Реализация системного –деятельностного подхода на уроках математики
методическая разработка по геометрии

Цыбренкова  Антонида   Владимировна

Несмотря на различные нововведения в области образования с точки зрения организации учебной деятельности, все-таки  основной   формой организации учебной деятельности является урок . УРОК – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

С точки зрения системно-деятельностного  подхода уроки учителем выстраиваются несколько иначе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota.docx630.98 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uchebnomu_zanyatiyu.ppt600.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системного –деятельностного подхода на уроках математики

Цыбренкова Антонида Владимировна, учитель математики

МБОУ «ООШ» пгт Троицко-Печорск

1. Пояснительная записка

  • Актуальность

В настоящее время существуют проблемы перехода детей из начальной школы в среднее звено. Одна из главных из проблем заключается в том, что многие учителя начальной школы работают по прогрессивным развивающим системам обучения (занковская система, система Эльконина-Давыдова), а среднее звено ориентируется на традиционную систему обучения.

Когда учитель-предметник берет занковский класс происходит столкновение двух различных стилей взаимоотношений между учителем и учениками. Ученики (выпускники начальной школы) привыкли к диалогу с преподавателем на уроке. Иная форма объяснения нового материала (монолог учителя), отсутствие заданий на анализ и сравнение, низкий темп работы на уроке ‒ все это приводит к тому, что обучение становится скучным и неинтересным, теряется способность к самостоятельному мышлению. Через год другой снижается успеваемость…

Поэтому возникает необходимость применения прогрессивного системно-деятельностного подхода на уроках математики в среднем звене.

  • Обоснование используемых педагогических технологий, методик  или приемов.

 Несмотря на различные нововведения в области образования с точки зрения организации учебной деятельности, все-таки  основной         формой организации учебной деятельности является урок . УРОК – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

С точки зрения системно-деятельностного  подхода уроки учителем выстраиваются несколько иначе. Как правило, заходя в класс, вы не увидите на доске темы урока, большого количества наглядных пособий. Тема и цели урока формируются самими учащимися, причем они могут прозвучать в конце урока. Уроки математики имеют несколько параллельно идущих стержней - тем (обычно 3 - 4), одна из которых новая, то есть выстраивается «слоеный пирог», возвращение к старому идет на более высоком уровне.

Учитель новую тему не объясняет, ученики выводят ее сами, под руководством учителя. Учащиеся на уроках наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Урок, как правило, начинается с актуализации знаний, которая  состоит из нескольких вопросов или задач, содержащих проблему, а она, в свою очередь, и приводит к постановке учебной задачи и ее решению. Данная работа содержит конспект урока «Открытия» нового знания, поэтому предлагаю структуру данного типа урока

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет

следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную

деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной

деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего

реального “Я” с образом “Я -идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе

нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности

к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и

познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” -“могу” -“хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия

или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место

-шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и

т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения

-те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем –побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся

самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждо-

го ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование

изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой –подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется ре-

флексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности

  • Целевая аудитория: учителя предметники уроков математики, учащиеся 8-х классов (в ходе реализации конспекта занятия)
  • Ожидаемый результат занятия :  усвоение нового понятия, применения его при решении задач

2. Конспект урока математики  

Тема «Третий признак подобия треугольников»

Раздел программы: Подобные треугольники.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

 

Педагогическая технология: применение ИКТ в образовательном процессе.

Время проведения в системе уроков: шестой  урок по теме «Подобные треугольники».

Аппаратное, программное и дидактическое обеспечение: персональные компьютеры, ОС

Windows XP,  Microsoft Office PowerPoint,

мультимедийный проектор, экран, карточки с

заданиями, презентация по теме, подготовленные

демонстрационные  файлы; ЭОР (электронный

образовательный ресурс)

Цели урока:

  • Ознакомление  учащихся с 3 признаком подобия треугольников;
  • Формирование у учащихся первичных навыков применения признаков подобия треугольников  при решении задач;
  • Развитие логического мышления, навыков самоконтроля.
  • Воспитание культуры математической речи, уважительного отношения к мнению окружающих.

