РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2015-2016 учебный год по Геометрии среднего общего образования класс
рабочая программа по геометрии (10 класс) на тему

Федченко Светлана Николаевна

Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

·         Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по математике.

·         Примерные (типовые) образовательные программы, рекомендованные к использованию

·         Министерством общего и профессионального образования.

·         3.Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Киселева Л. С. Геометрия. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных организаций.Базовый и углубленный уровни. – М.: Просвещение, 2015.

·         Образовательная программа среднего общего образования  МБОУ Куйбышевской СОШ имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко.

·         Положение о рабочих программах муниципального общеобразовательного учреждения

·         Куйбышевской средней общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx67.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

  • Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по математике.
  • Примерные (типовые) образовательные программы, рекомендованные к использованию
  • Министерством общего и профессионального образования.
  • 3.Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Киселева Л. С. Геометрия. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных организаций.Базовый и углубленный уровни. – М.: Просвещение, 2015.
  • Образовательная программа среднего общего образования  МБОУ Куйбышевской СОШ имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко.
  • Положение о рабочих программах муниципального общеобразовательного учреждения
  • Куйбышевской средней общеобразовательной школы.

Цели обучения математике:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления,  элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;

В ходе преподавания математики в основной школе следует обратить внимание на овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретение опыта:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной формах, использования различных языков математики (словестного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Общая характеристика учебного курса,

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул;
  • совершенствование практических навыков и вычислительной культуры; приобретение практических навыков, необходимых для повседневной жизни;
  • формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений;    
  •  развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
  • важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры;
  • формирование функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты в простейших прикладных задачах.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о

пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного

воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие

логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,

продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для

полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления,

элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и

процессов;

воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном

развитии.

Место учебного курса в учебном плане школы

В ООП ООО Куйбышевской СОШ за счет федерального компонента учебного плана  на изучение данного курса предусмотрено  в неделю  1 час и 1 час на усиление за счет компонента образовательного учреждения. 2 часа в неделю,67 часов в год.

Класс 10 «Б»

Содержание учебного предмета.

 

Тема 1. «Введение»

Раздел математики. Сквозная линия

  • Геометрические тела и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Предмет стереометрии.
  • Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Тема 2. «Параллельность прямых и плоскостей»

 Раздел математики. Сквозная линия

  • Геометрические тела и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.
  • Угол между двумя прямыми.
  • Параллельность прямых и плоскостей.
  • Признаки параллельности прямых и плоскостей.

Тема 3. «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

 Раздел математики. Сквозная линия

  • Геометрические тела и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Перпендикулярность прямых в пространстве.
  • Углы между прямыми и плоскостями, между плоскостями.
  • Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

Тема 4. «Многогранники»

 Раздел математики. Сквозная линия

  • Геометрические тела и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Понятие многогранника.
  • Призма.
  • Пирамида. Усеченная пирамида.
  • Правильные многогранники.

Тема 5. «Векторы в пространстве»

 Раздел математики. Сквозная линия

  • Геометрические тела и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Понятие вектора в пространстве.
  • Сложение и вычитание векторов.
  • Умножение вектора на число.
  • Компланарные векторы.

Перечень контрольных работ

Номер

Тема

№1

Параллельность прямых и плоскостей.

№2

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

№3

Многогранники.

№4

Итоговая контрольная работа

Календарно-тематическое планирование .

Номер урока

Тема урока.

Количество часов

Дата проведения

Основные виды деятельности учащегося

Требования к подготовке

Контроль и отметки

        Тема 1. «Введение»   (3 часа)

1

У-1. «Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии».

1

01.09

Изучить аксиомы стереометрии  и следствия из них.

Иметь представление о содержании предмета стереометрии. Знать аксиомы стереометрии и их следствия.

2

У-2. . «Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии».

1

07.09

Доказывать следствия из аксиом. Применять изученные теоремы при решении задач.

Знать аксиомы стереометрии и их следствия, уметь применять их при решении задач.

Устный счет

Тест

«Аксиомы стереометрии».

3

У-3. . «Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии».

1

08.09

Применять изученные теоремы при решении задач

Иметь представление о содержании предмета стереометрии , об аксиоматическом методе построения геометрии. Уровень обязательной подготовки обучающегося

 Иметь представление о содержании предмета стереометрии.

