ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК "ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР..."
методическая разработка (литература) по теме

 

Учебно-методический комплект по литературе "Вокруг тебя - Мир..." (5-8 кл.) своим содержанием, задачами, поставленными перед учителем и учени­ком, предполагает проведение интегрированных уроков или традиционных уро­ков с элементами интеграции. Художественные и публицистические тексты, предложенные в данном пособии для чтения и анализа, правовой комментарий,информация о деятельности МККК и МГП, а также система заданий позволяют учителю начать работу по подготовке детей к восприятию основ международно­го гуманитарного права, развивать интеллектуальные и творческие способно­сти учащихся, организовать на уроке сотрудничество, общение на трех уровнях (что и предполагает интеграция): учитель - ученик, ученик - ученик, учитель -учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannye_uroki_literatury_s_ispolzovaniem.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

интегрированные уроки литературы с использованием

УМК "ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР..."

                

        Наша педагогическая и методическая печать уделяет много внимания проблемам обновления школы: непрерывному образованию, его гуманизации и демократизации, авторским школам и т.д. Только вот почему-то многие педагоги испытывают неудовлетворенность от перестройки в системе образования. Не потому ли, что в системе самого учителя процесс бучения продолжает оставаться репродуктивным, т.е. объяснительно-иллюстративным, подражательным, воспроизводящим по готовым образцам и правилам? Не потому ли, что в школе до сих пор господствует четырехэлементная структура урока? Не потому ли, что опрос учащихся осуществляется по формуле: выучил – отвечай. А оценка ставится за память и прилежание? Что же таится за таким внешним благополучием? То, против чего восстают неравнодушные педагоги, творчески работающие учителя – подавление воли, активности ребенка. Как сломать эти жесткие рамки? На мой взгляд, путь один: в основу процесса обучения положить не преподавание, а учение, т.е. деятельность ученика как интеллектуальную, так и практическую; сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся на уроках, введение в практику нетрадиционных форм обучения. Включение в структуру урока литературы элементы интеграции – один из наиболее эффективных способов разнообразить его.

        Учебно-методический комплект по литературе "Вокруг тебя - Мир..."

(5-8 кл.) своим содержанием, задачами, поставленными перед учителем и учени ком, предполагает проведение интегрированных уроков или традиционных уро ков с элементами интеграции. Художественные и публицистические тексты, предложенные в данном пособии для чтения и анализа, правовой комментарий, информация о деятельности МККК и МГП, а также система заданий позволяют учителю начать работу по подготовке детей к восприятию основ международно го гуманитарного права, развивать интеллектуальные и творческие способно сти учащихся, организовать на уроке сотрудничество, общение на трех уровнях (что и предполагает интеграция): учитель - ученик, ученик - ученик, учитель -учитель.

        Например, изучение отрывков из романа Л. Толстого "Война и мир" в 5 классе можно построить как урок-панораму. По существу данный текст является глубоким экскурсом в историю, поэтому учитель истории в начале урока расскажет о положении народа и армии накануне Отечественной войны 1812 года, когда Россия испытала потрясение от нашествия войск Наполеона, о мире, о жизни тех людей, которых закрутил водоворот военных событий.

        Учитель географии опишет трудные климатические условия, в которых находились как русские войска, так и армия противника: осень, небо и горизонт «цвета мутной воды», туман, дождь, болота, непроходимые леса.

        Следующий этап урока (чтение и анализ текста) проводит словесник. Учащимся предлагается найти и прочитать описание внешности отдельных персонажей (например, Денисова, Долохова, Тихона Щербатого). Идет сложнейшая работа над составлением портретной характеристики, в результате которой дети приходят к выводу о том, какие разные люди оказались в одно и то же время в одном и том же месте. Учащие ся поразмышляют о том, что объединяет этих людей, как проявляют они себя на войне, как сражаются, как относятся к пленным. Далее учитель обращает внимание на серьезную проблему - положение пленных в период военных дей ствий. Ориентируясь на текст, учащиеся высказывают свое мнение. Но являет ся ли эта проблема актуальной в наши дни ? Постепенно речь заходит о том, какими правами должны обладать люди, оказавшиеся в плену, есть ли сейчас в мире правила, законы, объясняющие, как надо обращаться с пленными.

        Информацию о III Женевской конвенции 1949 г. (об обращении с военно пленными) дает учащимся учитель истории и права. В своем рассказе он ак центирует внимание на том, что в настоящее время ее подписали все государ ства мира. III Женевская конвенция касается разных аспектов жизни, условий содержания и прав военнопленных. В соответствии с ее положениями ответст венность за жизнь и здоровье военнопленного несет не только конкретный сол дат, захвативший его в плен, но и удерживающее его государство. Военноплен ный имеет право на гуманное отношение к себе, уважение его чести и достоин ства.

        Завершает работу на уроке учитель изобразительного искусства, кото рый с помощью красок попробует воссоздать вместе с ребятами на альбомных листах то, о чем говорили, спорили, чьи образы рисовали устно, в воображе нии.

Что дает такой интегрированный урок ученикам? Что ждет от него учитель? Во-первых, такой урок показывает область соприкосновения нескольких учебных дисциплин. Во-вторых, через их органическую, реальную связь дает учащимся представление о единстве окружающего мира.

