Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса
рабочая программа по геометрии (6 класс) по теме

Листопадова Евгения Васильевна

Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 6 класса разработана на основе:

  • Учебно – методического комплекса «Наглядная геометрия» И.Ф. Шарыгина.
  • Основной образовательной программы лицея.

Федерального компонента государственного стандарта общего образования и с использованием рекомендаций авторской программы И.Ф. Шарыгина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnaya_geometriya_noveishaya.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Изучение геометрии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой геометрических знаний и умений.
  • развитие конструктивных навыков обучаемых.
  • всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 6 классов с помощью методов геометрической наглядности.
  • изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
  • содержание курса обеспечивает развитие творческих способностей ребенка, обогащает и развивает геометрическую интуицию, развивает личность ученика, его способности.
  • курс предполагает комплексное развитие памяти, внимания, речи, нетрадиционного мышления, гибкости мышления, развития пространственного воображения, смекалки и наблюдательности, посредством нестандартных задач.

         

Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 6 класса разработана на основе:

  • Учебно – методического комплекса «Наглядная геометрия» И.Ф. Шарыгина.
  • Основной образовательной программы лицея.
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования и с использованием рекомендаций авторской программы И.Ф. Шарыгина.

Место и роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов:

                   Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся.        

                  Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета. Большую роль в этом играет пропедевтический курс геометрии, который способствует дальнейшему успешному становлению геометрического образования.                   Курс «Наглядная геометрия» рассчитан на 2 года и является начальным курсом в системе школьного геометрического образования.  
                 Одной из задач курса является вооружение учащихся геометрическим методом познания мира, определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.

                  В ходе преподавания наглядной геометрии в 6 классе следует обращать внимание на то, чтобы обучаемые овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способам деятельности, такими как:

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;

- использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу и современные              информационные технологии.

- приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе самостоятельной деятельности.  

               В курсе предусматривается параллельное изучение фигур на плоскости и в пространстве (фузионизм). Игры, головоломки, топологические опыты, задачи со спичками рассматриваются и на плоскости и в пространстве.            

                Количество часов по рабочему плану: 70 ч, 35 ч-федеральный компонент общеобразовательного плана, 35-выбор образовательного учреждения. Добавлены часы на изучение таких тем: «Параллельность и перпендикулярность. Понятие географической широты. Координатная плоскость. Нахождение координат точек. клетчатой бумаги. Зеркальное отражение. Бордюры. Орнаменты. Оригами»

Содержание учебного курса по наглядной геометрии

Повторение 5 класса (4 ч) Куб и его свойства. Треугольник. Правильные многогранники.

Глава 1. Многоугольники (15 ч)

Параллельность и перпендикулярность. Проведение параллельных прямых. Лабораторная работа № 1 «Проведение параллельных прямых».Проведение перпендикуляра к прямой  . Параллелограммы. Опыты с листом бумаги. Золотое сечение. Лабораторная работа №2 « Золотое сечение» 

Основная цель:  рассмотреть взаимное расположение прямых на плоскости.

Глава 2. Координатная плоскость (16 ч)

Понятие географической широты. Координатная плоскость. Нахождение координат точек. Лабораторная работа №3 « Координатная плоскость». Игра «Морской бой». Игра «Остров сокровищ». Трёхмерное пространство. Лабораторная работа № 4 «Построение точек по заданным координатам»

Основная цель: познакомить с понятием координатной плоскости, рассмотреть игры связанные с координатами.

Глава 3. Оригами (5 ч)

Из истории искусства оригами. Оригами. Лабораторная работа №5 «Оригами».

Основная цель:  научить выполнять простейшие фигурки оригами.

Глава 4. Замечательные кривые (14 ч) Эллипс. Гипербола. Парабола. Конус. Спираль Архимеда. Методы решения лабиринтов. Лабораторная работа № 6 «Замечательные кривые»

Основная цель: познакомить поистине с замечательными кривыми, населяющими мир геометрии.

Замечательные кривые. Кривые Дракона. Задачи, головоломки, игры. Геометрические головоломки.

Глава 5.Симметрия (12ч ) Геометрия клетчатой бумаги. Зеркальное отражение. Бордюры. Орнаменты. Лабораторная работа№7 «Бордюры и орнаменты». Симметрия помогает решать задачи. Одно важное свойство окружности. Задачи, головоломки, игры.

Основная цель: познакомить учащихся с понятием симметрия, с видами симметрии, рассмотреть взаимное расположение прямых на плоскости.

Повторение.(4 ч) Защита проектов. Защита рефератов.

