Внеклассное занятие. Читательская конференция по повести В.Кондратьева "Сашка"
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Горбачёва Татьяна Алексеевна

Читательская конференция по повести В.Кондратьева "Сашка" для учащихся 10-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx24.24 КБ
Файл kondratev_sashka_21.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Читательская конференция "Всем воевавшим, живым и мертвым, посвящается…" (по повести В.Кондратьева «Сашка»)

Ход мероприятия

Ю.Друнина

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву, и тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне

Ведущий конференции. Чем дальше уходит от нас Великая Отечественная война, тем больше осознаем мы значимость народного подвига. И тем больше – страшную цену победы. Первое послевоенное сообщение об итогах войны: семь миллионов погибших. Потом мы узнаем другую цифру: 20 миллионов. И последние официальные данные: 27 миллионов. А сколько искалеченных, сколько изломанных жизней, сколько несостоявшихся счастий, сколько нерожденных детей, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских. Страшна была плата за спасение Отечества.

Об этом написано огромное количество романов, повестей, статей, очерков, воспоминаний полководцев и рядовых участников той далекой для нас войны.

Сегодня мы познакомимся с автором, рассказавшем о том, что представляла собой жизнь на войне. Это Вячеслав Леонидович Кондратьев. В своей повести “Сашка” писатель показывает нам военную жизнь, которая, естественно, включала в себя бои, но не они составляют главную ее часть. А главное – неимоверно трудный повседневный быт войны.

В повести “Сашка”, по словам критика Игоря Дедкова, Кондратьев выразил то, что можно было бы назвать глубочайшим сущностным трагическим прозаизмом войны.

Выступление ученика о писателе.

Вячеслав Леонидович Кондратьев по профессии художник-оформитель. В 1939 году с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. В декабре 1941 после многочисленных рапортов Кондратьев в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года он подо Ржевом. Уже в первую неделю был помком взвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод. Потом новые бои, тяжелые, неудачные. Подо Ржевом получил ранение и медаль “За отвагу”. После отпуска по ранению – снова фронт, служба в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 1943 года – тяжелое ранение, полгода в госпитале, потом инвалидность. В марте 1944 вернулся в Москву, где и встретил Победу.

Выступление ученика об истории создания повести.

В немолодые уже годы (ему было за 50) Кондратьев взялся за повесть о войне. Об этом он скажет: “Видимо подошли лета, пришла зрелость, а вместе с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни”. Кондратьев начал разыскивать бывших однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, он должен, обязан рассказать обо всем, что пережил на войне. Кондратьев вспоминает: “Поехал весной 62-го под Ржев. Протопал 20 километров пехом до самой своей бывшей передовой, увидел эту истерзанную, всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали еще оперения неразорвавшихся мин, увидел – это было самым стремным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал. С кем хлебал из одного котелка жидню-пшенку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня это пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно”.

Именно здесь, около местечка Овсянниково и родился сюжет повести “Сашка”, которая сразу выдвинула Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения, для каждого из которых война была своя. Там, у Овсянниковского оврага, в роще, в поле шла “малая война”, и исход “большой” войны зависел от исхода множества этих “малых”, от того, как действовал и понимал свой долг каждый солдат, каждый офицер.

Бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями.

Выступление ученика. Из воспоминаний маршалов Жукова и Рокоссовского.

В воспоминаниях Жукова приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них – жестокая правда, предрешенная гибель людей: в период наступления устанавливается норма paсходов боеприпасов 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска переутом-лены, ослаблены. Командование просит остановить невозможное в таких условиях наступление, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. Но директивой от 20 марта 1942 года Верховный Главнокомандующий отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржево-вяземскую группировку врага. Сделать это было нереально. Жуков пишет, что “усилия по понятным причинам оказались безрезультатными”, добавляет: только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии.

Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и подо Ржевом: “В полках и дивизиях не хватало солдат, пулеметов, минометов, артиллерий, боеприпасов, танков остались единицы... Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причем в наших условиях, попояс в снегу”.

Ведущий. Мысленно перенесемся в то время и на ту землю, о которых узнали из воспоминаний военачальников и прочли в повести “Сашка”. Вячеслав Кондратьев предваряет свой рассказ так: “Всем павшим подо Ржевом – живым и мертвым посвящена эта повесть”. Насколько она автобиографична?

Наверное, это неважно. Судьба автора во многом сходна с судьбой его героя, с судьбой его боевых товарищей. Насколько важна правда факта, документальность в его произведении? Наверное, и это не главное. А главное, как писал Виктор Некрасов: даже не “так было”, а “не могло быть не так”.

Вопросы для обсуждения повести “Сашка”.

