Конспект урока "Сумма векторов"
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

Подробный конспект урока по геометрии в 9 классе по теме "Сумма векторов", учебник В.Ф.Бутузов. Необходимое оборудование и материалы: 

Компьютерная презентация.

 Компьютер, интерактивная доска с мультимедиапроектором, телефон.

 Учебник (В.Ф.Бутузов и др.)

Чертежные инструменты, карточки Plickers.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_summa_vektorov.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока

Организационная информация

Тема урока

Сумма векторов.

Предмет

геометрия

Класс

9 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Назарова Екатерина Юрьевна, учитель математики.

Образовательное учреждение

МБОУ Акуловская СОШ

Город/поселение

Д. Акулово

Методическая информация

Тип урока

Урок закрепления.

Цели урока

Продолжить формировать навыки учащихся по нахождению суммы векторов, используя различные правила сложения, совершенствовать действия над векторами, развивать логическое мышление.

Задачи урока

Учащиеся должны научиться:

1. Приобретать математические знания и умения.

2. Находить сумму векторов по правилу треугольника, правилу параллелограмма, правилу многоугольника.

3. Уметь решать задачи, опираясь на знание законов физики, применять знания в новой ситуации.

4. Формировать умения работать с задачей.

5. Развивать устную речь, учить анализировать, сравнивать, делать выводы, осуществлять перенос знаний и умений в нестандартной ситуации.

6. Воспитывать умение слушать других и высказывать свою точку зрения.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/

закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся актуализируют знания вектор, нулевой вектор, сложение векторов по правилу треугольника, параллелограмма.

Закрепят умение решать задачи на сложение векторов.

Закрепят знания правил сложения векторов.

Закрепят общеучебные умения и навыки: анализировать, выделять признаки понятий, делать вывод, грамотно выстраивать речь.

Закрепят знания о векторах, полученные ранее.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютерная презентация.

 Компьютер, интерактивная доска с мультимедиапроектором, телефон.

 Учебник (В.Ф.Бутузов и др.)

Чертежные инструменты, карточки Plickers.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Высокая познавательная активность обеспечивается мультимедиа компонентом, самостоятельной поисковой деятельностью  учеников.

Структура урока.

  1. Организационный момент.

      2.     Постановка проблемы (задача).    

      3.     Актуализация знаний учащихся. (Устная работа учащихся).

      4.    Проверка домашней работы.

      5.    Исследовательская самостоятельная работа по закреплению знаний. (Работа в группах).                                                                            

      6.  Закрепление изученного материала. Тест.    

      7.         Итоги работы (рефлексия деятельности).

      8.         Домашнее задание.

Ход урока. 

  1. Организационный момент.

Доброе утро, у нас сегодня гость, давайте повернемся и поздороваемся. Садитесь.

На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с операциями с векторами. Мы узнали, что такое сумма двух векторов, как сложить два вектора в геометрическом смысле, в алгебраическом смысле, что такое разность двух векторов. Тема урока сегодня «Сумма векторов».

      Цель работы: Продолжить формировать навыки учащихся по нахождению суммы векторов, используя различные правила сложения, совершенствовать действия над векторами, развивать логическое мышление.

2. Актуализация знаний учащихся.

вопрос

ответ

1. Что такое вектор?

Вектор - направленный отрезок

2. Какой вектор называется нулевым?

Нулевой вектор-это вектор, у которого начало и конец совпадают.

3. Что есть сумма двух векторов в геометрическом смысле?

Вектор

4. Какие правила сложения двух векторов мы знаем?

Правило треугольника и правило параллелограмма.

5. Что значит сложить два вектора в алгебраическом смысле?

Каждая координата суммы двух векторов равна сумме соответствующих координат этих векторов.

6. Дайте определение разности двух векторов в геометрическом смысле?

Разностью двух векторов а и b называется такой вектор с, сумма которого с вектором b равна вектору а.

7. Дайте определение разности двух векторов в алгебраическом смысле?

