Фронтальный опрос или игра?
статья по геометрии (7 класс)
В статье описывается роль и место дидактических игр на уроках математики на примере двух методик, которые позволят повторить и проверить теоретический материал по геометрии у всех учащихся за один урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальный опрос или игра?
Согласно концепции развития математического образования «нет детей не способных к математике». Основной проблемой в общеобразовательных классах является потеря интереса к учебе и отсутствие мотивации к обучению. Увеличение информационного потока, умственной нагрузки заставляют задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики, общепризнанным и одновременно современным методом обучения и воспитания, обладающим формированию как предметных, так и познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Игра-это не развлечение. Не зря еще с пеленок ребенка учат читать, писать, говорить не сидя за партой, а в процессе игры. В игре у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, повышается интерес к знаниям.
Увлекшись игрой дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием.
Дидактическая игра-это не самоцель, а средство обучения и воспитания на уроке.
В этой статье остановлюсь на игровых методах, которые можно применять при повторении, изучении нового материала с последующим контролем всех учеников в классе.
После изучения разделов геометрии возникает необходимость повторить все теоремы, определения, проверить степень усвоения всеми обучающимися.
В таком случае можно применить игру под известным названием «Морской бой».
Класс делится на три команды. На доске изображается таблица 5х5,7х7 и т.п в зависимости от материала и работоспособности класса.
А | Б | В | Г | |
1 | 5 | 10 | 15 | 20 |
2 | 25 | 20 | 15 | 10 |
3 | 20 | 15 | 10 | 5 |
4 | 15 | 10 | 5 | 25 |
В каждой клеточке стоят числа, означающие количество баллов за правильный ответ на вопрос. Как и в детской игре команды ставят корабли и стреляют в цель, попутно отвечая на вопросы по предмету и зарабатывая очки для своей команды. Учитель вправе корректировать количество баллов, например, снижать за дисциплину или повышать за дополнение ответа другой команды.
При изучении и закреплении материала в средних и старших классах можно использовать игру «Экипаж».
Класс делится на 4-5 команд, выбирается(или назначается ) капитан обычно из сильных учащихся. Учитель должен проконтролировать равномерное распределение сильных и слабых учащихся в каждой команде.
Каждой группе выдается карточка- задание ,где указываются вопросы к изучаемому материалу. Команды под руководством капитана изучают материал по учебнику и отвечают на поставленные вопросы. Задача капитана проследить за работой каждого члена команды и поставить оценку. Во время работы в команде учитель имеет возможность уделить внимание отдельным ученикам, откорректировать знания учащихся. Опрос у доски и контроль учителем ведется необычным способом. Капитаны тянут жребий-карточку Капитан, Доверие, Выбор, Депутат, Все.
Соответственно, отвечать на вопросы учителя будут капитан, выбранный учителем участник, делегированный командой ученик, все или, доверив капитану, учитель выставит все отметки в журнал без перепроверки. Если после проверки учителем оценка не совпадает с мнением капитана, то всей группе может быть снижена оценка.
В этой игре помимо предметного содержания и элементов игры, у ребят проявляется ответственность за всю команду, умение управлять группой, контролировать действие товарище, объективно оценивать знания товарищей. Еще один положительный момент этой игры, что по собственному наблюдению, дети пытаются объяснить и научить слабого учащегося, чтоб он не подвел команду. И этот вид деятельности как никогда дает очень положительные результаты как тому, кто объясняет, так и тому кто слушает.
В качестве примера приведу зачетный лист по геометрии для 7 класса. В процессе урока дети самостоятельно повторяют, отвечают друг другу на поставленные вопросы. Обычно слабый успевающий опрашивается командой в последнюю очередь, давая ему несколько раз услышать ответы товарищей. Результатом игры по собственному опыту является запоминание и понимание теоретического материала всеми детьми класса. Чаще всего зачетный урок в такой форме занимает 1,5-2 урока.
Зачет по геометрии №2 КОМАНДА ______________________________
Треугольники
вопрос | капитан | Участник1 | Участник2 | Участник3 | Участник4 |
1.Какая фигура называется треугольником? | |||||
2.Что такое теорема и доказательство? | |||||
3.Сформулируйте первый признак равенства треугольников. | |||||
4. Сформулируйте второй признак равенства треугольников. | |||||
5. Сформулируйте третий признак равенства треугольников. | |||||
6.Какой отрезок называется перпендикуляром? | |||||
7.Какой отрезок называется медианой треугольника? | |||||
8. Какой отрезок называется биссектрисой треугольника? | |||||
9. Какой отрезок называется высотой треугольника? | |||||
10.Какой треугольник называется равнобедренным, равносторонним? | |||||
11. Докажите, что углы при основании равнобедренного треугольника равны. | |||||
12.Сформулируйте и докажите* теорему о биссектрисе равнобедренного треугольника. | |||||
13.Окружность,радиус,хорда,диаметр. | |||||
14. Объясните как построить биссектрису угла. | |||||
15Объясните как построить середину отрезка. | |||||
БАЛЛ | |||||
ОЦЕНКА |
В этой статье я привела лишь пару примеров дидактических игр. Но еще раз отмечу, что создание игровых ситуаций на уроках активизирует деятельность учащихся, помогает осознанию и запоминанию материала, делают уроки более динамичными и эмоциональными для обучающихся. На таких уроках обстановка позволяет всем учащимся проявить свои знания на уроке, а учителю услышать каждого ученика.
Задача учителя создать благоприятную рабочую атмосферу. Использование игровых методов дает хороший результат в непрофильных математических классах для привлечения учащихся, не испытывающих интереса к математике, для разрядки умственной нагрузки, смены видов деятельности на уроке.
Систематические использование таких форм на разных этапах изучения математического материала является эффективным средством активизации познавательной учебной деятельности, влияющей на качество знаний и развития УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Географические диктанты как форма фронтального письменного опроса
Проверка знаний подводит итог главного труда школьника – учения.Все формы и методы опроса предназначены для того, чтобы активизировать усвоение учебного материала, разнообразить проверку знаний.Они пр...
Эффективные формы фронтального опроса на уроках литературы
О технологии индивидуального и фронтального опроса...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/09/picture-120744-1349806424.jpg)
Методика проведения фронтального опроса по физике
Одним из основных принципов дидактики является принцип прочности усвоения знаний.Успех преподавания физики зависит не только от хорошего изложения материала учителем, умело проводимого эксперимента, д...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/24/picture-1035384-1537803382.jpg)
Фронтальный опрос учащихся с помощью карточек-заданий
Карточки-задания для учащихся 7 класса на тему: "Констрирование и моделирование юбки". Данные задания позволяют выявить и закрепить знания учащихся по этой теме....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/01/picture-561269-1427921749.jpg)
Отзывы учеников: фронтальный онлайн-опрос
Эссе на тему...Такое разное дистанционное обучение: https://padlet.com/ludaserzh/8y7ivi6egfdmx0phДистанционное обучение. Достоинства и недостатки: https://padlet.com/ludaserzh/x8ocwxipfl4vw...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/13/picture-1391418-1663086063.jpg)
«Фронтальный опрос с применением технологии интерактивного тестирования «Plickers» в режиме online».
На прошедшей у нас конференции было представлено много полезных сервисов, очень интересных и занимательных для мотивированных детей, но для всех из них требовалось индивидуальное оборудование для кажд...