  1. Как изображается война в повести?
  2. Как автор представляет читателю своего героя?
  3. Какие события из фронтовой Сашкиной жизни показывает автор? Почему? 1) Сашка добывает валенки для ротного;
  4.  2) Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять;
  5.  3) Сашка под огнём возвращается в роту проститься и отдать автомат;
  6.  4) Сашка ведёт санитаров к раненому;
  7.  5) Встреча с Зиной;
  8.  6) Сашка выручает лейтенанта Володю.
  9. В одной из рецензий на повесть сказано, что Кондратьев провел своего героя через испытания властью, любовью и дружбой. Так ли это? Как выдержал Сашка эти испытания?

* Пересказ эпизода пленения немца.

  • Почему Сашка не подчиняется приказу? Почему нет ненависти к немцу? Как расценивать этот его поступок?
  • Какова роль эпизодического героя, связного комбата Толика?
  • Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?

Ведущий. Война не убивает в Сашке человеческое, а даже обостряет жажду жить, любить.

Какое место в жизни Сашки занимает Зина? Достойна ли она осуждения за то, что предала их с Сашкой любовь, изменила ему?

  • Рассказать историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей. Как проявляет себя Сашка во время этой дружбы? Осуждаем мы его за этот поступок или нет?

Что вы можете сказать о Сашке, основных качествах его характера? (чувство ответственности, пытливый ум и критическое отношение к происходящему,совестливость, понимание нужности того, что делает, интеллигентность

Что вы можете сказать о характере героя?Какой он, Сашка? (из тех, на кого можно положиться)

Ведущий. “Надо, Сашок. Понимаешь, надо”, – говорил Сашке ротный “перед тем, как приказать что-нибудь”, “хлопал Сашку по плечу. И Сашка понимал – надо, и делал все, что приказано, как следует”. Категорическое “надо” в некотором смысле способно облегчить человеку жизнь. Надо – и ничего сверх: ни делать, ни думать, ни понимать. Но Сашка, подчиняясь этому “надо”, думает и действует “сверх” надобного: что-то неистребимое в нем самом заставляет его это делать. В каких эпизодах повести мы это видим?

В этом “сверх надо” словно слышит Сашка в самом себе никем не произносимое, но отчетливое, неумолимое повеление: не стреляй, возвращайся, поведи санитаров!

Или это командует совесть? Но иная совесть может не скомандовать – и уверенно докажет, что чиста”.

Почему Сашка так поступает? Какая у него совесть? И бывает ли две совести?

Сашка – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – все это соединилось в герое. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. “История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской”. “Не прочитай я “Сашку”, мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся человек”, – писал К. Симонов. А что для вас, шестнадцатилетних, значит Сашка, ведь по возрасту он близок вам?

Эта обыденная, страшная, святая и грешная, полная боли и памяти правда солдатской жизни в повести очень важна для Кондратьева. Именно ради нее привел он нас к Овсянниковскому оврагу, к заснеженной насквозь простреливаемой роще, где воюют лейтенант и его рота – 16 человек.

О чем же история Сашки (о самой трудной должности – солдатской)

О чем книга (О страшной войне и сохранённой человечности)

Синквейн

Трудно складывалась послевоенная жизнь писателя Кондратьева. Особенно нелегко ему было, как, впрочем, и другим писателям-фронтовикам, когда в нашу страну пришло перестроечное время. Не мог он принять абсурды и ужасы той поры. Кондратьева страшно возмущал творящийся разгул, бессмысленное насилие и убийства ни в чем не повинных мирных жителей, женщин и детей. Он писал: “Я просто больше не могу глядеть на те пляски смерти, которые вижу каждый день. Не могу!” 23 сентября 1993 года жизнь Кондратьева трагически оборвалась.

2 блок

Как вы относитесь к войне?

Видео о ветеране Петре Филоненко, которого избили радикалы.

Обсуждение .

Нет в России семьи такой. Где б не памятен был свой герой

Ребята, давайте зажжём Свечу Памяти в честь тех, кто отдал жизни за наше счастье, за чистое небо и жизнь без войны.

Минута молчания.

Всем воевавшим, живым и павшим, посвящается…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

73-летию Великой Победы

Слайд 2

73-летию Великой Победы Всем воевавшим, живым и мёртвым, посвящается…

Слайд 3

Юлия Друнина Я только раз видала рукопашный. Раз - наяву. И тысячу раз - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

Слайд 4

73-летию Великой Победы Всем воевавшим, живым и мёртвым, посвящается…

Слайд 5

Вячеслав Кондратьев «Сашка»

Слайд 6

Кондратьев Вячеслав Леонидович (1920–1993)

Слайд 7

В декабре 41-го после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. В 1942 году 132-я стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев, вела тяжёлые бои под Ржевом. Во время них получил первое ранение, был награждён медалью «За отвагу».

