Конспект занятия внеурочной деятельности по геометрии по теме "История возникновения геометрии"
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему

Демина Елена Максимовна

Данная статья представляет собой конспект  занятия внеурочной деятельности по геометрии по теме "История возникновения гометрии". В 7 классе, когда учникитолько начинают изкчать геометрию,особенно актуально не упускить время привлечь к неформальму изучению этой интересной науки. Выбранная форма занятия - работа с текстом , а именно  смысловое чтение позволяет с разнх аспектов посмотреть на текст об истории возникновния геометрических теорий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Конспект  занятия (внеурочная деятельность)

                   по теме « История возникновения геометрии».

7 класс

Цель занятия:  углубление и расширение знаний обучающихся по курсу геометрии 7

 класса, развитие мыслительных операций, интереса к предмету, любознательности, смекалки, повышение логической культуры и грамотности обучающихся.

Форма учебного занятия: диспут, учебная игра.

Форма обучения: групповая , индивидуальная.

  Обоснование выбора форм и средств работы на занятии:

 В современном информационном мире дети  в большинстве перестали читают книги. Это отмечено педагогами, родителями, общественностью. Это одна из причин   снижения  общей культуры и образованности  подрастающего поколения. С приходом в нашу жизнь сети Интернет, мобильных телефонов, смартфонов существенно упростился поиск необходимой информации, что в свою очередь привело к тому, что учащиеся перестали анализировать полученную информацию.

  В связи с вышесказанным предлагаю   следующий вид работы с текстом – смысловое чтение. Для этого подобран подходящий интересный текст, составлены задания, вопросы, для ответов на которые учащиеся будут много раз обращаться к тексту, анализировать его. Это позволит хорошо усвоить изучаемый материал.

Подготовительный этап:

         Учащихся  распределяются по группам (3-4 человека в группе). Каждая группа обеспечивается текстом, который может быть на компьютере и на обычном листе бумаги.  Каждая группа  отвечает на вопросы и задания. Обсуждая ответы, находим правильные решения и ответы.

     Подводим итог урока. Коллективно оцениваем работу каждой группы, по возможности - каждого ученика  

  Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. На дом: задание № 12, письменно.

 В данном уроке предложен следующий текст

 

Поразительно мало известно об авторе знаменитых "Начал" Евклиде. Создатель поистине фундаментального труда так и останется практически неизвестной личностью, но невероятно значимой фигурой в мире науки. О знаменитом древнегреческом математике Евклиде нам известно достоверно лишь то, что жил он в IV-III веках до н.э. и провел большую часть жизни в Александрии. Обширную и детализированную биографию Евклида написали также арабские авторы. Одна из арабских рукописей XII века утверждает, что Евклид, известный как «Геометр», был сыном некоего Наукрата, родился в Тире и проживал в Сирии. В своих «Комментариях к первой книге «Начал» Евклида» он указывает, что учёный жил во времена Птолемея I Сотера, аргументируя это тем, что «Архимед … упоминает об Евклиде и, в частности, рассказывает, что Птолемей спросил его, есть ли более короткий путь изучения геометрии, нежели «Начала»; а тот ответил, что нет царского пути к геометрии». Все выше названные, кроме арабских авторов, упоминают о Евклиде только как об авторе знаменитого сочинения «Начала» - его главного труда, написанного примерно в 300 году до н.э. Известно также, что Евклид был первым математиком Александрийской школы и работал при знаменитой Александрийской библиотеке.Состоящие из 13 книг на древнегреческом, «Начала» представляют собой первый систематизированный теоретический трактат по математике и геометрии. Они стали своего рода итогом развития всей античной науки, дав огромный толчок последующим исследованиям. С самого появления работы к ней писали комментарии другие учёные, начиная от Прокла и заканчивая арабскими и европейскими авторами Средневековья и Нового времени, среди которых были Галилео Галилей, Рене Декарт, Исаак Ньютон. Некоторые исследователи утверждают, что «Начала» были самой популярной и значимой книгой в Средневековой Европе.Начало каждой из 13-ти книг состоит из определений, аксиом и постулатов. Затем идут задачи на построение и теоремы, а после – доказательства этих теорем и решение задач. В своей работе Евклид не ссылается на своих предшественников, а лишь опирается на их результаты. Исследователи установили, что он пользовался работами Гиппократа Хиосского, Евдокс Книдского, Теэтета Афинского и работами разных пифагорейцев.Первая книга посвящена изучению свойств прямоугольных треугольников и параллелограммов.Вторая, третья и четвертая книги основаны на трудах пифагорейцев и раскрывают задачи и теоремы геометрии окружностей, их касательных и хорд, вписанных и описанных многоугольников, построения правильных многоугольников. В пятой книге рассматривается общая теория отношений или теория пропорций величин. В шестой книге на практике применяется теория отношений для доказательства подобия геометрических фигур. На этом заканчивается первая часть «Начал», в которой рассматривались одноплоскостные фигуры.Седьмая, восьмая и девятая книги посвящены элементарной теории чисел. В них рассматриваются свойства простых чисел, их делимость, пропорции, геометрическая прогрессия и суммы прогрессий, бесконечность простых чисел и строительство совершенных чисел. Также в седьмой книге Евклид предлагает своей алгоритм нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного. Самая объемная десятая книга представляет собой попытку классификации несоизмеримых (в современном понимании, иррациональных) величин.Книги с одиннадцатой по тринадцатую – это теория пространственной геометрии или стереометрии. Одиннадцатая воплощает теории первых шести книг в пространстве – перпендикулярность, параллелизм, объемы параллелепипедов. В двенадцатой рассказывается об исследованиях объемов конусов, пирамид и цилиндров. И, наконец, в тринадцатой книге описываются пять правильных многогранников или платоновых тел, вписанных в сферу. Считается, что свой математический труд Евклид написал, работая в Александрийской библиотеке. Александрийская библиотека представляла собой не просто огромное собрание разнообразных книг и источников, а была местом, где собирались виднейшие представители наук, вели дискуссии, работали над своими трудами и представляли их на всеобщее обозрение. В разное время в ней работали Эратосфен Киренский, Аристофан, Архимед, Птолемей и многие другие. Неудивительно, что Евклид, находясь в такой благоприятной для развития мысли обстановке смог создать действительно уникальное произведение, по величине и значимости соизмеримое с важнейшими открытиями современного мира.Описание: Евклид и его “Начала”

