Учебный проект "Урок одной задачи"
проект по геометрии (7 класс) на тему

Данный проект поможет рассмотреть индивидульные способности учащихся при решении геометрических задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

Иркутская область

Тайшетский район

Некратова Елена Федоровна, учитель математики и физики

город Бирюсинск

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

Конкурсная номинация №2  «Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках

проектной деятельности» 

Урок геометрии. Тема урока: учебный проект

 «Урок одной задачи»


1 Актуальность

Происходящие социально-экономические преобразования, усиление  гуманизации образования, изменение объема,  состава учебных дисциплин и характера отношений учителей к процессу воспитания и образования обусловили необходимость коренного обновления системы образования. Ориентируясь на «среднего» ученика, в целях экономии времени, учитель сам наталкивает на один из способов решение задачи  и зачастую не обращает  внимания на индивидуальные особенности школьников. В то время как, по убеждению психологов, «таланты произрастают из индивидуальности личности, и система воспитания «среднего ребенка» фактически ведет к стиранию индивидуальных особенностей». Каждый человек по-своему воспринимает, перерабатывает и интерпретирует полученную информацию, в зависимости от своих психофизиологических особенностей и субъектного опыта. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира. Анализ социального заказа на образование подразумевает изучение запросов различных заказчиков – совокупности индивидуальных и коллективных субъектов, физических и юридических лиц, выступающих в качестве носителей социального заказа на образование и выразителей образовательных и культурных потребностей; в различных формах и с разной активностью предъявляющих эти потребности в виде запросов, пожеланий, требований существующей системе образования. В известном смысле заказчиком на образование является общество в целом, к внутришкольным заказчикам относятся учащиеся.  Школа должна развить у ребенка потребности и интересы к обучению, сформировать у него ценностное отношение к своему развитию и образованию Данный  учебный проект нацелен на выполнение требований федеральных стандартов второго поколения: развитие гармонически развитой личности.

2 Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами:

Учебный проект  предполагает:

  • Учет особенности мышления учащегося
  • Учет особенности индивидуального восприятия информации учащимся
  • Выбор средства обучения
  • Учет возможности учащегося
  • Дифференцированный подход в обучении с учетом индивидуальных способностей
  • Р-азвивать способности , создавая ситуации успеха
  • Познавательный стиль учащегося

   Цели:

  • повышение качества обучения математики
  • развитие  познавательного интереса и логического мышления
  • развитие ученика как личности  за счет использования наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм.

 Задачи: 

  • Показать на практике влияние особенностей мышления учащихся при выборе разных способов решения одной задачи
  •  Обобщить  опыт по нахождению разных способов решения одной задачи на основе личностно – ориентированного подхода
  • Продемонстрировать  уровень обученности по геометрии
  •   Совершенствовать  умение участвовать в коллективных формах общения

 Планируемые результаты по выполнению учебного проекта «Урок одной задачи»:

а)  Метапредметные

  • развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности учащихся
  • структурировать  учебный материал
  • сформировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

б) Предметными 

  • сформировать умение пользоваться геометрическим языком для описания условия задачи
  • изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразование фигур
  • решать геометрические задачи, опираясь на свойства изученных фигур;
  • проводить доказательные  рассуждения при решении задач, используя известные теоремы

в)  Личностными: 

  • формирование методов рациональных вычислений
  • развития опыта участия в групповой форме обучения
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах

3 Оптимальность выбора дидактических средств

Работая над этим проектом, показываю как я использую в своей работе особенность функциональной ассиметрии мозга и применение некоторых приемов  личностно-ориентированного подхода в обучении, элементов информационно-коммуникативной технологии для создания ситуации успеха  учащихся во время учебной деятельности   в ходе  реализации  их мыслительных способностей, применению знаний, умений и навыков при решении задач  на основе субъектного опыта учащихся. При системно-деятельностном подходе основными технологиями обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом процесса обучения. Разные способы решения этих задач становятся возможными благодаря применению восходящего анализа чертежа, который позволяет выявлять скрытые связи и отношения между разными геометрическими фигурами, опираясь на которые возможно удовлетворить требованиям задачи. Соответственно, каждый способ решения задачи осуществляется при сочетании разных геометрических понятий, в результате чего мыслительный процесс приобретает новое качество и становится подлинно теоретическим

4 Оптимизация подбора ресурсного обеспечения

  • Кадровое обеспечение: подготовить учеников-консультантов
  • Научно-методическое обеспечение: обеспечение литературой

учебник геометрии 7-9 кдасс под редакцией Л.С.Атанасяна, издательство «Просвещение»,2013)

    Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования.// Завуч. 2000. № 8.

   Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1998.

   Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности / Под ред. Е.Н.      Степанова. – М., 2003.

  • Материально- техническое обеспечение:

Доска,мел

Обеспечение ресурсами сайта Д. Гущина Решу ОТЭ

5 Результативность

Общее число решений геометрических задач всегда зависит не только от свойств и признаков искомого понятия, но и от свойств и признаков промежуточных задач. Каждое из сочетаний дает новый способ решения. Таким образом, используя свои индивидуальные способности с учетом разных форм восприятия информации,  учащиеся  анализировали чертежи, определяя роль и функции отдельных элементов чертежа, конструировали новое целое из его отдельных частей. Одни в процессе решения больше обращались к вербальным знаниям, другие — опирались на чертеж, третьи — использовали и то, и другое. Ученик имел возможность применить собственный опыт, соединить теоретические и практические знания, умения, навыки. В центре проектной деятельности в рамках учебного проекта находился ученик, у которого появляется возможность реализовать себя, проявить активность, ощутить успех. воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

При реализации целей и задач данного учебного проекта «Урок одной задачи» в коллективной

работе учащиеся сформировали:

  • структуру проекта  (Приложение 1)

Выявили несколько способов решения одной задачи:

  • 1 способ :

             В основе решения: теорема о сумме углов треугольника(Приложение 2)

  • 2 способ:

            В основе решения: свойство острых углов прямоугольного треугольника (Приложение 3)

  • 3 способ

            В основе решения: теорема о сумме углов в четырехугольнике(Приложение 4)

  • 4способ

            В основе решения: составление системы линейных уравнений с двумя неизвестными  

             (Приложение 5)

  • 5 способ

            В основе решения: свойство углов при параллельных прямых (Приложение 6)

  • 6 способ

            В основе решения: свойство равнобедренного треугольника  (Приложение 7)

     Анализируя способы решения задачи составили кластер «Способы решения задачи»

(Приложение 8)

Результативность  реализации проектной деятельности

Деятельность учащихся:

  • Анализировали условие  и вопрос задачи
  • Выполняли чертёж
  • Выявляли свойства и  признаки  искомого понятия
  • Определяли роль и функции отдельных элементов чертежа
  • Составляли промежуточные задачи
  • Конструировали новое целое из элементов чертежа

 6 Заключение

Практическая значимость данного учебного проекта

Разработанный мною учебный проект имеет практическую значимость, потому что материалы исследования разных способов решения одной задачи могут быть использованы для подготовки как к  уроку, так и  для подготовки к экзаменам.

   Итог работы на уроке (Приложение 9)

В своей работе применяю  различные приемы мотивации:

Создаю нужные проблемные ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок одной задачи - 8 класс

На уроке рассматривается решение одного квадратного уравнения, но десятью способами, а затем по анологии можно решить и кубическое уравнение....

Урок одной задачи

В публикации представлен не коспект урока, а только материал, который можно использовать при проведении урока повторения в 9 классе по теме "Квадратные уравнения"...

Несколько способов решения одной задачи

Материал для ведения кружковых занятий, развивает логическое мышление учащихся...

Урок одной задачи

Урок_повторение в 9 классе, когда изучен весь материал. Выписаны 14 теорем, на которые нужно опираться при решении задачи, но каждой группе учащихся указывается конкретно какими теоремами именно они д...

Урок одной задачи

задача хороша на слух, красива на вид и вызывает интерес у учащихся. Но стоит ли посвящать урок одной задаче?Безусловно, стоит! Потому что эта задача:задача Архимеда (287-212 гг. до н. э.), позволяюща...

Презентация к учебному проекту "Пентамино - поиск решения одной задачи"

Презентация к учебному проекту "Пентамино - поиск решения одной задачи"...