Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5-х классов
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему

Ферт Наталия Николаевна

План-конспект урока "Геометрические фигуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geofigury.doc398 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»                                             

1.  ФИО

2.  Место работы

3.  Должность

4.  Предмет

5.  Класс

6.  Тема и номер урока в теме

7.  Базовый учебник

Ферт Наталия Николаевна

ВЦДОиТ «Огонек»

учитель математики

математика

5

Геометрические фигуры  (урок обобщения)

«Математика. 5 класс»  под редакцией  Н.Я. Виленкина. М.: Мнемозина, 2013.

8. Цель урока:

  • систематизировать знания о геометрических фигурах
  • повторить понятия: угол, треугольник, расстояние от точки до прямой
  • актуализация знаний, закрепление и при необходимости коррекция изученного материала

9. Планируемые результаты: 

В ходе урока реализовать системно-деятельный подход, практическая деятельность учащихся осуществляется как через индивидуальную, так и групповую работу; реализуются самоконтроль и взаимоконтроль обучающихся.

Познавательные УУД: Анализировать и осмысливать текст задачи, обобщать, применять свои знания.

Регулятивные УУД: развитие логического и интуитивного мышления, умение поиска ответа, контроль, самопроверка, взаимопроверка решения задачи, парная взаимопроверка.

Коммуникативные УУД: формирование речевых умений, высказывать суждения, строить фразы с использованием математических терминов и понятий, учитывать позицию партнера, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

В результате у учащихся  формируются такие качества личности, необходимые в современном обществе, как интуиция, логическое мышление, пространственное представление, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

10. Задачи: 

образовательные  (формирование познавательных УУД):  обеспечить осознанное усвоение представлений о развернутом угле, биссектрисе угла, треугольнике, расстоянии от точки до прямой, решать геометрические задачи на свойство биссектрисы угла; овладение умением сравнения и измерения углов, построения биссектрисы угла и различных видов треугольников;

воспитательные  (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

 развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

11. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

12. Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

13. Необходимое оборудование: доска, карточки самооценивания, карточки («смайлики») для рефлексии урока,  карточки:  с заданием, с кроссвордом, «танграм» .

14. Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

2

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация повторения на знание определения и свойств геометрических фигур

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Выполняют самостоятельно задание по Выбору  номера верных утверждений

6

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала, решать простейшие творческие задания

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие геометрических задач

Организация и контроль за процессом решения задач.

Работают в парах над поставленными задачами.

15

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

5

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения Заполняют кроссворд

8

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

2

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

2

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

- Научить математике нельзя.

Математике можно только научиться.

Учащиеся слушают учителя

2. Актуализация знаний

Ответьте  на предложенные вопросы

  1. Прибор для измерения отрезков. (Линейка).
  2. Прибор для измерения углов (Транспортир)
  3. Сумма длин все сторон треугольника. (Периметр)
  4. Как называется треугольник, у которого все стороны равны? (Равносторонний)
  5. Чему равна сумма углов треугольника? (180)
  6. Длина отрезка, который служит расстоянием от точки до прямой (перпендикуляр)
  7. Половину развёрнутого угла называют (Прямой угол).
  8. Величина прямого угла (90)
  9. Треугольник, у которого один из углов тупой (Тупоугольный)
  10. Луч, с началом в вершине угла и делящий его пополам. (Биссектриса)
  11. Что помогает определить равенство углов. (Наложение)

Выберите номера верных утверждений

Для каждого номера выберите соответствующую букву. Из полученных букв составьте слово

  1. В тупоугольном треугольнике все углы тупые
  2. Острый угол больше 90 градусов.
  3. В равнобедренном треугольнике две стороны равны
  4. Градусная мера тупого угла меньше 180 градусов.
  5. В остроугольном треугольнике все углы всегда по 60 градусов.
  6. В остроугольном треугольнике все углы острые.
  7.  Равносторонним называется треугольник, у которого две стороны равны.
  8. Сумма длин всех сторон треугольника называется его периметром.
  9. Величина развернутого угла 180 градусов.
  10. В прямоугольном треугольнике два прямых угла.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

К

У

С

Б

П

Н

Е

Х

Я

Ответ: УСПЕХ

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

Учащиеся письменно выполняют предложенные задания

По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Человек  в нашей жизни очень часто сталкивается с геометрическими фигурами. Где вы встречались с ними?