Знать аксиомы стереометрии и их следствия.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Иметь представление о содержании предмета стереометрии , об аксиоматическом методе построения геометрии.

Знать аксиомы стереометрии и их следствия, уметь применять их при решении задач

Самостоятельная работа

«Введение в стереометрию. Аксиомы стереометрии»

Тема 2. «Параллельность прямых и плоскостей»

(14 часов)

4

У-1. «Параллельность прямых, прямой и плоскости»

1

14.09

Изучить определение параллельных прямых,разобрать доказательство теоремы.

Знать определения параллельных прямых и плоскостей, их взаимное расположение в пространстве.

Знать: лемму о пересечении плоскости параллельными прямыми и теорему о трех параллельных прямых с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме

        Параллельных прямых,

        Разобрать

5

У-2. «Признак параллельности прямой и плоскости».

1

15.09

Изучить признак параллельности прямой и плоскости и утверждения. Применять их при решении задач.

Знать: возможные случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве; понятие параллельности прямой и плоскости; признак параллельности прямой и плоскости с доказательством. Уметь: решать задачи по теме

6

У-3. «Признак параллельности прямой и плоскости».

1

21.09

Применять изученные теоремы при решении задач.

Уметь решать задачи по этой теме, правильно выполнять чертеж по условию стереометрической задачи, понимать стереометрические чертежи.  

Устный счет

Самостоятельная работа

«Параллельность прямых, прямой и плоскости»

7

У-4. «Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми.

1

22.09

Изучить понятие скрещивающихся прямых, признак скрещивающихся прямых. Применять изученные теоремы при решении задач

Уметь решать задачи по этой теме, правильно выполнять чертеж по условию стереометрической задачи, понимать стереометрические чертежи.  

8

У-5. «Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми.

1

28.09

Применять изученные теоремы при решении задач

Уметь решать задачи по этой теме, правильно выполнять чертеж по условию стереометрической задачи, понимать стереометрические чертежи.  

Устный счет

Самостоятельная работа

«Взаимное расположение прямых в пространстве»

9

У-6.  «Параллельность плоскостей»

1

29.09

Изучить понятие параллельных плоскостей, доказать признак параллельности двух плоскостей.

Знать признак параллельности плоскостей.

10

У-7. «Параллельность плоскостей»

1

05.10

Применять изученные теоремы при решении задач

Уметь решать задачи по этой теме, правильно выполнять чертеж по условию стереометрической задачи, понимать стереометрические чертежи.  

11

У-8 «Тетраэдр и параллелепипед»

1

06.10

Изучить понятия тетраэдра и параллелепипеда, его свойства. Решать задачи, связанные с данными многогранниками.

Знать: понятия параллелепипеда и тетраэдра, его граней, ребер,

вершин, диагоналей, боковых граней и оснований; свойства параллелепипеда с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме

12-15

У-9-12. «Построение сечений»

4

12.10

13.10

19.10

20.10

Выработать навыки решения задач на построение сечений.

Знать: понятие секущей плоскости; правила по-строения сечений. Уметь решать задачи на доказательство, строить сечения геометрических тел.

Самостоятельная работа

«Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед»

16

У-13. Урок – обобщение, систематизация и коррекция знаний.

1

26.10

Применять изученные теоремы данной темы при решении задач

Знать: понятия параллельных прямых, отрезков, лучей в пространстве; теорему о параллельных прямых; лемму о пересечении плоскости параллельными прямыми; теорему о трех параллельных прямых; возможные случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве; понятие параллельности прямой и плоскости; признак параллельности прямой и плоскости. Уметь: решать задачи по теме

Тест

«Параллельность прямых и плоскостей»

17

У-14. Контрольная работа

1

27.10

Проверить качество знаний по теме«Параллельность прямых и плоскостей»

Знать: понятие параллельных плоскостей; признак параллельности двух плоскостей; свойства параллельных плоскостей; теорему о существовании и единственности плоскости, параллельной данной и проходящей через данную точку пространства; понятия параллелепипеда и тетраэдра, их граней, ребер, вершин, диагоналей, боковых граней и оснований; свойства параллелепипеда. Уметь: решать задачи по теме.