Задания по тексту:

 

1.1. Озаглавьте текст

1.2. Разделите  текст на абзацы и озаглавьте каждый из них.

№ абзаца

Заголовок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Продолжи утверждения, используя текст

  • Евклид  жил  в ________ веках до н.э
  • Знаменитое сочинение Евклида ______________________ «Начала» состоит из _______________________________________________
  • Исследователи установили, что Евклид пользовался работами________________________________________
  • Свой математический труд Евклид написал, работая в
    _______________________________________________
  • В седьмой, восьмой и девятой главах рассматриваются ______________________________________________

 3. Выпишите незнакомые термины и дайте им объяснение

__________________________________________________________

4.1. С какими понятиями, описываемыми в “Началах”  Вы уже встречались ранее на уроках математики______________________________________________

4.2 Изучению  свойств каких фигур посвящена первая книга     «Начал»?_______________________________________________________

5. Почему, на ваш взгляд, сочинение  “Начала” имеет такое огромное значение ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

6. Какие утверждения соответствуют содержанию текста

                   Утверждения

Верно

Неверно

Каждая из 13 книг начинается с определений, аксиом и постулатов.

 

 

Считается, что Евклид создал свой труд в Тире в Сирии.

 

 

Евклид жил и работал в  Средневековой Европе.

 

 

В седьмой книге Евклид предложил свой алгоритм нахождения НОД и НОК.

 

 

 Александрийская библиотека представляла собой  просто огромное собрание разнообразных книг и источников

 

 

Евклид дал определение совершенных чисел.

 

 

7.Найди соответствие математического понятия и его ассоциации  в жизни.

Математическое понятие

Объект в окружающем мире

Параллелепипед

Воздушный шар

Прогрессия

Головной убор

Сфера

Увеличение цены товара

Цилиндр

Комната

8. Сколько книг из  “НАЧАЛ” посвящены изучению разделу геометрии  - планиметрии ______________________________

9. Выпишите  знаменитую фразу Евклида о геометрии, упомянутую в статье __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. О каких ещё  учёных Средневековья говорится в статье?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Подумайте, какую геометрическую фигуру Евклид определил так: “______  есть то, часть чего есть ничто”.

12. *Напиши мини-сочинение на тему: “Как  я представляю Александрийскую библиотеку в III в. до н. э”.

13. Вопросы рефлексии:

Текст меня побудил:

  • Еще больше узнать из истории математики
  • Узнать о биографии ученых
  • Узнать историю возникновения математических понятий
  • Узнать историю Средневековья
  • Самому придумать  и обосновать  новое понятие



Предварительный просмотр:

                   Конспект  занятия (внеурочная деятельность)

                   по теме « История возникновения геометрии».

