7 класс рабочая программа по геометрии ( по ФГОС)
рабочая программа по алгебре (7 класс)

Рабочая программа по геометрии 7 класс Атанасян Л.С. (по ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_rabochaya_progamma_po_geometrii_po_fgos.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс     Геометрия       2 часа в неделю,  всего 70 часов           Учебник  Л.С. Атанасян

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по геометрии в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и с учетом рекомендаций авторских программ Л.С. Атанасяна по геометрии.

Согласно базисному учебному плану средней (полной) школы, рекомендациям Министерства образования Российской Федерации и наличию учебников в библиотеке, выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.

Цели курса:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудности;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

Задачи курса:

  • развитие и углубление вычислительных навыков и умений до уровня, позволяющего уверенно применять знания при решении задач математики, физики и химии:
  • формирование умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий на уроках геометрии.

Учитывая жесткий лимит учебного времени, объяснение материала и фронтальное решение задач проводится по готовым чертежам. В целях усиления развивающих функций задач по геометрии, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера. Изменение часов по некоторым темам основано на практическом опыте.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 7 классе 2 часа в неделю. Исходя из расписания уроков и каникул календарно-тематическое планирование составлено на 70 уроков.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, контрольных, проверочных работ и математических диктантов.

Контрольных работ – 5.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения геометрии ученик должен

знать:

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритма;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них , важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин ( используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по геометрии 7 класса (70 часов)

1. Начальные геометрические сведения (11 ч)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.

Понятие равенства геометрических фигур.

Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.

Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.

Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.

Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.

Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Учащиеся должны уметь:

  • формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;
  • формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;
  • формулировать определения перпендикуляра к прямой;
  • решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
  • опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
  • сопоставлять полученный результат с условием задачи.

2. Треугольники (17 ч)

Треугольник. Признаки равенства треугольников.

Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Равнобедренный треугольник и его свойства.

Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать равнобедренный, равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису;
  • формулировать определение равных треугольников;
  • формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;
  • объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника;
  • формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,
  • моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
  • решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
  • опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
  • интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;
  • решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.

3. Параллельные прямые (13 ч)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей, широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;
  • формулировать аксиому параллельных прямых;
  • формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных прямых;
  • моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
  • решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
  • опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
  • интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.
  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника (9 ч)
  2. Прямоугольные треугольники (10 ч)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.

Неравенство треугольника.

Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный;
  • формулировать и доказывать теоремы
  • о соотношениях между сторонами и углами треугольника,
  • о сумме углов треугольника,
  • о внешнем угле треугольника;
  • формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;
  • решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки.

Литература:

  • Геометрия, 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.: Просвещение, 2010.
  • Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков: Просвещение, 2004.
  • Дидактические материалы по геометрии для 7 класса / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер: Просвещение 2010.
  • Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 7 класса / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершов: Илекса, 2010.

№ урока

Тема

К-во часов

Дата

Тип урока

Оборудование и наглядное пособие

Методы и приёмы

Повторение

                                                                                                          Начальные геометрические сведения (11 ч)

1

Прямая и отрезок

1

СУИНМ, СУЗ

Плакат, ИКТ, карточки.

Словесно-наглядный,

практический

Основные понятия геометрии

2

Луч и угол

1

СУИНМ, СУЗ

Плакат, карточки.

Словесно-наглядный,

практический

Построение прямых, отрезков

3

Сравнение отрезков и углов

1

СУЗ

Дидактические материалы,  карточки

Словесно-наглядный

Основные понятия геометрии

   4-5

Измерение отрезков

2

СУИНМ, СУЗ

Чертежи, карточки

Работа в парах, фронтальный опрос

Вычислительные навыки

6

Измерение углов

1

СУЗ

Индивид. задания. учебник, ИКТ

Словесно-наглядный,

практический

Измерение отрезков

7-10

Перпендикулярные прямые

4

СУИНМ, СУЗ, КОМБ

Плакат, карточки

Индивидуальный контроль,

работа в парах

Построение углов

11

Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения»

1

Контроль знаний

Текст к.р.

