ЖЕНЩИНАМ НЕ НУЖНО ВОЕВАТЬ (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»).
план-конспект занятия (литература, 9 класс) по теме

Шевлюкова Ольга Николаевна

  Цели:

-приобщить учеников к чтению как творчеству, формировать коммуникативную компетенцию учащихся: умение осмысливать тему и основную мысль текста через его комплексный анализ; умение видеть выразительные языковые средства в тексте и правильно использовать их в своей речи; совершенствовать орфографическую, пунктуационную грамотность;

-развивать культуру устной и письменной речи;

-воспитывать любовь к чтению, чувство уважения, бережного отношения к женщине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhenshchinam_ne_nuzhno_voevat.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     ЖЕНЩИНАМ НЕ НУЖНО ВОЕВАТЬ

                                (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»).

                                                                       9 класс

                                                                                           Кандидат педагогических наук

                                                                                            Шевлюкова О. Н. МОУСОШ № 13

                                                                                                                             г. Ноябрьск

  Цели:

-приобщить учеников к чтению как творчеству, формировать коммуникативную компетенцию учащихся: умение осмысливать тему и основную мысль текста через его комплексный анализ; умение видеть выразительные языковые средства в тексте и правильно использовать их в своей речи; совершенствовать орфографическую, пунктуационную грамотность;

-развивать культуру устной и письменной речи;

-воспитывать любовь к чтению, чувство уважения, бережного отношения к женщине.

Оформление и оборудование:

-магнитофон, раздаточный материал ( фрагменты текстов из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» с вопросами для комплексного анализа ) для 7 групп;

-толковые словари русского языка.

  На доске: запись темы, эпиграф, рисунки учащихся к повести Б. Васильева, опорные карточки для работы с текстом, памятки « Как работать в группе», « Речевое мастерство», словарная справка («текст», «антитеза», «сказ», «коммуникация», «герменевтика»), слова о 60-летии Победы.

                                                                    Женщина для меня - это воплощённая гармония жизни.

                                                                          А война – всегда дисгармония. И женщина на войне -  

                                                                          самое  невероятное, несочетаемое сочетание явлений.

                                                                          А наши женщины шли на фронт и воевали на

                                                                          передовой рядом с мужчинами…

                                                                                                                                       Б. Васильев

                                                                   Ход  урока.

  1. Вступительное слово учителя о теме и цели урока.
  2. Словарная работа. Памятки.

 Ученица даёт справку о толковании слов: текст, антитеза, сказ, экспрессивный.

( Таблички с толкованием слов крепятся на доске.)

    Учитель даёт справку о толковании слов: коммуникация, герменевтика. ( Таблички с их толкованиями также прикрепляются к доске.) Далее учитель обращает внимание учащихся на памятки « Как работать в группе», « Опорные карточки», которые вывешены на доске. Учащимся предлагается обсудить, из чего складывается речевое мастерство. По ходу обсуждения учитель помещает на доске слова – карточки: точность, выразительность, логичность, публицистичность, которые выстраиваются в схему.

                   

            Речевое мастерство.

                             

точность


             

выразительность

логичность    

 

публицистичность

                   

      Качество сочинения

  1. Объяснение нового. Закрепление.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о войне. Давайте прочитаем стихотворения, посвящённые женщине на войне.

    Звучат отрывки из стихотворений в исполнении учащихся.

                                                                            А. Твардовский

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

                                                                     М. Исаковский

…Да разве об этом расскажешь,

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!...

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Начинает звучать музыка Б. Окуджавы « До свидания, мальчики…». Выходит ученица и на фоне музыки читает стихи. За ней ещё несколько учеников читают наизусть строчки стихотворений советских поэтов, посвящённые женщине на войне.

                                                                        Б. Окуджава

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

                                 Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

                                                                       

                                                                        Ю. Друнина

…Никогда

Не была ты женою –

Женихов отобрала

Война…всю-то жизнь

Оставалась одною,

Женской радостью обделена…

                                                                     О. Берггольц

Такое испытанье ей досталось,

Что, будь она не русскою душой, -

Её давно бы насмерть искромсало

Отчаянием, неверием, тоской…

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по чёрной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

                                                                   А. Прокофьев

Вы прелестны, женщины России,-

Я узнал не из великих книг.

