Читательская конференция по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Разработка читательской конференции по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие" среди 9-11 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chit_konferentsiya_a_zori_zdes_tihie.doc42 КБ
Office presentation icon viktorina.ppt196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие: читательская конференция «У войны не женское лицо» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)

Предметная область: литература

Цель: содействовать формированию у учащихся патриотизма на примерах героев художественных произведений о Великой Отечественной войне и примерах жизни земляков.

Задачи:

а) воспитательные:

– воспитывать высокие патриотические качества;

– формировать историческую память;

– воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества;

– учить отстаивать свою точку зрения логическими доводами;

– учить терпимо относиться к чужому мнению;

– развивать эстетический и нравственный потенциал учащихся;

б) развивающие:

– развивать читательскую наблюдательность;

– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, познавательную активность и инициативу;

в) образовательные:

– расширить диапазон познавательных интересов;

– помочь обучающимся оценивать поступки героев повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» и выражать своё отношение к ним;

– учить видеть затронутые автором проблемы, на основе этого привлечь внимание к писателю Б.Л. Васильеву и его творчеству.

Условия эффективности проведения мероприятия:

Предварительный настрой обучающихся на серьёзный разговор, внимательное чтение повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…», просмотр художественного фильма «А зори здесь тихие…» (режиссёр Станислав Ростоцкий), знакомство с биографией Б.Л. Васильева (индивидуальное задание), выразительное чтение стихотворения Ю.В. Друниной «Зинка» хорошо подготовленным учеником,  индивидуальных заданий-сообщений.

Формы и методы реализации: беседа, разговор, обмен мнениями, интервью, анализ, рассказ.

Возраст участников конференции: 9-11 класс (15-17 лет)

Продолжительность: 1,5 часа

1) Звучит музыка «Журавли»

Вступительное слово учителя

70 лет прошло, как отгремели салюты Победы, как вернулись домой солдаты великой войны, но “не утихает  наша память о тех, кто был убит войной”. Мы в вечном долгу перед теми, кто  пал на полях сражений, кто ушёл, “не долюбив, не докурив последней папиросы”, кто свою юность и жизнь положил на алтарь Отечества.  И сегодня мы поговорим о тех женщиах, девушках, которые сменили туфельки на солдатские сапоги, платьишки – на шинели и ушли в блиндажи.

Перед нами повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие”, написанная  45 лет назад. Спектакли по повести были поставлены  во многих театрах страны и за рубежом. Экранизация, осуществлённая режиссёром Станиславом Ростоцким, обошла многие экраны мира. А интерес к повести не ослабевает. Есть в этом небольшом произведении то, что не оставляет равнодушным  ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба  девушек,  отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нам победа. Книга  эта печальная и даже трагичная, она растревожила нашу душу, заставила о многом думать. И мы сегодня пройдём болотистыми тропами вместе со старшиной Васковым и пятью юными зенитчицами, примем с ними неравный бой.

2) Презентация о Б.Васильеве

3) Звучит музыка из к/ф. Театрализация по повести «А зори здесь тихие» учащимися 9-10 классов

4) Викторина с презентацией

Вопросы на знание содержания повести «А зори здесь тихие» задает. За правильный ответ выдаются жетоны. 1 жетон = 1 балл

