Конспект урока в 7 классе по геометрии. Начальные сведения.
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Урок №1 в 7 классе по геометрии. УМК Атанасян Л.С.и тр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.geometriya._nachalnye_ponyatiya.rar2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Урок геометрии в 7-м классе по теме:

 «Неизвестный мир Геометрии» (Начальные геометрические сведения)

   Учитель: Бибаева Альбина Муратовна

Методическая цель: Сформировать у учащихся представление о предмете “геометрия”, целях и задачах его изучения, сформировать устойчивое понимание основных геометрических понятий.

Образовательная цель: Познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с первыми основными геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, с их условными обозначениями; с простейшими геометрическими фигурами на плоскости; рассмотреть свойство прямой.

Воспитательная цель: Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям. Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс.  

Развивающая цель :  Развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, интеллектуальные качества личности школьников; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Формы работы : Фронтальная, индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, презентация подготовленная учителем.

Перед уроком:  учащиеся знакомятся с книгами, представленными на выставке в классе (Е. Семенов  «Изучаем геометрию», И. Депман «Мир чисел»,  Юшкевич А.П. История математики в России,  Свечников А.А. «Путешествие в историю математики или как люди научились считать», Э. Т. Белл «Творцы математики» и др.)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

-Ребята. Здравствуйте.  Со словом геометрия вы уже знакомы. Уже в начальной школе вы познакомились с некоторыми геометрическими фигурами, изучили их свойства, научились вычислять площади некоторых фигур и решать много других задач. Вы уже поняли, что геометрия – это наука о фигурах и некоторых их свойствах. Но знаете, ребята, что интересно? Мы с вами начнём изучать геометрию с нуля. Почему? Скажите мне, пожалуйста, что мы называем прямоугольником? (учащиеся дают определения, при этом употребляют слово «четырёхугольник»)… А что мы называем четырёхугольником? (снова звучат ответы учащихся, появляются слова «угол», «отрезки» и т.д.). Сегодня вы приступаете к полноценному изучению этого предмета. Вы сейчас выходите на новый уровень изучения этой науки более строгий, более чёткий, такой, какой он был в античных школах,  где изучали геометрию несколько тысяч лет назад… (слайды 1,2)

II. Актуализация познавательной деятельности

-Геометрия возникла на основе практической деятельности людей, а в дальнейшем сформировалась как самостоятельная наука, занимающаяся изучением геометрических фигур. Геометрия помогает нам лучше ориентироваться в мире, в котором мы живём, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира.

1.Организация устной фронтальной работы. 

-Подумайте и сформулируйте тему нашего урока, а также сформулируйте вопросы, на которые мы будем искать ответы в ходе урока

Вопросы:

Что означает слово «геометрия»?

Когда, как и с какой целью зародилась наука – геометрия?

Кого можно считать основоположниками геометрии?

Как называлось первое дошедшее до нас научное изложение геометрии?

Что изучает геометрия?

Как можно объяснить, что такое точка, прямая, отрезок?   (слайды 3,4,5)

2. Рассказ учителя об истории развития геометрии. (слайды 6,7,8)

 

-Геометрия – одна из древнейших наук. Она зародилась в Древнем Египте.  В этом государстве плодородные земли были расположены на очень узком участке земли – в долине реки Нил. При разливе реки смывались границы участков, менялись их площади. Тогда пострадавшие обращались к фараону, он посылал землемеров, чтобы восстановить границы участков, выяснить, как изменилась их площадь и установить размер налога. Знания постепенно накапливались и систематизировались. Так около 4 тыс. лет назад возникла наука об измерении расстояний, площадей и объемов, о свойствах различных фигур. Попытки греческих учёных привести геометрические факты в систему начинаются уже с V века до н. э. Наибольшее влияние на всё последующее развитие геометрии оказали труды греческого учёного Евклида, жившего в Александрии в III в. до н. э. Сочинение Евклида “Начала” почти 2000 лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. Эта книга была переведена на языки многих народов мира, а сама геометрия, изложенная в ней, стала называться евклидовой геометрией. Далее учитель говорит о Фалесе Милетском, о Пифагоре Самосском  .Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор не могут до конца разгадать загадки огромных гробниц Египетских царей – Фараонов. Пирамиды – а они построены более 5 тыс. лет назад – состоят из каменных блоков весом 15 тонн, и эти «кирпичики» так подогнаны друг к другу, что не возможно между ними протиснуть и почтовую открытку. А при строительстве использовали лишь простейшие механизмы – рычаги и катки.

