Решение задач по теме "КОНУС" в формате ЕГЭ.
план-конспект урока по геометрии (11 класс) на тему

План - конспек, презентация, раздаточный материал к уроку по теме "Решение задач по теме "КОНУС" в формате ЕГЭ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_po_teme_konus_v_formmate_ege.docx408.25 КБ
Файл reshenie_zadach_v_kontekste_ege_po_teme.docx27.15 КБ
Файл pril.pptx734.23 КБ

Предварительный просмотр:

1. Диаметр основания конуса равен 6, а угол при вершине осевого сечения равен 90°. Вычислите объем конуса, деленный на π.(слайд №20)

                                                              .

http://reshuege.ru/get_file?id=837

Решение: АВ=6 см, значит ОВ=3 см.

Т.К.треугольник АВС – равнобедренный, прямоугольный, то угол ОВС равен 450. Значит, треугольник СОВ тоже равнобедренный, прямоугольный, поэтому h=СО=3 см.

V= 9π•3=9π(см3)                   Ответ: 9

2.  Конус описан около правильной четырехугольной пирамиды со стороной основания 4 и высотой 6. Найдите его объем, деленный на http://reshuege.ru/formula/52/522359592d78569a9eac16498aa7a087p.png..(слайд №21)

http://reshuege.ru/get_file?id=839

Радиус конуса – это длина отрезка ОС. ОС=АС, АС=4, значит, R=2.

V= 8π•6=16π(см3)                   Ответ: 16

3. Длина окружности основания конуса равна 3, образующая равна 2. Найдите площадь боковой поверхности конуса. .(слайд №22)

http://reshuege.ru/get_file?id=837

Решение:

Sбок=πRl

2R=6 → R=

Sбок=π••2=6

Ответ: 6

4.Площадь боковой поверхности конуса в два раза больше площади основания. Найдите угол между образующей конуса и плоскостью основания. Ответ дайте в градусах. .(слайд №23)

http://reshuege.ru/get_file?id=837

Решение:

Sбок=πRl; Sосн=πR2

πRl= 2πR2

l= 2R

СВ=2ОВ, но треугольник СОВ – прямоугольный, значит, угол ОСВ равен 300, поэтому угол СВО равен 600.

Ответ: 600

5.Площадь полной поверхности конуса равна 12. Параллельно основанию конуса проведено сечение, делящее высоту пополам. Найдите площадь полной поверхности отсеченного конуса. .(слайд №24)

http://reshuege.ru/get_file?id=869

Решение:

Sпол=πRl+πR2

πRl+πR2=12

Треугольник ОМВ подобен треугольнику МО1D с коэффициентом подобия . Значит, r=R/2, L=l/2l.

Sпол= π=(πRl+πR2) =•12=3

Ответ: 3

6. Найдите объем http://reshuege.ru/formula/52/5206560a306a2e085a437fd258eb57cep.pngчасти конуса, изображенной на рисунке. В ответе укажите http://reshuege.ru/formula/de/deb73acdd28329de22c3967a7254130bp.png..(слайд №25)

http://reshuege.ru/get_file?id=906

Решение:

V=  πR2h, объём выделенной на рисунке части конуса равен  V.

V=  π 92 13= π 3 913=351 π

 V=  351 π=87,75 π.

Ответ: 87,75

7. Найдите объем http://reshuege.ru/formula/52/5206560a306a2e085a437fd258eb57cep.pngчасти конуса, изображенной на рисунке. В ответе укажите http://reshuege.ru/formula/de/deb73acdd28329de22c3967a7254130bp.png..(слайд №26)

http://reshuege.ru/get_file?id=907

Решение:

V=  πR2h, объём выделенной на рисунке части конуса равен  V.

V=  π 92 12= π 3 912=324 π

 V=  324 π=243 π.

Ответ: 243

8.В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает http://reshuege.ru/formula/93/93b05c90d14a117ba52da1d743a43ab1p.pngвысоты. Объём жидкости равен 70 мл. Сколько миллилитров жидкости нужно долить, чтобы полностью наполнить сосуд? .(слайд №27)

http://reshuege.ru/get_file?id=6399

Решение:

V=  πR2H.

H=2h

R=2r

V=  π(2r)2 2h= πr2h) • 8=708=560

Vв=560–70=490.

