Разработка коллоквиума по геометрии в 7 классе по теме «Параллельные прямые».
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему

Первая часть «Открытая версия» представляет собой список вопросов и заданий, которые необходимо подготовить для рассмотрения на коллоквиуме. Первые два вопроса – теоретические и предусматривают знание определений и теорем, изучаемых в данной теме. Третье и четвертое задания – это достаточно простые задачи, решение которых опирается, в основном, на теоретический материал данной темы, причем четвертое задание несколько сложнее третьего. «Открытая версия» предоставляется для ознакомления учащихся в начале изучения темы с той целью, чтобы по мере ознакомления с учебным материалом учащиеся имели возможность отметить для себя наиболее значимые теоретические сведения и применить их к решению простейших задач.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вопросы к коллоквиуму по геометрии

по теме «Параллельные прямые»

7 класс.

В коллоквиум включены 2 теоретических вопроса и 3 задачи.

Вопрос №1:

1. Определение параллельных прямых.

2. Определение параллельных отрезков.

3. Определение секущей.

4. Назовите по чертежу пары накрест лежащих углов

5. Назовите по чертежу пары односторонних углов

6. Назовите по чертежу пары соответственных углов

Вопрос №2:

  1. Признак параллельности прямых (по накрест лежащим углам).
  2. Признак параллельности прямых (по соответственным углам).
  3. Признак параллельности прямых (по односторонним  углам).
  4. Аксиома параллельных прямых.
  5. Следствие 1: Если прямая пересекает одну из параллельных прямых...
  6. Следствие №2: Если две прямые параллельны третьей...
  7. Свойство накрест лежащих углов при параллельных прямых.
  8. Свойство соответственных углов при параллельных прямых.
  9. Свойство односторонних углов при параллельных прямых.
  10. Следствие: Если прямая перпендикулярна к одной из двух параллельных  прямых... 
  11. Аксиома: Через любые две … проходит прямая, и притом только одна.
  12. Аксиома: На любом луче от его начала можно отложить …, равный данному, и притом только один.
  13. Аксиома: От любого луча в заданную сторону можно отложить …, равный данному, и притом только один.

Прототипы задания №3.

1.

Дано: , .

Определить градусные меры .

2.

Дано: , .

Определить градусные меры .

3.

 Определить, опираясь на данные чертежа, какое высказывание верно:

4.

Опираясь на данные чертежа, определить верное высказывание:

5.

Опираясь на данные чертежа, определить верное высказывание:

6.

Дано: .

Найти: .

7.

 Дано: .

Найти: .

8.

Дано:

Найти: .

 9.

Дано: .

Из данных высказываний выбрать верное

10.

Опираясь на данные чертежа, выбрать верное высказывание

11.

Сумма накрест лежащих углов при параллельных прямых равна . Найти градусные меры данных накрест лежащих углов.

12.

Дано: .

Определить, какие прямые параллельны.

13.

На чертеже .

Найти .

14.

На чертеже .

Найти .

15.

На чертеже .

Найти .

Прототипы задания №4.

1.

По данным рисунка найдите 1.

2.

По данным рисунка найдите 1.

3.

 Разность односторонних углов, образованных этими прямыми и секущей  равна . Найдите больший из этих углов.

4.

По данным рисунка найдите 1.

 5.

По данным рисунка найдите 1.

6.

По данным рисунка найдите 1.

7.

По данным рисунка найдите 1.

8.

По данным рисунка найдите 1.  

  9.

По данным рисунка найдите 1.

10.

Известно, что . Разность . Найти меньший из этих углов.

11.

По данным рисунка найдите 1.

12.

По данным рисунка найдите 1.

13.

По данным рисунка найдите 1.

14.

По данным рисунка найдите 1.

15.

По данным рисунка найдите 1.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Представляются дидактические материалы к коллоквиуму по геометрии в 7 классе по теме «Параллельные прямые», который состоит из двух частей.

Первая часть «Открытая версия» представляет собой список вопросов и заданий, которые необходимо подготовить для рассмотрения на коллоквиуме. Первые два вопроса – теоретические и предусматривают знание определений и теорем, изучаемых в данной теме. Третье и четвертое задания – это достаточно простые задачи, решение которых опирается, в основном, на теоретический материал данной темы, причем четвертое задание несколько сложнее третьего. «Открытая версия» предоставляется для ознакомления учащихся в начале изучения темы с той целью, чтобы по мере ознакомления с учебным материалом учащиеся имели возможность отметить для себя наиболее значимые теоретические сведения и применить их к решению простейших задач. В процессе подготовки имеет смысл обратить внимание на работу слабой части класса. Возможно, для этой группы учащихся будет целесообразным решение третьего и четвертого заданий в специальной тетради для подготовки  к коллоквиуму, ведение которой проверяет учитель. Также имеет смысл отводить некоторое время на уроках для рассмотрения тех вопросов, которые возникли в ходе выполнения заданий. Особое внимание следует уделить обоснованию высказываемых утверждений, логическую последовательность изложения и правильность построения используемых в тексте предложений, так как для учащихся 7 класса, только начинающих изучение геометрии, это представляет достаточную трудность. Данную задачу, очевидно, удобно решать именно на несложных практических примерах.

