Элективный курс "Геометрия вокруг нас"
элективный курс по геометрии (7 класс) на тему

Доронина Людмила Анатольевна

Представлена программа внеурочной деятельности по геометрии для 7 класса. Начало изучения предмета "Геометрия" не легко дается многим школьникам. Курс направлен на практическую работу с чертежными инструментами, оригами, логические игры на плоскости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_geometriya_vokrug_nas_doronina.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

 на заседании МО

______ С.А. Хожаинова

протокол №_____

от   « ____» августа  20 17 г

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета  

протокол №____

от « ___ » августа  20 17  г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

___________ А.А. Луцкий

приказ № _______

от  «___ »_августа  20 17  г

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Геометрия вокруг нас»

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Для обучающихся 7 классов: 12 — 13 лет

Срок реализации: 2017 — 2018 учебный год

Доронина Людмила Анатольевна

высшая квалификационная категория

г.п. Приобье

2017 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для  обучающихся 7 классов  общеобразовательной школы и направлена на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования по информатике. Программа разработана на основе:

  •  Федерального закона  N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г.;
  • Примерной  программы по информатике.
  • Данная программа соответствует общеинтелектуальному направлению развития личности, составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» Кашиной И.В. (Примерные программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов: Общеинтеллектуальное направление / отв. ред. А.П. Сухарева. - 2-ое изд., доп. - Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2013.)

Программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы МКОУ «Приобская СОШ» (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, с учетом требований к оснащению образовательного процесса. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности обучающихся ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Курс внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» изучается в 7 классе. Общая недельная нагрузка составляет 1 час. Общее количество времени на изучение курса 34 часа.

Для проведения занятий необходимо наличие проекционного оборудования, интерактивной доски, персональных компьютеров с операционной системой Windows XP, пакетом программ Microsoft Office.

Участниками реализации программы внеурочной деятельности являются младшие подростки в возрасте 12-13 лет.

Конструктивные особенности программы внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» обусловлены тем, что геометрическая деятельность учащихся рассматривается в контексте их различной осмысленной деятельности и задача формирования геометрического знания вписывается в проблему гармоничного развития школьника. Поэтому структура формируемого знания определяется как тенденциями к абстракции и наглядности в геометрии, так и требованиями гармонизации интеллектуальной деятельности детей этого возраста.

Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Ориентация подготовительного курса по геометрии неслучайно, так как в систематическом курсе вся геометрическая информация представляется в виде логически стройной системы понятий и фактов. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой «Геометрия вокруг нас».

Цель: создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов; максимальное развитие познавательных способностей учащихся; развитие их творческих способностей.

Задачи:

  • Развивать творческие способности, геометрическую интуицию учащихся.
  • Развивать логическое мышление учащихся, смекалку и находчивость при решении задач.
  • Развивать математические способности и творческое мышление у учащихся.
  • Развивать устойчивый интерес учащихся к геометрии.
  • Развивать пространственные представления учащихся.
  • Формировать, расширять и углублять знания учащихся по программному материалу.
  • Развивать математическую культуру школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
  • Формировать умение применять математическую терминологию.
  • Формировать представление учащихся о практическом значении геометрии в жизни.

Данная программа связана с учебными предметами «Математика», «Технология», «Изобразительное искусство» и направлена на расширение знаний учащихся в области математики.

В процессе работы по этой программе используются наблюдение, конкретнее предметные действия и мысленный эксперимент. В результате такой деятельности постоянно происходит перекодирование информации, получаемой с помощью предметов, моделей, фотографий, рисунков, чертежей.

Программа направлена на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, поиск, отбор и использование информации.

Основные виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, трудовая (производственная) деятельность, художественное творчество, игровая деятельность, досугово-развлекательная деятельность.

Для реализации данной программы для детей-инвалидов особых условий не требуется.

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа «Геометрия вокруг нас» позволяет добиться следующих результатов. Личностных:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  3. первоначального представления о геометрии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  4. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении геометрических задач;
  5. формирования способности к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений.

Метапредметных:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общее решение способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  1. формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  1. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  2. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметных:

  1. приобретения опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объемов; понимания идеи измерения длин, площадей, объемов;
  2. усвоения на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретения навыков их изображения; умения использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  3. знакомства с идеями равенства фигур, симметрии; умения распознавать и изображать равные и симметрические фигуры;
  4. знакомства с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнения процедур на координатной плоскости.

Промежуточная аттестация по итогам освоения программы внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» проводится в форме выставки работ.

