методическая разработка урока " Расстояния в многогранниках"
методическая разработка по геометрии (10, 11 класс) на тему

Владимирова Ольга Ивановна

В методической разработке собран материал для обобщения и систематизации знаний по теме "Расстояния в пространстве" по геометрии 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologichskaya_karta.docx22.81 КБ
Файл urok_stereometriya.docx508.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА ( урок геометрии в 10 классе (физ-мат))

ФИО учителя,  ОУ      Владимирова Ольга Ивановна,  МБУ «Школа № 70»

Тема урока

         Расстояния в многогранниках

Цель урока:

Организовать деятельность учеников по обобщению и систематизации знаний по теме «Расстояния в многогранниках».

Способствовать развитию пространственного мышления у учеников: сначала «увидеть», а потом уже вычислять, воспитать аккуратность и точность в геометрическом рисунке.

Создать условия для раскрытия индивидуальных способностей личности.  

Содействовать воспитанию активной личности, способной  самостоятельно  делать обобщения и вывод.

Планируемые ОР

Ученик по окончании изучения темы урока:

-  формулирует цели и задачи урока;

- обосновывает ценность и значимость  знаний по теме;

- проявляет активное желание к саморазвитию, потребность в достижении результата;

- видит искомое расстояние и вычисляет его;

-применяет теоретические знания на практике.

Программные требования

Выпускник должен знать: определение расстояния: от точки до прямой и до плоскости; между двумя параллельными плоскостями; между двумя скрещивающимися прямыми.

Выпускник должен уметь: видеть в пространстве расстояния от точки до прямой и до плоскости; находить различные расстояния в пространстве, используя многогранники и многоугольники, расположенные в пространстве.

Мировоззренческая идея

Данная тема используется в задачах ЕГЭ.

Тип урока

 Урок систематизации и обобщения знаний

Технология

Личностно-ориентированного обучения

Форма организации УД

Фронтальная, индивидуальная, самопроверка, взаимопроверка

Оборудование урока

 Доска, мел, дидактический материал

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

ОРГАНИЗАЦИОНО - МОТИВАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, проверка готовности к уроку, психологический настрой на урок, на активную УПД,  установка на сотрудничество с учащимися и успех в предстоящей работе.

Слушают и оценивают предложение учителя, определяют смысл  урока

проявляют активное желание к саморазвитию, потребность в достижении поставленной цели

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Проверка знаний учащихся, решение подготовительных задач. Предлагает вспомнить знания и умения, которыми уже владеют дети, по этой теме, корректирует допущенные ошибки.

Вспоминают, сравнивают, аргументируют, обобщают те знания, которые уже имеют

Самооценка и взаимопроверка имеющихся знаний, ликвидация пробелов

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Мотивация на целеполагание.

Аналитическая беседа (обсуждение):

- что вы заметили, о чем сегодня пойдет речь?

-какие задачи мы сегодня решаем?

-определение целей и учебных задач

-организация поиска личностного смысла данного урока

-составление плана предстоящей деятельности

- в чем будет выражаться предполагаемый результат?

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, определяют цель и задачи урока, результат нашей деятельности

-  формулирует цели и задачи урока;

- устанавливает целевые приоритеты;

- обосновывает собственную точку зрения;

- обосновывает ценность и значимость обобщения и систематизации  знаний по теме;

- планирует деятельность на уроке.

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ

Организует  индивидуальную и фронтальную работу, предлагает участие в обсуждении и  анализе.

Помогает увидеть проблему в конкретном задании, оценивает и корректирует выполняемые учащимися задачи, помогает обобщить и систематизировать  полученные результаты

Участвуют в индивидуальной и фронтальной работе, предлагают свою точку зрения. Решают позиционные и метрические задачи на расстояния

Поиск и выделение необходимой информации на основе имеющихся знаний, наблюдения и оценки

 ВЫВОД, РЕФЛЕКСИЯ

Организует  обобщение материала, помогает увидеть  самое важное для систематизации знаний.

Обобщают, систематизируют, формулируют решение задачи на основе систематизированных знаний, делают вывод

Выделяют главные и необходимые знания для применения на практике

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Комментирует и объясняет домашнее задание, организует подведение итога, оценивает

Записывают и оценивают, подводят итог. Сопоставляют предполагаемый результат с полученным.

Дидактический материал с применением ИКТ



Предварительный просмотр:

Ход урока:

  1. Организационно-мотивационный момент
  2. Актуализация знаний

Мы с вами изучили тему «Расстояния в пространстве», давайте немого повторим:

Задание 1.  Определите, в каком из вариантов формулировка определения верна:

А) Расстоянием  от данной точки М до данной прямой а называется  длина перпендикуляра из точки М на прямую а;

Б) Расстоянием  от данной точки М до данной прямой а, не проходящей через точку М,  называется  длина отрезка, опущенного из точки М на прямую а;

В) Расстоянием  от данной точки М до данной прямой а, не проходящей через точку М,  называется  длина перпендикуляра, опущенного из точки М на прямую а.

Задание 2: Выяснить по чертежу, является ли отрезок МК расстоянием от точки М до прямой АК (а).