 Таким образом, изучение материала, используемого в «Открытой версии», нацелено, прежде всего, на закрепление, систематизацию и применение изученного материала в простейших ситуациях. Если посмотреть на эту работу с точки зрения реализации ФГОС, то надо отметить, что она способствует выработке регулятивных универсальных учебных действий, таких, как целеполагание, планирование, прогнозирование деятельности, и содержит материал, необходимый для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Если продолжить рассмотрение представляемого дидактического материала с точки зрения ФГОС, то надо отметить, что вторая часть его направлена на контроль и оценку результата. Вторая часть – это собственно «Коллоквиум», который призван подвести итог и продемонстрировать учащемуся то, насколько хорошо изучена тема и как он готов к написанию контрольной работы, не дублируя самой контрольной работы. Каждый учащийся во время сдачи коллоквиума получает 5 заданий. Два первых задания предназначены для устного ответа. Еще три задания выполняются письменно. Два из этих трех заданий дублируют прототипы заданий 3 и 4 «Открытой версии», отличаясь лишь числовыми данными или буквенными обозначениями. Пятое задание – это задание на определение правильных или ложных утверждений. Аналога его не предусмотрено в открытой версии, а потому, работая с ним,учащийся должен будет использовать все имеющиеся у него знания, и применить те, которые необходимы в данной ситуации. Стоит отметить, что учащиеся работают, по большей части, со знакомым материалом, однако при этом не получится списать с готового, заранее выполненного задания, так как они слегка изменены, а потому запоминать во время предварительной работы необходимо не числа конкретного задания, а метод, используемый при решении.

Поскольку коллоквиум не является завершающим этапом при изучении темы, то, как мне кажется, его следует проводить не непосредственно перед контрольной работой, а за урок до нее с тем, чтобы на этом резервном уроке откорректировать некоторые моменты, касающиеся смысловой нагрузки пятого задания. Кроме этого стоит обратить внимание на логическую составляющую при решении задач  в связи с тем, что практика показывает сложность для учащихся этого возраста умения правильно формулировать предложения даже в том случае, когда они видят ход решения.

Актуальность и практическая значимость данной технологии, с моей точки зрения, состоит в том, что она реально помогает в освоении школьного курса геометрии на начальной стадии обучения, позволяет поэтапно вырабатывать умение самостоятельного приобретения и закрепления знаний, способствует переводу полученных знаний на долговременную основу за счет того, что работа с данным материалом производится систематически на протяжении изучения темы.

Если посмотреть с точки зрения практического применения этой технологии контроля знаний учащихся, то стоит отметить, что она не требует большой предварительной подготовки преподавателя, может быть использована без применения ТСО, когда такая возможность ограничена.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 7 классе по теме «Параллельные прямые».

ТИП УРОКА: урок проверки знаний, умений и навыков

УМК УРОКА: бумажный вариант заданий с текстами задач; теоретические вопросы по содержанию темы, распечатанные в бумажном варианте в форме билетов; тетрадные листы для решения задач

ЦЕЛЬ УРОКА: проверка результатов изучения темы и степени готовности к написанию контрольной работы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные:

  • Проверка и коррекция знаний по теме «Параллельные прямые»

Метапредметные:

познавательные:

  • Знаково- символические действия
  • Осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
  • Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
  • Синтез как составление целого из частей

коммуникативные:

  • Формулировать собственное мнение
  • Строить понятные для слушателей высказывания
  • Уметь задавать вопросы

регулятивные:

  • Планирование – определение последовательности промежуточных действий для получения конечного результата при решении задач
  • Прогнозирование – предвосхищение результата  при решении задач
  • Контроль в форме проверки записанного решения
  • Коррекция результата в случае необходимости
  • Оценка

личностные:

  • Самопознание

Ход урока

Деятельность во время урока

Планируемые результаты

Основные этапы.

Время.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Предметные

УУД

Организационный момент

5 минут

Приветствует учащихся, напоминает о том, что сегодня проводится коллоквиум, напоминает правила его проведения. Это исключение пользования телефоном и другими гаджетами, учебниками, тетрадями.

Слушают напоминание учителя. Готовят тетрадные листы и ручки для работы.