Контроль

   Треугольники (17 ч)

12-14

Первый признак равенства треугольников

3

СУИНМ, СУЗ

Дидактические материалы, таблицы

Поисково-исследовательский

Основные понятия геометрии

15-18

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

4

 СУИНМ, СУЗ, КОМБ

Плакат, ИКТ, карточки.

Поисково-исследовательский, индивидуальный

Основные понятия геометрии

19-20

Второй признак равенства треугольников

2

СУИНМ, СУЗ

Плакат, карточки.

Словесно-наглядный,

практический

Элементы треугольника

21-22

Третий признак равенства треугольника

2

СУИНМ, СУЗ, КОМБ

Дидактические материалы,  карточки

С.р., работа в группах

Признаки равенства треугольников

23-25

Задачи на построение

3

СУИНМ, СУЗ

Чертежи, карточки

Работа в парах

Работа с циркулем

26-27

Решение задач по теме «Треугольники»

2

СУИНМ, СУЗ, КОМБ

Индивид. задания, учебник, ИКТ

Поисково-исследовательский, индивидуальный

Признаки равенства треугольников

28

Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»

1

Проверка знаний

Текст к.р.

Контроль

  Параллельные прямые (11ч)

29-33

Признак параллельности двух прямых

5

СУИНМ, СУЗ, КОМБ

Дидактические материалы

Словесно-наглядный,

практический

Измерение углов

34-36

Аксиомы параллельных прямых

3

СУИНМ, СУЗ

Чертежи, карточки

Работа в группах, практический, с.р.

Признаки параллельных  прямых

37-38

Решение задач

2

СУИНМ, СУЗ, КОМБ

Индивид. задания, учебник, ИКТ

Практический, работа в парах

Равенство треугольников

39

Контрольная работа № 3 по теме: «Параллельные прямые»

1

Проверка знаний

Текст к.р.

Контроль

    Соотношение между сторонами и углами треугольника (8ч)

40-42

Сумма углов треугольника. Решение задач

3

СУИНМ, СУЗ, КОМБ

Карточки

Поисково-исследовательский, индивидуальный

Вычислительные навыки

43-45

Соотношение между сторонами и углами треугольника

3

СУИНМ, СУЗ

Чертежи, карточки

Словесно-наглядный

практический, поисковый

Признаки равенства треугольников

46-47

Решение задач

2

СУИНМ, СУПЗ

Индивид. задания, учебник, ИКТ

С.р., работа в группах

Сумма углов треугольника

  Прямоугольные треугольники (11 ч)

48-52

Прямоугольные треугольники

5

СУИНМ, СУЗ, КОМБ

Карточки

Словесно-наглядный,

практический

Соотношения в треугольнике

53-55

Построение треугольника по трём элементам

3

СУИНМ, СУПЗ

Чертежи, карточки

Работа в группах, практический, с.р.

Работа с циркулем

56-57

Решение задач

2

СУИНМ, СУЗ, КОМБ

Индивид. задания, учебник, ИКТ

Практический, работа в парах

Построение треугольника

58

Контрольная работа № 4 по теме: «Прямоугольные треугольники»

1

Проверка знаний

Текст к.р.

Контроль

   Итоговое повторение (12 часов)

59-69

Итоговое повторение

11

КОМБ,  СУЗ

Таблицы, дидактические материалы, ИКТ

Словесно-наглядный,

практический

Вычислительные навыки

70

Итоговая

контрольная работа №5

1

Проверка знаний

Текст к.р.

Контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7класс (ФГОС)

Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику Л.С.Атанасяна. Программа составлена на основе Фундоментапьного ядра общего образования, Примерной программы по учебным предметам (стандарты второ...

7 класс. Рабочая программа по геометрии

Настоящая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной про...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

8 класс рабочая программа по геометрии (по ФГОС)

Рабочая программа по геометрии по ФГОС 8 класс Атанасян Л.С....

Рабочая программа по геометрии по ФГОС ООО 11 класс по учебнику Атанасян 2 часа

Рабочая программа по геометрии по ФГОС ООО 11 класс по учебнику Атанасян  2 часа...