Главные вкладки

    Рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс (ФГОС)
    рабочая программа по геометрии (5 класс) по теме

     

    Рабочая  программа по наглядной  геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного  общего образования по математике (геометрия); авторской программы И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой. Примерная программа конкретизирует содержание  предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

    Структура документа: рабочая программа включает следующие разделы:

                -  пояснительную записку (цели и задачи обучения);

                -  программное и учебно-методическое оснащение учебного плана;

                -  содержание обучения;

                -  требования к уровню подготовки выпускников;

                -  распределение часов по разделам курса;

    -  календарно-тематическое планирование учебного материала в 5 классе;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_naglyadnoy_geometrii_.rar40.23 КБ

    Предварительный просмотр:

                               МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Калининска Саратовской области»

    «Согласовано»                                                                                                                «Утверждаю»

    Заместитель директора по УР                                                                                      Директор школы

    ________________________                                                                                            _______________________              / Т.А.Парфёнова /                                                                                                                     / И.В. Миронов /  

    «________» ______________ 2013г.                                                                              «_______»_________ 2013 г.

                                                                                                                              Приказ №         от     .08.13г

            Рассмотрено на заседании         Рабочая программа

    педагогического совета                                   Курса     наглядной геометрии       

    Протокол № от_______2013Гг                      в  5 «Б» и 5 «В»  классе (ФГОС)

        на 2013/2014 учебный год

           

    Рассмотрено на ШМО                                                                                      Составитель   Шпакова Е.Н.

    «           »  августа   2013г.                                                                      учитель высшей квалификационной категории.  

    / О.Б. Лукьянова /                                                                                                


    Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период.

     Все вокруг – геометрия.

    Французский архитектор Ле Корбюзье, начало ХХ век

    Пояснительная записка

    Рабочая  программа по наглядной  геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного  общего образования по математике (геометрия); авторской программы И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой. Примерная программа конкретизирует содержание  предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

    Структура документа: рабочая программа включает следующие разделы:

            -  пояснительную записку (цели и задачи обучения);

            -  программное и учебно-методическое оснащение учебного плана;

            -  содержание обучения;

            -  требования к уровню подготовки выпускников;

            -  распределение часов по разделам курса;

    -  календарно-тематическое планирование учебного материала в 5 классе; 

    Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Если мы посмотрим вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, дорожные развязки и городские парки, микросхемы и т.д. Геометрические знания и геометрические умения, геометрическая культура  являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых.

    Геометрия есть феномен общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одним из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиваться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию; геометрия возникла не только их практических, но и из духовных потребностей человека. История геометрии не только отражает историю развития человеческой мысли. Геометрия издавна является одним из мощных моторов, двигающих эту мысль. Геометрия и математика в целом представляет собой очень действенное средство для нравственного воспитания человека. Научной и нравственной основой курса является принцип доказательства всех утверждений. Итак, геометрия один из важнейших школьных предметов. Общеизвестны трудности, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии. Анализ постановки школьного геометрического образования показывает, что в курсе математики 5-6 классов удельный вес геометрического материала составляет не более 25%; понятийный геометрический аппарат фактически остается на уровне начальной школы; элементы теории даются в виде кратких объяснительных текстов; основными видами умозаключений являются неполная индукция и аналогия; геометрический материал мало используется для формирования специальный приемов учебной деятельности. При переходе к систематическому курсу геометрии в 7-ом классе содержание учебников и    теоретический уровень    изложения материала    резко количественно и качественно меняются.

    Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета. Большую роль в этом  играет пропедевтический курс геометрии, который способствует дальнейшему успешному становлению геометрического образования.  В связи с тем, что в курсе наглядной геометрии предусмотрено проведение практических работ, на которых используются ножницы, циркуль, и т.п., поэтому на таких уроках проводится инструктаж по технике безопасности.

    Курс наглядной геометрии – это пропедевтический курс геометрии. Курс наглядной геометрии подводит детей к  серьезному изучению этой науки и имеет следующие цели;

            - пропедевтика геометрии (предварительный, вводный курс);

            - формирование   интереса к изучению систематического курса геометрии   через наглядность;

            - сохранение,   закрепление   и  развитие  пространственных  представлений учащихся;

            - обеспечение   системы  развивающего   и   непрерывного   геометрического  образования;

            - знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей          действительности;

             - осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с   жизнью;

            -   развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическом материалу,  полученному по математике в начальной школе и в 5 классе;

            -   развитие логического мышления, пространственных представлений;

            -  ознакомление       с       геометрическими       понятиями,  формирование     геометрического понятийного аппарата;

            - формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой    культуры и истории;

            -   формирование математической речи;

            -   формирование   умения   вычленять   геометрические   факты,   формы    и отношения в предметах и явлениях действительности.

    Указанные цели реализуются путем  решения следующих задач:

    - широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса     геометрии;

    - наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;

    - усвоение геометрической терминологии и символики;

    - осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур;

    - сравнение и измерение геометрических величин;

    - приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;

    - знакомство с наиболее важными фактами систематического курса;

    - решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;

    - формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

    - специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.

    Образовательные технологии:

            - технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения; принципы: научности, наглядности, последовательности, доступности и др);

            - технология проблемного обучения;

            - технология развивающего обучения.