  • Строить понятные для слушателей предложения
  • Уметь задавать вопросы для уточнения и выяснения непонятного

Говорит о том, что в первой части урока мы будем устно отвечать по билетам теорию. Вы выбираете билет и рассказываете то определение и ту теорему, о которых написано в задании.

Отвечают: внимательно читать вопросы и логически правильно и понятно строить предложения при освещении сути вопроса.

Уточняет, всем ли понятно, как проводится данная часть урока.

Устная работа

20 - 22 минуты

Учитель регулирует процесс работы.

Учащиеся по очереди выходят, берут билеты с вопросами и рассказывают определения и теоремы.

Все остальные при этом слушают ответы и имеют право задавать уточняющие вопросы или дополнять ответы.

  • Проверка и коррекция знаний по теме «Параллельные прямые»

  • Осознанное построение речевого высказывания (устно)
  • Строить понятные для слушателей высказывания
  • Умение задавать вопросы
  • Коррекция ответов

Организационный момент

3 минуты

Подводит итоги устной работы

Учащиеся помогают в подведении итогов, оценивая свою работу при устных ответах; выясняется, кто доволен, кто не доволен результатами.

  • Формулировать собственное мнение
  • Строить понятные для слушателей высказывания

Говорит о том, что далее предстоит письменная часть коллоквиума, что необходимо настроиться на вдумчивую работу. Задает вопрос о том, что для этого нужно сделать.

Отвечают на вопрос: внимательно читать задания, выстраивать логическую цепочку решения, проверять решение и полученный результат.

  • Планирование – определение последовательности промежуточных действий для получения конечного результата при решении задач

Уточняет, всем ли понятно, как нужно работать на уроке

Задают вопросы в случае, если они есть.

  • Умение задавать вопросы

Раздает задания к письменной части коллоквиума и напоминает, что на тетрадном листочке необходимо записать фамилию, имя, класс и номер своего варианта.

Оформляют тетрадные листы

Письменная работа

10 - 12 минут

Учитель наблюдает за процессом работы.

Учащиеся решают задачи своего варианта

  • Проверка знаний по теме «Параллельные прямые»

  • Осознанное построение речевого высказывания (письменно)
  • Строить понятные для читателя высказывания
  • Коррекция решений и ответов
  • Знаково – символические действия
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
  • Анализ условий задач
  • Синтез имеющихся знаний
  • Планирование хода решения задач
  • Прогнозирование ответа задачи
  • Контроль в форме проверки записанного решения
  • Коррекция результата в случае необходимости
  • Самопознание

Рефлексия

3 минуты

По окончании работы учитель предлагает оценить свою работу в течении всего урока одним из следующих способов:

  • Доволен (довольна) работой
  • Не совсем доволен (довольна)
  • В основном доволен (довольна)
  • Не доволен (не довольна)

Оценивают свою работу на уроке

  • Самопознание
  • Умение оценивать свою деятельность

После рефлексии учитель предлагает самостоятельно подумать над тем, как исправить положение в случае неудовлетворительной оценки своей работы.

Учитель собирает тетрадные листы с решениями

Учащиеся сдают свои решения

Домашнее задание

2 минуты

Проанализировать предыдущую работу по теме и подготовить вопросы для обсуждения в классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых"

Представлен конспект укрока по геометрии для учащихся с недостаточной математической подготовкой по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых". На уроке используется презентация....

зачет по геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые"

Работа содержит 6 вариантов карточек для проведения зачета по геометрии в 7 классе по тема "Параллельные прямые"...

Конспект урока по геометрии для 7 класса по теме "Параллельные прямые"

Конспект урока по геометрии для 7 класса по теме "Параллельные прямые". Содержит материал для устной работы по готовым чертежам....

Урок геометрии в 7 классе по теме Параллельные прямые.Признаки параллельности

Урок  геометрии   в   7 классе Автор   Безносова Анна Ивановна МБОУ СОШ № 2 Иркутская обл п. Усть-Уда Тема: «Параллельные прямые. Признаки параллельности прямы...

Разработка урока геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые" в условиях реализации ФГОС с презентацией к данному уроку.

Разработка урока  в 7 классе по геометрии по теме "Параллельные прямые" составлена в условиях реализации ФГОС. Материалы содержат  Технололгическую карту урока и презентацию к данному уроку....

Зачет № 1 по геометрии (10 класс) по теме "Параллельность прямой и плоскости"

Рабочая программа 10 класса по геометрии предусматривает проведение зачетов после изучения основных тем курса.Методические рекомендации содержат всего 6 билетов и не охватывают весь материал. Зачет со...

Задачи к зачёту по геометрии 7 класса по теме "Параллельные прямые"

Предлагаемый материал содержит 4 вариалта практической части зачёта по геометрии 7 класса по теме "Параллельные прямые" (учебник Л.С. Атанасяна)....