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Знать определения параллельных прямых и плоскостей, их взаимное расположение в пространстве.

Знать признаки параллельности прямых и плоскостей.

Уметь решать простые задачи по этой теме.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Знать определения параллельных прямых и плоскостей, их взаимное расположение в пространстве, признаки параллельности прямых и плоскостей.

Уметь решать задачи по этой теме, правильно выполнять чертеж по условию стереометрической задачи, понимать стереометрические чертежи.  

Уметь решать задачи на доказательство, строить сечения геометрических тел.

Контрольная работа №1

Тема 3. «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

 (17 часов)

18

У-1. «Перпендикулярность прямой и плоскости»

1

09.11

Рассмотреть понятия перпендикулярных прямых в пространстве, прямой и плоскости,лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой.

Знать: понятия перпендикулярных прямых в пространстве, прямой и плоскости; лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой; теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости, с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме

19

У-2. «Перпендикулярность прямой и плоскости»

1

10.11

Рассмотреть теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости

Знать: понятия перпендикулярных прямых в пространстве, прямой и плоскости; лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой; теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости, с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме

Устный счет

20

У-3. «Перпендикулярность прямой и плоскости»

1

16.11

Применять изученные теоремы при решении задач.

Знать: теорему, выражающую признак перпендикулярности прямой и плоскости, с доказательством. Уметь: решать задачи по теме

Самостоятельная работа

«Перпендикуляр

ность прямой и плоскости»

21

У-4. «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью»

1

17.11

Изучить понятие расстояния от точки до плоскости,угла между прямой и плоскостью, доказать теорему о трех перпендикулярах, применять  данную теорему

при решении задач.

Знать: понятия перпендикуляра, проведенного из точки к плоскости, и основания перпендикуляра, наклонной, проведенной из точки к плоскости, и основания наклонной, проекции наклонной на плоскость, расстояния от точки до плоскости; связь между наклонной, ее проекцией и перпендикуляром. Уметь: решать задачи по теме

22-24

У-5-7.«Угол между прямой и плоскостью»

3

23.11

24.11

30.11

Применять изученную теорему при решении задач.

Знать: теорему о трех перпендикулярах и обратную ей теорему с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме.

Самостоятельная работа

«Перпендикуляр и наклонные»

25

У-8 «Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей»

1

01.12

Изучить понятие двугранного угла и его линейного угла. Применять данные понятия при решении задач.

Знать: понятия двугранного угла и его линейного угла, градусной меры двугранного угла; доказательство того, что все линейные углы двугранного угла равны друг другу.

Уметь: решать задачи по теме

26-32

У-9-15. «Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей»

7

07.12

08.12

14.12

15.12

21.12

22.12

28.12

Применять изученные теоремы при решении задач

Знать: понятия двугранного угла и его линейного угла, градусной меры двугранного угла; доказательство того, что все линейные углы двугранного угла равны друг другу.

Уметь: решать задачи по темеУметь: решать задачи по теме

Задания для устного счета. «Двугранный угол»              

Задания для устного счета.

«Прямоугольный параллелепипед»              

Самостоятельная работа

«Перпендикулярность плоскостей»

33

У-16. Урок – обобщение и систематизация знаний.

1

29.12

Применять изученные теоремы при решении задач

Знать: понятия перпендикулярных прямых в пространстве, прямой и плоскости, двух плоскостей, перпендикуляра, проведенного из точки к плоскости, и основания перпендикуляра, наклонной, проведенной из точки к плоскости, и основания наклонной, проекции наклонной на плоскость, расстояния отточки до плоскости; связь между наклонной, ее проекцией и перпендикуляром; понятия двугранного угла и его линейного угла, градусной меры двугранного угла, угла между плоскостями;лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой; теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости; признак перпендикулярности прямой и плоскости; теоремы о плоскости, перпендикулярной прямой, и о прямой, перпендикулярной плоскости; теорему о трех перпендикулярах и обратную ей теорему; доказательство того, что все линейные углы двугранного угла равны друг другу; теорему, выражающую признак перпендикулярности двух плоскостей; понятие прямоугольного параллелепипеда; свойства граней, двугранных углов и диагоналей прямоугольного параллелепипеда. Уметь: решать задачи по теме

34

У-17.Контрольная работа

1

11.01

Проверить качество знаний по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Знать определения перпендикулярных прямых и плоскостей.  

