рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"
рабочая программа по геометрии (5, 6 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана для занятий с учащимися 5 - 6 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образования второго поколения.  Программа внеурочной деятельности  рассчитана на обучающихся 5 - 6 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_naglyadnaya_geometriya_5-6_kl.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Наглядная геометрия»

для учащихся 5 - 6 класса.

Разработана учителем математики

МБОУ «ЦО № 21» г.Тулы

Бордашовой Е.Ю.

Пояснительная записка. 

Под внеурочной   деятельностью в рамках реализации ФГОС  понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО.

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана для занятий с учащимися 5 - 6 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образования второго поколения.  Программа внеурочной деятельности  рассчитана на обучающихся 5 - 6 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.

В основе курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

Программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой курса «Наглядная геометрия».

Рабочая программа соответствует учебному пособию «Наглядная геометрия» В.А. Смирнов, И.М. Смирнова, И.В. Ященко – М.: Издательство МЦНМО, 2013 г.

Целью изучения  курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления учащихся V-VI классов с помощью методов геометрической наглядности и повышение уровня интеллектуального развития личности школьников. Изучение и применение методов геометрической наглядности в конкретной задачной и житейской ситуациях способствует развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Для достижения поставленной цели обозначим задачи курса:

  • подготовка обучающихся к изучению систематического курса геометрии;
  • продолжать ознакомление с геометрическими фигурами, и их изображениями на плоскости и в пространстве;
  • формировать практические методы по ознакомлению со свойствами плоских фигур;
  • развитие пространственных представлений;
  • знакомить с историей возникновения геометрии, со значением ее в современном мире;
  • развивать логическое мышление, так как логика – это искусство рассуждать, умение делать правильные выводы;
  • развивать творческое мышление учащихся через решение задач исследовательского характера;
  • создавать условия стимулирования интеллектуального потенциала ученика;
  • расширять кругозор, в том числе по некоторым школьным предметам, пробуждать интерес к различным областям науки, искусства;
  • развивать умение объективно оценивать свои силы и возможности, поводить самоанализ деятельности;
  • развивать способность к толерантному общению, чувство взаимовыручки;
  • воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремленность, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.

Данный курс рассчитан на 34 часа в 5 классе и 34 часа в 6 классе, предполагает изложение теории вопроса и практическую часть. Каждое занятие состоит из двух частей: задания, решаемые с учителем, и задания для самостоятельного решения. Основные формы организации учебных занятий: объяснение, практическая работа. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

При изучении дополнительного курса наглядной геометрии учащимся предлагается достаточно обширный и разнообразный материал на развитие пространственного воображения. Продуктивность материала возрастает  под влиянием упражнений, учитывающих всю гамму возможных операций над объектами, приводящих к созданию новых образов. Это такие упражнения, как: нахождение объекта, соответствующего данному изображению; завершение изображения известной фигуры по ее фрагменту; узнавание фигуры по ее проекциям; определение взаимного расположения нескольких фигур по их изображению; оценивание формы и размеров фигур; построение изображения объекта его проекциям; изображение построения объекта по словесному описанию; изготовление модели по ее чертежу, описанию, по предъявленному объекту; изображение частей фигуры после ее мысленного расчленения.

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка: гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение, способность к оперированию образами, изобразительные навыки. Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и культурного развития человека. Это обусловлено «геометричностью» окружающего мира, возможностью введения в курс эмоционально окрашенного материала, способствующего формированию у учащихся положительного, эмоционально-целостного отношения к предмету.

Тематическое планирование.

5 класс

№ п/п

Содержание

Количество

часов

1

Вводная беседа

1

2

Точки, прямые, плоскости

2

3

Лучи, отрезки

2

4

Измерение длин отрезков

2

5

Полуплоскость и угол

2

6

Построение и измерение  углов

2

7

Практическая работа по измерению углов.

1

8

Ломаные

2

9

Многоугольники

1

10

Треугольники

2

11

Четырёхугольники

2

12

Задачи на разрезание и складывание фигур. Танграм.

2

13

Многогранники

2

14

Моделирование многогранников

2

15

Оригами. Изготовление различных фигурок из бумаги.

