Программа элективного курса по литературе на основе использования УМК «Вокруг тебя – Мир…»
элективный курс по литературе по теме

 

 

 

УМК "Вокруг тебя - Мир..." дополняют учебники основного курса литературы, согласованы с основными, рекомендованными Министерством образования РФ, программами по литературе, решают задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера и частных целей, способствующих литературному образованию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_vokrug_tebya_-_mir....doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

элективного курса по литературе

на основе использования УМК «Вокруг тебя – Мир…»

5-8 классы

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс "Вокруг тебя Мир..." разработан в рамках образовательной программы "Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ", в которой участвуют три стороны: Министерство образования РФ, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста.

В пособиях УМК "Вокруг тебя - Мир..." сделана попытка показать роль принципа гуманности, который не только определяет авторскую позицию в отобранных для анализа и обсуждения произведениях, не только проявляется в разных аспектах жизни человеческого общества, но также лежит в основе норм международного гуманитарного права.

В связи с этим для УМК характерно наличие трех компонентов: литературоведческого, этического и правового.

Этический компонент дает возможность без ущерба для решения задач литературного образования интегрировать в уроки литературы правовой компонент. Традиционно на уроках литературы в школах РФ внимание школьников обращается на такие произведения отечественной и мировой литературы, в которых говорится о ценностях человеческой жизни, о деятельном сострадании, уважении достоинства, ответственности за последствия совершенного выбора средств для достижения цели и т.п.

Данные пособия дополняют учебники основного курса литературы, согласованы с основными, рекомендованными Министерством образования РФ, программами по литературе, решают задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей

образовательного и воспитывающего характера и частных целей, способствующих литературному образованию учащихся.

Художественные и публицистические произведения, помещенные в УМК, отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам, принадлежащих перу отечественных классиков. Небольшое количество отобранных фрагментов представляет собой завершенные части целого произведения.

Правовая информация для ученика вводится дозированно и адаптированно. От учеников не требуется безупречного знания правовой информации и употребления правовых терминов и понятий. Данный курс призван создать у учеников лишь самые общие представления об основных понятиях и нормах международною гуманитарного права, основанного на принципах гуманности.

В пособиях в системе представлены:

  1. Работа    по    освоению    содержания     этического
    компонента;
  2. Способы интегрирования правового компонента в
    уроки внеклассного чтения и развития речи;
  1. Работа по развитию речи учащихся;
  2. Обучение учащихся исследовательской работе;
  1. Работа  по  формированию  системы   нравственных
    ценностей учащихся.

5 класс

Проблематика пособия.

        В центре внимания значение деятельного сострадания и роль гуманных правил в жизни человеческого общества. Представленные в пособии тексты дают возможность обсудить с учениками некоторые проблемы "взрослой жизни", с которыми в той или иной степени сталкивается каждый человек.

        Дополнительная информация исторического и правового характера. Первое   знакомство   с    гуманитарной    деятельностью    МККК    и основными  источниками  международного гуманитарного  права -четырьмя Женевскими конвенциями.

Раздел первый. О правилах. (1 час)

1 ).Сказка "Общее счастье" (2 часа)

2).Т. Александрова "Светофорчик" (1 час)

Раздел второй. Об уважении и сострадании. (1 час)

1). Е. Носов "Трудный хлеб" (2 часа)

2).А. Платонов "Неизвестный цветок" (2 часа)

3) О. Уайльд "Мальчик-звезда" (2 часа)

Раздел третий. О войне. (1 час)

1 ).Л. Толстой "Война и мир" (4 часа)

2). Д. Давыдов "1812 год" (1 час)

Раздел четвертый. О деятельном сострадании. (1 час)

  1. А. Куприн "Чудесный доктор" (2 часа)
  2. А. Дюнан "Воспоминания о битве при Сольферино" (1 час)

3) Урок развития речи. Подведение итогов работы по УМК в 5-ом классе.

(1 час)

Всего - 22 часа.

