Рабочая программа учебного курса "Геометрия 10"
рабочая программа по геометрии (10 класс) на тему

Рабочая программа учебного курса "Геометрия 10" по учебнику Атанасян Л.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_10_klass.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Планируемые предметные результаты освоения предмета «Геометрия - 10» 

Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы;

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

3) освоение правил поведения; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить:

- осознание значения математики в повседневной жизни человека;

- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

В результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

Предметные результаты изучения предметной области "Математика и информатика" должны отражать:

Математика. Алгебра. Геометрия:

1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры;

5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;

6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;

8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;

9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах.

Содержание учебного предмета

  1. Введение (3 часа)

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Основная цель — познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.

Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность — непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур. Однако наглядность должна быть пронизана строгой логикой. Курс стереометрии предъявляет в этом отношении более высокие требования к учащимся. В отличие от курса планиметрии здесь уже с самого начала формулируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом. Тем самым задается высокий уровень строгости в логических рассуждениях, который должен выдерживаться на протяжении всего курса.

  1. Параллельность прямых и плоскостей (21 час)

       Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

      Основная цель — сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве (прямые пересекаются, пря- мые параллельны, прямые скрещиваются), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость пересекаются, прямая и плоскость параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.

Особенность данного курса состоит в том, что уже в первой главе вводятся в рассмотрение тетраэдр и параллелепипед и устанавливаются некоторые их свойства. Это дает возможность отрабатывать понятия параллельности прямых и плоскостей (а в следующей главе также и понятия перпендикулярности прямых и плоскостей) на этих двух видах многогранников, что, в свою очередь, создает определенный задел к главе «Многогранники». Отдельный пункт посвящен построению на чертеже сечений тетраэдра и параллелепипеда, что представляется важным как для решения геометрических задач, так и, вообще, для развития пространственных представлений учащихся.

В рамках этой темы учащиеся знакомятся также с параллельным проектированием и его свойствами, используемыми при изображении пространственных фигур на чертеже.

  1. Перпендикулярность прямых и плоскостей (19 часов)

Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

Основная цель — ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.

Понятие перпендикулярности и основанные на нем метрические понятия (расстояния, углы) существенно расширяют класс стереометрических задач, появляется много задач на вычисление, широко использующих известные факты из планиметрии.

  1. Многогранники (19 часов)

Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

Основная цель — познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

      С двумя видами многогранников — тетраэдром и параллелепипедом — учащиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело (его тоже называют многогранником). В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводится еще ряд новых понятий (граничная точка фигуры, внутренняя точка и т. д.). Усвоение их не является обязательным для всех учащихся, можно ограничиться наглядным представлением о многогранниках.

  1. Повторение курса геометрии 10 класса (6 часов)

Основная цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных за курс изучения геометрии 10 класса.

Календарно – тематическое планирование предмета «Геометрия - 10»

п/н

Номер

урока

Тема урока

Вид занятия

Количе-

ство

ча-сов

Виды самостоятель-

ной работы

Дата проведения занятия

планируемая

фактическая

ВВЕДЕНИЕ

3

1

1

п.1,2. Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.

УОНМ,УЗИМ

2

2

п.3. Некоторые следствия из аксиом.

УОНМ,УЗИМ

3

3

Аксиомы стереометрии и следствия из них.

УОНМ,УЗИМ

ГЛАВА I. ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ

21

§1. Параллельность прямых, прямой и плоскости.

5

4

1

п.4. Параллельные прямые в пространстве.

УОНМ,УЗИМ

5

2

п.5. Параллельность трёх прямых.

УОНМ,УЗИМ

6

3

п.6. Параллельность прямой и плоскости.

УОНМ,УЗИМ

7

4

Свойства прямой, параллельной плоскости.

КУ,

УПЗУ

8

5

Решение задач на параллельность прямых и плоскостей. Самостоятельная работа.

УОСЗ,КУ

проверочная

§2. Взаимное расположение прямых в пространстве.

4

9

6

п.7. Скрещивающиеся прямые.

УОНМ,УЗИМ

10

7

Свойства скрещивающихся прямых.

КУ,

УПЗУ

11

8

п.8. Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми.

УОНМ,УЗИМ

12

9

Решение задач по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве»

КУ,

УПЗУ

13

10

Контрольная работа №1 по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве»

УК

1

§3. Параллельность плоскостей.

3

14

11

п.10. Параллельные плоскости.

УОНМ,УЗИМ

15

12

п.11. Свойства параллельных плоскостей.

УОНМ,УЗИМ

16

13

Решение задач на параллельность плоскостей.

КУ,

УПЗУ

§4. Тетраэдр и параллелепипед.