2

16

Правильные многогранники

1

17

Полуправильные многогранники

1

18

Звёздчатые многогранники

1

19

Изготовление геометрической игрушки

1

20

Задачи со спичками, занимательные задачи

1

21

Обобщающее повторение

2

6 класс

№ п/п

Содержание

Количество

часов

1

Окружность и круг.

2

2

Геометрические места точек

2

3

Графы

2

4

Раскрашивание карт

2

5

Центральная симметрия

2

6

Осевая симметрия

2

7

Поворот

2

8

Паркеты

2

9

Кривые

2

10

Площадь

2

11

Разрезания

2

12

Объем

2

13

Площадь поверхности

2

14

Координаты

2

15

Пентамино

2

16

Занимательные задачи

2

17

Обобщающее повторение

2

Содержание программы.

Основные понятия геометрии

Точки, прямые, плоскости. Лучи и отрезки. Взаимное расположение точек и прямых на плоскости. Параллельные и перпендикулярные прямые.

  Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • понимать, идеализацией каких объектов являются точки, прямые и плоскости;
  • изображать, обозначать и называть точки, прямые, лучи, отрезки;
  • устанавливать взаимное расположение точек и прямых на плоскости;
  • решать задачи комбинаторного характера на взаимное расположение точек и прямых на плоскости.

Отрезки и углы

Сравнение отрезков. Равенство отрезков. Сложение и вычитание отрезков. Измерение длин отрезков. Единицы измерения длины.

Полуплоскость и угол. Виды углов: острые, прямые, тупые углы, развёрнутый угол. Смежные и вертикальные углы. Сравнение углов. Равенство углов. Сложение и вычитание углов. Биссектриса угла. Градусная величина угла. Измерение величин углов.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • сравнивать отрезки и устанавливать их равенство;
  • измерять длины отрезков с помощью линейки;
  • откладывать отрезки заданой длины;
  • изображать, обозначать и называть углы;
  • устанавливать виды углов;
  • сравнивать углы и устанавливать их равенство;
  • проводить биссектрису угла;
  • измерять градусные величины углов с помощью транспортира;
  • изображать углы заданных градусных величин;
  • решать задачи на нахождение длин отрезков и величин углов.

Ломаные и многоугольники.

        Ломаная. Простые и замкнутые ломаные. Длина ломаной. Многоугольник. Диагонали многоугольника. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. Звёздчатые многоугольники. Периметр многоугольника.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • изображать, обозначать и называть ломаные и многоугольники;
  • устанавливать вид многоугольников;
  • проводить диагонали многоугольника;
  • находить длину ломаной и периметр многоугольника.

Треугольники и четырёхугольники

Треугольник. Остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, равнобедренные, равносторонние треугльники. Гипотенуза и катеты прямоугольного треугольника. Высота, медиана и биссектриса треугольника.

Четырёхугольник. Выпуклые и невыпуклые четырёхугольники. Прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция. Равнобедренная и прямоугольная трапеции.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

-  изображать, обозначать и называть треугольники и четырёхугольники;

  • устанавливать вид треугольников и четырёхугольников;

-   проводить высоты, медианы и биссектрисы треугольника;

-  решать задачи на нахождение сторон и углов треугольников и четырёхугольников.

Окружность. Геометрические места точек.

Окружность и круг. Центр и радиус окружности. Хорда и диаметр окружности. Взаимное расположение двух окружностей. Длина окружности.

Геометрическое место точек. Примеры.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • изображать окружности и круги;

- отмечать центр окружности, проводить радиус, диаметр и хорды окружности;

  • устанавливать взаимное расположение двух окружностей;
  • находить приближённое значение длины окружности;

- решать задачи на нахождение и изображение геометрических мест точек.

Графы. Кривые.

Графы. Вершины и рёбра графов. Примеры графов. Уникурсальные графы. Задача Эйлера о кёнигсбергских мостах. Задачи о раскрашивании карт.

Кривые, как траектории движения точек: циклоида, кардиоида, астроида.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • приводить примеры графов и изображать графы;
  • устанавливать уникурсальность графов;
  • решать задачи на раскрашивание карт;
  • изображать кривые, как траектории движения точек: циклоиду, кардиоиду, астроиду и др.

Симметрия.

Центральная симметрия. Центрально-симметричные фигуры. Примеры.

