитательные – прививать учащимся интерес к предмету с помощью изучения истории и развития науки; формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи.

Оборудование: мультимедийная установка, учебник.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока (слайд 1)

II. Вводное слово учителя.

В начале XX века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия».

Эти слова очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам предмет – геометрия, который мы начинаем изучать с этого урока.

III. История возникновения и развития геометрии.

Заглянем в прошлое, когда зародилась наука геометрия....

Геометрия возникла из практической деятельности людей. В переводе с греческого слово "геометрия" означает "землемерие" ("гео" - по-гречески земля, а "метрио" - мерить) (слайд 2)

Для того чтобы взимать налоги с земли, необходимо было знать их площадь. Гончару необходимо было знать, какую форму следует придать сосуду, чтобы в него входило то или иное количество жидкости. Астрономы, наблюдавшие за небом и дававшие на основе этих наблюдений указания, когда начинать полевые работы, должны были научиться определять положение звезд на небе. Для этого понадобилось измерять углы (слайд 3)

     

Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свое жилище и одежду, рисовать картины окружающего мира (слайд 4)

             

Так практическая деятельность людей привела к дальнейшему углублению знаний о формах фигур, развитию геометрии. Люди стали учиться измерять и площади, и объемы, и длины и т.д. (слайд 5)

         

Пирамиды – а они построены более 5 тыс. лет назад – состоят из каменных блоков весом 15 тонн, и эти «кирпичики» так подогнаны друг к другу, что не возможно между ними протиснуть и почтовую открытку (слайд 6)

           

За несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте, Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, а затем систематизировались.

Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств) был древнегреческий математик Фалес (6 век до нашей эры), который в своих исследованиях применял перегибание чертежа, поворот части фигуры и т. д. (слайд 7)

             

Наиболее удачно была изложена геометрия, как наука о свойствах геометрических фигур, греческим ученым Евклидом (III в. до н. э.) в своих книгах «Начала». Произведение состояло из 13 томов, описанная в этих книгах геометрия получила название Евклидова (слайд 8)

             

Конечно, геометрия не может быть создана одним ученым. В работе Евклид опирался на труды десятков предшественников и дополнил работу своими открытиями и изысканиями. Сотни раз книги были переписаны от руки, а когда изобрели книгопечатание, то она много раз переиздавалась на языках всех народов и стала одной из самых распространенных книг в мире. В течение многих веков «Начала» были единственной учебной книгой, по которым молодежь изучала геометрию. Были и другие. Но лучшими признавались «Начала» Евклида. И даже сейчас, в наше время, учебники написаны под большим влиянием «Начал» Евклида.

Несмотря на то, что содержание геометрии расширилось далеко за пределы учения о земле, она по-прежнему продолжает называться «Геометрией».

 –  Что изучает геометрия?

Геометрия изучает только форму, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их массы, цвета и т. д. При изучении фигур в геометрии не берется во внимание, из какого материала они сделаны, какого цвета, в каком состоянии находятся (твердое, жидкое, газообразное). Этим занимается физика, химия, биология. Изучая геометрию, нас будут интересовать формы и размеры предметов.

(слайд 9)                                      ГЕОМЕТРИЯ

                           Планиметрия                             Стереометрия

                    (фигуры на плоскости)                 (фигуры в пространстве)

       Отрезок, луч, прямая,                                Шар, куб, параллелепипед,

        угол, окружность, круг,                            цилиндр, конус              

       треугольник, квадрат

IV. Изучение нового материала.

1) Точка – точка обозначается заглавной латинской буквой

(Выполнить рисунок на доске и в тетрадях)

                   А         В        

                                         D

2) Прямая – прямые обозначают двумя заглавными латинскими буквами, соответствующим двум точкам на прямой или одной малой буквой)

                С               Е

        b

(слайд 10)

  • прямая безгранична, а на рисунке изображается, только часть прямой;
  • через одну точку можно провести сколько угодно различных прямых;
  • через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну;
  • существуют точки принадлежащие прямой и не принадлежащие ей.

Задание для учащихся: (слайд 11)

– Назвать точки, принадлежащие прямой и не принадлежащие ей.

                                   

                             F                  P          T             m                                  

                                   M                      K    

Ввести символ:

– Опишите рисунок (слайд 12). Запишите рассказ, используя условные обозначения (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

                                                                              A

                                                           B                                  C                

                                                                           D

                                                                    S                      L                                            

3) Различные случаи расположения двух прямых на плоскости (учебник, стр 5, рисунок 6). Учащиеся делают вывод: две прямые не могут иметь более одной общей точки.

4) Отрезок – часть прямой, ограниченная двумя точками. Эти точки называются концами отрезка (отрезок содержит все точки прямой, лежащие между его концами и концы отрезка).

Задание для учащихся: (слайд 13)

– Назовите отрезки изображённые на рисунке. Запишите их.

              A             B                      C                     D

V. Математический диктант (с последующей проверкой).

1. Начертите прямую и обозначьте ее буквой а. Отметьте точку М, лежащую на прямой а и точку N, не лежащую на прямой а. Опишите рисунок используя условные обозначения.

2. Начертите прямые а и b, пересекающиеся в точке К.  На прямой а отметьте точку N, отличную от точки К.

а) Являются ли прямые КN и а различными прямыми?

б) Может ли прямая b проходить через точку N? Ответ обоснуйте.

Проверка математического диктанта (слайд 14).

VI. Проверка усвоения изученного материала (слайд 15)

  1. Вставь пропущенное слово: «Через любые две точки можно провести ... ; и при том только одну».
  2. Математический знак .
  3. Название книги, в которой впервые был систематизирован геометрический материал.
  4. Геометрическая фигура на плоскости.
  5. Геометрическая фигура в пространстве.
  6. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости.
  7. Первоначальное понятие в геометрии.
  8. Часть прямой, ограниченная двумя точками.
  9. Древнегреческий математик.

VII. Подведение итогов урока.

Выставление оценок. Выделить учащихся активно работающих на уроке.

VIII. Домашнее задание. 

Прокомментировать: стр. 5-6, № 4, 5 на стр.7