Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: "Прямоугольный параллелепипед, его элементы".
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

Никифорова Наталья Николаевна

Успех в усвоении геометрического материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от правильного использования средств, методов и приёмов обучения.

Обучение геометрии должно быть наглядным и действенным. Формирование пространственных и геометрических представлений у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии возможно только через непосредственное восприятие материальных моделей геометрических фигур, геометрических тел, предметов окружающей действительности.   (М.Н. Перова. В.В. Эк)

В качестве наглядных средств на уроке используются модели геометрических фигур и тел разных размеров, цвета; плакаты с изображением фигур и тел; конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами и телами.

Выбор методов и приёмов, применяемых на уроке, определяется содержанием геометрического материала, индивидуальными возможностями обучающихся, образовательными и коррекционными задачами урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»

Конспект урока математики в 9 классе по теме:

«Прямоугольный параллелепипед.

Элементы прямоугольного параллелепипеда»

(для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида)

                                             

 

Учитель Н.Н. Никифорова

                                                                

                                               

Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда»

Цели урока:

  1. Воспроизведение знаний о геометрических фигурах и телах. Формирование представлений о прямоугольном параллелепипеде, его  гранях, ребрах, вершинах.
  2. Развитие восприятия формы, пространственного воображения, умения сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия предметов.
  3. Воспитание усидчивости, терпеливости.

Оборудование. Модели геометрических тел (кубов, параллелепипедов, цилиндров, конусов, пирамид, шаров); модели геометрических фигур (многоугольников, кругов, углов); шаблоны для изображения параллелепипедов; плакат с изображением предметов, имеющих форму геометрических тел, параллелепипедов; линейки чертёжные, треугольники, ножницы; презентация по теме: «Прямоугольный параллелепипед».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение

Сравнение геометрических тел и фигур.

Учитель проводит рукой по крышке учительского стола и напоминает, что это часть плоскости. По просьбе учителя обучающиеся, не вставая с  места, показывают плоскую поверхность крышек ученического стола. Учитель просит обучающихся показать в классе части плоскости на других предметах (доске, стенах, подоконнике, полке и др.).

Учитель показывает обучающимся модели геометрических фигур. Обучающиеся называют каждую из них.

Геометрические фигуры. ОБЪЕМНЫЕ. Развивающие мультфильмы. Серия: геометрические фигуры для детей геометрические фигурки для детеИгры с Геометрическими фигурамиУрок математики во 2-м классе по программе "Школа-2100" на тему "Длина ломаной. Периметр"

Учитель спрашивает: «Как можно назвать все многоугольники, круги, отрезки вместе?», добиваясь от них ответа: «Это геометрические фигуры».

Учитель показывает модели геометрических тел. Обучающиеся называют каждое тело.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=08c06c2b11b3d11886e76d81fb3dec7c-04-144&n=21

Учитель спрашивает: «Как можно назвать одним выражением (двумя словами) все эти модели?». Обучающиеся должны дать ответ, что куб, цилиндр, шар, параллелепипед – это геометрические тела.

Учитель, показывая обучающимся фигуры и тела, брал модели в руки, а затем ставил их на свой стол. На вопрос «Что находится на столе учителя?» - обучающиеся отвечают: «На столе находятся геометрические фигуры и геометрические тела».

Учитель просит объяснить, каким образом можно отличить геометрическую фигуру от геометрического тела. Дети отвечают, что геометрическая фигура целиком принадлежит плоскости, геометрическое тело целиком плоскости не принадлежит.

Обучающиеся показывают и описывают характерные особенности геометрических тел и фигур.

III. Объяснение нового материала

Учитель показывает модель прямоугольного параллелепипеда и спрашивает: «Как называется это геометрическое тело?»

 (Ответ: «Параллелепипед»).

Учитель: Тема нашего урока – «Прямоугольный параллелепипед».

Параллелепипеды бывают разные: наклонные и прямоугольные. Мы будем говорить только о прямоугольном параллелепипеде. Рассмотрите модель и скажите, какие предметы в окружающем мире имеют форму этого тела?»

Обучающиеся: «Предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда, - это дом, шкаф, кирпич, коробка, комната, и т.д.».

        Встречаете ли вы, гуляя по посёлку, здания, в которых какие-нибудь детали имеют форму параллелепипеда? Назовите эти детали.

Задание 1. Учитель показывает обучающимся плакат с изображением предметов, имеющих форму геометрических тел, и просит ответить на вопрос: «Какие из изображённых на плакате предметов имеют форму прямоугольного параллелепипеда?»

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=947d0abb00decb9789d1436d73288296-128-144&n=24NEW STEALTHCAM B/W WALL CLOCKhttp://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=074edba0532ccd809a20aed3ef615edc-135-144&n=24http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=56397fd526997c9bfb513fe9c6de46f3-86-144&n=21

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=d88695f8c88c19b9a970e95824816165-40-144&n=21     http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=4bda3e57e65c10f08aa0833d0c1ca278-11-144&n=21   http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=0c620daf7160ec7406e52fbaf99e5754-04-144&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e88a4f9855b8dcde44c0a5e4d8745348-104-144&n=21

Задание 2. Учитель предлагает выбрать из рисунков тот, на котором изображён прямоугольный параллелепипед.

MEDIUS Набор прозрачных геометрических тел с сечениями (разборный)

Далее учитель знакомит обучающихся с элементами прямоугольного параллелепипеда.