        

                

        

        

        

 

  1. Постановка учебной задачи

Обратите внимание на задачи, которые мы сегодня будем решать:

- что за урок будет сегодня, цель и задачи урока?

- каким вы видите результат урока?

- для чего нужен такой урок?

Задача 1. Точка Н – середина ребра PB         правильного тетраэдра PABC. Опустите перпендикуляры из точки Н на прямые: а) AP; б) АВ; в) CР. Найдите длину каждого перпендикуляра, если ребро тетраэдра равно .        

Ответ: а)1,5; б)1,5; в)1,5.

       

Задача 2. Точка Н – середина ребра PB правильного тетраэдра PABC. Опустите перпендикуляры из точки Н: а) на прямую AC; б) на высоту РО тетраэдра, О. Найдите длину каждого перпендикуляра, если ребро        тетраэдра равно .                        Ответ: а) 2; б) .        

                                                                   Задача 3.  В кубе АВСDА1В1С1D1 найдите расстояние до прямой ВD от вершин: а) В1; б) А; в) С1, если ребро куба равно 6.

Ответ: а) 6; б) 3; в) 3.                  

                

Задача 4.  В кубе АВСDА1В1С1D1  найдите расстояние до прямой    А1С от вершин: а) А; б) В 1; в) D1,  если ребро куба равно 6.            

                

Ответ: а) 2; б) 2; в) 2.                          

                                                                                                     

                

Задача 5.  В кубе АВСDА1В1С1D1  найдите расстояние до плоскости АВ1С от вершин: а) В; б) D1, если ребро куба  равно 6.                      

Ответ: а); б) 4.  

         

                                                                                                                                      

Задача 6. В кубе АВСDА1В1С1D1   на ребре ВС выбрана такая точка М, что ВМ:МС = 4:3. Найдите   расстояние от точки М до плоскости:

а) В1ВD; б) С1АС; в) АВ1С, если  ребро  куба  равно .

Ответ: а) 4; б) 3; в) . 

                                                     

  Задача 7. Точка Н – середина ребра PB правильного тетраэдра PABC (рис.12). Опустите перпендикуляр из точки Р на плоскость AСН и найдите длину этого перпендикуляра, если ребро   равно .                                                                      Ответ:                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                           

Задача 8. Точка Н–середина ребра PB правильного тетраэдра PABC. Опустите перпендикуляр из точки Н на плоскость AВС и найдите длину этого перпендикуляра, если ребро тетраэдра равно .                                    

                                                                 Ответ: .                                                

        Задача 9. Точка О–центр грани АBС правильного тетраэдра PABC. Опустите перпендикуляры: а) из точки С на грань РАВ ; б) из точки О  на грань РАВ и найдите длину каждого перпендикуляра, если ребро тетраэдра равно .                                                

                                                                       Ответ: а) 6; б) 2.                        

Задача 10.  В кубе ABCDA1B1C1D1 с ребром 18 требуется найти расстояние между прямыми: а) ВС и D1C1 (рис.1); б) ВС и А1К (рис.2); в) C1B и B1D1 (рис.3);  г) АC и D1B (рис.4);   д) СD1 и ВD (рис.5);  е) АС и C1К, где К - середина ВС (рис.6).

        

      Рис.5 Рис.6

        Ответ: а) 18; б) 18; в) 6 ; г) 3;  д) 6;  е) 6.   

  1. Обобщение и систематизация материала

Назовите самые важные знания по теме, которые вам помогли справиться с задачами.  Какой можно сделать вывод?

  1. Вывод и рефлексия
  2. Домашнее задание

Задача 1.        ABCDEFA1B1C1D1E1F1- правильная шестиугольная призма, все   ребра которой равны 1. Найдите расстояние:          

1) от вершины A до прямой CD;                2) от вершины A до прямой C1D1;                                       

        

                Рис.1                                                        Рис.2

                        

                Ответ:.                                         Ответ: 2.

Задача 2. В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1, все ребра которой равны 1, найдите расстояние:

 а) от точки В до плоскости А1EF;                  б) от точки В до плоскости АВ1С;

                        

                        Ответ:  .                                Ответ: .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Построение сечений в многогранниках

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе "Построение сечений в многогранниках" (Конспект + презентация)Комментарии к презентации.Презентация к уроку «Построение сечений в многогранниках» со...

Методическая разработка урока "Методы решения задач по теме "Определение фокусного расстояния линзы"

Урок по физике в 11 классе  по теме «Методы  решения задач по теме   «Определение фокусного расстояния линзы» при...

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).

Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»

Методическая разработка урока физики содержит  презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления  отчета  лабораторной работы №14  8 класс....

Методическая разработка урока математики для 5 класса по теме "Расстояние между двумя точками. Масштаб"

Урок  по математике в 5 классе на тему «Расстояние между двумя точками. Масштаб»    представлен на региональном конкурсе учебно-методических разработок педагогич...

методическая разработка урока математики в 5 классе " Скорость. Время. Расстояние. Решение задач на движение"

Тема урока: Скорость. Время. Расстояние. Решение задач на движение.Тип урока: урок закрепленияЦель: Уточнить и расширить понятия скорость, время, расстояние....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ: «СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ ЛИНЗЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ:«СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ ЛИНЗЫ»...