Урок ИЗО и математики " Что ни дом - своя забава"
план-конспект занятия по геометрии (5 класс) на тему

Урок разарботан для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_ni_dom_-_svoya_zabava.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок ИЗО и математики

5 класс

Тема:

«Что ни дом – своя забава»

    Цель:   Знакомство учащихся с понятием ИЗБА, единством её конструкции и декора. Построение силуэта избы.

    Задачи:

1.  Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

2. Развивать творческую и познавательную активность.

3. Закрепить  умения строить геометрические фигуры с помощью линейки  и транспортира.

4.  Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы.

5. Развивать умение работать индивидуально и в коллективе.

      Оборудование и материалы:                            

 1.  Слайд-фильм (презентация) «Деревня – деревянный мир»  

 2.  Художественные материалы для выполнения силуэта избы.

 3.  Панно  «Пейзаж»

 4.  Схема-таблица с изображением символов  солнца и земли.

 5. Плакаты с изображением изб, элементы декора

 6. Чертёжные инструменты

 7.  Мультимедиа проектор

ПЛАН УРОКА

Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба».

Устный счет.

Расчеты для строительства конструкции избы.

 Беседа об элементах декора русской избы  их символическим значением.

Практическая работа №1:

    Зад.1       Индивидуальная работа по изготовлению силуэта избы.

    Зад.2       Декор силуэта избы.

           

   

Практическое выполнение задания№2.

    Коллективная работа. Панно  «Деревня».

Поведение итогов.

Ход урока

       Ребята,  а хотели  бы вы прокатиться на машине времени? Ясное дело, кто ж откажется от такого  предложения! Тогда мы сейчас же отправимся в прошлое на двести лет назад, в девятнадцатый век.  

        Итак, ты — ребёнок, живущий двести лет назад. Как ты думаешь, какое бы у тебя было имя? Скорее всего, Ивашка (Иван) или Маняшка (Мария), ведь это были самые распространённые имена в России. И жил бы ты непременно в деревне. Почему?  Да потому, что в то время только каждый десятый житель нашей страны жил в городе, а остальные проживали в сельской местности.    И знаешь, какой у тебя был бы дом?

Обычная русская изба!  

Значит мы с вами сегодня поговорим, ……о чём? Да,……

Какова цель  нашего урока ?  -  

Знакомство учащихся с понятием ИЗБА, единством её конструкции и декора. Построение силуэта избы.

                      Да!  А  ещё  построим свою деревню.

                     ДЕРЕВНЯ — ДЕРЕВЯННЫЙ МИР

     Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края.

Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чём мечтать.

В наших краях люди в древности жили по берегам рек и озёр в окружении леса.

Реки и зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов. Люди охотились, ловили рыбу, но главным их делом стала работа в поле.

Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда.

Наши предки отвоёвывали землю у леса и превращали её в пашню.

Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость.                  Природа изменялась трудом человека.

Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром.

Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту.

 Избы рубили тоже из дерева.        Отсюда и слово «деревня».

             Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а,

 как говорили, «на радостном месте»,     чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица».

              Избы в сёлах раньше никогда не красили и ничем не обшивали.   Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

         В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце — как тёплый светящийся мёд.

          Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.

      ИЗБА — это слово звучало в древности как «истьба», «истоп-ка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надёжным укрытием от холода.

                                                             Чёрная изба

               До восемнадцатого века, всего каких-нибудь триста лет назад, она мало чем отличалась  от землянки, и строилась она так: выкопает человек яму, обнесёт её сверху тремя рядами (или, как раньше говорили, —венцами) толстых брёвен, накатит такие же брёвна вместо крыши и присыплет всё это сооружение землёй, чтобы теплее было.