  1. Время действия событий повести (май 1942 г.)
  2. Как девушки между собой величали Федота Евграфовича? (Старичок)
  3. Сколько на самом деле диверсантов двигалось к Синюхиной гряде? (16 чел.)
  4. «…Над дальним лесом с криком перелетали птицы». Какие это были птицы,  и почему они кричали? (Сороки, вспугнутые немцами)
  5. «Дорогому защитнику Родины». Где были написаны эти слова? (на кисете старшины Васкова)
  6. В каком техникуме до войны училась Галя Четвертак? (в библиотечном)
  7. Что соорудили Гале Четвертак вместо утопленного в болоте сапога? (Чуню)
  8. Как называлось озеро, куда двинулись Васков и 5 девушек-бойцов? (Вопь –озеро)
  9. Назовите фамилию Риты Осяноной до замужества. (Муштакова)
  10. Где познакомились Рита Муштакова со свои будущим мужем лейтенантом Осяниным? (В школе, на встрече с героями-пограничниками)
  11. Сколько лет было старшине Васкову? (32)
  12. Откуда была родом Лиза Бричкина? (С Брянщины)
  13. Какую должность занимал старшина Васков? (Комендант разъезда)
  14. В какую руку был ранен старшина Васков? (В левую)
  15. Почему у Гали Четвертак была такая необычная фамилия? (Она была подкидышем. Фамилию дали в детском доме: потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше)
  16. Что придумали девчата для того, чтобы направить немцев в обход, вокруг Легонтова озера? (Нужно создать шум, прикинуться лесорубами)
  17. Какие сигналы придумал Васков для общения между бойцами в лесу в случае обнаружения противника или «чего непонятного»? (2 кряка-внимание вижу противника, 3 кряка – все ко мне)
  18. Старшина Васков был сверхсрочником. За что он получил орден? (За разведку)
  19. Томик чьих стихов носила с собой Соня? (А.Блока)
  20. «От левой косы Синюхина гряда начинается. С другой стороны эту гряду второе озеро поджимает…» Как оно называется? (Легонтово озеро)
  21. Сколько лет лет было Лизе Бричкиной? (19 лет)
  22. Назовите профессию отца Сони Гурвич. (Соломон Аронович Гурвич был участковым врачом, но на табличке было написано «доктор медицины»)
  23. Назовите имя и отчество отца Лизы Бричкиной? (Иван Петрович)
  24. Сколько дворов уцелело на 171 – м переезде? (12)
  25. Сколько дней продержалась застава, где служил лейтенант Осянин? (17 дней)
  26. В каком городе жила семья Сони Гурвич? (В Минске)
  27. О чем мы узнаем в эпилоге?  (На месте гибели девушек Васков и Альберт, сын Риты, устанавливают мраморную плиту с именами погибших).

5) А сейчас начинается творческий конкурс «Точка зрения». Каждой команде задается вопрос на карточке. Команда обсуждает ответ в течение  5 мин. Отвечает один член команды. Максимальная оценка – 5 баллов

Вопросы

  1. Понравилось ли вам произведение Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Объясните почему. (9а)
  2. Почему писатель так назвал свою повесть? (9б)
  3. Какие сцены из книги произвели на вас наиболее сильные впечатления и почему? (9в)
  4. Можно ли назвать героической гибель каждой из девушек? (10 а)
  5. Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171-м разъезде? (10 б)
  6. Какие проблемы, важные для нашего времени, подняты в книге? (11а)
  7. Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне? (11 б)
  8. Почему все девушки в повести погибают?

6) Стихи о войне у вечного огня читают а) Кожевина Вера и Раднаева Настя б) Богатых Люда

7) Давайте, почтим память погибших на полях войны, минутой молчания. (Звук метронома)

8) Заключительное слово учителя

Тихие зори, рассвет, тихое утро проходят через всю повесть. Ведь эти тихие дни, тихие зори могли бы не прерываться никогда для наших героинь повести. Сегодня,  я уверенна, прочитав эту пронзительную повесть, просмотрев фильм, и ответив на вопросы читательской конференции, никто не смог остаться равнодушным, ни взрослые, ни вы, ребята. Смерть всех девчат потрясла нас, защемило сердце о каждой из них. Ведь каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой  то, какой ценой досталась нашему народу Великая Победа.

9) Подведение итогов жюри. Награждение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина

Слайд 2

Вопрос 1 Время действия событий повести Ответ: Май 1942 г

Слайд 3

Вопрос 2 Как девушки между собой величали Федота Евграфовича? Ответ: Старичок

Слайд 4

Вопрос 3 Сколько на самом деле диверсантов двигалось к Синюхиной гряде? Ответ: 16 человек

Слайд 5

Вопрос 4 «…Над дальним лесом с криком перелетали птицы». Какие это были птицы, и почему они кричали? Ответ: Сороки, вспугнутые немцами

Слайд 6

Вопрос 5 «Дорогому защитнику Родины». Где были написаны эти слова? Ответ: на кисете старшины Васкова