Знать о перпендикуляре и наклонных в пространстве.

Понимать сущность углов между прямыми, между прямыми и плоскостями, между плоскостями в пространстве.

Знать признак перпендикулярности прямой и плоскости.

Уметь решать простые задачи по этой теме.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь анализировать взаимное расположение объектов в пространстве.

Решать стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

Контрольная работа №2

«Многогранники» (18 часов)

35,36

У-1,2. «Понятие многогранник.Призма»

2

12.01

18.01

Изучить понятие многогранника и его элементов,призмы. Доказать теорему о площади боковой поверхности призмы.

Применять изученную теорему при решении задач.

Знать: понятия многогранника и его элементов (граней, вершин, ребер, диагоналей), выпуклого и невыпуклого многогранника, призмы и ее элементов (ребер, вершин, граней, боковых граней и оснований, высоты), прямой и наклонной призмы, правильной призмы; сумму плоских углов выпуклого многогранника при каждой его вершине. Уметь: решать задачи по теме

37,38

У-3,4 «Призма»

2

19.01

25.01

Вывести формулу площади боковой поверхности прямой призмы. Применять изученную теорему при решении задач.

Знать: понятия площади поверхности призмы, площади боковой поверхности призмы; вывод формулы площади поверхности прямой призмы. Уметь: решать задачи по теме

Устный счет

Самостоятельная работа

«Призма»

39

У-5. «Пирамида».

1

26.01

Изучить понятие пирамида, решать задачи, связанные с пирамидой. Доказать теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды.

Знать: понятия пирамиды и ее элементов (ребер, вершин, граней, боковых граней и основания, высоты), площади боковой поверхности и полной поверхности пирамиды.

Уметь: решать задачи по теме

40,41

У-6-7. «Пирамида».

2

01.12

02.12

Решать задачи, связанные с пирамидой.

Задания для устного счета.

«Пирамида»              

42,43

У-8,9.«Усеченная пирамида»

2

08.02

09.02

Изучить понятие усеченная  пирамида, решать задачи на вычисление площади ее поверхности.

Знать: понятия усеченной пирамиды и ее элементов (боковых граней, основания, высоты), правильной усеченной пирамиды и ее апофемы; доказательство того, что боковые грани усеченной пирамиды — трапеции; формулу площади боковой поверхности усеченной пирамиды. Уметь: решать задачи по теме

Устный счет

Самостоятельная работа

«Пирамида»

44

У-10.«Правильные многогранники».

1

15.02

Изучить понятие правильного многогранника, рассмотреть все пять видов правильных многогранников.

Знать: понятие правильного многогранника; пять видов правильных многогранников.

Уметь: решать задачи по теме

45-49

У-11-16. .«Правильные многогранники».

5

16.02

20.02

29.02

01.03

14.03

Применять полученные знания при решении задач.

Знать: понятие правильного многогранника; пять видов правильных многогранников.

Уметь: решать задачи по теме

Самостоятельная работа

«Правильные многогранники»

50

У-17. Урок – обобщение и систематизация знаний

1

15.03

Применять изученные теоремы при решении задач.

Знать: понятия призмы

и ее элементов, прямой

и наклонной призмы,

правильной призмы, пирамиды и ее элементов, пра

вильной и усеченной пирамиды; формулы площади боковой и полной поверх¬ности пирамиды, площади боковой поверхности правильной и усеченной пирамиды, площади поверх¬ности прямой и наклонной призмы.

Уметь: решать задачи по теме

Тест «Многогранники»

51

У-18. Контрольная работа

1

21.03

Проверить качество знаний по теме «Многогранники»

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Понимать, что такое многогранник.

Уметь определять вид многогранника.

Знать свойства многогранников.

Уметь решать несложные задачи на свойства многогранников, на определение площади их поверхности, на построение сечений многогранников плоскостью.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь правильно выполнять чертеж по условию стереометрической задачи.

Понимать стереометрические чертежи.  

Уметь решать задачи на доказательство.