Задачи урока:

  • Воспитательная – развитие самостоятельности, дисциплинированности, умения работать в коллективе, познавательного интереса, логического мышления; осознание своей значимости в образовательном процессе.
  • Учебная – активизация познавательной деятельности учащихся; развитие творческой активности учащихся;
  • Развивающая - расширение кругозора; развитие воображения, фантазии, алгоритмического мышления и творческих способностей, умения анализировать и систематизировать материал, эстетических качеств учащихся, познавательного интереса, речи, внимания и памяти учащихся; формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний.

ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний.

Учитель

Учащиеся

Приветствие, проверка готовности к уроку (наличие рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей,  листов с заданиями на дом)

Вспоминаем определения в теме подобные треугольники; решение задач на применение первого и второго признаков подобия треугольников.  (Презентация )

Определяют понятие «подобные треугольники»  и решают задачи на применение 1 и 2 признаков подобия

  1. Постановка учебной задачи

Определяют уровень готовности в решении данного вопроса, объема знаний для ответа на данный вопрос

  1. "Открытие" детьми новых знаний, постановка учащимися задач урока

Активизирует деятельность учащихся по постановке задач на данный урок

Предлагает учащимся начать оформление теоремы на листах , выход на решение поставленного вопроса (Презентация)

  1. Первичное закрепление

Работа в парах

Максимум 4 балла

Тест (отвечать «да» или «нет») максимум 10 баллов

Всего баллов :                         Отметка:

Подобны ли треугольники? Если да, то по какому признаку? Организация работы в парах – на оценочном листе фиксируется результат

  1. Динамическая пауза

Не забывайте о гимнастике для глаз. Учитесь отдыхать.

Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления.

Упражнения выполняются на рабочем месте сидя, откинувшись на спинку стула.

1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 сек, затем на 3-4 сек опустить глаза вниз. Повторять упражнение в течение 30 сек.

2. Поднять глаза кверху, опустить их книзу, отвести глаза в правую сторону, отвести глаза в левую сторону, повторить 3-4 раза.

3. Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать ими движение против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза.

4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.

  1. Проверь себя – самоконтроль

Предлагает шкалу оценивания

Тест на установление истинности или ложности высказываний (отвечать “да” или “нет”).

  1. Два треугольника подобны, если их углы соответственно равны и сходственные стороны пропорциональны.  
  2. Два равносторонних треугольника всегда подобны.
  3. Если три стороны одного треугольника соответственно пропорциональны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники подобны.
  4. Стороны одного треугольника имеют длины 3, 4, 6 см, стороны другого треугольника равны 9, 14, 18 см. Подобны ли эти треугольники?
  5. Два прямоугольных треугольника подобны, если имеют по равному острому углу.
  6. Два равнобедренных треугольника подобны, если их боковые стороны пропорциональны.
  7. Отношение площадей двух подобных треугольников равно , тогда и коэффициент подобия равен .

  1. Итог урока. Домашнее задание.

Как вы считаете, решили ли поставленные на уроке задачи?

Определение уровня решения поставленных задач

Спасибо за урок!

3. Литература

  1. http://www.fcior.edu.ru
  2. http://festival.1september.ru
  3. Л.С. Атанасян, В.Ф Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений / - 16-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 384 с.: ил.
  4. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса общеобразовательных учреждений / - 8-е изд. – М: Просвещение, 2005. – 144 с.: ил.
  5. Л.С. Атанасян, В.Ф Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Геометрия, рабочая тетрадь для 8 класса общеобразовательных учреждений. / М.: Просвещение, 2006.
  6. Л.С. Атанасян, В.Ф Бутузов, Ю.А. Глазков и др. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику: Кн. Для учителя / - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 255 с.: ил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебное занятие Третий признак подобия треугольников Цыбренкова Антонида Владимировна Учитель математики МБОУ ООШ пгт Троицко-Печорск