Примерные темы выставочных работ:

  • Куб,
  • Прямоугольный параллелепипед,
  • Правильная пирамида,
  • Цилиндр,
  • Конус,
  • Оригами,
  • Математическая вышивка

Примерный список проектов учащихся:

  •  «Истории геометрических инструментов»;
  •  «Народное творчество и геометрические фигуры»;
  •  «Танграм»;
  •  «Геометрические сказки»;
  •  «Геометрия в архитектуре и искусстве».

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

В результате работы по программе внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» ученик научится:

  1. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  2. распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  3. строить развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  4. определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
  5. вычислять объем куба, прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность научиться:

  1. вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из кубиков;
  2. углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  3. применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Введение. Поиск геометрических свойств  (10 ч.)

Предметы и геометрические фигуры. Цилиндр, конус, шар, призма, пирамида. Важные признаки геометрических фигур. Развертки геометрических фигур. Геометрические фигуры на экране компьютера. Оригами и геометрические фигуры.

Формы организации деятельности: лекция, беседа, мастерские по изготовлению фигур из различных материалов, экскурсии по городу.

Планируемый результат: выставки фигур, защита творческих заданий.

Знакомство с основными разделами математики, а также с изучаемым материалом. Понимать, идеализацией каких реальных объектов являются точки, прямые и плоскости;

Решать задачи, которые опираются на конструирование из палочек, бумаги, картона и пр.

Знать пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур. Уметь строить развертки правильных многогранников. Уметь складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами.

Начала геометрии: простейшие геометрические задачи (24ч)

Отрезок и другие геометрические фигуры: точка, отрезок, прямая, луч. Точки и отрезки — элементы графических диктантов.

Исследование плоскости и заполнение пространства. Плоскость и ее особенности. Куб и конструкции из кубиков.

Действия с отрезками: сравнение и измерение отрезков. «Пентамино» и рисунки из отрезков.

Окружность и ее применение: окружность и круг. Окружность и ее элементы. Геометрические конструкции из точек, отрезков, окружностей. Конструкции из шашек и их виды.

Отрезки и окружности на узорах. Кружево и вышивка на уроках геометрии — Математическое вышивание.

Углы.

Угол. Сравнение углов. Смежные и вертикальные углы

Измерение углов: транспортир. Задачи на определение градусной меры угла. Задача нахождения суммы углов треугольника. Задачи на вычисление суммы углов многоугольника.

Многоугольники и развертки. Прямоугольники и развертки. Правильные многоугольники. Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки. Построение разверток.

Площадь. Измерение площади. Площадь многоугольника.

Формы организации деятельности: лекция, беседа, игры «Пентамино» и «Танграм», работа с чертежными инструментами, решение задач, графические диктанты, мастерские по изготовлению фигур из различных материалов, экскурсии.

Планируемый результат: выставки фигур, рисунков, защита творческих заданий.

- Развитие навыков работы с чертежными инструментами

- изображать, обозначать и называть точки, прямые, лучи, отрезки;

- устанавливать взаимное расположение точек и прямых на плоскости;

- решать задачи комбинаторного характера на взаимное расположение точек и прямых на плоскости.

- сравнивать отрезки и устанавливать их равенство;

- измерять длины отрезков с помощью линейки;

- откладывать отрезки заданной длины;

- изображать многогранники;

- находить число вершин, рёбер и граней многогранников;

- - моделировать многогранники.

- изображать окружности и круги;

- отмечать центр окружности, проводить радиус, диаметр и хорды окружности;

- устанавливать взаимное расположение окружностей;

- находить приближённое значение длины окружности;

- изображать, обозначать и называть углы;

- устанавливать виды углов;

- сравнивать углы и устанавливать их равенство;

- проводить биссектрису угла;

- измерять градусные величины углов с помощью транспортира;

- изображать углы заданных градусных величин;

-объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы  многоугольника

- изображать и распознавать  указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами

- объяснять, как производится измерение площадей многоугольников; формулировать основные свойства площадей  и выводить с их помощью  формулы  площадей  прямоугольника, параллелограмма, треугольника,

- находить площади фигур, используя формулы и свойства площади;

- устанавливать равновеликость фигур;

- решать задачи на разрезание;

Нахождение площадей необычных фигур

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических

  1. Введение. Поиск геометрических свойств

10

2

8

Предметы и геометрические фигуры

2

1

1

Развертки геометрических фигур

3

0,5

2,5

Геометрические фигуры  на экране компьютера

2

2

Оригами и геометрические фигуры

3

0,5

2,5

  1. Начала геометрии: простейшие геометрические задачи

24

7

17

Отрезок, прямая, луч

1

1

Веселые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и координаты.