 Кроме того, полученные знания,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по геометрии. А также при сдаче экзаменов.  

Сегодня вы будете работать в роли архитекторов.

Тема нашего урока: Геометрические фигуры

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Геометрические фигуры " и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Отвечают на поставленный вопрос  (в дизайне, архитектуре,…)

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Итак, приступаем к решению задач, которые приходится решать в жизни.

1.Задачи

а) Найти периметр  и  площадь треугольника

 1 вариант                                                     2 вариант

б) Постройте данный  угол. Проведите  биссектрису  угла. На биссектрисе отметьте точку А. Измерьте расстояние от точки А до сторон угла.

 1 вариант                                                     2 вариант

      800                                                               600

2. Танграм

Какие игры проходят в нашей стране? ( зимние олимпийские игры). Возьмите из цветных конвертов геометрические фигуры (7 штук).  Составьте из них спортсмена

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

  1. а)Ответ к задаче: 1вариант  Р = 33 см, S = 56см2

                            2 вариант  Р = 50 см, S = 60см2

       б) Ответ к задаче: расстояния должны быть одинаковыми

  1. Ответ к задаче

5. Физкультминутка

Давайте немного передохнем.

- Встали. Сели.  Поморгали. Доброе слово друг другу сказали.

- Настало время проверить творческое задание «Придумать стихотворение или сказку про геометрические фигуры»

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Учащиеся представляют  свою работу

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Для подведения урока предлагаю решить Кроссворд (приложение 1 ). Слово по вертикали характеризует ваше внимание и старание на уроке

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения

Учащиеся  заполняют кроссворд

Ответ:  МОЛОДЕЦ

7. Рефлексия (подведение итогов урока) (приложение 2 ).

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

8. Информация о домашнем задании

Задания: Домашнее задание № 1809, 1846  стр. 260 - 261

Учащиеся записывают домашнее задание

9. Рефлексия: Урок окончен, предлагаю высказать свое мнение при помощи  «смайликов» (приложение 3 ).

 - понравилось

- не понравилось.

Учащиеся кладут на стол учителя карточки «смайлики»


Приложение 1

Кроссворд по теме «Геометрические фигуры»

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По  горизонтали

1. Число, показывающее, во сколько реальные размеры больше, чем на карте

2. Прибор для измерения углов

4. Угол, градусная мера которого больше 90 градусов

5. Название отрезка АВ

6.Луч, с началом в вершине угла и делящий его пополам

7.Два угла треугольника равны 80 и 70 градусов.  

   Найдите чему равен третий угол

Ответ. МОЛОДЕЦ        

Приложение 2

Карточка самооценивания

Ф.И. ученика_________________________

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей

  1. Вопросы повторения
  2. Тест «Выбери верное утверждение»
  3. Решение задач

  а) Найти периметр  и  площадь треугольника

   б) Постройте данный  угол. Проведите  биссектрису  угла. На биссектрисе отметьте точку А. Измерьте расстояние от точки А до сторон угла.

  1. Танграм (построение фигуры)
  2. Кроссворд

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядная геометрия. Треугольники. 5-6 класс

Материал представляет собой практическую работу-сказку с ошибками.Можно использовать со смарт-презентацией, можно как самостоятельную работу учащихся....

Наглядная геометрия. Правильные многогранники. 6 класс. Факультативное занятие.

Всестороннее развитие геометрического мышления учащихся 6 классов с помощью методов геометрической наглядности, геометрическое конструирование, моделирование и дизайн....

Интегрированный урок наглядная геометрия и информатика 6 класс "Орнаменты".

Разработка и презентация интегрированного урока по наглядной геометрии и информатике в 6 классе по теме "Орнаменты"...

Рабочая программа по учебному курсу «Наглядная геометрия» для 5-6 классов.

Рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» для 5-6 классов составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта начального общего, основног...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)

В рабочей программе  курса «Наглядная геометрия»   учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...

Необходимость обучения элементам наглядной геометрии в 5-6 классах как пропедевтики изучения систематического курса геометрии

Статья " Необходимость обучения элементам наглядной геометрии в 5-6 классах как пропедевтики изучения систематического курса геометрии".  В статье говорится  о необходимости изучения геометр...

Особенности методики преподавания физической культуры учащимся подготовительной группы

В статье рассматриваются различные методические приемы для работы с учащимися имеющими ограничения по здоровью....