Слайд 7

Вопрос 6 В каком техникуме до войны училась Галя Четвертак? Ответ: в библиотечном

Слайд 8

Вопрос 7 Что соорудили Гале Четвертак вместо утопленного в болоте сапога? Ответ: Чуню

Слайд 9

Вопрос 8 Как называлось озеро, куда двинулись Васков и 5 девушек-бойцов? Ответ: Вопь –озеро

Слайд 10

Вопрос 9 Назовите фамилию Риты Осяниной до замужества Ответ: Муштакова

Слайд 11

Вопрос 10 Где познакомились Рита Муштакова со свои будущим мужем лейтенантом Осяниным? Ответ: В школе, на встрече с героями-пограничниками

Слайд 12

Вопрос 11 Сколько лет было старшине Васкову? Ответ: 32

Слайд 13

Вопрос 12 Откуда была родом Лиза Бричкина? Ответ: С Брянщины

Слайд 14

Вопрос 13 Какую должность занимал старшина Васков? Ответ: Комендант разъезда

Слайд 15

Вопрос 14 В какую руку был ранен старшина Васков? Ответ: В левую

Слайд 16

Вопрос 15 Почему у Гали Четвертак была такая необычная фамилия? Ответ: Она была подкидышем. Фамилию дали в детском доме: потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше

Слайд 17

Вопрос 16 Что придумали девчата для того, чтобы направить немцев в обход, вокруг Легонтова озера? Ответ: Нужно создать шум, прикинуться лесорубами

Слайд 18

Вопрос 17 Какие сигналы придумал Васков для общения между бойцами в лесу в случае обнаружения противника или «чего непонятного»? Ответ: 2 кряка-внимание вижу противника, 3 кряка – все ко мне

Слайд 19

Вопрос 18 Старшина Васков был сверхсрочником. За что он получил орден? Ответ: За разведку

Слайд 20

Вопрос 19 Томик чьих стихов носила с собой Соня? Ответ: А.Блока

Слайд 21

Вопрос 20 «От левой косы Синюхина гряда начинается. С другой стороны эту гряду второе озеро поджимает…» Как оно называется? Ответ: Легонтово озеро

Слайд 22

Вопрос 21 Сколько лет лет было Лизе Бричкиной? Ответ: 19 лет

Слайд 23

Вопрос 22 Назовите профессию отца Сони Гурвич. Ответ: Соломон Аронович Гурвич был участковым врачом, но на табличке было написано «доктор медицины»

Слайд 24

Вопрос 23 Назовите имя и отчество отца Лизы Бричкиной? Ответ: Иван Петрович

Слайд 25

Вопрос 24 Сколько дворов уцелело на 171 – м переезде? Ответ: 12

Слайд 26

Вопрос 25 Сколько дней продержалась застава, где служил лейтенант Осянин? Ответ: 17 дней

Слайд 27

Вопрос 26 В каком городе жила семья Сони Гурвич? Ответ: В Минске

Слайд 28

Вопрос 27 О чем мы узнаем в эпилоге? Ответ: На месте гибели девушек Васков и Альберт, сын Риты, устанавливают мраморную плиту с именами погибших


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для работы над повестью Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Полностью авторский материал представляет собой идейно-тематический анализ повести, тип материала - обзорный....

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...

Сценарий инсценировки отрывка повести Б. Васильева "А зори здесь тихие"

Отрывок повести Б. Васильева "А зори здесь тихие" (сцена после бани). Инсценирвка была подготовлена и показана на концерте "Солдат войны не выбирает", посвященном месячнику оборонно-массовой работы....

ЖЕНЩИНАМ НЕ НУЖНО ВОЕВАТЬ (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»).

Цели:-приобщить учеников к чтению как творчеству, формировать коммуникативную компетенцию учащихся: умение осмысливать тему и основную мысль текста через его комплексный анализ; умение видеть в...

Тест по повести Б.Васильева"А зори здесь тихие"

Вопросы на знание текста повести Б. Васильева. Хорошая возможность проверить знания учащихся. Использую на уроке внеклассного чтения....

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...