    Цель курса

    1. Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.
    2. Научить конструировать, наблюдать.
    3. Проводить эксперименты
    4. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире.
    5. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.
    6. Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни страницы измерения длин через другие.
    7. Вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади квадрата и прямоугольника.
    8. Выражать одни единицы измерения площади через другие.
    9. Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путем предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость.
    10. Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда. Выражать одни единицы измерения объема через другие.
    11. Исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств геометрических объектов.
    12. Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
    13. Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры.
    14. Решать задачи на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников; градусной меры углов; площадей квадратов и прямоугольников; объемов кубов и прямоугольных параллелепипедов, куба. Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Изображать равные фигуры; симметричные фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, изображая их от руки,  с помощью   инструментов,   а   также   используя компьютерные программы.

    Результаты курса

    Учащиеся должны уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства. Уметь строить плоские  и пространственные фигуры.

    Уметь делать оригами, изображать бордюры, орнаменты.

    Научить слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.

    Уметь работать в группе. Уметь оценивать работу.

                                                                                                                    Содержание курса

    1. Пространство и размерность. Пространственные фигуры              - 18 часов
    2. Геометрические головоломки и опыты                                             - 20 часов
    3. Параллельность и перпендикулярность                                            -  6 часов
    4. Оригами, геометрия клетчатой бумаги                                             - 10 часов
    5. Симметрия                                                                                           -  16 часов

                                                                                                 Учебно–тематическое планирование

    по  математике для 5 класса

    Класс:  5 «Б» и 5 «В»

    Предмет: математика

    Учебник: «наглядная геометрия  5 класс» 

    Автор:  И. Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева

    № п/п

    Тема урока

    Календарные сроки

    Формы и методы контроля, ИКТ

    Планируемые результаты обучения.

    Универсальные учебные действия

    Проектная деятельность

    план

    факт

    1

    Первые шаги в геометрии

      4.09

    Презентация

    Регулятивные         УУД:                                                                                                                           контроль  в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

    Познавательные         УУД:                                                                                логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

    Коммуникативные  УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

    2

    Первые шаги в геометрии

    11.09

    3

    Пространство и размерность

    18.09

    Сам-я работа

    Личностные УУД: нравственное – эстетическое оценивание, самопознание.

    Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

    Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей.

    Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

    4

    Пространство и размерность

    25.09

    Презентация

    5

    Простейшие геометрические фигуры

    2.10

    Тест

    Регулятивные УУД: контроль в форме сличения  способа действия и его результатов.

    Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

    Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    6

    Простейшие геометрические фигуры

    9.10

    7

    Конструирование из  Т

    16.10

    Презентация

    Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

    Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез, как составление целого из частей.

    Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

    8

    Конструирование из  Т

    23.10

    9

    Куб и его свойства

    30.10

    Сам-я работа

    Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

    Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

    Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.

    10

    Куб и его свойства

    6.11

    11

    Задачи на разрезание и складывание фигур

    20.11

    Презентация

    Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

    Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

    Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

    12

    Задачи на разрезание и складывание фигур

    27.11

    13

    Решение задач на геоплане

    4.12

    Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

    Познавательные УУД: логические – анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам.

    14

    Треугольник

    11.12

    Тест

    15

    Правильные многогранники

    18.12

    Презентация

    Регулятивные УУД: планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.

    Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.

    16

    Правильные многогранники. Изготовление фигур

    25.12

    Сам-я работа

    17

    Геометрические головоломки

    15.01

    Презентация

    Познавательные УУД: логические – установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.

    Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном

    18

    Софизмы

    22.01

    Тест

    19

    Измерение длины

    29.01

    Презентация

    Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

    Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

    20

    Измерение длины

    5.02

    21

    Измерение площади и объема

    12.02

    22

    Измерение площади и объема

    19.02

    Презентация

    23

    Вычисление длины, площади и объема

    26.02

    Сам-я работа

    Познавательные УУД: логические - построение логической цепочки рассуждений.

    Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

    24

    Вычисление длины, площади и объема

    5.03

    Презентация

    25

    Окружность

    12.03

    Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того, что усвоено и еще подлежит усвоить.

    Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

    26

    Окружность

    19.03

    Тест

    27

    Геометрический тренинг

    26.03

    Презентация

    Познавательные УУД: логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.

    Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.

    28

    Геометрический тренинг

    2.04

    29

    Топологические опыты

    9.04

    Тест

    30

    Топологические опыты

    16.04

    31

    Задачи со спичками

    23.04

    Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждений.                                                                                                   Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.                                                                                           Установление причинно – следственных связей.

    Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

    Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.                  

     

    32

    Задачи со спичками

    30.04

    Презентация

    33

    Зашифрованная переписка

    7.05

    34

    Зашифрованная переписка

    14.04

    35

    Задачи, головоломки, игры

    21.05

    Сам-я работа

                                                                                       Перечень учебно-методического обеспечения:

    1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия» Москва, Дрофа 2013г.
    2. В.В. Трошин «Занимательны дидактические материалы по математике» Глобус, Москва, 2008г.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по наглядной геометрии в 5 классе

    Рабочая программа по наглядной геометрии  предназначена для работы в 5-х классах общеобразовательной школы . Основой  данной программы является авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю. Ход...

    Авторская рабочая программа по наглядной геометрии 5 класс

    Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 5 класса разработана на основеФедерального ...

    Рабочая программа по наглядной геометрии для 6 класса

    Рабочая программа учебного курса по наглядной геометрии для 6 класса разработана на основе: Учебно – методического комплекса «Наглядная геометрия» И.Ф. Шарыгина. Основной образовательной программы...

    Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....

    рабочая программа по наглядной геометрии 6 классрабочая программа по наглядной геометрии

    рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс к пособию Шарыгина "Наглядная геометрия"...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по наглядной геометрии для 5-6 классов ФГОС ООО

    Рабочая программа по наглядной геометрии для  5-6  классов составлена на основе авторской программы по учебнику «Наглядная геометрия»: автора-составителя В.А. Смирнова,  Изд...