Вы прошли чрез годы вихревые,

Не утратив сердца ни на миг.

                                                                 А. Твардовский

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе-

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

                                                                 Е. Исаев

Она идёт,

Покинув свой уют,

Не о себе – о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают.

И обелиски кланяются в пояс.

Учитель. Ребята, следующее задание поможет вам закрепить мысленный образ в словах, и, опираясь на них при построении устных и письменных высказываний, вы свободнее и ярче сможете выражать свои мысли.

   Задание:  Подберите сходные по смыслу слова или ассоциации к словам война ( 1-й вариант) и женщина ( 2-й вариант). Учащиеся делают записи в тетрадях, потом обсуждают написанное.

    Учитель. Из ваших ответов следует, что женщина дает жизнь, оберегает жизнь. А война несет смерть. Война- это зло, с которым нельзя мириться и которое нельзя оправдывать ни до, ни после. Мы смотрим на войну современную, на её бесчестность, и у нас нет оснований думать, что в прошлом всё было по-другому. Могут измениться формы ведения боя, виды оружия, но постоянство смерти на войне остается. Великая Отечественная война поглотила 26 миллионов человеческих  жизней, целое поколение тех, кто родился в 1924-1926 годах.

   Тему человека и войны, добра и зла раскрывают произведения художественной литературы. Я хочу несколько слов сказать о ваших ответах на вопросы анкеты, предложенной вам накануне этого урока. Я напомню вопросы:

- читали ли вы произведения о Великой Отечественной войне?

-какое произведение вам понравилось особенно?

-что нового о войне вы узнали из повести Б. Васильева « А зори здесь тихие…»?

-какие эпизоды произвели наибольшее впечатление?

-кто из героев повести особенно понравился и почему?

Учитель дает анализ письменных ответов учащихся, читает отрывки из анкет. Первые читательские впечатления обычно поверхностные. После анализа повести на этом уроке будет дана письменная работа, которая покажет, изменилось ли что-либо в понимании школьников. Тут же учитель говорит о том, что в школьной библиотеке имеется богатый выбор книг о Великой Отечественной войне и помещает на доске список произведений.

    А нам сегодня предстоит поговорить о повести Бориса  Васильева « А зори здесь тихие…».

   Далее заранее подготовившаяся  ученица рассказывает биографию Бориса Васильева и знакомит с историей написания повести « А зори здесь тихие…».

   Борис Львович Васильев не получил литературного или гуманитарного образования. Писателем его сделала жизнь. По специальности он инженер-танкист, окончил военную академию и много лет прослужил в армии, занимался испытанием боевых машин. Его отец был командиром Красной Армии, и все детство связано с военными городками. Юность писателя- военная юность. Для его поколения она оказалась жестокой. Написать об этом он считал своим гражданским долгом перед всеми, кто не вернулся с войны. По словам Б. Васильева, он был просто обязан рассказать людям о том, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу.

    На фронт ушел со школьной скамьи. То, что увидел и пережил на войне, дало ему материал для повести « А зори здесь тихие…». Ее фабула исторически достоверна. Немцы во что бы то ни стало хотели перерезать дорогу, по которой шло снабжение Мурманска, перебрасывались вооружение и войска. Немцы забрасывали десанты в тыл. Два были ликвидированы, а третьему удалось скрыться и выйти на один из разъездов, где находилась небольшая группа раненых солдат и стариков. Вооружены они были только винтовками, но не дрогнули, приняли бой, сражались, пока не прибыла подмога. В живых остался только один сержант.

    Действительными участниками рассказанного эпизода были мужчины, а герои повести « А зори здесь тихие…», как вам известно, девушки. Как вы думаете, что побудило писателя к такой подмене? Война все-таки мужское занятие? (ответы учащихся.)

     В класс входи «автор»- ученик в солдатской форме и начинает рассказывать:

«Замысел повести родился от « толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив 10-й класс, в первые дни войны. Мы, бойцы истребительного батальона, вышли на свое первое задание в лес под городом Оршей. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто убили врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог. Сами понимаете, что от этой нестираемой с годами картины до сюжета повести- большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…»

    Учитель. Особенность военной прозы Б. Васильева в том, что писатель всегда выбирает события «незначительные» с точки зрения глобальных исторических событий. Однако писателя интересует ситуация, когда пять девушек во главе со старшиной вступают в неравный бой с шестнадцатью головорезами, ситуация, по смысловой емкости близкая к притче. Как это произошло? Не кажется ли вам странным словосочетание «женщина и война»? давайте на примере повести ответим на вопросы.