           Даже нормальной двери у такой избушки не было, а был  лаз — входное отверстие в метр высотой, прикрытое от ветров пологом-занавеской.    Когда в жилищах появились первые  печи, избы стали строить выше, уже  над землёй. Но дым от печи по-прежнему шёл  внутрь дома. Подобные избушки назывались чёрные.   А чёрными они назывались потому, что в них было черно  от копоти. Такой способ топки назывался «топить по-чёрному». А освещалась изба лучиной — тонкой длинной

                                                 Белая изба

         А вот другая изба, называется белой избой. И топится она по-белому, то есть имеет настоящую русскую печь с трубой над крышей. Самая простая белая изба.  Там жилая тёплая часть состояла из двух или трёх комнат, разделённых рублеными бревенчатыми стенами. Причём избой в старину называли только дом с печкой.

         Жилая часть занимает половину всего дома.  К основной избе прилегают различные пристройки, так что такая изба на самом деле не просто дом, а целое хозяйство.

      Крестьянин ставил свой дом-избу прочно, основательно, чтобы жить в нём было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

Где лучше поставить дом, когда и как начать?

                  В деревне известно: если вы решили строить дом, то у вас появится множество сложных проблем.

               Неопытному человеку может показаться, что с ними никогда не справиться.

                 Однако дорогу осилит идущий, да и научиться можно только тогда, когда сам всё делаешь.

Народная мудрость гласит: «И малый дом большим трудом ставится».                          

             Вначале ищут для будущего дома подходящее место.

             Чтобы и хозяину и всем родным это место нравилось.

Кстати, есть в народе приметы, к которым следовало бы прислушиваться.

  • Не советуют строить дом там, где была раньше    баня - это место считается опасным, незащищенным, открытым для духов.

  • Нельзя строить дом на «погосте за углом» - это кладбище.
  • Нельзя на дорожных перекрестках - это место скопления нечистой силы.

  • Не всякое дерево годилось для дома:

  • -  не брали скрипучие деревья - считали, что в них плачет душа замученного человека;
  • -  не годились высохшие на корню - в них нет жизненных сил, люди в доме будут болеть;
  • - не брали для строительства липу - леший попутает, да и жаль было, дерево полезное: мед брали, лыко драли, доски да посуду резали.
  • Самым удобным деревом для строительства дома считается сосна: хороша в обработке, светла и «дух от нее хороший».

          В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений.

Заранее рубили массивные брёвна, чаще всего сосновые.    А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.

В конструкции избы всё не случайно,  всё со смыслом.   Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет    венец.

Венец на венец — и вырастает клеть, или сруб.

Основным инструментом служил топор, которым работали с удивительным мастерством. Даже гвозди были не нужны.    Всё прочно, надёжно.

Учитель математики:       Слайд (  единицы измерения)

Чтобы приступить к строительству, надо произвести много расчётов:

1. Повторим сначала единицы длины, массы и времени.

Переведите: 

11 см =____мм

10см =____дм

3км = _____м

1 00 см = ______м

9м 3см= ______см

1ч10мин= ____мин

 4ч =______мин

 2 века =_____лет

 

1т = ____ кг

1ц = ____кг

8ц 740 кг= ___кг

Слайд ( Бревно)

Деревянный строим дом

Сколько брёвен  привезём?

  Представим бревно в виде прямоугольника с высотой 26 см, а высота стен избы 2м 60 см.

    (Высота бревна -  _26_  см

    Высота стены – 2 м 60 см  = 260 см )

- Сколько брёвен требуется для одной стены? (260 : 26 = 10(б.))

Сколько стен у дома?   (4)

- Сколько нужно брёвен для четырёх стен? (10 * 4 = 40(б.))

- Найдите массу всех брёвен, если в среднем каждое весит 250 кг. (40 * 250 = 10 000(кг) = 10т)

- Материалы нужно завести. Рассчитаем сколько рейсов сделает машина, если за один раз она может перевезти 2 т? (12 : 4 = 5(рейс))

- За какое время построят стены дома 3 плотника, если за один день они укладывают по 2 ряда? (10 : 2 = 5 (дн.))


учитель изо:

Изба она и есть изба, а похожих нет, как нет похожих людей. У каждой своё лицо, своя осанка.

 Двускатная крыша  - шапка здания. Чем она выше, тем легче скатывается с неё снег и дождь.

учитель математики:

Слайд ( силуэт избы)

Перед вами силуэт  избы.

