Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему

Биканова Ирина Васильевна

В рабочей программе  курса «Наглядная геометрия»   учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта и в соответствии с УМК В. А. Панчищина и др. Данная программа рассчитана на  34 часа наглядной геометрии в 5 классе (1 часа в неделю, 34 учебные недели) и - 34 часа наглядной геометрии в 6 классе (1 часа в неделю, 34 учебные недели). Итого 68 часов.

Данный курс предназначен для учащихся 5-6  классов и имеет практико-ориентированную направленность. Курс  включает в себя  задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Содержание линии курса «Наглядная геометрия», в рамках изучения математики в 5-6 классах, способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneuroch_naglyadnaya_geometriya_5-6.docx73.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Депутатская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Депутатская СОШ» ____________________

Местников П.П.

«____» ____________2016г.

«Согласовано»

Зам. директора МБОУ «Депутатская СОШ» по УВР

____________________

Биканова И.В.

«____» ____________2016г.

Рассмотрено и принято

На заседании МО учителей естественно-научного цикла

Протокол №_____от _______

Руководитель МО

____________________

Гаврильева О.А.

«____» ____________2016г.

                                                                

 

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 «Наглядная геометрия»  в  5-6 классах

(для 5 а класса)

2016-2017, 2017-2018 уч.г.

Составитель: учитель математики  Биканова И.В.

 
 

п. Депутатский 2016

Обоснование выбора курса

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты, восприятию геометрических форм, развитию воображения и пространственных представлений.  

Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметики правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.

Содержание линии курса «Наглядная геометрия», в рамках изучения математики в 5-6 классах, способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  курса «Наглядная геометрия» авторская. В ней  учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта и в соответствии с УМК В. А. Панчищина и др.

Данная программа рассчитана на:

- 34 часа наглядной геометрии в 5 классе (1 часа в неделю, 34 учебные недели);

- 34 часа наглядной геометрии в 6 классе (1 часа в неделю, 34 учебные недели);

За 5-6 класс итого 68 часов.

Данный курс предназначен для учащихся 5-6  классов и имеет практико-ориентированную направленность. Курс  включает в себя  задания, как углубляющего, так и развивающего характера.

Сознательное овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса наглядной геометрии 5-6 классов обусловлена тем, что объектом изучения служат количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика -  язык науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Арифметика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике в 5-6 классах способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, арифметика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности обучающихся.

Изучение математики в 5-6 классах позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики учащиеся учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Цель изучения  курса – развитие понятия геометрия, выработка умений выполнять  геометрические построения, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению  курса   геометрии.

                Задачи курса:

  • Формировать устойчивый  интерес учащихся к геометрии;
  • Выявлять и развивать  математические способности обучающихся;
  • Обеспечивать усвоение обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развивать умения самостоятельно анализировать  и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
  • Формировать и развивать  аналитическое и  логическое мышление;
  • Расширять математические представления учащихся по определённым темам, включённым в систематический курс геометрии.
  • Развивать коммуникативные и общеучебные  навыки работы в группе, самостоятельной работы, умения вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.    

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности являются: практикумы, исследования, игровые технологии.

Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.  Особенность курса:  краткость изучения материала, практическая значимость.

Нормативно-правовая база курса.

  • Закон РФ «Об образовании» в последней редакции от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ     МО РФ от 05.03.2004 №1089, с изменениями на 31 января 2012 года)
  • Обязательный минимум содержания основного общего образования
  • Примерная программа основного общего образования по математике.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г.  № 253)

Структура документа

Данная рабочая  программа включает 4-е раздела: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного курса, основное содержание с указанием форм организации и видов деятельности; КТП.

Место предмета в учебном плане МБОУ «Депутатская СОШ с УИОП»

        Учебный курс «Наглядная геометрия» реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса — внеурочное занятие.

Из компонента внеурочной деятельности выделен 1 час в неделю в течение всего учебного года, всего - 68 часов (в 5 кл – 34ч, в 6 кл – 34 ч).

