Рабочая программа учебного курса "Геометрия 10"
рабочая программа по геометрии (10 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса "Геометрия 10" по учебнику Атанасян Л.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_10_klass.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые предметные результаты освоения предмета «Геометрия - 10»
Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы;
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
3) освоение правил поведения; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить:
- осознание значения математики в повседневной жизни человека;
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Предметные результаты изучения предметной области "Математика и информатика" должны отражать:
Математика. Алгебра. Геометрия:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах.
Содержание учебного предмета
- Введение (3 часа)
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель — познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность — непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур. Однако наглядность должна быть пронизана строгой логикой. Курс стереометрии предъявляет в этом отношении более высокие требования к учащимся. В отличие от курса планиметрии здесь уже с самого начала формулируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом. Тем самым задается высокий уровень строгости в логических рассуждениях, который должен выдерживаться на протяжении всего курса.
- Параллельность прямых и плоскостей (21 час)
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Основная цель — сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве (прямые пересекаются, пря- мые параллельны, прямые скрещиваются), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость пересекаются, прямая и плоскость параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
Особенность данного курса состоит в том, что уже в первой главе вводятся в рассмотрение тетраэдр и параллелепипед и устанавливаются некоторые их свойства. Это дает возможность отрабатывать понятия параллельности прямых и плоскостей (а в следующей главе также и понятия перпендикулярности прямых и плоскостей) на этих двух видах многогранников, что, в свою очередь, создает определенный задел к главе «Многогранники». Отдельный пункт посвящен построению на чертеже сечений тетраэдра и параллелепипеда, что представляется важным как для решения геометрических задач, так и, вообще, для развития пространственных представлений учащихся.
В рамках этой темы учащиеся знакомятся также с параллельным проектированием и его свойствами, используемыми при изображении пространственных фигур на чертеже.
- Перпендикулярность прямых и плоскостей (19 часов)
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Основная цель — ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.
Понятие перпендикулярности и основанные на нем метрические понятия (расстояния, углы) существенно расширяют класс стереометрических задач, появляется много задач на вычисление, широко использующих известные факты из планиметрии.
- Многогранники (19 часов)
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель — познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
С двумя видами многогранников — тетраэдром и параллелепипедом — учащиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело (его тоже называют многогранником). В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводится еще ряд новых понятий (граничная точка фигуры, внутренняя точка и т. д.). Усвоение их не является обязательным для всех учащихся, можно ограничиться наглядным представлением о многогранниках.
- Повторение курса геометрии 10 класса (6 часов)
Основная цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных за курс изучения геометрии 10 класса.
Календарно – тематическое планирование предмета «Геометрия - 10»
п/н | Номер урока | Тема урока | Вид занятия | Количе- ство ча-сов | Виды самостоятель- ной работы | Дата проведения занятия | |
планируемая | фактическая | ||||||
ВВЕДЕНИЕ | 3 | ||||||
1 | 1 | п.1,2. Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | УОНМ,УЗИМ | ||||
2 | 2 | п.3. Некоторые следствия из аксиом. | УОНМ,УЗИМ | ||||
3 | 3 | Аксиомы стереометрии и следствия из них. | УОНМ,УЗИМ | ||||
ГЛАВА I. ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ | 21 | ||||||
§1. Параллельность прямых, прямой и плоскости. | 5 | ||||||
4 | 1 | п.4. Параллельные прямые в пространстве. | УОНМ,УЗИМ | ||||
5 | 2 | п.5. Параллельность трёх прямых. | УОНМ,УЗИМ | ||||
6 | 3 | п.6. Параллельность прямой и плоскости. | УОНМ,УЗИМ | ||||
7 | 4 | Свойства прямой, параллельной плоскости. | КУ, УПЗУ | ||||
8 | 5 | Решение задач на параллельность прямых и плоскостей. Самостоятельная работа. | УОСЗ,КУ | проверочная | |||
§2. Взаимное расположение прямых в пространстве. | 4 | ||||||
9 | 6 | п.7. Скрещивающиеся прямые. | УОНМ,УЗИМ | ||||
10 | 7 | Свойства скрещивающихся прямых. | КУ, УПЗУ | ||||