    Вам предстоит работа с фрагментами текста повести. Проведите лингвистический анализ текста и постарайтесь расширить и углубить понимание произведения.

     Далее ученики группами по четыре человека. ( Сидящие за одной партой поворачиваются к ученикам, сидящим за партой сзади.) Каждой группе дается фрагмент текста повести « А зори здесь тихие…» и вопросы к нему.

                                              ТЕКСТ 1

За бросок к Вопь-озеру Васков не беспокоился: прямую дорогу туда немцы знать не могли, потому что дорогу эту он открыл сам ещё в финскую… Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя? Матюкнуться бы сейчас в полную возможность, покрыть бы войну эту в двадцать девять накатов с переборами. Да заодно и майора того, что девчат в погоню отрядил, прополоскать бы в щелоке. Глядишь, и полегчало бы, а вместо этого надо улыбку изо всех сил к губам прилаживать.

                                              ТЕКСТ 2

Шагнул с ходу по колени- только трясина чавкнула. Побрел, раскачиваясь, как на пружинном матрасе… Однако Федот Евграфыч слеги велел поднять и все к одной приметной сосне прислонить:

-Может кому сгодится.

См.: Васильев Б. Завтра была война. В списках не значился. А зори здесь тихие…

Встречный бой. – Екатеринбург: У- Фактория.,2004.- С.409-410.

Там же. – с. 413-416.

                                            ТЕКСТ 3

Спустился вниз- под скалой Комелькова волосы расчесывает. Распустила – спины не видно. Стала гребенку вести- руки не хватает: перехватывать приходится. А волос густой, мягкий, медью отливает…

   Ах, хороша она была сейчас, чудо как хороша! Высокая, белотелая, гибкая- в десяти метрах от автоматов…

   Женька потянула его за руку, он рядом сел и вдруг увидел, что она улыбается, а глаза настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть.

                                           ТЕКСТ 4

Рита все время смотрела ему вслед, но так и не заметила, когда он исчез: словно растворился вдруг среди серых замшелых валунов… Так что самое время нам расположение менять. Я тут по камням полазаю, огляжусь, а ты, Маргарита, дуй за бойцами. И скрытно- сюда. И чтоб смеху ни-ни!

               

                                           ТЕКСТ 5

И опять он своих бойцов издаля определил. Вроде и не шумели, не брякали, не шептались, - а поди ж ты! – комендант за добрую версту точно знал, что идут… Когда сапоги по ноге, они не топают, а стучат: это любой кадровик знает. Но Сонина семья была штатской, сапог там вообще не водилось, и даже Сонин папа не знал, какие уши их надо тянуть…

                                             ТЕКСТ 6

- Немцы?...- жарко и беззвучно дохнула Женька.

Старшина не ответил. Глядел, слушал, принюхивался, а кулак стиснул так, что косточки побелели…

  - Вот ты почему крикнула, - вздохнул старшина. – Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика был поставлен. Не дошел он до сердца с первого раза: грудь помешала…

    А главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…

                                              ТЕКСТ 7

 И оторопел: перед  домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из- под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов…

   Через сорок минут поисковая группа построилась, но вышли только через полтора часа, потому что старшина был строг и придирчив:

- Разуться всем!...

Двинулись. Впереди – Осянина с толстухой. Васков обождал, пока они скрылись в кустах , отсчитал про себя до ста, пошел следом. С переводчицей, что под винтовкой, подсумком, скаткой да сидором гнулась как тростинка…

   

                                               ВОПРОСЫ К ТЕКСТАМ

  1. Прочитайте текст. Подготовьтесь к выразительному чтению.
  2. Определите тему текста.
  3. Озаглавьте текст.
  4. На каком приеме или приемах построен текст?  (Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)
  5. Проанализируйте лексику текста.

-найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю; обратите внимание на правописание этих слов;

-найдите опорные слова в каждой части текста;

-найдите контекстуальные синонимы и (или) антонимы;

-найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном  значении;

-обратите внимание на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля; объясните, зачем они употребляются;

-выделите фразеологизмы, объясните, зачем они употреблены;

-обратите внимание на средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.)