        Я считаю, что урок литературы должна готовить не только я, но и ребята. И вести его должны вместе: кто-то рисует, кто-то читает наизусть, кто-то спорит, утверждая и отстаивая свою точку зрения, свой взгляд на проблему. В этом, по-моему, и проявляется творческая индивидуальность учащихся. Моя задача как учителя одним помочь утвердиться, у других открыть способности, а третьи под моим руководством должны проявить себя сами. Ведь не у всех творческие способности развиваются без толчка: некоторым необходимо создание благоприятной творческой атмосферы. Так, например, изучение сказки-были Платонова «Неизвестный цветок» я заканчиваю обзором других произведений этого писателя. Обзор провожу в игровой форме. В классе всегда есть ученики, которые пробуют писать свои стихи. Они получают задание написать частушки на произведения Платонова. На уроке частушки исполняются, а слушатели должны отгадать, о каком произведении идет речь.

Ну-ка, кум, пройдемся в пляске,

Не стареть нам, молодеть,

Будем сказывать мы сказки

И частушки будем петь.

Будут песни, будут сказки,

Развеселый наш дружок.

Пропоем частушки – сказки,

Сказка  ложь, да в ней намек.

Мы «Волшебное кольцо»

В школе прочитали

И с Семеном далеко

За море летали.

Проводив Артемку в школу,

Мама наказала,

Чтоб учился хорошо

С самого начала.

Даша в лагерь приезжала

И цветочек увидала,

Помогла ему расти,

Лучше прежнего цвести.

А сегодня для порядку

Пошутили ты да я,

Чтоб платоновские сказки

Вам понравились, друзья.

        Работу с учебным пособием "Вокруг тебя - Мир..." в 5 классе можно за вершить в конце учебного года интегрированным уроком-игрой "Счастливый случай". Цель такого занятия заключается в том, чтобы в игровой форме выяс нить, как дети усвоили содержание произведений, включенных в пособие, на сколько были внимательны и наблюдательны в работе с текстами и правовой информацией. Учащиеся делятся на команды. Поочередно кто-нибудь из каж дой команды выбирает цветной кубик. Если выбран зеленый кубик - предлага ется вопрос связанный с природоведением, желтый - вопрос по истории; синий - вопрос связанный со знанием литературоведческих терминов, русского язы ка. Красный кубик - "счастливый случай". Ребятам предлагается вопрос на немецком (или английском) языке. Они должны прочитать вопрос, перевести на русский язык и ответить. При правильном ответе на вопрос зеленого, желтого и синего кубиков команды зарабатывают по одному баллу, а при ответе на во прос красного кубика - 3 очка. В состав жюри можно пригласить учителей при родоведения, истории, иностранного языка. Игра состоит из четырех таймов: 1) на каждый заданный вопрос команда отвечает после минуты коллективного об суждения; 2) индивидуальный ответ каждого участника команды; 3) команды отвечают на вопросы по предмету, назначенному командой-соперницей; 4) предлагается в течение 3-х минут ответить на несколько вопросов: чем их больше и чем точнее ответы, тем больше очков получает команда. В конце иг ры подсчитываются набранные очки и определяется команда - победитель.

        Уроки такого типа помогут ученикам открыть для себя большой, многогранный и неоднозначный мир, окружающий их; активизируют в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся; выступают средст вом предупреждения и ликвидации формализма в знаниях школьников; оказы вают существенное влияние на идейно-нравственное воспитание учащихся; способствуют распространению идей гуманизма, солидарности и взаимного уважения.

        Что дают практике интегрированные уроки? Во-первых, они ликвидируют дублирование материала, снимают перегрузку информацией. Во-вторых, знания даются на ином уровне обобщения, более высоком. Это способствует развитию интеллекта, мышления, дает возможность для целостного усвоения материала.

        Роль интегрированных уроков в учебном процессе велика. Они непосредственно влияют на достижение обучающей, воспитывающей и развивающей целей обучения. Интегрированные уроки формируют у учащихся научное мировоззрение, помогают видеть мир в движении и развитии, способствуют установлению логических связей между понятиями, тем самым развивают логическое мышление ребят, выступают средством предупреждения и  ликвидации формализма в знаниях школьников, позволяют сформировать такую систем знаний, которая предстает перед учащимися не как застывшая, а как динамичная, качественно изменяющаяся. Интегрированные уроки сокращают затраты учебного времени, способствуют устранению перегрузки учащихся.

        К чему стремится учитель литературы? Прежде всего к тому, чтобы оказать существенное влияние на формирование идейно-нравственных знаний учащихся. Это знания о морали, личности, коллективизме, гуманизме, патриотизме. Усвоение таких понятий достигается на основе обобщения учебного материала различных предметов. Содержание текстов художественных произведений, вошедших в УМК «Вокруг тебя – Мир…», дает возможность учителю осуществлять интегративный подход  преподаванию литературы в школе, осуществлять межпредметные связи с курсами русского языка, истории, иностранного языка. Права, музыки, изобразительного искусства, этики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок литературы по УМК "Вокруг тебя - Мир.." Интегрированная игра "Счастливый случай"

Урок литературы, построенный в виде интегрированной игры "Счастливый случай", позволяет проверить уровень подготовленности обучающихся по различным учебным дисциплинам: литературоведению, природоведен...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – ...

Сценарий интегрированного урока литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя - Мир…» в 7 классе «О тех, кто не участвует…» Выбор и его последствия.

Предлагаемый  урок  разработан  с учетом современных требований ФГОС по технологии  развития критического мышления через чтение и письмо. Его цель - создать условия для формировани...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Конспект интегрированного урока бумагопластики, посредствам использования психомоторных технологий с использованием мультимедийного сопровождения в 1 классе на тему: "Елочная игрушка"

ЦелидеятельностипедагогаКоррекционно-образовательная: познакомить обучающихся с изготовлением елочной игрушкой «Шар» из бумаги; закрепить представления о елочных игрушках; создать условия для коррекци...