7 класс

Цель занятия:  углубление и расширение знаний обучающихся по курсу геометрии 7

 класса, развитие мыслительных операций, интереса к предмету, любознательности, смекалки, повышение логической культуры и грамотности обучающихся.

Форма учебного занятия: диспут, учебная игра.

Форма обучения: групповая , индивидуальная.

  Обоснование выбора форм и средств работы на занятии:

 В современном информационном мире дети  в большинстве перестали читают книги. Это отмечено педагогами, родителями, общественностью. Это одна из причин   снижения  общей культуры и образованности  подрастающего поколения. С приходом в нашу жизнь сети Интернет, мобильных телефонов, смартфонов существенно упростился поиск необходимой информации, что в свою очередь привело к тому, что учащиеся перестали анализировать полученную информацию.

  В связи с вышесказанным предлагаю   следующий вид работы с текстом – смысловое чтение. Для этого подобран подходящий интересный текст, составлены задания, вопросы, для ответов на которые учащиеся будут много раз обращаться к тексту, анализировать его. Это позволит хорошо усвоить изучаемый материал.

Подготовительный этап:

         Учащихся  распределяются по группам (3-4 человека в группе). Каждая группа обеспечивается текстом, который может быть на компьютере и на обычном листе бумаги.  Каждая группа  отвечает на вопросы и задания. Обсуждая ответы, находим правильные решения и ответы.

     Подводим итог урока. Коллективно оцениваем работу каждой группы, по возможности - каждого ученика  

  Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. На дом: задание № 12, письменно.

 В данном уроке предложен следующий текст

 

Поразительно мало известно об авторе знаменитых "Начал" Евклиде. Создатель поистине фундаментального труда так и останется практически неизвестной личностью, но невероятно значимой фигурой в мире науки. О знаменитом древнегреческом математике Евклиде нам известно достоверно лишь то, что жил он в IV-III веках до н.э. и провел большую часть жизни в Александрии. Обширную и детализированную биографию Евклида написали также арабские авторы. Одна из арабских рукописей XII века утверждает, что Евклид, известный как «Геометр», был сыном некоего Наукрата, родился в Тире и проживал в Сирии. В своих «Комментариях к первой книге «Начал» Евклида» он указывает, что учёный жил во времена Птолемея I Сотера, аргументируя это тем, что «Архимед … упоминает об Евклиде и, в частности, рассказывает, что Птолемей спросил его, есть ли более короткий путь изучения геометрии, нежели «Начала»; а тот ответил, что нет царского пути к геометрии». Все выше названные, кроме арабских авторов, упоминают о Евклиде только как об авторе знаменитого сочинения «Начала» - его главного труда, написанного примерно в 300 году до н.э. Известно также, что Евклид был первым математиком Александрийской школы и работал при знаменитой Александрийской библиотеке.Состоящие из 13 книг на древнегреческом, «Начала» представляют собой первый систематизированный теоретический трактат по математике и геометрии. Они стали своего рода итогом развития всей античной науки, дав огромный толчок последующим исследованиям. С самого появления работы к ней писали комментарии другие учёные, начиная от Прокла и заканчивая арабскими и европейскими авторами Средневековья и Нового времени, среди которых были Галилео Галилей, Рене Декарт, Исаак Ньютон. Некоторые исследователи утверждают, что «Начала» были самой популярной и значимой книгой в Средневековой Европе.Начало каждой из 13-ти книг состоит из определений, аксиом и постулатов. Затем идут задачи на построение и теоремы, а после – доказательства этих теорем и решение задач. В своей работе Евклид не ссылается на своих предшественников, а лишь опирается на их результаты. Исследователи установили, что он пользовался работами Гиппократа Хиосского, Евдокс Книдского, Теэтета Афинского и работами разных пифагорейцев.Первая книга посвящена изучению свойств прямоугольных треугольников и параллелограммов.Вторая, третья и четвертая книги основаны на трудах пифагорейцев и раскрывают задачи и теоремы геометрии окружностей, их касательных и хорд, вписанных и описанных многоугольников, построения правильных многоугольников. В пятой книге рассматривается общая теория отношений или теория пропорций величин. В шестой книге на практике применяется теория отношений для доказательства подобия геометрических фигур. На этом заканчивается первая часть «Начал», в которой рассматривались одноплоскостные фигуры.Седьмая, восьмая и девятая книги посвящены элементарной теории чисел. В них рассматриваются свойства простых чисел, их делимость, пропорции, геометрическая прогрессия и суммы прогрессий, бесконечность простых чисел и строительство совершенных чисел. Также в седьмой книге Евклид предлагает своей алгоритм нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного. Самая объемная десятая книга представляет собой попытку классификации несоизмеримых (в современном понимании, иррациональных) величин.Книги с одиннадцатой по тринадцатую – это теория пространственной геометрии или стереометрии. Одиннадцатая воплощает теории первых шести книг в пространстве – перпендикулярность, параллелизм, объемы параллелепипедов. В двенадцатой рассказывается об исследованиях объемов конусов, пирамид и цилиндров. И, наконец, в тринадцатой книге описываются пять правильных многогранников или платоновых тел, вписанных в сферу. Считается, что свой математический труд Евклид написал, работая в Александрийской библиотеке. Александрийская библиотека представляла собой не просто огромное собрание разнообразных книг и источников, а была местом, где собирались виднейшие представители наук, вели дискуссии, работали над своими трудами и представляли их на всеобщее обозрение. В разное время в ней работали Эратосфен Киренский, Аристофан, Архимед, Птолемей и многие другие. Неудивительно, что Евклид, находясь в такой благоприятной для развития мысли обстановке смог создать действительно уникальное произведение, по величине и значимости соизмеримое с важнейшими открытиями современного мира.Описание: Евклид и его “Начала”