Слайд 8

... Война была одна, но воевали на ней миллионы, и у каждого из этих миллионов была своя, малая, особая, война, совершенно непохожая на войну других, такая же уникальная, как каждая отдельная человеческая судьба. В. Кондратьев

Слайд 9

К .Рокоссовский Г.Жуков

Слайд 10

В.Кондратьев «Сашка» «Всем павшим подо Ржевом –живым и мёртвым - посвящена эта повесть»

Слайд 11

Как автор представляет читателю своего героя? Как изображается война в повести?

Слайд 12

1) Сашка добывает валенки для ротного; 2) Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять; 3) Сашка под огнём возвращается в роту проститься и отдать автомат; 4) Сашка ведёт санитаров к раненому; 5) Встреча с Зиной; 6) Сашка выручает лейтенанта Володю. Какие же события выбрал автор из двухмесячной Сашкиной фронтовой жизни?

Слайд 13

В одной из рецензий сказано, что Кондратьев провёл своего героя через испытания властью, любовью и дружбой. Так ли это? Как выдержал Сашка эти испытания?

Слайд 14

Анализ эпизода Почему Сашка ослушался приказа и так отстаивает жизнь пленного?

Слайд 15

« Вот когда поднялась они из-под взгорка - серые, страшные, нелюди какие-то, это были враги! Их-то Сашка готов бел давить и уничтожать безжалостно! Но когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…» Почему у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?

Слайд 16

Какова роль эпизодического героя, связного комбата Толика? Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?

Слайд 17

Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

Слайд 18

Ему горько, больно. И все-таки приходит он в конце концов к тому, что « неосудима Зина... Просто война...» Сашка остаётся Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх. Достойна ли она осуждения за то, что предала их с Сашкой любовь?

Слайд 19

Почему Сашка взял на себя вину лейтенанта Володьки, метнувшего тарелку в офицера? Рассказать историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.

Слайд 20

Испытание дружбой История краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей о том, как в эвакогоспитале толстый, отъевшийся майор приходит утихомирить недовольных солдат: 2 ложки пшёнки дали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и… полетела в него тарелка, брошенная рукой разъярённого Володи, а Сашка вину на себя принял. Он рассудил, что лейтенанту эта выходка так просто с рук не сойдёт – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, и не накажут строго, а если и накажут. То «дальше передка не пошлют», а ему не привыкать

Слайд 21

Что вы можете сказать о Сашке, основных качествах его характера? Огромное чувство ответственности . Пытливый ум и критический взгляд на происходящее. Совестливость. Понимание нужности того, что он делает. Интеллигентность .

Слайд 22

Что вы можете сказать о характере героя? Какой он – Сашка?

Слайд 23

Сашка - из тех, на кого можно положиться: « Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались...»

Слайд 24

История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской.

Слайд 25

«В бесчеловечной, кровавой войне человек остаётся человеком, а люди – людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохранённой человечности». Лев Айзерман .

Слайд 26

Синквейн

Слайд 28

Как вы относитесь к войне?

Слайд 30

Виртуальный музей Победы Сайт МБОУ « Заиграевская СОШ» https : //sites.googie.com/site/zsos2012/

Слайд 31

Минута молчания

Слайд 32

Свеча памяти «Всем воевавшим, живым и мёртвым, посвящается….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке".  Цель:  воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

5 класс Классный час—читательская конференция по повести Альберта Лиханова « Крутые горы»

Задачи занятия:1. воспитание патриотизма и любви к Родине;2. стимулирование  читательских интересов подростков ;3. воспитание  культуры чтения;4. овладение навыками отстаивания своих убежден...

Читательская конференция по повести М. Мартиросовой "Фотографии на память"

Эпиграфом к конференции могут служить слова из повести: "Я верю, что фотографии и вправду запечатлевают что-то навсегда. И хорошее и плохое. Запечатлевают и не дают забыть. Если человек помнит о чём-т...

Слово и время. Читательская конференция по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»

   Анализируя повесть Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" , мы хотели погрузить учащихся в лексическую атмосферу тех далеких военных  лет, связать воедино слово и время. Т...

Читательская конференция по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Разработка читательской конференции по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие" среди 9-11 классов....

Читательская конференция по повести Бориса Васильева "Завтра была война".

Конференция по книге,призванная показать нравственные идеалы писателя, поможет воспитанию чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ, поможет формировать неравнодушное отношение к п...