8 класс рабочая программа по геометрии (по ФГОС)
рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме

Рабочая программа по геометрии по ФГОС 8 класс Атанасян Л.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_fgos_rabochaya_programma_po_geometrii.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс.    Геометрия.         2 часа в неделю, всего 68 часов         Учебник Атанасян Л.С.

  1. Пояснительная записка

           Рабочая программа учебного курса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по геометрии в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и с учетом рекомендаций авторских программ Л.С. Атанасяна по геометрии. Согласно базисному учебному плану средней (полной) школы, рекомендациям Министерства образования Российской Федерации и наличию учебников в библиотеке, выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.

Цели курса:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудности;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

Задачи курса:

  • развитие и углубление вычислительных навыков и умений до уровня, позволяющего уверенно применять знания при решении задач математики, физики и химии:
  • формирование умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий на уроках геометрии.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 8 классе 2 часа в неделю. Исходя из расписания уроков и каникул календарно-тематическое планирование составлено на 70 уроков. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, контрольных, проверочных работ и математических диктантов. Контрольных работ – 5.

  1. Содержание программы

    В темах геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

     При изучении  геометрии решению задач должно быть уделено большое внимание. Все новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений должны усваиваться в процессе решения задач. На решение задач следует отводить в среднем не менее половины каждого урока. Достижению этой цели способствует большое количество и разнообразие задач, содержащихся в учебнике. Основными являются задачи к каждому параграфу. В конце каждой главы есть 20-30 дополнительных заданий, которые можно использовать как для основной работы (если задач к какому-то параграфу главы окажется недостаточно), так и для повторения материала данной главы.  Также в учебнике приведены задачи повышенной трудности, которые можно использовать для индивидуальной работы с учащимися, проявляющими особый интерес к математике.

      Система задач позволяет развить интерес учащихся к математике с учетом их математической подготовки. Большое внимание уделяется тщательной формулировке задач, нередко приводится несколько решений одной и той же задачи. Также в пособии предусмотрены серии задач, в которых одно и то же понятие предстает в разных ракурсах, в качестве компонентов различных конфигураций. Характерной особенностью системы задач является широкое использование в них стандартных конфигураций, что способствует усвоению понятий, способов рассуждений. При изложении теоретического материала соблюдается систематичность, последовательность и экономичность изложения. У учащихся формируется понятие красоты и изящества математических рассуждений.  

  1. Четырехугольники (15 ч.)

Основная цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Учащиеся должны знать/понимать:

    • определения: многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;

    • формулу суммы углов выпуклого многоугольника;

    • свойства этих четырехугольников;

    • признаки параллелограмма;

    • виды симметрии.

     Учащиеся должны уметь:

    • распознавать на чертеже многоугольники и выпуклые многоугольники; параллелограммы и трапеции;

    • применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника;

    • применять свойства и признаки параллелограммов при решении задач;

    • делить отрезок на n равных частей;

    •  строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;

    • выполнять чертеж по условию задачи.

  1. Площадь (14 ч.)

Основная цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Учащиеся должны знать/понимать:

    • представление о способе измерения площади, свойства площадей;

    • формулы площадей: прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;

    • формулировку теоремы Пифагора и обратной ей.

     Учащиеся должны уметь:

    • находить площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;

    • применять формулы при решении задач;

    • находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора;

    • определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора.

    • выполнять чертеж по условию задачи.

  1. Подобные треугольники (21 ч.)

Основная цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Учащиеся должны знать/понимать:

    • определение подобных треугольников;

    • формулировки признаков подобия треугольников;

    • формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников;

    • формулировку теоремы о средней линии треугольника;

    • свойство медиан треугольника;

    • понятие среднего пропорционального,

    • свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла;

    • определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника

    • значения синуса, косинуса, тангенса углов 30º, 45º, 60º, 90º.

     Учащиеся должны уметь:

    • находить элементы треугольников, используя определение подобных треугольников;

    • находить отношение площадей подобных треугольников;

    • применять признаки подобия при решении задач;

    • применять метод подобия при решении задач на построение;

    • находить значение одной из тригонометрических функций по значению другой;

    • решать прямоугольные треугольники.

  1. Окружность (15 ч.)

Основная цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

Учащиеся должны знать/понимать:

   • случаи взаимного расположения прямой и окружности;

   • понятие касательной, точек касания, свойство касательной;

   • определение вписанного и центрального углов;

   • определение серединного перпендикуляра;

   • формулировку теоремы об отрезках пересекающихся хорд;

   • четыре замечательные точки треугольника;

   • определение вписанной и описанной окружностей.

     Учащиеся должны уметь:

    • определять и изображать взаимное расположение прямой и окружности;

    • окружности, вписанные в многоугольник и описанные около него;

    • распознавать и изображать центральные и вписанные углы;

    • находить величину центрального и вписанного углов;

    • применять свойства вписанного и описанного четырехугольника при решении задач;

    • выполнять чертеж по условию задачи;

    • решать простейшие задачи, опираясь на изученные свойства.