На какие фигуры его можно разделить? ( прямоугольник и равнобедренный треугольник)

(Полоска разделить прямоуг и треугольник)

Давайте вспомним, что называют прямоугольником?

Что мы должны помнить об углах прямоугольника? О его сторонах?

Какой треугольник называют равнобедренным треугольником. Как называются его стороны?

Что нужно помнить об углах при основании равнобедренного треугольника?

Каждый из вас сейчас построит  силуэт своей избы,

учитель ИЗО:

Только вспомни сначала, что конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные. Бывает изба-богатырь — широкий, могучий дом,

Учитель математики:

Ребята, чтобы построить такую избу, какой прямоугольник должны мы построить? А какой по форме треугольник.

учитель ИЗО:    

а другая изба высокая, скаты её крыши напоминают по форме лесную ель.

учитель математики :  какой по форме в этом случае должен быть прямоугольник и треугольник.

учитель ИЗО:    А можно встретить избушку-бабушку с одним окошком, уютно устроившуюся среди высоких деревьев,    Вспомни или придумай свой образ избы.

учитель математики:    Приступаем  к строительству силуэта избы.

Из  коричневой бумаги вырежьте силуэты своих  изб.

План:

От нижнего левого угла вправо и вверх отложим отрезки разных длин.  Поставьте метки.

От отмеченных точек построим прямые углы (угольником или транспортиром).

Продолжим стороны прямых углов до пересечения.

А сейчас хочу вам напомнить , что двускатная крыша  - шапка здания.

Чем она выше, тем легче скатывается с неё снег и дождь.

Таким образом когда будем строить равнобедренный треугольник, не забудем, что…

Если равные углы при основании равнобедренного треугольника меньше 44о по величине, то при вершине угол ____________ (тупой)

Если равные углы при основании равнобедренного треугольника больше 45о, но меньше 90о, то при вершине  угол ___________(острый)

На одной из сторон построим равнобедренный треугольник (крышу).

Отложим с помощью транспортира равные углы от концов выбранной стороны прямоугольника и продолжим стороны углов до пресечения.

 Силуэт избы  готов! Вырежьте его.

 Физминутка

_____________________________________-

Занимательная повесть – деревянные дома…

Что ни дом - своя забава,

Над окошком кружева…

Окна — очи, глаза, свет.   А над ними, как и положено, чело, так

красиво раньше называли лоб.  

 Здесь же бывает лобовая доска, которая закрывает стык брёвен сруба с досками треугольника под крышей.

А края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски — причелины.

Стык причелин, чтобы в щель не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз полотенцем.

Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой.

Как поразительно красиво и разнообразно это деревянное кружево! Оно напоминает ажур сплетённых лесных ветвей.

Каждая изба украшена с особой выдумкой. Но если приглядеться, всегда увидишь похожие мотивы.

Например, на концах причелин и полотенец часто можно увидеть резную круглую розетку. Это символическое изображение солнца. В этих символах отголоски далёких времён, когда люди поклонялись могущественным силам природы. Мир представлялся древнему человеку населённым не только реальными существами, но и духами добра и зла.

Защищая своё жилище от злых сил,  человек изображал магические знаки-обереги на самых ответственных местах и особенно там, где прикрывались щели и отверстия.

       Так что украшение не только украшало, но и как бы охраняло.

    Среди украшений-оберегов чаще всего встречаются изображения птиц и коней.

Конь — верный помощник крестьянину и в труде, и в бою, и в пути. Часто можно увидеть деревянное  изображение головы коня над избой.   Этот конь-оберег завершает собой длинное выдолбленное бревно-охлупень,   которое закрывает стык обоих скатов крыши.   Его так и называют — конёк крыши.

Ты видишь, что в доме крестьянина всё было продумано и всё имело своё значение.

Постройка, изображение и украшение здесь помогают друг другу и объединены общим смыслом.

Окно — глаза на лице дома, связь с внешним миром, поэтому и наличники — самая украшенная часть избы.

По всей нашей стране можно увидеть  большое разнообразие украшенных наличников. Но и сегодня в их деревянном кружеве можно найти древние символические знаки.