Осевая симметрия. Примеры.

Поворот. Симметрия п-го порядка. Примеры.

Паркеты на плоскости. Правильные паркеты.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • изображать фигуру, центрально-симметричную данной;

- устанавливать центральную симметричность фигур и находить их центр симметрии;

- изображать фигуру, симметричную данной относительно заданной оси;

  • находить и изображать оси симметрии заданных фигур;

- изображать фигуру, полученную поворотом данной фигуры на данный угол вокруг данной точки;

  • выяснять порядок симметрии данной фигуры и изображать центр симметрии;
  • изображать паркеты на плоскости, выяснять возможность построения паркетов из заданных многоугольников.

Многогранники.

Понятие многогранника. Вершины, рёбра и грани многогранника. Выпуклые и невыпуклые многогранники. Куб, параллелепипед, призма, пирамида. Правильные, полуправильные и звёздчатые многогранники. Развёртки. Моделирование многогранников.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • изображать многогранники;
  • устанавливать выпуклость и невыпуклость многогранников;
  • находить число вершин, рёбер и граней многогранников;
  • изготавливать развёртки многогранников;
  • моделировать многогранники.

Площадь и объём.

Площадь и её свойства. Единицы измерения площади. Равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, многоугольника. Задачи на разрезание.

Площадь поверхности многогранника.

Объём и его свойства. Единицы измерения объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • находить площади фигур, используя формулы и свойства площади;
  • устанавливать равновеликость фигур;
  • решать задачи на разрезание;
  • находить площади поверхностей многогранников;
  • находить объёмы многогранников, используя формулы и свойства объёмов.

Координаты.

Прямоугольная система координат на плоскости. Начало координат. Координатные прямые: оси абсцисс и ординат. Координаты точки. Метод координат.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • изображать прямоугольную систему кординат на плоскости;
  • находить координаты точек и изображать точки с заданными координатами;
  • изображать отрезки, ломаные, многоугольники на координатной плоскости, заданные координатами своих вершин;
  • изображать оружности и круги на координатной плоскости, заданные координатами центра и радиусом;
  • решать задачи на нахождение длин, углов, площадей фигур на координатной плоскости.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе  

В результате изучения курса наглядной геометрии учащиеся должны овладевать следующими умениями, представляющими обязательный минимум:

  • уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов
  • усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях
  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
  • усвоить практические навыки использования геометрических инструментов
  • научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство
  • уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники)
  • уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
  • овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
  • владеть алгоритмами простейших задач на построение
  • овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент

 

    В результате освоения курса «Наглядная геометрия» формируются следующие универсальные учебные действия

 Личностные

  •  Формируются познавательные интересы
  •  Повышается мотивация
  • Повышается профессиональное, жизненное самоопределение
  • Воспитывается чувство ответственности
  • Формируется самостоятельность суждений, нестандартность мышления

Регулятивные  

Будут формироваться:

  •  целеустремленность и настойчивость в достижении целей
  •  готовность к преодолению трудностей
  • обучающийся научится: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие

 Познавательные

Научатся:

  • анализировать объекты  с целью выделения признаков;
  • выдвигать гипотезы и их обосновывать,
  • самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.

Коммуникативные

Научатся:

  •  работать в коллективе
  • учитывать разные мнения
  •  ставить правильно вопросы.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В.  Наглядная геометрия. – М.:МЦНМО, 2013.

2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Мнемозина, 2013

3. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Мнемозина, 2013

4. Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Наглядная геометрия: Тетрадь для учащихся 5-го класса. - Саратов: "Лицей".

5. Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Наглядная геометрия: Тетрадь для учащихся 6-го класса. - Саратов: "Лицей".

6. Смирнова Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999.

7. Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., Волков М.В. Математика: Учеб.-собеседник для 5 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 1997.

8. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М: Педагогика, 1980.

9. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания    предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт: http://www.slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)

В рабочей программе  курса «Наглядная геометрия»   учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" рассчитана на 3 часа в неделю в 5-6 классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Курс практической грамотности. Трудности русского языка» 10класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Курс практической грамотности.Трудности русского языка" разработана  в  соответствии с  требованиями ФГОС среднего (полного) общ...