Ответ: 490

 9.Цилиндр и конус имеют общее основание и высоту. Высота цилиндра равна радиусу основания. Площадь боковой поверхности цилиндра равна http://reshuege.ru/formula/2f/2ff746dbdc1a538f51c56612cf61c512p.pngНайдите площадь боковой поверхности конуса. (слайд №28)

MA.OB10.B9.23/innerimg0.jpg

Решение:

Sбок(цилиндра)=2πRh=3, h=R,

Sбок=2πR2=3→ πR2=

Sбок(конуса)=πRl=πRR= πR2=.

Ответ:3

10. Конусообразная палатка высотой 3,5 м и диаметром основания 4 м покрыта парусиной. Сколько квадратных метров парусины пошло на палатку? .(слайд №29)

Решение.

Образующая конуса , что  примерно составляет  8,06 м. Тогда площадь боковой поверхности конуса  равна

 что примерно составляет 5,3 м2. На палатку пошло примерно 25,3 м2 парусины.

Ответ:   25,3 м2  



Предварительный просмотр:

Решение задач в контексте ЕГЭ по теме "Конус"


Цели  урока:

  • Обучающие:
  • формировать умения применять понятия конуса, усечённого конуса и формулы для вычисления площади боковой поверхности, объёма при решении задач в контексте ЕГЭ;
  • рассмотреть задачи на комбинации тел и «найти подход» к решению таких задач.
  • Развивающие:
  • способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ синтез, сравнения, делать необходимые выводы при решении задач разного уровня сложности.
  • способствовать развитию умений творческого подхода к решению практической задачи.
  • Воспитательные:
  • обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету через решение практико-ориентированных задач.
  • обеспечить благоприятную психологическую  атмосферу для развития  творческих  способностей.
  • совершенствование математической речи, математического языка.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап: Здравствуйте, ребята, садитесь! Начнем урок.

(Приложение 1, слайд №1)

2. Этап проверки домашнего задания и выравнивания знаний:

Предлагаю начать работу на уроке с устного опроса.

  1. Какие фигуры относятся к телам вращения? (слайд №2)
  2. Почему их так называют?
  3. Назвать основные элементы цилиндра, конуса. (слайд №3,4,5)
  4. Какие виды сечений может иметь цилиндр, конус?
  5. Что подразумевается под понятием «площади боковой и полной поверхности» тел вращения?
  6. Формулы для нахождения площади боковой поверхности, площади полной поверхности, объёма цилиндра, конуса, усечённого конуса.(слайд №6)

 

 

Цилиндр

Конус

Усечённый конус

Площадь боковой поверхности

Sбок = 2πRh 

Sбок = πRl 

Sбок = πl(R + R1) 

Площадь полной поверхности

Sпол = 2πRh + 2πR2 

Sпол = πRl + πR2 

Sпол = πl(R + R1) + πR2 + πRl2 

Объём

V= πR2h 

V= http://festival.1september.ru/articles/659574/ πR2h 

V=  http://festival.1september.ru/articles/659574/πh(R2+R12+RR1)

Откройте тетради с письменным домашним заданием. На прошлом уроке вам были заданы 2 задачи для самостоятельного решения. Сейчас проверим правильность выполнения домашнего задания, постараемся устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях (если такие имеют место!!!).

Задачи письменной  домашней работы

Домашняя работа проверяется фронтально. Обсуждаются вопросы и затруднения при выполнении этих задач.

Задача №1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, площадь основания цилиндра равна 16π см2. Найти площадь поверхности цилиндра.
В результате проверки, выясняем, что радиус основания цилиндра равен 4 см, а высота цилиндра – 8 см. Тогда площадь поверхности цилиндра равна 96π см
2.

Ответ.  96π см2

Задача №2: В цилиндрический сосуд налили 6 куб. см воды. В воду полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде увеличился в 1,5 раза. Найдите объём детали. Ответ выразите в куб. см.
В результате проверки, выясняем, что высота воды в цилиндре  равен 9 см, а произведение
http://festival.1september.ru/articles/659574/ R2= 1 см. Тогда объём детали будет равен 3 см3.

Ответ.  3 см3.