Планируемые результаты.

 

  1. Четырёхугольники.

Учащиеся научатся:

1) использовать в ходе решения задач формулу суммы внутренних углов многоугольника .

2) различать виды четырёхугольников: параллелограмм, ромб, трапеция, квадрата, прямоугольник.

3) использовать в ходе решения их свойства и признаки.

4)сформируют понятия осевая и центральная симметрия как свойства некоторых геометрических фигур.

учащиеся получат возможность научиться:

1) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.

  1. Площади.

Учащиеся научатся:

1) опираясь на основные свойства площадей , формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника, трапеции, использовать в ходе решения задач на вычисление площади фигур.

2) применять теорему Пифагора и ей обратную в решении задач.

учащиеся получат возможность научиться:

1) умению  различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

2) определению адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

3) умению  комбинировать  известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из  них.

4) исследовать  несложные практические ситуации, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике.

  1. Подобные треугольники

Учащиеся научатся:

1) определять подобные треугольники.

2) применять признаки подобия треугольников при решении задач.

учащиеся получат возможность научиться:

1) применять  подобия треугольников при  доказательстве теорем, решении задач  на построение циркулем и линейкой, в измерительных работах  на местности.

2) выработать навыки использования теории подобия треугольников при решении разнообразных задач.

  1. Окружность. 

Учащиеся научатся:

1) определять различные случаи взаимного расположения прямой и окружности.

2) сформируют понятие касательной, будут различать  её свойства и признак, а также свойство отрезков касательных, проведённых из одной точки.

2) сформируют понятие градусной меры дуги окружности, центрального и вписанного углов.

3) сформируют понятие вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника окружностей.

учащиеся получат возможность научиться:

1) доказать теоремы об  измерении вписанных углов  и об отрезках пересекающихся хорд и показать, как они используются при решении задач.

2) на их основе свойств биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку доказать, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке, серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке, высоты треугольника (или их продолжения) пересекаются в одной точке.

3) познакомиться со свойствами вписанного и описанного четырёхугольников.

4)  комбинировать  известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из  них.

5) исследовать  несложные практические ситуации, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике.

3. Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения учебного курса "математика" в 8 классе ученик должен:

Знать/ понимать: 

  • Существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • определение многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;
  • формулировку теоремы Фалеса, основные типы задач на построение;
  • представление о способе измерения площади многоугольника; формулы вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата, треугольника;
  • формулировку теоремы Пифагора и обратной ей теоремы;
  • формулировки признаков подобия треугольников, теорем об отношении площадей и периметров подобных треугольников; свойство биссектрисы треугольника;
  • формулировки теорем о средней линии треугольника и трапеции, свойство медиан треугольника, теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике;
  • понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30,45,60,90 градусов; соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
  • случаи взаимного расположения прямой и окружности; формулировку свойства касательной, отрезков касательных; формулировки определений вписанного и центрального углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд; четыре замечательные точки треугольника;
  • понятие вписанной, описанной окружности, теоремы о свойствах вписанного и описанного четырехугольника.

Уметь: 

  • Изображать числа точками на координатной прямой.
  • Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;  изображать множество решений линейного неравенства
  • Находить значения  функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу;  находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей.
  • Определять свойства функции по её графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств.
  • Описывать свойства изученных функций, строить их графики.
  • распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, на чертежах среди четырехугольников распознавать прямоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат, трапецию и ее виды;
  • выполнять чертежи по условию задачи; решать задачи на нахождение углов и сторон параллелограмма, ромба, равнобедренной трапеции; сторон квадрата, прямоугольника; угла между диагоналями прямоугольника;
  • применять теорему Фалеса в процессе решения задач;
  • вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, треугольника; применять формулы площадей при решении задач; решать задачи на вычисление площадей;
  • находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора, определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора;
  • находить стороны, углы, отношения сторон, отношения периметров и площадей подобных треугольников, используя признаки подобия; доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия;
  • находить стороны треугольника по отношению средних линий и периметру; решать прямоугольный треугольник, используя соотношения между сторонами и углами; находить стороны треугольника, используя свойство точки пересечения медиан;
  • находить один из отрезков касательных, проведенных из одной точки по заданному радиусу окружности; находить центральные и вписанные углы по отношению дуг окружности; находить отрезки пересекающихся хорд окружности, используя теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
  • решать задачи и приводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения.
  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • интерпретация графиков реальных зависимостей между величинами.
  • для решения несложных практических задач (например: нахождение сторон квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника);
  • для решения практических задач, связанных с нахождением площади треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба (например: нахождение площади пола);
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  • для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

4. Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.:   Просвещение, 2011.
  2. Л.С. Атанасян и др., Геометрия, 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008
  3.  Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомендации к учебнику. Л.С. Атанасян и др. – М.:  Просвещение, 2004.
  4. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса / А.П. Ершова и др.,  Илекса, 2004.
  5. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9 классы. Геометрия / Е.М. Рабинович: Илекса, 2001.