2.Результаты освоения курса

        Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1. Ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. Формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  3. Умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  4. Первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  5. Критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  6. Креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
  7. Умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  8. Формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1. Способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. Умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  3. Способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. Умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические5 рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  5. Умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  6. Развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  7. Развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  8. Умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  9. Умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  10. Умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
  11. Понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  12. Умения самостоятельно ставить цели. Выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  13. Способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

  1. формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления: осознание роли математики в развитии России и мира; возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
  2. Умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
  3. Владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр;
  4. Умения пользоваться изученными математическими формулами;
  5. Умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
  6. Умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Ученик научится:

  1. Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  2. Распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  3. Строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
  4. Определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
  5. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность:

  1. Вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  2. Углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  3. Применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

  1. Содержание курса

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, правильный многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники, правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметрических фигур.

Математика в историческом развитии

История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер. Геометрия в русском зодчестве.


Учебно-тематический план «Наглядная геометрия». 68 ч в 5-6 классах

Номер пара-графа

Содержание материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Отрабатываемые УУД

Форма организации

5 класс

Введение. Поиск геометрических свойств

8

Распознавать на фотографиях, рисунках, чертежах и в окружающей обстановке геометрические фигуры – цилиндр, конус, шар, призмы и пирамиды – и их модели. Изготавливать из пластилина модели геометрических фигур. Узнавать (определять) фигуры по некоторым признакам. Записывать шифр или собственному замыслу конструкции из шашек. Разбивать на части, дополнять и составлять из частей модели геометрических фигур. Рисовать геометрические фигуры, используя штриховые и сплошные линии, различать видимый и невидимый контуры. Различать пространственные и плоские фигуры: на моделях, по названию, по некоторым признакам. Определять три вида – вид спереди, вид сверху, вид слева – и составлять по заданным трем видам конструкции из кубиков. Выполнять рисунок на листе в клетку по описанию траектории движения карандаша. Составлять по нарисованному контуру плоскую геометрическую фигуру из частей квадрата и перекраивать ее в другие плоские фигуры («Танграм»). Изготавливать бумажные модели цилиндра, конуса,  призмы и пирамиды, используя готовые развертки (развёртки-выкройки). Решать задачи на распознавание, изображение, преобразование и восстановление развёрток поверхностей геометрических тел. Выделять плоские геометрические фигуры на развёртке поверхности геометрического тела, используя модели и чертежи.

Регулятивные: постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор

1

Предметы и геометрические фигуры

2

Проблемное изложение, коллективная, практикум

2

Важные признаки геометрических фигур

2

Проблемное изложение,

Индивидуальная по уровню развития интеллекта

3

Действия с различными конструкциями

2

Беседа. Практикум

4

Развёртки

2

Учебная. Познавательная.

Коллективная.

Пары сменного состава (сильный учит слабого).

Глава 1. Отрезок и другие геометрические фигуры

8

Строить, обозначать, продолжать и соединять отрезки. Исследовать взаимное расположение точек и отрезков. Изображать прямую и луч на чертеже. Создавать рисунки из отрезков по точками, заданными координатами относительно двух шкал отсчета; находить и выделять на этих рисунках семь частей квадрата («Танграм»). Позиционировать плоскость как неограниченную геометрические фигуру пространства, приводить примеры моделей плоскости. Исследовать взаимное расположение точек, отрезков, лучей и прямых: а) на плоскости; б) определяемых элементами куба. На основе мысленного оперирования кубиками определять все возможные конструкции по двум заданным видам. Сравнивать отрезки разными способами. Измерять длину отрезка и строить отрезки заданной длины через другие. Изображать фигуры по координатам точек на листе в клетку и составлять их из частей танграма и элементов пентамино. Изображать координатный луч.

Регулятивные: различать способ и результат действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия.

Познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

§ 1

Отрезок, прямая, луч

1

Беседа. Практикум

§ 2

Весёлые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и координаты

2

Проблемное изложение,

Индивидуальная по уровню развития интеллекта

§ 3

Исследование плоскости и заполнение пространства

2

Проблемное изложение Пары сменного состава (сильный учит слабого)

§ 4

Действия с отрезками

2

Беседа. Практикум

Контрольная работа №1

1

Индивидуальная по уровню развития интеллекта

Глава 2. Окружность и её применение

3

Распознавать, описывать и изображать окружность и её элементы на чертежах и рисунках. Строить и исследовать различные конфигурации из точек, отрезков и окружностей. Определять три вида – вид спереди, вид сверху, вид слева – и составлять по заданным трем видам конструкции из шашек одного и разных цветов. Конструировать узоры по мотивам различных вышивок. Строить по заданным алгоритмам некоторые кривые методом математического вышивания. Создавать композиции из кривых по собственному замыслу.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения и учета характера сделанных ошибок; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: владеть общим приемом решения заданий.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

§ 5

Окружность и круг. Конструкции и виды

2

Проблемное изложение

Индивидуальная

§ 6

Отрезки и окружность на узорах

1

Проблемное изложение Пары сменного состава (сильный учит слабого

Глава 3. Углы

6

Распознавать, обозначать и изображать углы, смежные и вертикальные углы. Строить и исследовать различные конфигурации из точек, лучей и углов. Сравнить углы, используя их модели. Различать, определять и строить прямые, острые и тупые углы с помощью чертежного треугольника. Измерять и строить углы с помощью транспортира. В различных конфигурациях из лучей и углов определять величину углов с помощью основных свойств градусной меры угла. Находить углы многоугольников. Распознавать и изображать прямоугольник и некоторые правильные многоугольники с помощью разных чертежных инструментов. Изображать (строить) развёртки поверхностей её прямых призм и правильных пирамид.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Проблемное изложение

Индивидуальная

§ 7

Угол. Сравнение углов

2

§ 8

Измерение углов

2

Индивидуальная

§ 9

Многоугольники и развёртки

2

Проблемное изложение Пары сменного состава (сильный учит слабого

Глава 4. Площадь и объём

7

Разрезать и перекраивать плоские геометрические фигуры в квадрат и прямоугольник. Описывать по рисунку процесс измерения площади прямоугольника. Записывать формулу для вычисления площади прямоугольника и квадрата. Описывать по рисунку и на моделях процесс нахождения объема конструкции из кубиков и объема конструкции из кубиков и объема прямоугольного параллелепипеда. Записывать формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда. Использовать формулы площади прямоугольника и квадрата при решении задач на вычисление и построение. Использовать формулы объема прямоугольного параллелепипеда и куба при решении задач на вычисление объема конструкций и кубов. Выражать одни единицы измерения площади и объема через другие.

Регулятивные: различать способ и результат действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения уравнений;

владеть общим приемом решения уравнений.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Беседа. Практикум

§ 10

Сравнение рисунков на странице

1

§ 11

Площадь

1

Практикум

§ 12

Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда

3

Проблемное изложение Пары сменного состава (сильный учит слабого

§ 13

Задачи на нахождение площади и объёма

1

Проблемное изложение,

Индивидуальная по уровню развития интеллекта

Контрольная работа №2

1

Резерв учителя

2

Итого

34

6 класс

Глава 5. Отрезки и ломаные

8

Распознавать ломаные и многоугольники разного типа на рисунках и чертежах. Изображать ломаные и многоугольники заданной конфигурации и длины (периметра). Исследовать различные конфигурации из ломаных и многоугольников. Исследовать различные конфигурации из вершин, рёбер и граней куба. Определять по рисунку виды ломаных – вид спереди, вид сверху, вид слева – на поверхности куба. Изображать ломаные на поверхности куба по трем заданным видам. Решать задачи на сочетание видов и некоторых метрических характеристик пространственной ломаной и куба. Анализировать и изображать орнаменты Древнего Востока по рисункам, схемам, подробному описанию. Создавать собственные узоры по мотивам национальных орнаментов. Принять участие в разработке проекта или диалоге об истории архитектуры, культуры, письменности Древней Руси.