3. «Блиц-опрос»: Устные упражнения:

  1. Высота конуса 4 см, радиус основания – 3 см. Найти образующую конуса. (слайд №7)
  2. Радиус конуса 5 см, образующая – 8 см. Найти боковую поверхность конуса. (слайд №8)
  3. Образующая конуса равна 13 см, радиус основания – 5 см. Найдите высоту конуса. (слайд №9)
  4. Во сколько раз уменьшится объем конуса, если его высоту уменьшить в 3 раза? (слайд №10)
  5. Во сколько раз увеличится объем конуса, если его радиус основания увеличить в 1,5 раза? (слайд №11)
  6. Во сколько раз увеличится площадь боковой поверхности конуса, если его образующую увеличить в 3 раза? (слайд №12)
  7. Во сколько раз уменьшится площадь боковой поверхности конуса, если радиус его основания уменьшится в 1,5 раза, а образующая останется прежней? (слайд №13)
  8. Высота конуса равна 6, образующая равна 10. Найдите его объем, деленный на π. (слайд №14)
  9. Конус получается при вращении равнобедренного прямоугольного треугольника  АВС вокруг катета, равного 6. Найдите его объем, деленный на π . (слайд №15)
  10. Радиус основания конуса равен 3, высота равна 4. Найдите площадь полной поверхности конуса, деленную на  π. (слайд №16)
  11. Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен 27. (слайд №17)
  12. Объем конуса равен 16. Через середину высоты параллельно основанию конуса проведено сечение, которое является основанием меньшего конуса с той же вершиной. Найдите объем меньшего конуса. (слайд №18)

4. «Тяжело в учении, легко на ЕГЭ». Работа в парах:

Задачи.

  1. Осевое сечение конуса равносторонний треугольник со стороной 10см. Найти площадь боковой поверхности конуса. (слайд №19)
  2. Высота конуса 12 см, образующая – 13 см. Найти площадь полной поверхности конуса.  ( Слайд №19)
  3. Высота конуса равна 2√3 см. Найдите площадь боковой поверхности и площадь осевого сечения конуса, если оно является правильным треугольником. (слайд №19)

5. Задачи по теме «Конус» в формате ЕГЭ (задачи решаем фронтально)

6. Итог урока

– Задачи,  с какими фигурами мы сегодня решали.

7. Домашнее задание: подобрать по теме «Конус» 5 задач из банка данных по математике и решить их.

Дополнительные задачи:

  1. Радиусы оснований усеченного конуса 10√3 и 6√3, а образующая наклонена к плоскости основания под углом 60о. Найти высоту усеченного конуса.
  2. Отношение площадей боковой и полной поверхности конуса равно  http://festival.1september.ru/articles/659574/ Найти угол между образующей и плоскостью основания конуса.

Ребята, спасибо за работу на уроке. Вам я желаю хорошо подготовиться и успешно сдать единый государственный экзамен. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач по теме «Конус» МБОУ «СОШ №1 г.Суздаля» Учитель : Плотникова Татьяна Владимировна

Слайд 2

Тела вращения

Слайд 3

Цилиндр

Слайд 4

Конус

Слайд 5

Усечённый конус

Слайд 6

Цилиндр Конус Усечённый конус Площадь боковой поверхности S бок =2πRh S бок = πRl S бок = πl ( R+R 1 ) Площадь полной поверхности S пол =2 πRh +2π R 2 S пол = πRl +π R 2 S пол = πl ( R+R 1 ) +π R 2 + πR l 2 Объём V= π R 2 h V= π R 2 h V= π h(R 2 + R 1 2 + RR 1 )

Слайд 7

Устные упражнения: Высота конуса равна 4 см, радиус основания – 3 см. Найти образующую конуса. 1 5

Слайд 8

Радиус конуса равен 5 см, образующая равна 8 см. Найдите площадь боковой поверхности конуса. 2 40 π

Слайд 9

Образующая конуса равна 13 см, радиус основания – 5 см. Найдите высоту конуса. 3 12

Слайд 10

Во сколько раз уменьшится объем конуса, если его высоту уменьшить в 3 раза? 4 3

Слайд 11

Во сколько раз увеличится объем конуса, если его радиус основания увеличить в 1,5 раза? 5 2,25

Слайд 12

Во сколько раз увеличится площадь боковой поверхности конуса, если его образующую увеличить в 3 раза? 6 3

Слайд 13

Во сколько раз уменьшится площадь боковой поверхности конуса, если радиус его основания уменьшится в 1,5 раза, а образующая останется прежней? 7 1,5