7

17

14

п.12.Тетраэдр.

УОНМ,УЗИМ

18

15

п.13.Параллелепипед.

УОНМ,УЗИМ

19

16

п.14. Сечения тетраэдра.

УОНМ,УЗИМ

20

17

п.14. Сечения параллелепипеда

УОНМ,УЗИМ

21

18

Задачи на построение сечений.

КУ,

УПЗУ

22

19

Самостоятельная работа по теме «Построение сечений»

УК

обучающ

23

20

Решение задач по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

КУ,

УПЗУ

24

21

Контрольная работа №2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

УК

1

ГЛАВА II. ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ.

19

§1. Перпендикулярность прямой и плоскости.

5

25

1

п.15, 16. Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости.

УОНМ,УЗИМ

26

2

п.17. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

УОНМ,УЗИМ

27

3

Решение задач на признак перпендикулярности прямой и плоскости.

КУ,УПЗУ

28

4

п.18. Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости.

УОНМ,УЗИМ

29

5

Самостоятельная работа на тему «Перпендикулярность прямой и плоскости».

УК

обучающ

§2. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью.

6

30

6

п.19. Расстояние от точки до плоскости.

УОНМ,УЗИМ

31

7

п.20. Теорема о трёх перпендикулярах.

УОНМ,УЗИМ

32

8

Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах.

КУ,

УПЗУ

33

9

п.21. Угол между прямой и плоскостью.

УОНМ,УЗИМ

34

10

Решение задач по теме «Угол между прямой и плоскостью. Теорема о трёх перпендикулярах»

УОиСЗ

35

11

Самостоятельная работа по теме «Применение теоремы о трёх перпендикулярах»

УК

обучающ

§3. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

6

36

12

п.22. Двугранный угол.

УОНМ,УЗИМ

37

13

Двугранный угол.

КУ,

УПЗУ

38

14

п.23. Признак перпендикулярности двух плоскостей.

УОНМ,УЗИМ

39

15

Признак перпендикулярности двух плоскостей.

КУ,

УПЗУ

40

16

п.24. Прямоугольный параллелепипед.

УОНМ,УЗИМ

41

17

Свойства диагоналей прямоугольного параллелепипеда.

КУ,

УОНМ

Уроки обобщения и систематизации знаний.

1

42

18

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

УОиСЗ

43

19

Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность в пространстве»

УК

1

ГЛАВА III. МНОГОГРАННИКИ.

19

§1. Понятие многогранника. Призма.

4

44

1

п.25, 27.  Понятие многогранника. Призма.

УОНМ,УЗИМ

45

2

п.27.  Площадь поверхности призмы.

УОНМ,УЗИМ

46

3

Решение задач на вычисление площади поверхности призмы.

КУ,УОНМ

47

4

Самостоятельная работа по теме «Площадь поверхности призмы»

УК

обучающ

§2. Пирамида.

7

48

5

п.28. Пирамида.

УОНМ,УЗИМ

49

6

Площадь поверхности пирамиды

КУ,

УОНМ

50

7

п.29. Правильная пирамида. Площадь боковой поверхности правильной пирамиды.

УОНМ,УЗИМ

51

8

Решение задач на вычисление площади боковой поверхности пирамиды.

УОиСЗ

52

9

п.30. Усечённая пирамида.

УОНМ,УЗИМ

53

10

Площадь боковой поверхности правильной и усечённой пирамиды

КУ,

УОНМ

54

11

Самостоятельная работа по теме «Пирамида»

УК

обучающ

§3. Правильные многогранники.

5

55

12

п.31. Симметрия в пространстве.

УОНМ,УЗИМ

56

13

п.32. Понятие правильного многогранника.

УОНМ,УЗИМ

57

14

Решение задач по теме «Правильные многогранники»

КУ,

УОНМ

58

15

п.33. Элементы симметрии правильных многогранников.

УОНМ,УЗИМ

59

16

Правильные многогранники

КУ,

УОНМ

проверочная

Уроки обобщения и систематизации знаний.

2

60

17

Призма. Площадь призмы.

УОиСЗ

61

18

Пирамида. Площадь пирамиды.

УОиСЗ

62

19

Контрольная работа №4 по теме «Многогранники»

УК

1

Повторение курса геометрии 10 класса

6

63

1

Параллельность прямых и плоскостей

КУ,

УСЗУН

64

2

Тетраэдр. Параллелепипед.

КУ,

УСЗУН

65

3

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

КУ,

УСЗУН

66

4

Применение теоремы о трёх перпендикулярах.

КУ,

УСЗУН

67

5

Призма. Площадь призмы.

КУ,

УСЗУН

68

6

Пирамида. Площадь пирамиды.

КУ,

УСЗУН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...