Контрольная работа №3

Тема 5. «Векторы в пространстве» (10 часов)

52

У-1. «Понятие вектора в пространстве. Действия с векторами»

1

22.03

Изучить правила треугольника и параллелограмма сложения векторов в пространстве

Знать: понятия вектора

в пространстве, нулевого

вектора, длины ненулевого

вектора, определения кол- линеарных, равных векторов; доказательство того, что от любой точки можно отложить вектор, равный данному, и притом только один,правила треугольника и параллелограмма

сложения векторов в пространстве; переместитель

ный и сочетательный законысложения;два способа

построения разности двух векторов; правило сложения нескольких векторов в про-странстве.

Уметь: решать задачи по теме

53,54

У-2,3«Действия с векторами»

2

04.04

05.04

Применять изученные теоремы при решении задач

Знать:

Уметь: решать задачи по теме

Знать: правило умножения

вектора на число. Сочетательный и распределительные законы умножения.

Устный счет

Самостоятельная работа

«Сложение и вычитание векторов»

55

У-4. «Компланарные векторы»

1

11.04

Изучить понятие компланарных векторов, признак компланарности трех векторов.

Знать: определение компланарных векторов; признаккомпланарности трех векторов; правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов. Уметь: решать задачи по теме.

56-60

У-5-9. «Компланарные векторы»

5

12.04

18.04

19.04

25.04

26.04

Изучить правило параллелепипеда сложения векторов, теорему о разложении вектора по трем некомпланарным векторам

Знать: теорему о разложении вектора по трем некомпланарным векторам с доказательством. Уметь: решать задачи по теме

Задания для устного счета. Упр.15.

«Разложение вектора по трем некомпланарным векторам»           Тест

«Векторы в пространстве»

61

У-10. Урок- самостоятельная работа

1

03.05

Проверить качество знаний по теме «Векторы в пространстве»

Знать: понятия вектора в пространстве, нулевого вектора, длины ненулевого вектора; определения коллинеарных, равных, компланарных векторов; правила сложения векторов; переместительный и сочетательный законы сложения; два способа построения разности двух векторов; правило умножения вектора на число; сочетательный и распределительные законы умножения; признак компланарности трех векторов; правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов; теорему о разложении вектора по трем некомпланарным векторам.Уметь: решать задачи по теме

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Знать определение вектора, свойства векторов.

Уметь производить действия с векторами.

Уметь решать несложные задачи с применением векторного метода.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь правильно выполнять чертеж по условию задачи.

Овладеть векторным методом решения задач различной сложности.  

Уметь решать задачи на доказательство.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

Самостоятельная работа

«Векторы в пространстве»

Тема 6. «Обобщающее повторение. Решение задач»

(6 часов)

62,63

У-1. «Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей»

2

10.05

16.05

Решения задач по  данной теме.

Знать: аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве и их следствия; понятие параллельных и перпендикулярных  плоскостей; признак параллельности двух плоскостей; свойства параллельных плоскостей; теорему о существовании и единственности плоскости, параллельной данной и проходящей через данную точку пространства. Уметь: решать задачи по теме

64-66

У-2 «Многогранники»

3

17.05

23.05

23.05

Решения задач по  данной теме.

Знать: понятия призмы и ее элементов, прямой и наклонной призмы, правильной призмы, пирамиды и ее элементов, правильной и усеченной пирамиды; формулы площади боковой и полной поверхности пирамиды, площади боковой поверхности правильной и усеченной пирамиды, площади поверхности прямой и наклонной призмы. Уметь: решать задачи по теме

67

У-9. Итоговая контрольная работа

1

24.05

Проверить качество знаний по темам, изученным в 10 классе.

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Уметь решать простые задачи по всем изученным темам, выполняя стереометрический чертеж.

Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.

Уметь анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

меть изображать основные многоугольники; выполнять чертежи по условию задач;

Уметь строить простейшие сечения куба , призмы, пирамиды;

Уметь решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)

Уметь использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь распознавать на чертежах  и моделях пространственные формы;

Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Киселева Л. С. Геометрия. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных

организаций. Базовый и углубленный уровни.– М.: Просвещение, 2009.

2. Бутузов В. Ф., Глазков Ю. А., Юдина И. И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 10 класса. – М.: Просвещение, 2009.

3. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, В.Ф. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2004.