Практическая работа №1.

Задание 2

Теперь укрась избу. Из белой бумаги, складывая полоски пополам, вырежи узорчатые детали — причелины, полотенца, лобовые доски, наличники, конёк для крыши.

Полоски бумаги должны соответствовать по размеру именно тем избам, для которых они предназначены. Детали украшения аккуратно наклеиваются на силуэты изб.

Крестьянский дом — это часто не один сруб, а несколько, соединённых под одной крышей. Иногда изба стоит на подклети, которая предохраняет от сырости.

Встречаются избы двух- и трёхэтажные.

От   таких деревянных строений веет несокрушимой мощью: смотришь, и возникает образ крестьянина-богатыря, неиссякаемо изобретательного, удалого и в то же время степенного, прочного.

Практическая работа №2

3адание 1 .

                                 Коллективное панно «Деревня».

 Вначале на большом  листе  надо написать пейзаж, где будем строить деревню. (Вспомните материал предыдущих уроков.)  Даль, где небо касается земли, надо сделать мягко и светло, чтобы не было жёсткой черты-границы. Теперь пейзаж пускай высохнет.

Задание 2.

    Прежде чем вклеивать вырезанные силуэты изб в пейзаж, надо подумать, как их разместить, подвигать по листу. Вряд ли будет красиво и похоже на реальную жизнь,   если все дома, одинаковые по форме и величине, выстроить в ряд. Так же плохо будет смотреться, если дома беспорядочно разбросать по всему листу. Надо найти ритм расположения изб, чтобы получилась уютная, жилая деревня. Очень хорошо наклеить в панно изображения ворот, изгородей, колодцев. Можно дорисовать ещё деревья и другие детали.

  Обобщение  темы урока.

ДЕРЕВНЯ — это не только жилые избы. Это целый деревянный мир построек разного назначения. Здесь и амбары для хранения зерна, сараи, гумно, баньки у самой воды. Всё умно, просто, удобно и красиво. Красоту улицы подчёркивают богато украшенные ворота — въезд во двор.  

В центре села на лучшем и видном месте стоит церковь. Сюда люди приходили со своими надеждами, несли своё горе и  свои радости. Здесь собирались и на праздники.

Самые древние церкви немногим отличались от избы.   У них только более высокие, заостренные кровли и на тонкой шейке главка, как бы повязанная косынкой.

Рефлексия . Создание деревни и населить её домашними или дикими животными.

      Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике 9-11 классы "Своя игра"

Внеклассное мероприятие по математике...

Внеклассное мероприятие по математике в 6 классе "Своя игра".

Данное внеклассное мероприятие расчитано на учащихся 6 класса.Целями данного мероприятия являются:развитие интереса к математике,  расширение кругозора учащихся, установление межпредметных связей...

Внеклассное мероприятие по математике в 10 классе "Своя игра"

Викторина по математике среди учащихся 10 класса в формате программы "Своя игра", содержащая как вопросы по разделам школьной программы, так и материалы, расширяющие математический кругозор , и элемен...

Внеклассное мероприятие по математике для 6 классов "Своя игра"

Целью инеллектуальной игры является повышение познавательного интереса учащихся к предмету математики....

Урок математики в 9 классе "Своя игра"

Урок математики в 9 классе "Своя игра"  проводится в игровой форме.Цели урока: 1) проверить готовность учащихся к ОГЭ, повторить и обобщить материал за курс основной школы; 2) развивать навыки ре...

Разработка урока по английскому языку на тему "Рождество.Зимние забавы." по ФГОС.

Предлагаю окунуться в традиции празднования Рождества в Британии и вспомнить о зимних забавах на уроке английского языка в 3 классе. Урок с применением ИКТ и игровых технологтехнологий. «Рождест...

Разработка урока по английскому языку на тему "Рождество.Зимние забавы." по ФГОС.

Предлагаю окунуться в традиции празднования Рождества в Британии и  вспомнить о зимних забавах на уроке английского языка в 3 классе. Урок с применением ИКТ и игровых технологтехнологий. «Р...