Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Ломако Галина Николаевна

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю»

(Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка».

Учитель: Ломако Галина Николаевна.

История: учитель Боев Сергей Викторович

Цель занятия:

  1. обсуждение повести В.Кондратьева «Сашка» с целью осмысления характера простого человека во времея Великой Отечественной войны;
  2. развитие умения анализировать текст;
  3. нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на художественном материале.

Оборудование:  Презентация PowerPoint

Индивидуальные задания для группы учащихся:

  1. Художественные детали картины, которые помогают воссоздать это время Кондратьеву .
  1. Мы первый раз застаем Сашку, когда ночью он задумал достать валенки для ротного. Какая страшная картина рисуется?
  2. Война есть война, и несёт она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц.
  3. О многом говорит заведённые порядок на передовой. Что имеется ввиду?
  4. Сашка жалел, что не знал немецкого. Чтобы спросил он у пленного?
  5. Где же жили они на войне ( в каких «помещениях»)?
  6. Что узнали из диалога Сашки и капитана? (Сколько у вас в роте было человек?..)
  1. Быт, повседневные будни.
  1. К ним, прибывшим с Дальнего Востока, война и впрямь обернулась не своей героической, а именно бытовой стороной. Привести примеры.
  2. Раненые ждут погрузку на лодку, направляющуюся к ним под огнем врага. Под тем же огнём им придётся переплывать обратно. О чем же они думают в этот- возможно, для кого-то из них последний момент?
  3. Поступки Сашки героичны по самой сути, но рассказано о них сдержано, прозаично, «по-домашнему».
  1. Сашка берет в плен немца и отказывается его расстреливать. Сжато передать содержание эпизода.
  2. Встреча с Зиной. Испытание любовью.
  1. Что значит Зина в Сашкиной жизни?
  2. Сумел понять Сашка Зину и не осудить её?
  1. Сашка выручает лейтенанта Володю. Испытание дружбой.
  1. Рассказать историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.
  2. Осуждаем мы Сашку за этот поступок или оправдываем его? А автор?

Эпиграф:

Пусть живые запомнят,

И пусть поколения знают

Эту взятую боем

Суровую правду солдат .

С.Гудзенко.

I. Слово учителя литературы

   Почти 70 лет прошло с тех пор, как отгремели последние бои, вернулись с фронта те, кому было суждено вернуться. Но не заживает боль в сердцах людей. Не забываются страдания, выпавшие на долю народа в этой проклятой войне. Сколько лет прошло, а настоящую правду мы узнаем только сегодня. И кому, как не писателям, лучше понимать это. Война_ это событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. И поэтому вновь и вновь берутся за перо писатели и рассказывают об уроках войны. Эта тема остается ведущей в литературе на современном этапе. Такие писатели, как В. Кондратьев, Воробьев, Ю. Бондарев, Е. Носов по – новому осветили военную тему, показали войну не глазами офицеров и генералов, а глазами рядового солдата.

II. Выставка – подборка книг о Великой Отечественной войне (учитель литературы).

III. Учитель истории

   Великая Отечественная война полыхала на большей части территории нашей страны. Не обошла стороной она и наше село. К сожалению, у нас совсем не соталось в живых ни одного участника войны. Но мы бережно храним память о них. Альбомы патриотического клуба «Поиск», находящийся на нашей выставке, рассказывают об их военном пути. Я знаю, что и в ваших семьях хранят память о них, кто видел и пережил это страшное горе.

IV.

А) Рассказы детей об участниках Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Б) Учитель истории:

(Долгоруковский район в годы Великой Отечественной войны)

V.Учитель литературы

   Наверное, до конца своих дней мы не сможем разобраться с наследием Великой Отечественной войны. И кому, как не писателям, лучше всего понимать это. Война – это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить. И поэтому вновь и вновь  берутся за перо писатели и рассказывают об уроках войны. Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о войне, о его товарищах, которые сложили голову в стоивших нам больших жертв боях подо Ржевом, руководила и Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым.

  1. Биография В. Кондратьева ( представляет ученица). Слайд 1,2.
  2. Стихотворение А.Твардовского «Я убит подо Ржевом». ( Читает ученица). Слайд 3,4.
  3. Учитель литературы:

«История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской» - пишет К.Симонов. так о каком трудном месте и трудном времени говорится в почести? Слайд 5.

  1. Учитель истории ( Ржевская битва – видео).
  2. Учитель истории

Судя по всему бои подо Ржевом были страшными , изнурительными, с огромными человеческими потерями. Причины этого ясны. Достаточно обратиться к воспоминаниям материалов Жукова и Рокоссовского.

  1. Сообщения учеников Слайд 6,7,8.
  2. Учитель литературы: Мысленно перенесемся в то время и на ту землю, о которой узнали из воспоминаний военачальников и прочли в повести «Сашка». Два месяца воюет Сашка. Много это или мало? В поисках ответа найдите те существенные, с вашей точки зрения, художественные детали, картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам представить.

   Ответы детей. Анализ эпизодов ( из индивидуальных заданий).

Слайды 9-15.

  1. В одной из рецензий сказано, что Кондратьев провел своего героя через испытания властью, любовью и дружбой. (Анализ эпизодов).Слайды 18-21.
  2. Учитель литературы:

   Встреча с девушками, едущими на фронт, на вокзале в Клину – небольшой штрих к портрету Сашки. Вспомним, о чем думал герой, размышляя об этой встрече. ( Фрагмент фильма «Сашка» режиссера Александра Сурина).

  1. Вот такой он герой произведения – простой солдат, солдат – Победитель. Как вы думаете, актуальна ли эта повесть сегодня? Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного. (Ответы детей).
  2. Учитель литературы:

В. Кондратьев показал в Сашке самое хорошее и доброе. Сашка – герой войны,  но его доброты, честности, порядочности, любви к людям недостает современному поколению. «Сашка2 – произведение, нужное сегодня. В образе Сашки В. Кондратьев нам открывает характер из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка - человек не только с обостренным чувством, но и с твердыми убеждениями. И прежде он человек размышляющий , проницательно судящий о происходящем! Американский журналист Хенрик Смит писал: “Люди Запада подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь. Такая историческая глухота привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной рок-музыки. Среди книг, способных взволновать молодежь, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В. Кондратьева “Сашка”.

Так давайте не будем Иванами, не помнящими родства…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Вячеслава Кондратьева "Сашка"

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о ...

Урок литературы "Жизнь на войне" (по повести В. Кондратьева "Сашка")

выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести В.Кондратьева; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать...

ЖИЗНЬ НА ВОЙНЕ /по повести В.Кондратьева«Сашка»/

Gознакомить с повестью Кондратьева «Сашка»;  дать характеристику образа главного героя через анализ произведения и отдельных его эпизодов;  вызвать и сохранить у учащихся личност...

Учебный проект по литературе. "Смогла ли бесчеловечная война обесчеловечить Сашку?" (по повести В. Кондратьева "Сашка")

В. Кондратьев рассказал о тяжёлых боях подо Ржевом в 1942 году. Кто-то из критиков написал, что главный герой прошёл испытание властью, любовью, дружбой. Мы с учащимися анализируем эти пробл...

Внеклассное занятие. Читательская конференция по повести В.Кондратьева "Сашка"

Читательская конференция по повести В.Кондратьева "Сашка" для учащихся 10-11 классов....

Презентация к уроку литературы по повести В.Кондратьева "Сашка"

Презентация к уроку по повести В.Кондратьева "Сашка"...