11 | 8 | п.8. Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми. | УОНМ,УЗИМ | ||||
12 | 9 | Решение задач по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве» | КУ, УПЗУ | ||||
13 | 10 | Контрольная работа №1 по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве» | УК | 1 | |||
§3. Параллельность плоскостей. | 3 | ||||||
14 | 11 | п.10. Параллельные плоскости. | УОНМ,УЗИМ | ||||
15 | 12 | п.11. Свойства параллельных плоскостей. | УОНМ,УЗИМ | ||||
16 | 13 | Решение задач на параллельность плоскостей. | КУ, УПЗУ | ||||
§4. Тетраэдр и параллелепипед. | 7 | ||||||
17 | 14 | п.12.Тетраэдр. | УОНМ,УЗИМ | ||||
18 | 15 | п.13.Параллелепипед. | УОНМ,УЗИМ | ||||
19 | 16 | п.14. Сечения тетраэдра. | УОНМ,УЗИМ | ||||
20 | 17 | п.14. Сечения параллелепипеда | УОНМ,УЗИМ | ||||
21 | 18 | Задачи на построение сечений. | КУ, УПЗУ | ||||
22 | 19 | Самостоятельная работа по теме «Построение сечений» | УК | обучающ | |||
23 | 20 | Решение задач по теме «Параллельность прямых и плоскостей» | КУ, УПЗУ | ||||
24 | 21 | Контрольная работа №2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей» | УК | 1 | |||
ГЛАВА II. ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ. | 19 | ||||||
§1. Перпендикулярность прямой и плоскости. | 5 | ||||||
25 | 1 | п.15, 16. Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | УОНМ,УЗИМ | ||||
26 | 2 | п.17. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | УОНМ,УЗИМ | ||||
27 | 3 | Решение задач на признак перпендикулярности прямой и плоскости. | КУ,УПЗУ | ||||
28 | 4 | п.18. Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. | УОНМ,УЗИМ | ||||
29 | 5 | Самостоятельная работа на тему «Перпендикулярность прямой и плоскости». | УК | обучающ | |||
§2. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. | 6 | ||||||
30 | 6 | п.19. Расстояние от точки до плоскости. | УОНМ,УЗИМ | ||||
31 | 7 | п.20. Теорема о трёх перпендикулярах. | УОНМ,УЗИМ | ||||
32 | 8 | Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах. | КУ, УПЗУ | ||||
33 | 9 | п.21. Угол между прямой и плоскостью. | УОНМ,УЗИМ | ||||
34 | 10 | Решение задач по теме «Угол между прямой и плоскостью. Теорема о трёх перпендикулярах» | УОиСЗ | ||||
35 | 11 | Самостоятельная работа по теме «Применение теоремы о трёх перпендикулярах» | УК | обучающ | |||
§3. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 6 | ||||||
36 | 12 | п.22. Двугранный угол. | УОНМ,УЗИМ | ||||
37 | 13 | Двугранный угол. | КУ, УПЗУ | ||||
38 | 14 | п.23. Признак перпендикулярности двух плоскостей. | УОНМ,УЗИМ | ||||
39 | 15 | Признак перпендикулярности двух плоскостей. | КУ, УПЗУ | ||||
40 | 16 | п.24. Прямоугольный параллелепипед. | УОНМ,УЗИМ | ||||
41 | 17 | Свойства диагоналей прямоугольного параллелепипеда. | КУ, УОНМ | ||||
Уроки обобщения и систематизации знаний. | 1 | ||||||
42 | 18 | Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | УОиСЗ | ||||
43 | 19 | Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность в пространстве» | УК | 1 | |||
ГЛАВА III. МНОГОГРАННИКИ. | 19 | ||||||
§1. Понятие многогранника. Призма. | 4 | ||||||
44 | 1 | п.25, 27. Понятие многогранника. Призма. | УОНМ,УЗИМ | ||||
45 | 2 | п.27. Площадь поверхности призмы. | УОНМ,УЗИМ | ||||
46 | 3 | Решение задач на вычисление площади поверхности призмы. | КУ,УОНМ | ||||
47 | 4 | Самостоятельная работа по теме «Площадь поверхности призмы» | УК | обучающ | |||
§2. Пирамида. | 7 | ||||||
48 | 5 | п.28. Пирамида. | УОНМ,УЗИМ | ||||
49 | 6 | Площадь поверхности пирамиды | КУ, УОНМ | ||||
50 | 7 | п.29. Правильная пирамида. Площадь боковой поверхности правильной пирамиды. | УОНМ,УЗИМ | ||||
51 | 8 | Решение задач на вычисление площади боковой поверхности пирамиды. | УОиСЗ | ||||
52 | 9 | п.30. Усечённая пирамида. | УОНМ,УЗИМ | ||||
53 | 10 | Площадь боковой поверхности правильной и усечённой пирамиды | КУ, УОНМ | ||||
54 | 11 | Самостоятельная работа по теме «Пирамида» | УК | обучающ | |||
§3. Правильные многогранники. | 5 | ||||||
55 | 12 | п.31. Симметрия в пространстве. | УОНМ,УЗИМ | ||||
56 | 13 | п.32. Понятие правильного многогранника. | УОНМ,УЗИМ | ||||
57 | 14 | Решение задач по теме «Правильные многогранники» | КУ, УОНМ | ||||
58 | 15 | п.33. Элементы симметрии правильных многогранников. | УОНМ,УЗИМ | ||||
59 | 16 | Правильные многогранники | КУ, УОНМ | проверочная | |||
Уроки обобщения и систематизации знаний. | 2 | ||||||
60 | 17 | Призма. Площадь призмы. | УОиСЗ | ||||
61 | 18 | Пирамида. Площадь пирамиды. | УОиСЗ | ||||
62 | 19 | Контрольная работа №4 по теме «Многогранники» | УК | 1 | |||
Повторение курса геометрии 10 класса | 6 | ||||||
63 | 1 | Параллельность прямых и плоскостей | КУ, УСЗУН | ||||
64 | 2 | Тетраэдр. Параллелепипед. | КУ, УСЗУН | ||||
65 | 3 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. | КУ, УСЗУН | ||||
66 | 4 | Применение теоремы о трёх перпендикулярах. | КУ, УСЗУН | ||||
67 | 5 | Призма. Площадь призмы. | КУ, УСЗУН | ||||
68 | 6 | Пирамида. Площадь пирамиды. | КУ, УСЗУН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...