2

2

Исследование плоскости и заполнение пространства

2

1

1

Действия  с отрезками

2

1

1

Окружность и  круг. Конструкции и виды

2

1

1

Отрезки  и окружности на узорах

3

3

Зашита  творческих заданий

1

1

Угол

2

1

1

Измерение углов

2

2

Многоугольники  и развертки

2

1

2

Сравнение рисунков на странице

1

1

Площадь

1

1

Разрезание и складывание плоских фигур

4

1

3

Промежуточная аттестация.

Выставка работ

2

2

ИТОГО

34

9

25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

  1. Примерные программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов: Общеинтеллектуальное направление / отв. ред. А.П.Сухова. - 2-ое изд., доп. - Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2013. - 76 с.
  2. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы / И. Ф. Шарыгин. - 2-е изд., стереотип.: Дрофа; Москва; 2009
  3. Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасяна [и др.] «Геометрия. 7-9 классы» / авт.-сост. Т.Л.Афанасьева, Л.А.Тапилина. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2013. - 110с.
  4. Справочные пособия (энциклопедии, словари, справочники по математике и т.п.).
  5. Информационные средства

•   Живая Математика 6 Сборник методических материалов. - М.: ИНТ. -176с. Предполагается использование информации и материалов следующих интернет - ресурсов:

Литература для обучающихся

  1. Шарыгин, И.Ф.  Наглядная геометрия 5-6классы [Текст]:  пособие для общеобразовательных учреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.- М.: ДРОФА, 2009
  2. Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват учреждений / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. -10-е изд., - М: Просвещение, 2010 - (МГУ - школе) - 95с.
  3. Информационные средства

•   Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

Материально - техническое обеспечение

  1. Мультимедийный компьютер.
  2. Мультимедийный проектор, интерактивная доска.
  3. Принтер, сканер.
  4. Печатные пособия: Портреты выдающихся деятелей математики.
  5. Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.
  6. Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных).
  7. Комплект для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата занятия

по плану

Дата занятия

по факту

Тема занятия

Введение. Поиск геометрических свойств -10 ч.

Предметы и геометрические фигуры

Предметы и геометрические фигуры

Развертки геометрических фигур. Куб, параллелепипед

Развертки геометрических фигур. Пирамида

Развертки геометрических фигур

Геометрические фигуры  на экране компьютера

Геометрические фигуры  на экране компьютера

Оригами  и геометрические фигуры

Оригами  и геометрические фигуры

Оригами  и геометрические фигуры

Начала геометрии: простейшие геометрические задачи – 24ч

Отрезок, прямая, луч

Веселые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и координаты.

Веселые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и координаты.

Исследование плоскости и заполнение пространства

Исследование плоскости и заполнение пространства

Действия  с отрезками

Действия  с отрезками

Окружность и  круг. Конструкции и виды

Окружность и  круг. Конструкции и виды

Отрезки  и окружности на узорах

Отрезки  и окружности на узорах

Зашита  творческих заданий

Угол

Угол

Измерение углов

Измерение углов

Многоугольники  и развертки

Сравнение рисунков на странице

Площадь

Разрезание и складывание плоских фигур

Математические игры-головоломки «Пентамино»

Математические игры-головоломки. Танграм

Математические игры-головоломки. Танграм

Промежуточная аттестация. Выставка работ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс " Химия вокруг нас"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, увлекающихся химией. Расширяет  дополнительные знания по предмету....

Элективный курс по физике "Физика вокруг нас"

Курс разработан для учащихся 9-10 классов на 17 часов. В курсе сочетаются теоретические и практические знания....

Программа элективного курса по литературе на основе использования УМК «Вокруг тебя – Мир…»

УМК "Вокруг тебя - Мир..." дополняют учебники основного курса литературы, согласованы с основными, рекомендованными Министерством образования РФ, программами по литературе, решают за...

Элективный курс по литературе 8 кл "Вокруг тебя - Мир!"

Программа учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…», разработанная в рамках образовательной программы  «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобра...

элективный курс по УМК "Вокруг тебя - мир"

программа по УМК К.Сухарева -Дериваза "Вокруг тебя - мир" (гуманитарная направленность)...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»

Рабочая программа элективного курса химии 8 кл....

Рабочая программа элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» для 5 класса

Цель изучения элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» в школе — приобщение обучающихся к основам международного гуманитарного права; формирование навыков содержательного, смыслового и стилевого анализа...