6. Проанализируйте фонетические средства, которыми пользуется автор ( повторение определенных согласных звуков – аллитерация , повторение главных звуков – ассонанс). Что достигает автор, употребляя их?

7. Какими морфологическими средствами пользуется автор? ( обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц- ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т.д.).

8. Проанализируйте синтаксические средства текста. ( Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или распространенных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных, употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога  и пр.)

9. Сформулируйте идею текста.

Работа в группах завершается обсуждением прочитанного.

  1. Итог

Учитель. В лучших книгах о Великой Отечественной войне ( « Иван» В. Богомолова, « Убиты под Москвой» К. Воробьева, « На войне как на войне» В. Курочкина, произведениях Виктора Астафьева, Василя Быкова, Григория Бакланова, Бориса Васильева)  звучит неприятие войны, страстный призыв к людям, который можно выразить словами В. Астафьева из повести « Пастух и пастушка»: « Я сегодня думал. Вчера молчал. Думал. Ночью, лежа в снегу, думал: неужели такое кровопролитие ничему не научит людей? Эта война должна быть последней! Или люди недостойны, называться людьми! Недостойны жить на земле!...одна истина свята на земле – материнство, рождающее жизнь, и труд хлебопашца, вскармливающий ее…».

    Вот и Борис Васильев в своей повести « А зори здесь тихие…» говорит о том, что та, кто дарует жизнь, не должна воевать.

Ученица.

                   

                            Женщине не нужно воевать.

                            Пусть она красивая и хрупкая,

                            Будет просто женщина и мать,

                            Свой очаг хранящая голубкою…

                             Женщине не нужно воевать?

                             Но солдаты нынче вспоминают:

                             Стыдно было землю обнимать,

                             Если цепь девчонки поднимают…

                              Ей готовы руки целовать

                              Все солдаты старше и моложе.

                              Слава женской доблести!

                               И все же

                               Женщине не нужно воевать.

                                                         Нина Новосельнова

  1. Домашнее задание. Написать сочинение по теме урока.

                                                                                  Приложение

                                                 ОПОРНАЯ КАРТОЧКА  1

Ключевые слова- самые важные для понимания данного текста слова, несущие смысловую нагрузку. Они помогают более точно определить тему текста.

       

                                                 ОПОРНАЯ КАРТОЧКА 2

Основные средства связи между предложениями в тексте:

Лексические ( тематическая лексика; лексический повтор; синонимы, в том числе контекстуальные; антонимы; союзы; местоимения, наречия; видовременная соотнесенность глагольных форм; числительные; частицы; вводные слова, указывающие на порядок явлений, мыслей и связь между ними);

 Грамматические (структурная соотнесенность предложений , неполные предложения, интонационные связи между предложениями – особая роль вопросительных предложений в тексте).

 

                                                    ОПОРНАЯ КАРТОЧКА 3

Средства художественной изобразительности:

Звуковые (благозвучие, аллитерация, ассонанс, повтор сочетаний звуков, ритм, интонация);

Лексические (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола).

        

                                    ПАМЯТКА « КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ»

  1. Будьте уважительными и добрыми к каждому члену группы. Выслушивайте каждого. Говорите по существу.
  2. Внимательно прочитайте последнее задание. Уточните, все ли каждому понятно в нем.
  3. Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво.
  4. Запишите ответ каждый.
  5. При необходимости обратитесь за разъяснением к старшему ученику, словарям.

                               Вдохновения, терпения, удачи!

 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для работы над повестью Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Полностью авторский материал представляет собой идейно-тематический анализ повести, тип материала - обзорный....

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...

Сценарий инсценировки отрывка повести Б. Васильева "А зори здесь тихие"

Отрывок повести Б. Васильева "А зори здесь тихие" (сцена после бани). Инсценирвка была подготовлена и показана на концерте "Солдат войны не выбирает", посвященном месячнику оборонно-массовой работы....

Тест по повести Б.Васильева"А зори здесь тихие"

Вопросы на знание текста повести Б. Васильева. Хорошая возможность проверить знания учащихся. Использую на уроке внеклассного чтения....

« Женщина на войне» ( По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

Конспект урока для обучающихся II курса СПО (11 класса школы)...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...