рабочая программа по наглядной геометрии 6 классрабочая программа по наглядной геометрии
рабочая программа по геометрии (6 класс) на тему

рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс к пособию Шарыгина "Наглядная геометрия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-6_kl_naglyad_geom_rabochaya_programma_moe.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5, 6 классов и реализуется на основе следующих документов:

  • Федеральный    компонент    государственных    образовательных    стандартов    начального общего,  основного общего  и  среднего (полного) общего  образования  (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
  • Федеральный     базисный     учебный     план     и     примерные     учебные     планы   для общеобразовательных    учреждений    Российской     Федерации,    реализующих     программы общего    образования    (приказ    МОРФ    от    09.03.2004    г.    №1312    «Об    утверждении федерального   базисного   учебного   плана   и   примерных   планов   для   образовательных учреждений РФ»;
  • Приказ  МОРФ  от 05.03.2004  г.   №1089   «Об  утверждении   федерального  компонента государственных   образовательных   стандартов   начального   общего,   основного   общего   и среднего (полного) общего образования»;
  • Закон РФ «ОБ образовании»
  • Приказа МО Саратовской области от 27.04.2011 г. № 1206 « О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования»

Рабочая программа соответствует учебнику «Наглядная геометрия» И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева – Издательство: Дрофа, 2011 г.

 Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях  способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как  по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.

Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный

уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.

Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.

Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.

Цели курса “Наглядная геометрия”

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
  • формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).   
  • подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы. 

Задачи курса “Наглядная геометрия”

  • Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
  • Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.                                                      
  • На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
  • Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
  • Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
  • Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования;  

В результате изучения курса учащиеся должны:

ЗНАТЬ: простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.

УМЕТЬ: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков. Находить площади многоугольников, объемы многогранников, строить развертку куба, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; «оживлять» геометрические чертежи; строить фигуры симметричные данным; решать простейшие задачи на конструирование; применять основные приемы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);

решения практических задач с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; описания реальных ситуаций на языке геометрии.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Курс реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Данная программа рассчитана на 70 часов по 1 часу в неделю в каждом классе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

  • В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:                                                                                                            
  •  исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  •  проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  •  поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Условные обозначения:

ФП – фронтальная проверка, СВН- самостоятельное выполнение номеров, РУ – работа с учебником

Календарно-тематический план

урока

Тема урока

Количество часов

Сроки проведения

1

19. Фигурки из кубиков и их частей

1

2

Метод трех проекций

1

3

20. Параллельность

1

4

Перпендикулярность

1

5

21. Параллелограммы

1

6

Виды параллелограммов

1

7

Золотое сечение

1

8

22. Координаты, координаты

1

9

Координатная плоскость

1

10

Построения на координатной плоскости

1

11

23. Оригами

1

12

Мир оригами

1

13

24. Замечательные кривые: эллипс

1

14

Замечательные кривые: парабола и гипербола

1

15

25.  Кривые дракона

1

16

26. Лабиринты

1

17

27. Геометрия клетчатой бумаги

1

18

Построения по клеткам

1

19

28. Зеркальное отражение

1

20

29. Осевая симметрия

1

21

Центральная симметрия

1

22

30. Бордюры

1

23

Виды бордюров

1

24

31. Орнаменты

1

25

Виды орнаментов

1

26

Паркеты

1

27

32. Симметрия помогает решать задачи

1

28

33. Окружность

1

29

Одно важное свойство окружности

1

30

34. Задачи

1

31

Головоломки

1

32

Игры

1

33

Задачи и головоломки

1

34

Головоломки и игры

1

35

Задачи, головоломки, игры

1

Развернутое календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Форма и тип урока

Содержание

Использование ИКТ

Самост. учебная деятельность

Виды контроля

Дата проведения

план

факт

1

19. Фигурки из кубиков и их частей

Формирование понятий, знаний

Параллелограмм, его свойства. Построение параллельных и перпендикулярных прямых, понятие «золотого сечения». Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой. Основная цель: сформировать у учащихся навыки построения циркулем и линейкой. Фигурки из куба и его частей.