Регулятивные: постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор

Проблемное изложение,

Индивидуальная

§ 14

Ломаная

2

§ 15

Ломаные и куб

2

Проблемное изложение,

Индивидуальная по уровню развития интеллекта

§ 16

Ломаные на узорах

2

Страницы каменной летописи мира. Из истории зодчества Древней Руси

2

Беседа. Практикум

Глава 6. Прямые и плоскости

9

Исследовать конфигурации из основных геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Формулировать отдельные аксиомы геометрии. Распознавать на чертежах и изображать пересекающиеся и параллельные прямые.  Находить величины углов, образованных пересекающимися прямыми. Использовать параллельные прямые для определения величины углов, образованных при пересечении прямых на плоскости. Исследовать и описывать взаимное расположение двух прямых; прямой и плоскости; двух плоскостей. Определять и описывать взаимное расположение точек, прямых и плоскостей в различных пространственных конфигурациях, представленных на рисунке с помощью призм и пирамид.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Проблемное изложение,

Индивидуальная

§ 17

Об основных фигурах и законах геометрии

2

§ 18

Геометрические конструкции из прямых на плоскости

3

Проблемное изложение,

Групповая

§ 19

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве

3

Проблемное изложение,

Индивидуальная по уровню развития интеллекта

Контрольная работа №3

1

Индивидуальная по уровню развития интеллекта

Глава 7. Перпендикулярность и параллельность на плоскости и в пространстве

9

Определять координаты точки и строить точку по ее координатам на координатной плоскости. Выполнять графические диктанты на координатной плоскости (по тексту, по рисунку, по собственному замыслу). Решать задачи на поиск и изображение геометрических фигур, удовлетворяющих некоторым условиям. Распознавать на рисунках и чертежах, описывать, узнавать по некоторым признакам и изображать параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Решать задачи на построение и вычисление, используя свойства и признаки определенных четырехугольников. Распознавать, изготавливать модели, описывать, различать по признакам, изображать на рисунке разные многогранники и фигуры вращения. Решать задачи на построение сечений и развёрток поверхностей призм и пирамид, удовлетворяющих определенным условиям используемых многоугольников

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения и учета характера сделанных ошибок; различать способ и результат действия.

Познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Лекция. Практикум.

Коллективная.

Индивидуальная по уровню развития интеллекта.

§ 20

Прямоугольная система координат на плоскости

3

§ 21

Параллельные прямые и четырехугольники

2

Проблемное изложение,

Групповая

§ 22

Многогранники и фигуры вращения

3

Лекция. Практикум.

Коллективная

Страницы каменной летописи мира. Из истории архитектуры Древнего Египта и Античной Греции

1

Исследование.

Индивидуальная по уровню развития интеллекта.

Глава 8. Узоры симметрии

6

Познакомиться с различными проявлениями принципа симметрии в природе и человеческой деятельности. Выполнять поиск и построение образов точек и некоторых геометрических фигур при заданном движении. Распознавать на иллюстрациях, описывать (указав мотив и элементарную ячейку) и изображать на листе в клетку линейные орнаменты. Анализировать и изображать орнаменты и паркеты с помощью реальных и виртуальных инструментов. Создавать узоры на паркетах с помощью движения фигур

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Лекция. Практикум.

§ 23

Геометрия закономерностей

1

§ 24

Движение фигур

2

Проблемное изложение,

Групповая

§ 25

Симметрия орнамента

2

Исследование.

Индивидуальная по уровню развития интеллекта.

Страница каменной летописи мира. Готика и геометрия

1

Резерв учителя

2

Итого

34

За 5-6 классы

68

КТП, 5 класс

№ урока

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, самостоятельной деятельности

Дата план

Дата факт

1

Предметы и геометрические фигуры

Комбинированный урок

Знать: что такое геометрия, что она изучает.