Каждая координата разности двух векторов равна разности соответствующих координат этих векторов.

8. Что получится, если мы сложим вектор и ему противоположный?

Вектор 0.

3. Проверка домашнего задания.

Два ученика записывают задание на доске. Остальные ученики проверяют в тетрадях. Оценивают свою домашнюю работу. (Если решили правильно, то ставим +, если неправильно, то -).

4. Закрепление материала.

Решение задач № 13 (е), 14 (г) у доски.

№ 13 е

Выразите вектор СВ через векторы АВ и АС.

Решение:

Построим наши векторы

                                    В

     А                                          С

АВ+ВС=АС

Из определения мы знаем, что разность двух векторов АВ и АС это такой вектор ВС, который в сумме с вектором АВ дает вектор АС => ВС=АС-АВ. Ответ: ВС=АС-АВ.

№ 14 г

Даны векторы а {3; -5}, b {0; 7}, c {2/3; 0}, d {-2,7; 3,1}. Найдите координаты векторов b+c, d+b, d+а.

Решение

b+c={0+2/3; 7+0}={2/3; 7},

d+b={-2,7+0; 3,1+7}={-2,7; 10,1},

d+а={-2,7+3; 3,1+(-5)}= {0,3; -1,9}.

Ответ: {2/3; 7},{-2,7; 10,1},{0,3; -1,9}.

5. Динамическая пауза.

Упражнение «Пальчики», «Кулачки».  (улучшают память, развивают согласованную работу полушарий мозга, повышают скорость мышления, скорость принятия решений, скорость реакции, выстраивают новые нейронные связи в коре головного мозга. С помощью этих упражнений можно значительно повысить свою эффективность и продуктивность.)

5. Исследовательская самостоятельная работа учащихся по приобретению знаний. (Работа в группах)

 Работа в группах.

Назначается консультант в группе, который следит за выполнением заданий у участников группы, если возникают сложности, то консультант объясняет ребенку.

На столах тексты с задачами на сложение векторов.

  1. Постройте сумму векторов а + b, используя правило параллелограмма.

                a                         b        

                     

  1. KL+LM=KM, где  K,M,L- произвольные точки.

Выразите вектор LM через векторы KM, KL

  1. Найдите координаты суммы векторов а {12; -12} b  {-2; 3}.
  2. Найдите координаты разности  векторов а  {1; 7} и  b {-2; -3}.

     Выполняя задания, ученики строят чертеж, записывают решения.

6. Тест с использованием программы Plickers. Проверка работы, выполненной в группах.

7. Итоги работы (рефлексия деятельности).

1. Какие знания вы приобрели сегодня на уроке?

2. Достигли ли вы поставленной цели?

4. Сможете ли вы самостоятельно построить сумму векторов?

Оценить работу учащихся на уроке.

      8.       Домашнее задание.

П. 92, № 14 (а), 14 (е).

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку на тему "Вектор. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов."

презентация к уроку на тему "Вектор. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов."...

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы.

Презентация для изучения нового материала....

Конспект урока по геометрии по теме: "Понятие вектора. Действия над векторами"

Конспект урока по геометрии по теме: "Понятие вектора. Действия над векторами"....

Самостоятельная работа по теме: «Вектор. Сложение, вычитание, умножение вектора на число. Линейная зависимость векторов. Координаты вектора» (с учетом индивидуальной структуры мышления обучающихся)

Учет индивидуальной подструктуры мышления у обучающихся ведет к усвоению математического материала и привитию устойчивого интереса к математике. Разработала учитель математики высшей к.к. МБОУ СОШ №19...

План - конспект урока "Вектора"

Комбинированный урок (Один из этапов урока – изучение (предъявление) нового материала) по теме "Вектора"...

Конспект урока по геометрии в 11 классе "Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам."

Конспект разработан  на основе системно – деятельностного подхода с соблюдением требований ФГОС  при проведении каждого этапа урока....