6 класс

Проблематика пособия

Актуализация роли правил во взаимоотношениях людей:

  1. обсуждается феномен соперничества в его различных
    формах, в том числе и силовых;
  2. анализируются возможности выбора гуманной линии
    поведения в конфликтных ситуациях;
  3. на новом уровне рассматривается проблема отношения к
    военнопленным, обсуждается необходимость гуманного
    отношения к тем, кто перестал принимать участие в
    военных действиях;
  4. затрагивается тема уязвимости людей, ставших жертвами
    стихии.

        Дополнительная информация исторического и правового характера. Определение международного гуманитарного права. Основные направления деятельности МККК.

Раздел 1. Тогда и теперь (I час)

  1. Гесиод "Пять веков" (2 часа)
  2. Р.Киплинг "Кошка, гулявшая сама по себе" (2 часа)

Раздел 2. Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее?

1.  В. Скотт "Айвенго" (1 час)

2. А. Дюма "Три мушкетера" (2 часа)

  1. Г. Иванов "Отвратительнейший шум на свете..." (1 чае)
  2. Урок развития речи. (1 час)

         Раздел 3. Право безоружного (1 час)

1. Дж.Ф.  Купер "Последний из могикан" (1 час)

  1. В. Гроссман "Жизнь и судьба" (2 часа)
  2. К. Воробьев "Немец в валенках" (2 часа)

Раздел 4. "sos" (1 час)

  1. Г.-А. Бюргер "Песнь о благородном человеке" (1 час)
  2. Г. Бочаров "Что человек может" (1 час)

Раздел 5. Порочный круг.

  1. "Месть Ольги". Летописное сказание в переложении А.
    Ишимовой (1 час)
  2. В. Солоухин "Мститель" (2 часа)
  3. В. Закруткин "Матерь человеческая" (1 час)

Раздел 6. Жестокие игры (1 час)

  1. Л. Толстой "Детство" (2 часа)
  2. В. Железников "Чучело" (2 часа)
  3. В. Распутин "Уроки французского" (2 часа)
  4. Урок развития речи (1 час)

Раздел 7. Твой выбор.

  1. А.Грин «Победитель» (2 часа)
  2. Е.Носов «Тридцать зерен» (1 час)
  3. Урок развития речи. Итоговая беседа по УМК «Вокруг тебя – Мир…» (1 час)

Всего 35 часов

7 класс

Проблематика пособия

                Значение щадящего отношения к тем, кто не принимает участия в конфликте, необходимость их защиты. Дополнительная информация исторического и правого характера. Основные нормы, касающиеся ситуации вооруженного конфликта: по защите гражданского населения и детей как особо уязвимой его части; по защите медицинского персонала, не участвующего в военных действиях и оказывающего помощь; сведения из истории Российского Общества Красного Креста.

         Раздел 1. О тех, кто не участвует.

1.  В.Гаршин «Сигнал» (2 часа)

  1. В.Катаев «На даче» (2 часа)

         Раздел 2. Эхо войны

1. Б.Екимов «Ночь исцеления»

2.В. Конецкий "Кто смотрит на облака" (2 часа)

  1. Урок развития речи. (1 час)

Раздел 3. Самые уязвимые.

  1. М. Шолохов "Судьба человека" (2 часа)
  2. С Алексиевич "Последние свидетели" (2 часа)
  3. Урок развития речи (1час)

Раздел 4. Под знаком Красного Креста

  1. М. Булгаков "Стальное горло" (2 часа)
  2. И. Тургенев "Памяти Юлии Вревской" (1 час)
  3. С. Сергеев - Ценский "Первая русская сестра" (3 часа)
  4. Урок развития речи (1 час)

Раздел 5. По принципу гуманности

1.  М. Пришвин "Голубая стрекоза" (1час)

  1. А. Ахматова "Памяти Вали" (1час)
  2. В. Быков "Крутой берег реки" (2часа)
  3. Е. Носов "Белый гусь" (2 часа)
  4. Урок развития речи. (1 час)

Всего 28 часов.