Уметь: распознавать на фотографиях, рисунках, чертежах и в окружающей обстановке геометрические фигуры – цилиндр, конус, шар, призмы и пирамиды – и их модели. Изготавливать из пластилина модели геометрических фигур.

Фронтальный

Работа в парах

10.09

2

Предметы и геометрические фигуры

Комбинированный урок

Фронтальный

Индивидуальный

17.09

3

Важные признаки геометрических фигур

Комбинированный урок

Знать:  основные признаки геометрических фигур

Уметь: Узнавать (определять) фигуры по некоторым признакам. Записывать шифр или собственному замыслу конструкции из шашек. Разбивать на части, дополнять и составлять из частей модели геометрических фигур.

Фронтальный

Индивидуальный

24.09

4

Важные признаки геометрических фигур

Комбинированный урок

Фронтальный

Индивидуальный по уровню развития

1.10

5

Действия с различными конструкциями

Комбинированный урок

Знать:  основные геометрические фигуры

Уметь: Рисовать геометрические фигуры, используя штриховые и сплошные линии, различать видимый и невидимый контуры. Различать пространственные и плоские фигуры: на моделях, по названию, по некоторым признакам. Определять три вида – вид спереди, вид сверху, вид слева – и составлять по заданным трем видам конструкции из кубиков. Выполнять рисунок на листе в клетку по описанию траектории движения карандаша.

Фронтальный

Индивидуальный

8.10

6

Действия с различными конструкциями

Комбинированный урок

Фронтальный

Индивидуальный

15.10

7

Развёртки

Комбинированный урок

Знать:  понятие развертки

Уметь: Составлять по нарисованному контуру плоскую геометрическую фигуру из частей квадрата и перекраивать ее в другие плоские фигуры («Танграм»). Изготавливать бумажные модели цилиндра, конуса,  призмы и пирамиды, используя готовые развертки (развёртки-выкройки). Решать задачи на распознавание, изображение, преобразование и восстановление развёрток поверхностей геометрических тел. Выделять плоские геометрические фигуры на развёртке поверхности геометрического тела, используя модели и чертежи.

Фронтальный

Индивидуальный

22.10

8

Развёртки

Комбинированный урок

Практикум

Пары смешанного состава

29.10

9

Отрезок, прямая, луч

Комбинированный урок

Знать:  определения отрезка, прямой, луча

Уметь: выполнять построения отрезка, прямой, луча, находить их длины и измерять

Практикум

Индивидуальный

12.11

10

Весёлые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и координаты

Комбинированный урок

Знать:  понятие координат

Уметь:  Строить, обозначать, продолжать и соединять отрезки. Исследовать взаимное расположение точек и отрезков. Изображать прямую и луч на чертеже. Создавать рисунки из отрезков по точками

Фронтальный

Групповая  

19.11

11

Весёлые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и координаты

Комбинированный урок

Фронтальный

Индивидуальный

26.10

12

Исследование плоскости и заполнение пространства

Комбинированный урок

Знать:  основные методы исследований, понятие  плоскости, пространства

Уметь: Позиционировать плоскость как неограниченную геометрические фигуру пространства, приводить примеры моделей плоскости

Фронтальный

Индивидуальный

3.12

13

Исследование плоскости и заполнение пространства

Практикум

Практикум

Индивидуальный

10.12

14

Действия с отрезками

Комбинированный урок

Знать:  определение отрезка

Уметь: Сравнивать отрезки разными способами. Измерять длину отрезка и строить отрезки заданной длины через другие.

