Фронтальный опрос или игра?
статья по геометрии (7 класс)

В статье описывается роль и место дидактических игр на уроках математики на примере двух методик, которые позволят повторить и проверить теоретический материал по геометрии у всех учащихся за один урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frontalnyy_opros_ili_igra.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

     Фронтальный опрос или игра?
       Согласно концепции развития математического образования «нет детей не способных к математике». Основной проблемой в общеобразовательных классах является потеря интереса к учебе и отсутствие мотивации к обучению. Увеличение информационного потока, умственной нагрузки заставляют задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики, общепризнанным и одновременно современным методом обучения и воспитания, обладающим формированию как предметных, так и познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Игра-это не развлечение. Не зря еще с пеленок ребенка учат читать, писать, говорить не сидя за партой, а в процессе игры. В игре у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, повышается интерес к знаниям.
Увлекшись игрой дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием.
     Дидактическая игра-это не самоцель, а средство обучения и воспитания на уроке.
В этой статье остановлюсь на игровых методах, которые можно применять при повторении, изучении нового материала с последующим контролем всех учеников в классе.
      После изучения разделов геометрии возникает необходимость повторить все теоремы, определения, проверить степень усвоения всеми обучающимися.
В таком случае можно применить игру под известным названием
«Морской бой».
Класс делится на три команды. На доске изображается таблица 5х5,7х7 и т.п в зависимости от материала и работоспособности класса.

А

Б

В

Г

1

5

10

15

20

2

25

20

15

10

3

20

15

10

5

4

15

10

5

25

В каждой клеточке стоят числа, означающие количество баллов за правильный ответ на вопрос. Как и в детской игре команды ставят корабли и стреляют в цель, попутно отвечая на вопросы по предмету и зарабатывая очки для своей команды. Учитель вправе корректировать количество баллов, например, снижать за дисциплину или повышать за дополнение ответа другой команды.
При изучении и закреплении материала в средних и старших классах можно использовать игру
«Экипаж».  
Класс делится на 4-5 команд, выбирается(или назначается ) капитан обычно из сильных учащихся. Учитель должен проконтролировать равномерное распределение сильных и слабых учащихся в каждой команде.
Каждой группе выдается карточка- задание ,где указываются вопросы к изучаемому материалу. Команды под руководством капитана изучают материал по учебнику и отвечают на поставленные вопросы. Задача капитана проследить за работой каждого члена команды и поставить оценку. Во время работы в команде учитель имеет возможность уделить внимание отдельным ученикам, откорректировать знания учащихся. Опрос у доски и контроль учителем ведется необычным способом. Капитаны тянут жребий-карточку Капитан, Доверие, Выбор, Депутат, Все.
Соответственно, отвечать на вопросы учителя будут капитан, выбранный учителем участник, делегированный командой ученик, все или, доверив капитану, учитель выставит все отметки в журнал без перепроверки. Если после проверки учителем оценка не совпадает с мнением капитана, то всей группе может быть снижена оценка.
В этой игре помимо предметного содержания и элементов игры, у ребят проявляется ответственность за всю команду, умение управлять группой, контролировать действие товарище, объективно оценивать знания товарищей. Еще один положительный момент этой игры, что по собственному наблюдению, дети пытаются объяснить и научить слабого учащегося, чтоб он не подвел команду. И этот вид деятельности как никогда дает очень положительные результаты как тому, кто объясняет, так и тому кто слушает.
В качестве примера приведу зачетный лист по геометрии для 7 класса. В процессе урока дети самостоятельно повторяют, отвечают друг другу на поставленные вопросы. Обычно слабый успевающий опрашивается командой в последнюю очередь, давая ему несколько раз услышать ответы товарищей. Результатом игры по собственному опыту является запоминание и понимание теоретического материала всеми детьми класса. Чаще всего зачетный урок в такой форме занимает 1,5-2 урока.

Зачет по геометрии №2  КОМАНДА ______________________________

Треугольники

вопрос

капитан

Участник1

Участник2

Участник3

Участник4

1.Какая фигура называется треугольником?

2.Что такое теорема и доказательство?

3.Сформулируйте первый признак равенства треугольников.

4. Сформулируйте второй признак равенства треугольников.

5. Сформулируйте третий признак равенства треугольников.

6.Какой отрезок называется перпендикуляром?

7.Какой отрезок называется медианой треугольника?

8. Какой отрезок называется биссектрисой треугольника?

9. Какой отрезок называется высотой треугольника?

10.Какой треугольник называется равнобедренным, равносторонним?

11. Докажите, что углы при основании равнобедренного треугольника равны.

12.Сформулируйте и докажите* теорему о биссектрисе равнобедренного треугольника.

13.Окружность,радиус,хорда,диаметр.

14. Объясните как построить биссектрису угла.

15Объясните как построить середину отрезка.

БАЛЛ

ОЦЕНКА


    В этой статье я привела лишь пару примеров дидактических игр. Но еще раз отмечу, что создание игровых ситуаций на уроках активизирует деятельность учащихся, помогает осознанию и запоминанию материала, делают уроки более динамичными и эмоциональными для обучающихся. На таких уроках обстановка позволяет всем учащимся проявить свои знания на уроке, а учителю услышать каждого ученика.
Задача учителя создать благоприятную рабочую  атмосферу.  Использование игровых методов дает хороший результат в непрофильных математических классах для привлечения учащихся, не испытывающих интереса к математике, для разрядки умственной нагрузки, смены видов деятельности  на уроке.
    Систематические использование таких форм на разных этапах изучения математического материала является эффективным средством активизации познавательной учебной деятельности, влияющей на качество знаний и развития УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географические диктанты как форма фронтального письменного опроса

Проверка знаний подводит итог главного труда школьника – учения.Все формы и методы опроса предназначены для того, чтобы активизировать усвоение учебного материала, разнообразить проверку знаний.Они пр...

Эффективные формы фронтального опроса на уроках литературы

О технологии индивидуального и фронтального опроса...

Методика проведения фронтального опроса по физике

Одним из основных принципов дидактики является принцип прочности усвоения знаний.Успех преподавания физики зависит не только от хорошего изложения материала учителем, умело проводимого эксперимента, д...

Фронтальный опрос Адресация в EXCEL

Фронтальный опрос по адресации в EXCEL....

Фронтальный опрос учащихся с помощью карточек-заданий

Карточки-задания для учащихся 7 класса на тему:  "Констрирование и моделирование юбки".  Данные задания позволяют выявить и закрепить знания учащихся по этой теме....

Отзывы учеников: фронтальный онлайн-опрос

Эссе на тему...Такое разное дистанционное обучение: https://padlet.com/ludaserzh/8y7ivi6egfdmx0phДистанционное обучение. Достоинства и недостатки: https://padlet.com/ludaserzh/x8ocwxipfl4vw...

«Фронтальный опрос с применением технологии интерактивного тестирования «Plickers» в режиме online».

На прошедшей у нас конференции было представлено много полезных сервисов, очень интересных и занимательных для мотивированных детей, но для всех из них требовалось индивидуальное оборудование для кажд...