8 класс

Проблематика пособия

        Ответственность тех, кто участвует в конфликте, за выбор средств и методов достижения цели. Дополнительная информация исторического и правового характера.

           Раздел I. В пределах допустимого

  1. О. Генри "Обращение Джимми Валентайна" (2 часа)
  2. Урок развития речи (1 час)

             Раздел 2. Какой ценой?

  1. Р. Шекли "Абсолютное оружие" (3 часа)
  2. Урок развития речи (1 час)
  3. Р. Брэдбери "Улыбка" (3 часа)
  4. Урок развития речи (1 час)
  5. И. Бунин. Стихотворения. (2 часа)
  6. Урок развития речи. (1 час)

              Раздел 3. Каждый выбирает...

  1. Ф. Искандер "Возмездие" (2 часа)
  2. Урок развития речи (1 час)
  3. Подведение итогов работы с УМК "Вокруг тебя - Мир..." в 5-8
    классах (1 час)

Всего 18 часов.

Список использованной литературы

  1. Актуальные проблемы преподавания литературы в школе. Тамбов, 2000
  2. За творческое изучение литературы в школе. Под ред. Н.И.Кудряшева.

     М., «Просвещение», 1985

3.  Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на    уроках литературы. М., «Просвещение», 1988

4.  Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы. М., «Просвещение», 1975

5.  Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству. М., «Просвещение», 1991

6.  Модернизация гуманитарного образования: стандарты, проблемы, перспективы. Тамбов, 2004

7.  Преподавание предметов гуманитарного цикла в условиях перехова на предпрофильное и профильное обучение. Тамбов, 2005

8.  Проблемы интеграции предметов гуманитарного цикла. Тамбов, 2001

9.  Роль художественной литературы в становлении личности школьника. Тамбов, 1992

10.УМК «Вокруг тебя – Мир…» 5-8 классы. В помощь учителю. М.: МККК, 2003  

Содержание

Введение. Концепция профессиональной деятельности

1                

Часть 2. Интегративный подход к преподаванию литературы

5

Образовательные и воспитательные задачи интегрированного курса по литературе на основе использования УМК «Вокруг тебя – Мир…»

11

Интегрированные уроки литературы с использованием УМК «Вокруг тебя – Мир…»

15

«Смотреть друг другу в глаза…» (из опыта работы с УМК «Вокруг тебя – Мир…»)

21

УМК «Вокруг тебя – Мир…» на уроках литературы в 5-6 классах

25

Урок внеклассного чтения по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»

27

Урок внеклассного чтения по рассказу Ф.Искандера «Возмездие»

35

Программа элективного курса по литературе на основе использования УМК «Вокруг тебя – Мир…»

40

Литература

48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные и воспитательные задачи интегрированного курса по литературе на основе использования учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…»

Решить вопрос литературного образования и воспитания обучающихся помогает использование УМК "Вокруг тебя - Мир..." Данное пособие разработано для обучающихся 5-8 классов. Его материалы можно использов...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК "ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР..."

Учебно-методический комплект по литературе "Вокруг тебя - Мир..." (5-8 кл.) своим содержанием, задачами, поставленными перед учителем и учени­ком, предполагает проведение интегрированных уроков ...

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

Обобщение опыта учителя литературы по использованию технологии уровневого анализа текста....

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

Создание условий для развития души ученика, погружение его в художественный мир писателя с целью познания себя и мира, обретения духа с помощью использования новых технологий....

«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – ...

Элективный курс по литературе "В сердце дверь заветную отворю тебе..."

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.В свете Концепции духовно-нравст...

Презентация к элективному курсу по литературе "В сердце дверь заветную отворю тебе..."

Предлагаемая презентация является "концентрированным" ресурсом для быстрого и наглядного ознакомления коллег и всех участников образовательного процесса с содержанием модульной программы элективного к...