СВН

ФП

2

Метод трех проекций

Применение знаний

РУ, СВН

ФП

3

20. Параллельность

Формирование знаний, умений

СВН

ФП

4

Перпендикулярность

Формирование знаний, умений

СВН

Практическая работа

5

21. Параллелограммы

Формирование знаний, умений

СВН

ФП

6

Виды параллелограммов

Применение знаний, умений

УМК Смирновых

 7-9

СВН

ФП

7

Золотое сечение

Применение знаний

Презентация

СВН

ФП,

8

22. Координаты, координаты

Формирование знаний, умений

Решение задач на построение точек на координатной плоскости, рисование по координатам и наоборот – разгадывание зашифрованного с помощью координат рисунка.

СВН

ФП

9

Координатная плоскость

Применение знаний, умений

Мордкович «Живые иллюстрации»

СВН

ФП

10

Построения на координатной плоскости

Совершенствование знаний, умений

СВН

Практическая работа

11

23. Оригами

Формирование знаний, умений

Кривые дракона, лабиринты. Геометрия клетчатой бумаги. Расширить кругозор в познании замечательных кривых, их особенностей и приложений.

СВН

ФП

12

Мир оригами

Применение знаний, умений

Презентация

СВН

Домашняя практическая работа, защита проектов

13

24. Замечательные кривые: эллипс

Формирование понятий

СВН

ФП

14

Замечательные кривые: парабола и гипербола

Применение понятий

Мордкович «Живые иллюстрации»

СВН

15

25.  Кривые дракона

Применение знаний

СВН

ФП

16

26. Лабиринты

Применение знаний, умений

СВН

ФП

17

27. Геометрия клетчатой бумаги

Применение знаний, умений

СВН

ФП

18

Построения по клеткам

Применение знаний, умений

СВН

Практическая работа

19

28. Зеркальное отражение

Формирование знаний, умений

Зеркальное отражение, Бордюры и орнаменты. Симметрия помогает решать задачи. Правильные многогранники. Работы с симметричными фигурами, создание бордюров, паркетов, орнаментов, находение их в природе, быту и т.д.Правильные многогранники. Изготовление правильных многогранников.

СВН

ФП

20

29. Осевая симметрия

Формирование знаний, умений

УМК Шарыгина  Геометрия 7

СВН

ФП

21

Центральная симметрия

Формирование знаний, умений

УМК Шарыгина  Геометрия 7

СВН

ФП

22

30. Бордюры

Применение знаний

УМК Шарыгина  Геометрия 7

СВН

ФП

23

Виды бордюров

Совершенствование знаний

СВН

Домашняя практическая работа, защита проектов

24

31. Орнаменты

Применение знаний

УМК Шарыгина  Геометрия 7

СВН

ФП

25

Виды орнаментов

Совершенствование знаний

СВН

ФП

26

Паркеты

Применение знаний, умений

УМК Смирновых

 7-9

РУ, СВН

ФП, Домашняя практическая работа, защита проектов

27

32. Симметрия помогает решать задачи

Совершенствование знаний

РУ, СВН

ФП

28

33. Окружность

Формирование знаний, умений

Окружность. Важное свойство окружности.

УМК Смирновых

 7-9

СВН

ФП

29

Одно важное свойство окружности

Формирование знаний, умений

СВН

ФП

30-31

34. Задачи

Совершенствование знаний

Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры.

СВН

ФП

32-33

Головоломки

Применение знаний

СВН

ФП

34-35

Игры

Совершенствование знаний

СВН

ФП

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1.  Панчищина В.А. Наглядная геометрия: Рабочая тетрадь по математике для 5 и для 6 класса.  Наглядная геометрия (учебное пособие для 5–6 классов) Изд-во ТГПУ, 2008
  2. Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009.
  3. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. Журнал “Математика в школе”, №7, 2006.
  4. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 189 с.
  5. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с

          СД –диски: Математика 5 - 11 классы. Практикум; Интерактивная математика 5 -9 классы; Мордкович АГ «Живые иллюстрации»;УМК  

                               Смирновых Геометрия 7-9;УМК И. Ф. Шарыгина Геометрия 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по наглядной геометрии в 5 классе

Рабочая программа по наглядной геометрии  предназначена для работы в 5-х классах общеобразовательной школы . Основой  данной программы является авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю. Ход...

Авторская рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс

Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 5 класса разработана на основеФедерального ...

Рабочая программа по наглядной геометрии

Ра бочая программа по наглядной геометрии, 5, 6 классы...

Рабочая программа по наглядной геометрии

Ра бочая программа по наглядной геометрии, 5, 6 классы...

Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса

Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 6 класса разработана на основе: Учебно – методического комплекса «Наглядная геометрия» И.Ф. Шарыгина. Основной образовательной программы...

Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....