Слайд 2

A А C В D МК по 1 признаку подобия 30 0 60 0 С В М D К

Слайд 3

A B С D O 4 см 8 см 12 см 6 см ВОС D ОА по 2 признаку подобия

Слайд 4

В А C М N ВС=18 см, СМ=9см, CN =6см, АС=12см АВС N М C по 2 признаку подобия

Слайд 5

A B С 12см Е К F 14см 6 см 7см 5 см 10 см

Слайд 6

Третий признак подобия треугольников Задачи: Сформулировать третий признак подобия треугольников; Доказать третий признак подобия треугольников; Применить признаки подобия треугольников при решении задач.

Слайд 7

A B С 12см Е К F 14см 6 см 7см 5 см 10 см

Слайд 8

А С В В 1 С 1 А 1 III признак подобия треугольников. Если три стороны одного треугольника пропорциональны трем сторонам другого, то такие треугольники подобны. ABC А 1 В 1 С 1 Доказать: Доказательство: Дано: ABC , А 1 В 1 С 1 , А С В В 1 С 1 А 1 В 1 С 1 А 1 В 1 С 1 А 1

Слайд 9

А С В В 1 С 1 А 1 С 2 2 1 Рассмотрим у которого 1= А 1 , 2= В 1 . ABC 2 , ABC 2 А 1 В 1 С 1 по двум углам Тогда по условию АС = АС 2 1 ВС = ВС 2

Слайд 10

1= А 1 А 1 А А С В В 1 С 1 А 1 С 2 2 1 2) ABC = АВС 2 по трем сторонам А = 1, =

Слайд 11

А С В В 1 С 1 А 1 ABC А 1 В 1 С 1 Значит по 2 признаку подобия 3

Слайд 12

A B С 12см Е К F 14см 6 см 7см 5 см 10 см

Слайд 13

Доказать: КМ II BL A B C 6 M L K 10 7 3 7 14 = 5 10 Верно KMA LBC по 3 признаку 5 14 = 3 6

Слайд 14

К 4см 3см L М А В 10см 8см С D H Z S F O 3 см 4см 6 см 8 см А В С D О Установите соответствия I признак подобия II признак подобия III признак подобия АВС D - трапеция 1 . 2. 3.

Слайд 15

Подобны ли треугольники? A B C 6см M L K 8см 3см 4см 4 8 = 4 8 Верно KML ABC по 3 признаку 4см 8см = 3 6

Слайд 16

Подобны ли треугольники? A B C 8см M L K 10 см 4см 3см 6 3 = 8 4 Верно KML ABC по 2 признаку 6см

Слайд 17

Проверь себя! 1. да; 2. да; 3. да; 4 нет; 5. да; 6. нет; 7. нет; 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 2 балла 2 балла 2 балла

Слайд 18

Оцени себя Количество баллов Отметка 9-10 « 5 » 7-8 « 4 » 5-6 « 3 »

Слайд 19

Задачи: Сформулировать третий признак подобия треугольников; Доказать третий признак подобия треугольников; Применить признаки подобия треугольников при решении задач. МОЛОДЦЫ!

Слайд 20

A B С Домашнее задание: 1. п.61- выучить 3 признак 2. Решите задачу по чертежу: Найдите угол ВА D . 3*. Составить задачу на применение одного из признаков подобия. D 15 14 55 0 21 10 9 1 3 80 0 80 0 55 0

Слайд 21

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных ус...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики

В данной презентации показаны некоторые  приемы для реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики...

Мастер- класс по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики"

Данный мастер- класс проводила на курсах повышения квалификации. Можно провести на заседании ШМО, ММО, РМО, а также педсовете....

Доклад "Реализация системно- деятельностного подхода на уроках математики"

Доклад по теме "Реализация системно- деятельностного подхода на уроках математики"...

«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики»

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Доклад на тему: «Реализация системно - деятельностного подхода на уроках математики»

Доклад на ШМО учителей естественно-математического цикла...