4. Зив Б. Г.Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. – М.: Просвещение, 2011.

5. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.:

Просвещение, 2003.

Наглядные пособия:

  • Демонстрационные таблицы по темам курса.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийная система.

Результат и система их оценки

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

предметные:

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь решать простые задачи по всем изученным темам, выполняя стереометрический чертеж.
  • Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.
  • Уметь анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • Уметь изображать основные многоугольники; выполнять чертежи по условию задач;
  • Уметь строить простейшие сечения куба , призмы, пирамиды;
  • Уметь решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)
  • Уметь использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь распознавать на чертежах  и моделях пространственные формы;
  • Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Уровень обязательной подготовки выпускника

  • Пирамида SABCD –правильная, точка М лежит на основании. Сделайте рисунок. Определите взаимное расположение прямых:  а) АВ и ВС;   б) АМ и ВС;  в) SM и АС;   г) АВ и CD.

Уровень возможной подготовки выпускника

  • Боковое ребро правильной четырехугольной пирамиды равно 4 см, а угол при вершине осевого сечения равен  900. Найдите высоту пирамиды.
  • Проведите сечение прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 , проходящее через вершину  А, В и середину ребра DD1.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:

-создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

-формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; интегрирование в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной,  информации;

-создание условия для плодотворной работы в группе, умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел, вычисления площадей поверхностей пространственных  тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства

Для выявления и сравнения результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются данной программой, будет проводиться контроль знаний и умений учащихся. Основная цель контроля состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, через призму которых рассматриваются недостатки в осуществлении учебной деятельности, пробелы в знаниях; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений учащихся.

       Контроль знаний учащихся осуществляется в виде:

  • контрольных работ – используются при фронтальном, текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений учащихся по достаточно крупной и полностью изученной теме программы;
  • устного опроса – проводится преимущественно на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний учащихся;
  • тестов – задания свободного выбора ответа и задания, где ввод ответа определенным образом ограничен. Тесты дают точную количественную характеристику не только уровня достижения учащегося, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.;
  • зачетов – проверяется знание учащимися теории;
  • математических диктантов;
  • самостоятельных работ.

       Отметки учащимся ставятся за работу на уроке, за выполнение различных проверочных работ, домашних заданий. Четвертные отметки ставятся как среднее арифметическое всех отметок за четверть. Годовая оценка – совокупность оценок за четверть с учетом годовой контрольной работы.

Результатом освоения образовательной программы является промежуточная аттестация, которая проводится  в форме итоговой контрольной работы с элементами тестирования.

1.Оценка письменных работ обучающихся по математике:

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в  логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах, графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере;
  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

     Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задача, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «требования к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3.Общая классификация ошибок.

     При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы при решении задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

К негрубым ошибкам относятся:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                              Заместитель директора по УВР

методического совета                                                                                                                                 ____________________Ф.И.О

МБОУ Куйбышевской СОШ

имени А.А.Гречко                                                                               (подпись)

от ___________________№1                                                                                                                                                              ________________

_______________________

(подпись руководителя МС,Ф.И.О.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс Рабочая программа 2015-2016

Рабочая программа  по информатике и ИКТ,   5 класс. ФГОС....

6 класс Рабочая программа 2015-2016

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 6 класс....

Рабочие программы 2015-2016 учебный год

Рабоче программы 2015-2016 учебный год, разработанные на основе авторской программы В.Д. Симоненко...

рабочие программы 2015-2016 учебный год

Представлены программы по истории 5 класс ФГОС-Вигасин,Годер; 6-11 классы : Всеобщая история: линия Юдовская,сороко-Цюпа,Загладин; история России- линия 5-9 Данилов,косулина; 10-11- Сахаров-Загладин; ...

Рабочие программы 2015-2016 учебного года

Рабочие программы и тематические планирования с 5 по 9 класс5,6,7 классы рабочие программы и тематические планирования учтены со стандартами второго поколения на 1 час в неделю....

Рабочая программа 2015-2016 учебный год

Программа на 2015-2016 учебный год. Годовой план работы. Перспективный план. Календарный план....

рабочие программы 2015-2016 учебный год

Данный материал содержит рабочие программы  по русскому языку и литературе  с 5 по 9 класс...