«Все боится времени, но само время боится пирамид».

Несмотря на то, что содержание геометрии расширилось далеко за пределы учения о земле, она по-прежнему продолжает называться «Геометрией».

III. Формирование знаний, умений и навыков.

-Школьный курс геометрии делится на планиметрию и стереометрию.

Такие фигуры, как отрезок, луч, треугольник, круг, прямоугольник ... являются плоскими, то есть целиком укладываются на плоскости. В стереометрии мы познакомимся с такими пространственными фигурами, как куб, шар, конус, цилиндр, параллелепипед и т. д. Планиметрия изучает свойства фигур на плоскости, а стереометрия – в пространстве.

Мы начнём изучение геометрии с планиметрии.(слайд 9,10)

Любой сложный механизм складывается из маленьких деталей, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших фигур. Конечно, самая главная - это точка (слайд 11).

Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как и само слово геометрия. Однако эти слова вошли в русский язык не через  греческий, а через латинский язык (слайд 12,13).

Давайте вспомним, какие чертёжные инструменты нам понадобятся при изучении геометрии? (слайд 14).

Повторение известного материала о точках и прямых и их расположении относительно друг друга.(слайды 15,16,17).

-Давайте вспомним, как обозначают на чертеже прямые и точки

(прямая безгранична, поэтому на чертеже изображают часть прямой;  прямые обозначают двумя заглавными латинскими буквами, соответствующим двум точкам на прямой или одной маленькой  буквой). Точки обозначают заглавными латинскими буквами. Знак принадлежности .

IV. Физкультминутка.

V. Проверочная работа.

 1) Тест . Работа в тетрадях. Записываются только ответы.(слайд 18,19)

2) учебник  стр.7, №4,5.

VI .Рефлексия.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке (поднятием руки).

Рюкзак – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

VII. Итоги урока

 -На все ли вопросы вы получили сегодня ответы? (Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные в начале урока, и просит кратко еще раз на них ответить.)

Выставление оценок за тест (взаимопроверка учащихся)

Домашнее задание: стр. 3-6, № 1,2 на стр.7.  На альбомном листе выполнить творческое задание (нарисовать рисунок, написать рассказ или сочинить сказку, сделать фотомонтаж или видеомонтаж и т. д.) на тему “Геометрия вокруг нас”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физической культуре для начальных классов.

В данном конспекте кратко изложен курс по физической культуре  для начальных классов ....

План-конспект урока физической культуры по теме: "Теоретические сведения. Правила игры в стрит-бол. Инвентарь, оборудование, продолжительность и условия проведения игры"

Цель урока:1Теоретические сведения правила игры в стрит-бол. Инвентарь, оборудования, продолжительность и условия проведения игры.Задачи урока:1.Совершенствовать перемещение по площадке2.Совершенствов...

конспекты уроков 7 класс (7 часов) начальные геометрические сведения

конспекты уроков 7 класс  Атанасянвесь раздел Начальные геометрические сведения...

Конспект урока по информатике и ИКТ "Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера"

Цель урока: знакомство с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.Задачи урока:Образовательная – познакомить учащихся с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.Воспитательная – воспитание инф...

Презентация по алгебре в 9 классе на тему "Начальные сведения о теории вероятностей"

Презентация по алгебре в 9 классе на тему "Начальные сведения о теории вероятностей"...

Конспект урока немецкого языка по теме "Интересные сведения из издательств".

Задачами урока являются: ознакомление  учащихся  с понятием аннотация, чтение аннотации к книгам из каталога с пониманием  основного содержания....