Задания по тексту:

 

1.1. Озаглавьте текст

1.2. Разделите  текст на абзацы и озаглавьте каждый из них.

№ абзаца

Заголовок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Продолжи утверждения, используя текст

  • Евклид  жил  в ________ веках до н.э
  • Знаменитое сочинение Евклида ______________________ «Начала» состоит из _______________________________________________
  • Исследователи установили, что Евклид пользовался работами________________________________________
  • Свой математический труд Евклид написал, работая в
    _______________________________________________
  • В седьмой, восьмой и девятой главах рассматриваются ______________________________________________

 3. Выпишите незнакомые термины и дайте им объяснение

__________________________________________________________

4.1. С какими понятиями, описываемыми в “Началах”  Вы уже встречались ранее на уроках математики______________________________________________

4.2 Изучению  свойств каких фигур посвящена первая книга     «Начал»?_______________________________________________________

5. Почему, на ваш взгляд, сочинение  “Начала” имеет такое огромное значение ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

6. Какие утверждения соответствуют содержанию текста

                   Утверждения

Верно

Неверно

Каждая из 13 книг начинается с определений, аксиом и постулатов.

 

 

Считается, что Евклид создал свой труд в Тире в Сирии.

 

 

Евклид жил и работал в  Средневековой Европе.

 

 

В седьмой книге Евклид предложил свой алгоритм нахождения НОД и НОК.

 

 

 Александрийская библиотека представляла собой  просто огромное собрание разнообразных книг и источников

 

 

Евклид дал определение совершенных чисел.

 

 

7.Найди соответствие математического понятия и его ассоциации  в жизни.

Математическое понятие

Объект в окружающем мире

Параллелепипед

Воздушный шар

Прогрессия

Головной убор

Сфера

Увеличение цены товара

Цилиндр

Комната

8. Сколько книг из  “НАЧАЛ” посвящены изучению разделу геометрии  - планиметрии ______________________________

9. Выпишите  знаменитую фразу Евклида о геометрии, упомянутую в статье __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. О каких ещё  учёных Средневековья говорится в статье?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Подумайте, какую геометрическую фигуру Евклид определил так: “______  есть то, часть чего есть ничто”.

12. *Напиши мини-сочинение на тему: “Как  я представляю Александрийскую библиотеку в III в. до н. э”.

13. Вопросы рефлексии:

Текст меня побудил:

  • Еще больше узнать из истории математики
  • Узнать о биографии ученых
  • Узнать историю возникновения математических понятий
  • Узнать историю Средневековья
  • Самому придумать  и обосновать  новое понятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"."

Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"", 1 год обучения....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Вокал"

Занятие "Весна" было представлено мной на республиканском семинаре....

Конспект занятия внеурочной деятельности по теме "Лист Мёбиуса"

Данный материал содержит конспект   к  занятию внеурочной деятельности в 5 классе  по теме "Лист Мебиуса"...

Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.

Конспект  к презентации  Командная игра "Экологический марафон"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация "Ёжик"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги.

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги....

План-конспект занятия внеурочной деятельности "Путешествие в Цветоград"

Цели:познавательная - обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;практическая - закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, разбирать слово морфологически, ум...