  1. Интернет-ресурсы

  1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
  2. http://www.mathvaz.ru/rprogram.php
  3.  www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
  4.  www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
  6.  www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

№  урока

Содержание учебного материала

К – во час

Дата

Тип урока

Оборудование и наглядное пособие

Методы и приемы

Повторение

   1-2

Уроки вводного повторения

2

Комб.

Таблицы

Фронт опрос

Признаки равенства треугольников

Глава  V Четырехугольники

3-4

Многоугольники

2

Комб.

Таблицы

Лекция

Вычислительные навыки

5-10

Параллелограмм и трапеция

6

Суинм.,

Комб.

Карточки

Самостоятельная работа

Признаки равенства треугольников

11-14

Прямоугольник, ромб, квадрат

4

Суинм.,

Комб.

Таблицы, карточки

Индив.контроль,

работа в парах

Свойства параллелограмма

15-16

Решение задач по теме «Четырехугольники»

2

Суз

Карточки

Исследовательский

Свойства и признаки

четырёхугольников

17

Контрольная работа №1

1

Контроля

Текст к.р.

Контроля

Глава VI Площадь

18-19

Четырехугольники многоугольника

2

Суинм.,

Комб.

Поисково-исследовательский

Площади квадрата, прямоугольника.

20-25

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции

6

Суз

Таблицы, дидак. материалы  

С.р., работа в группах

Вычислительные навыки

26-28

Теорема Пифагора

3

Суинм.,

комб

Презентация

Фронтальный опрос

Вычислительные навыки

29-30

Решение задач по  теме «Площадь»

2

Комб

Чертежи

Работа в парах

Площади фигур

31

Контрольная работа №2

1

Контроля

Текст к.р.

Контроля

Глава VII Подобные треугольники

32-34

Определение подобных треугольников

3

Суз

Таблицы, дидак.материалы  

С.р., работа в группах

Признаки равенства треугольников

35-40

Признаки подобия треугольников

6

Суинм,

комб

Поисково-исследовательский

Признаки равенства треугольников

41

Контрольная работа №3

1

Контроля

Текст к.р.

Контроля

42-48

Применения подобия к доказательству теорем и  решению задач

7

Суз, уроки семинары

Таблицы, дидактические материалы

Беседа, индивид. сам. работа

Вычислительные навыки

49-51

Соотношение между сторонами углами прямоугольного  треугольника

3

Суинм.,

комб

таблицы

Поисково-исследовательский

Теорема Пифагора

52

Контрольная работа №4

1

Контроля

Текст к.р.

Контроля

Глава VIII Окружность

53- 55

Касательная к окружности

3

Суинм.,

комб

Таблицы, дидак. материалы

Лекция, сам. работа

Площади фигур

56-59

Центральные и вписанные углы

4

Суз, комб

Дидактические материалы, с.р.

Фронт. опрос

Свойства и признаки

четырёхугольников

60-62

Четыре замечательные точки треугольника

3

Суинм.,

комб

Таблицы карточки

Поисково-исследовательский

Теорема Пифагора

63- 66

Вписанная и описанная окружности

4

Комб,

суз

Таблицы карточки

Индивид. контроль

Теорема Пифагора

67

Контрольная работа №5

1

Контроля

Текст к.р.

Контроля

68-70

Повторение

    3

Комб, суз

Индивидуальный контроль, с.р.

Теорема Пифагора,

признаки подобия

Суинм – специализированный урок изучения нового материала

Суз - специализированный урок закрепления

Супз - специализированный урок проверки знаний

Комб – комбинированный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по наглядной геометрии 6 классрабочая программа по наглядной геометрии

рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс к пособию Шарыгина "Наглядная геометрия"...

Рабочая программа по геометрии 7класс (ФГОС)

Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику Л.С.Атанасяна. Программа составлена на основе Фундоментапьного ядра общего образования, Примерной программы по учебным предметам (стандарты второ...

Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебнику "Геометрия,7-9" Л.С.Атанасян (ФГОС)

Аннотация к рабочей программе по ГЕОМЕТРИИ для 7б класса 1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.Учебный предмет Геометрия  включен в образовательную ...

автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)

Программа разработана на основе                 Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...

7 класс рабочая программа по геометрии ( по ФГОС)

Рабочая программа по геометрии 7 класс Атанасян Л.С. (по ФГОС)...

8 классРабочая программа по производственному обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой

Рабочая программа по производственному обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Ворон...

Рабочая программа по геометрии по ФГОС ООО 11 класс по учебнику Атанасян 2 часа

Рабочая программа по геометрии по ФГОС ООО 11 класс по учебнику Атанасян  2 часа...