Фронтальный

Индивидуальный

17.12

15

Действия с отрезками

Практикум

Фронтальный

Индивидуальный

24.12

16

Контрольная работа №1 «Отрезок и другие геометрические фигуры»

Комбинированный урок

Уметь: Изображать фигуры по координатам точек на листе в клетку и составлять их из частей танграма и элементов пентамино. Изображать координатный луч

Контрольная работа

14.01

17

Окружность и круг. Конструкции и виды

Комбинированный урок

Знать:  определения окружности и круга, конструкции и вида

Уметь: Распознавать, описывать и изображать окружность и её элементы на чертежах и рисунках

Фронтальный

Индивидуальный

21.01

18

Окружность и круг. Конструкции и виды

Комбинированный урок

Фронтальный

Индивидуальный

28.01

19

Отрезки и окружность на узорах

Комбинированный урок

Знать:  три вида

Уметь:  Строить и исследовать различные конфигурации из точек, отрезков и окружностей

Фронтальный

Работа в парах

4.02

20

Угол. Сравнение углов

Комбинированный урок

Знать:  понятие смежных и вертикальных углов

Уметь: Строить и исследовать различные конфигурации из точек, лучей и углов. Сравнить углы, используя их модели.

Фронтальный

Индивидуальный

11.02

21

Угол. Сравнение углов

Комбинированный урок

Фронтальный

Индивидуальный

18.02

22

Измерение углов

Комбинированный урок

Знать:  виды углов

Уметь: Различать, определять и строить прямые, острые и тупые углы с помощью чертежного треугольника. Измерять и строить углы с помощью транспортира

Фронтальный

Индивидуальный

25.02

23

Измерение углов

Комбинированный урок

Фронтальный

Индивидуальный

403

24

Многоугольники и развёртки

Комбинированный урок

Знать:  понятие многоугольника, его элементов

Уметь: Находить углы многоугольников. Распознавать и изображать прямоугольник и некоторые правильные многоугольники с помощью разных чертежных инструментов

Фронтальный

Индивидуальный

11.03

25

Многоугольники и развёртки

Комбинированный урок

Фронтальный

Индивидуальный

18.03

26

Сравнение рисунков на странице

Комбинированный урок

Знать:  плоские геометрические фигуры

Уметь: Разрезать и перекраивать плоские геометрические фигуры в квадрат и прямоугольник

Фронтальный

Индивидуальный

8.04

27

Площадь

Комбинированный урок

Знать:  основные формулы вычисления площадей

Уметь: решать задачи на нахождение площадей, практически находить площади

Фронтальный

Индивидуальный

15.04

28

Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда

Комбинированный урок

Знать:  понятие объема, формулу нахождения объема прямоугольного параллелепипеда

Уметь: Использовать формулы объема прямоугольного параллелепипеда и куба при решении задач на вычисление объема конструкций и кубов. Выражать одни единицы измерения площади и объема через другие

Фронтальный

Индивидуальный

22.04

29

Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда

Комбинированный урок

Фронтальный

Индивидуальный

29.04

30

Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда

Комбинированный урок

Фронтальный

Индивидуальный

6.05

31

Задачи на нахождение площади и объёма

Практикум

Фронтальный

Индивидуальный

13.05

32

Контрольная работа №2 «Площади и объемы»

Комбинированный урок

Знать:  основные понятия и формулы раздела

Уметь: применять знания в комплексе

Контрольная работа

20.05

33

Резервный урок. Повторение и обобщение

Комбинированный урок

Учащиеся демонстрируют знания. Учащиеся могут свободно пользоваться этими знаниями

Фронтальный

Индивидуальный

27.05

34

Резервный урок. Повторение и обобщение

Комбинированный урок

Фронтальный

Индивидуальный

28.05

Используемый УМК

  1. класс
  1. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 33-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 280 с.: ил.
  2. Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В. А. Панчищина, Э. Г. Гельфман, В. Н. Ксенева и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.
  1. класс
  1. Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 33-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 280 с.: ил.
  2. Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В. А. Панчищина, Э. Г. Гельфман, В. Н. Ксенева и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.

Дополнительная литература для учителя

  1. Математические кружки в школе. 5-8 классы / А.В. Фарков. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008

Интернет-ресурсы

  1. School.edu.ru
  2. 1september.ru
  3. School-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему Я» 5 класс

Целью программы курса внеурочной деятельности является:  развитие социально-личностной сферы  детей  младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развити...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана для занятий с учащимися 5 - 6 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" рассчитана на 3 часа в неделю в 5-6 классах...