Слайд 14

Высота конуса равна 6, образующая равна 10. Найдите его объем, деленный на π . 8 128

Слайд 15

Конус получается при вращении равнобедренного прямоугольного треугольника АВС вокруг катета, равного 6. Найдите его объем, деленный на π . 9 72

Слайд 16

Радиус основания конуса равен 3, высота равна 4. Найдите площадь полной поверхности конуса, деленную на π . . 10 24

Слайд 17

Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен 27. 11 81

Слайд 18

12 Объем конуса равен 16. Через середину высоты параллельно основанию конуса проведено сечение, которое является основанием меньшего конуса с той же вершиной. Найдите объем меньшего конуса. 2

Слайд 19

1. Осевое сечение конуса равносторонний треугольник со стороной 10см. Найти площадь боковой поверхности конуса. 2. Высота конуса 12 см, образующая – 13 см. Найти площадь полной поверхности конуса. Работа в парах: 50 π 90 π 3. Высота конуса равна 2√3 см. Найдите площадь боковой поверхности и площадь осевого сечения конуса, если оно является правильным треугольником. 8π, 2√3

Слайд 20

Диаметр основания конуса равен 6, а угол при вершине осевого сечения равен 90°. Вычислите объем конуса, деленный на π . 9

Слайд 21

Конус описан около правильной четырехугольной пирамиды со стороной основания 4 и высотой 6. Найдите его объем, деленный на π . . 16

Слайд 22

Длина окружности основания конуса равна 3, образующая равна 2. Найдите площадь боковой поверхности конуса. 6

Слайд 23

Площадь боковой поверхности конуса в два раза больше площади основания. Найдите угол между образующей конуса и плоскостью основания. Ответ дайте в градусах. 60

Слайд 24

Площадь полной поверхности конуса равна 12. Параллельно основанию конуса проведено сечение, делящее высоту пополам. Найдите площадь полной поверхности отсеченного конуса. 3

Слайд 25

Найдите объем части конуса, изображенной на рисунке. В ответе укажите . 87,75

Слайд 26

. Найдите объем части конуса, изображенной на рисунке. В ответе укажите 243

Слайд 27

В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает высоты. Объём жидкости равен 70 мл. Сколько миллилитров жидкости нужно долить, чтобы полностью наполнить сосуд? 490

Слайд 28

Цилиндр и конус имеют общее основание и высоту. Высота цилиндра равна радиусу основания. Площадь боковой поверхности цилиндра равна Найдите площадь боковой поверхности конуса. 3

Слайд 29

Конусообразная палатка высотой 3,5 м и диаметром основания 4 м покрыта парусиной. Сколько квадратных метров парусины пошло на палатку? Образующая конуса , что примерно составляет 8,06 м. Тогда площадь боковой поверхности конуса равна что примерно составляет 5,3 м 2 . На палатку пошло примерно 25,3 м 2 парусины. Ответ: 25,3 м 2 Решение. 25,3

Слайд 30

Домашнее задание: Подобрать по теме «Конус» 5 задач из банка данных по математике и решить их . Дополнительные задачи: Радиусы оснований усеченного конуса 10√3 и 6√3 , а образующая наклонена к плоскости основания под углом 60 о . Найти высоту усеченного конуса. Отношение площадей боковой и полной поверхности конуса равно Найти угол между образующей и плоскостью основания конуса .

Слайд 31

Источники: http://reshuege.ru/?theme=144&print=true - КАТАЛОГ ЗАДАНИЙ Геометрия, 10–11класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгебраический метод решения задач В-9 – элемент решения задач С4

В статье представлено пошаговое решение задач В9 алгебраическим способом. И применение этого способа после выработки алгоритма действий к решению задач С4. Приложена презентация, в которой представлен...

Методическая разработка по теме: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»

Методическая разработка по теме: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах». Рекомендации учащимся 9 классов при подготовке к выполнению заданий.Задачи на применение электронных таблиц с ...

Теорема синусов и косинусов.Цели урока: развивать навыки самоконтроля ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при решении задач. Развивать умения сра

Цели урока: развивать навыки самоконтроля  ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при реш...

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...

Решение задач формате ЕГЭ по теме: "Электростатика"

Данная презентация - это подборка задач формата ЕГЭ по теме: "Электростатика". Цель урока-тренинга: совершенствование практических умений и навыков решения задач формата ЕГЭ....