Требования к математической подготовке учащихся:

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов
  • усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях
  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
  • усвоить практические навыки использования геометрических инструментов
  • научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство
  • уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге

Знать:

- простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур); понятия параллельных и перпендикулярных прямых;

- понятия параллелограмма, ромба и квадрата;

- понятие симметрии и принципы построения симметричных фигур;

- понятие окружности и её свойства.

Уметь:

- строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертку куба.

- производить шифровку и дешифровку;

- строить параллельные и перпендикулярные прямые;

- строить и распознавать параллелограмм, ромб и квадрат;

- делать оригами;

- строить симметричные фигуры (осевая и центральная симметрия).

Система оценки планируемых результатов:

         Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, практических работ, лабораторных  работ, устных  опросов.   Оценивание устных ответов и письменных работ обучающихся проводится на основании положения школы о системе оценивания по четырёхбальной шкале.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание геометрических фигур, дает точное определение и истолкование основных понятий; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу наглядной геометрии, а также с материалом усвоенным при изучении математики.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования связей с ранее изученным материалом; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся владеет основными знаниями, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса наглядной геометрии, умеет применять полученные знания при решении простых геометрических задач.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка письменных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно. Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Календарно тематическое – планирование по наглядной геометрии 6 класс

№ урок

Раздел учебной программы

по предмету

Тема урока

Количеств часов

Дата план

Дата факт

Повторение 5 класса (4)

1

Куб и его свойства

1

2.09

2

Треугольник

1

4.09

3

Правильные многогранники

1

9.09

4

Окружность

1

11.09

Глава 1. Многоугольники (15)

5-6

Параллельность и перпендикулярность

2

16.09,18.09

7-8

Проведение параллельных прямых

2

23.09,25.09

9

Лабораторная работа № 1 «Проведение параллельных прямых»

1

30.09

10-11

Проведение перпендикуляра к прямой

2

2.10,7.10

12-13

Параллелограммы

2

9.10,14.10

14-15

Опыты с листом бумаги

2

16.10,21.10

16-18

Золотое сечение

3

23.10,28.1030.10

19

Лабораторная работа №2 « Золотое сечение»

1

11.11

Глава 2. Координатная плоскость (16)

20-21

Понятие географической широты

2

13.11,18.11

22-23

Координатная плоскость

2

20.11,25.11

24-25

Нахождение координат точек

2

27.11,2.12

26-27

Нахождение точек по заданным координатам

2

4.12,9.12

28

Лабораторная работа №3 « Координатная плоскость»

1

11.12

29-30

Игра «Морской бой»

2

16.12,18.12

31-32

Игра «Остров сокровищ»

2

23.12,25.12

33-34

Трёхмерное пространство

2

13.01,15.01

35

Лабораторная работа № 4 «Построение точек по заданным координатам»

1

20.01

Глава 3. Оригами (5)

36

Из истории искусства оригами

1

22.01

37-39

Оригами

3

27.01, 29.01,3.02

40

Лабораторная работа №5 «Оригами»

1

5.02

Глава 4. Замечательные кривые (14)

41

Эллипс

1

10.02

42

Гипербола

1

12.02

43

Парабола

1

17.02

44

Конус

1

19.02

45-46

Спираль Архимеда

2

26.02,3.03

47-48

Кривые Дракона

2

5.03,10.03

49-50

Лабиринты

1

12.03

51-53

Методы решения лабиринтов

3

17.03,19.0324.03

54

Лабораторная работа № 6 «Замечательные кривые»

1

2.04

Глава 5.Симметрия (12)

55-56

Геометрия клетчатой бумаги

2

7.04,9.04

57-58

Зеркальное отражение

2

14.04,16.04

59

Бордюры

1

21.04

60

Орнаменты

1

23.04

61

Лабораторная работа№7 «Бордюры и орнаменты»

1

28.04

62-63

Симметрия помогает решать задачи

2

30.04,5.05

64

Одно важное свойство окружности

1

7.05

65-66

Задачи, головоломки, игры

2

12.05,14.05

Повторение (4)

67-68

Защита проектов  

2

19.05,21.05

69-70

Защита рефератов

2

26.05,28.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс

Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 5 класса разработана на основеФедерального ...

Рабочая программа курса "Наглядная геометрия" (6 класс)

Цель данного курса - всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6 класса с помощью методов геометрической наглядности....

Рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс. А.Ф. Шарыгин

Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса...

Рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс (ФГОС)

Рабочая  программа по наглядной  геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного  общего образования по математике (ге...

рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс

рабочая программа курса "Наглядная геометрия" 5 класс...

рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс

рабочая программа по наглядной геометрии  6 класс...

рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс

рабочая программа по наглядной геометрии  5 класс...