  1. Поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из прямоугольников, которые называются гранями.
  2. Стороны граней называются ребрами прямоугольного параллелепипеда.
  3. Вершины граней называются вершинами прямоугольного параллелепипеда.

Прямоугольный параллелепипед. Объем Математика 5 класс Многогранники :: Учёба-Легко.РФ

2. Презентация по теме: «Прямоугольный параллелепипед».

Слайд 1

Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда»

Слайд 2. Прямоугольный параллелепипед                                                 

Слайд 3. Предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда

Слайд 4

Элементы прямоугольного параллелепипеда: вершины – 8, ребра – 12,

грани - 6.

Слайд 5. Элементы параллелепипеда – грани

Вопросы: 1. Сколько граней у параллелепипеда? 2. Какой геометрической фигурой представлены грани параллелепипеда? 3. Что вы можете сказать о размере граней параллелепипеда?

Слайд 6. Грани параллелепипеда

Запомните: 1. У параллелепипеда 6 граней. 2. Все грани куба – прямоугольники. Противолежащие грани равны.

Слайд 7. Элементы параллелепипеда - ребра

Вопрос: 1. Чем представлены ребра параллелепипеда? 2. Сколько ребер у параллелепипеда?

Слайд 8. Элементы параллелепипеда – ребра

Запомните: 1. Ребра параллелепипеда – отрезки. 2. У параллелепипеда 12 ребер.

Слайд 9. Элементы параллелепипеда - вершины

Вопрос: 1. Чем представлены вершины параллелепипеда? 2. Сколько вершин у параллелепипеда?

Слайд 10. Элементы параллелепипеда - вершины

Запомните: 1. Вершины куба – точки. 2. У куба 8 вершин.

Слайд 11. Противоположные грани

Запомните: 1. Две грани параллелепипеда, которые лежат друг против друга, называются противоположными гранями.

2. У параллелепипеда по 2 пары противоположных граней.

Слайд 12. Смежные грани

Запомните: 1. Две грани параллелепипеда, которые имеют одно общее ребро, называются смежными гранями.

Слайд 13. Элементы параллелепипеда

Вопросы: 1. Сколько ребер у параллелепипеда? 2. Сколько граней у параллелепипеда? 3. Сколько вершин у параллелепипеда?

  1. Закрепление изученного материала
  1. Посмотрите на параллелепипед с разных сторон и из предложенных

рисунков выберете те, которые могут являться изображениями прямоугольного параллелепипеда.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=9f82aa78e8fabc68cbb95072410f2e2a-95-144&n=21       http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=3f4e268291485ae28573f6749b303071-07-144&n=21

  1. Работа с учебником

2.1. Стр. 48 № 148

Упражнение 25. Найдите объем общей части двух призм ADA1BCB1 и ABA1DCD1, содержащихся в единичном кубе ABCDA1B1C1D1. - Картинка

Выпишите для параллелепипеда АВСД А 1 В 1 С 1 Д 1:

а) все его видимые грани, рёбра, вершины;

б) все его невидимые грани, рёбра, вершины;

в) все пары равных между собой рёбер.

  1. Практическая работа

Изображение параллелепипедов можно рисовать от руки, с помощью чертёжных инструментов, но можно воспользоваться шаблоном.  Он имеет форму контура изображения параллелепипеда. В нём сделаны две дырочки – в местах изображения вершин, не лежащих на контуре.

а) Конструирование

Стр. 49 №150

Используя рисунок IV в «Приложении (с.397) сделайте шаблоны для рисования прямоугольного параллелепипеда.

б) Рисование параллелепипеда

Стр. 49 №151

С помощью чертёжных инструментов или с помощью шаблона нарисуйте параллелепипед.

                      http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=7d843becea7e7b93e07c1aaffdb1360c-125-144&n=21          http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=bdde2c2f7a9764d57c732fda94ac9440-122-144&n=21

в) Работа с моделью

Стр. 49 №154.  Составьте какую-нибудь конструкцию из моделей параллелепипедов. Нарисуйте её, глядя на неё сверху.

IV. Подведение итогов урока

1. Размышляем:

 - Как вы думаете, почему геометрическое тело, которое мы сегодня изучали, имеет название именно прямоугольный параллелепипед?

 - Из чего состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?

 - Назовите элементы прямоугольного параллелепипеда.

 - Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?

 - Какой фигурой может быть грань прямоугольного параллелепипеда?

 - Сколько одинаковых граней может быть у прямоугольного параллелепипеда?

 - Сколько ребер у параллелепипеда?

 - Сколько вершин у параллелепипеда?

2.Рефлексия:  Продолжите фразу:
Сегодня я узнал(а)….
Сегодня я научился ….

3. Оценка работы обучающихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс

Представлен конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" (с УУД)...

Презентация к уроку математики 6 класс по теме "Прямоугольный параллелепипед"

В презентации даётся представление и прямоугольном параллелепипеде и кубе....

урок в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"

Прблемный урок изучения нового материала с элементами исследования....

Презентация к уроку в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"

Нахождение площади полной поверхности  прямоугольного параллелепипеда, объема прямоугольного параллелепипеда...

Технологическая карта урока геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс

Технологическая карта урока  геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкин "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда"...

Контрольная работа по геометрии 7 класса по теме "Прямоугольные треугольники"

Данная контрольная работа по теме "Прямоугольные треугольники" составлена для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Эта работа состоит из трех частей: в первой части (3 задания) необх...