Сценарий урока по геометрии в 7 классе по теме "сумма углов треугольника"
презентация к уроку по геометрии (7 класс)

Васильева Любовь Николаевна

Данный учебный материал содержит презентацию к уроку и подробный план проведения урока урока, есть дополнительный материал(сказка), цули и задачи, формы и методы, оборудование. урок носит практическую направленность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сумма углов треугольника « В дохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии » А.С.Пушкин

Слайд 3

Разгадай кроссворд. к е ы н ж н р т т о в е т с в н е е ы н м л г у о л г у е е р ш и н ы н в ч ь у е с о а и й о п я м н с т р о н о н о д и е

Слайд 4

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ТРЕУГОЛЬНИКЕ ? ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КТО ЗАНИМАЛСЯ ИЗУЧЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ КАКИХ ИНСТРУМЕНТОВ МОЖНО ПОСТРОИТЬ ГДЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ

Слайд 5

Бермудский треугольник. Атлантический океан.

Слайд 6

Треугольник Пенроуза . Австралия.

Слайд 7

Скульптура невозможного треугольника. Бельгия.

Слайд 8

ВИДЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ равнобедренный равносторонний

Слайд 9

УГЛЫ ОСТРЫЙ РАЗВЁРНУТЫЙ ПРЯМОЙ НАКРЕСТ-ЛЕЖАЩИЕ ВЕРТИ-КАЛЬНЫЕ СМЕЖНЫЕ ТУПОЙ ОДНОСТО- РОННИЕ СООТВЕТСТ- ВЕННЫЕ Углы треугольников

Слайд 10

… Как для смертных истина ясна, Что в треугольник двум тупым не влиться. Данте А.

Слайд 11

СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА ? ? ? А В С ?  A +  B +  C =

Слайд 12

Исследование №1 1 5 4 3 2

Слайд 13

Исследование №2 3 1 2 1 2 3 3 1 2 3 2 1

Слайд 14

Исследование №3 1 3 2 1 2 3

Слайд 15

Звездочёт Электронная физминутка

Слайд 20

Сумма углов треугольника равна 180 °  A +  B +  C = 180° A B C Теорема о сумме углов треугольника

Слайд 21

Теорема о сумме углов треугольника Доказательство A B C Сумма углов треугольника равна 180 ° . 4 5 Дано: ▲АВС. Доказать: А+В+С=180 ° 1. Через вершину В проведем прямую а ||AC. 2. И обозначим получившиеся углы. 3.  5= 3 и 4=1 – как накрест лежащие углы 4. 5 +2 +4=180 ° -т.к. В - развернутый 5.Учитывая равенство в п.3, получаем 1+2+3=180 ° , или  А+  В+  С=180 ° Теорема доказана. 1 2 3 а

Слайд 22

Свойство суммы углов треугольника было установлено еще в Древнем Египте. Доказательство , изложенное в современных учебниках, содержится в комментариях Прокла к «Началам» Евклида. Прокл утверждает, что это доказательство было открыто пифагорийцами ( 5 в. до н. э.). Прокл пишет: «Пифагор впервые разработал принципы геометрии». В первой книге «Начал» Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника, которое легко понять при помощи чертежа. К Назад, в историю!

Слайд 23

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». Д. Пойа Решение задач по готовым чертежам

Слайд 25

?

Слайд 26

?

Слайд 27

?

Слайд 28

Самостоятельная работа "Нельзя изучать математику, глядя, как это делает сосед" А.Нивен

Слайд 29

I вариант Чему равна градусная мера неизвестного угла треугольника изображенного на рисунке . 1. а ) 35º б) 40º в)30º 2. а) 90º б) 100º в)70º II вариант Чему равна градусная мера неизвестного угла треугольника изображенного на рисунке 1. а)50º б)45º в)40º 2 . а)100º б)110º в)90º х 110 ° 40 ° 60 ° 80 ° х 40 ° х 35 °

Слайд 30

В равнобедренном треугольнике CDE с основанием СЕ и углом D , равным 102  , проведена высота ЕН . Найдите  D Е Н ;  Е C Н . 102º С Н D E

Слайд 31

ВАРИАНТ 1. В треугольнике СДЕ с углом Е, равным 32 0 , проведена биссектриса СК, < СКД =72 0 . Найдите <Д. В равнобедренном треугольнике MNP с основанием МР и углом N , равным 64 0 , проведена высота МН. Найдите < МРН. ВАРИАНТ 2. В треугольнике СДЕ проведена биссектриса СК, <Д=68 0 ,< Е =32 0 . Найдите <СКД. В равнобедренном треугольнике СДЕ с основанием СЕ и углом Д, равным 102 0 , проведена высота СН. Найдите < ДСН. Домашнее задание.

Слайд 32

Продолжите фразу : “ Сегодня на уроке я узнал…” “Сегодня на уроке я научился…” “Сегодня на уроке я познакомился…” “Сегодня на уроке я повторил…” “Сегодня на уроке я закрепил…” Рефлексия

Слайд 33

Дополнительные задачи . 1. Дано: DK - биссектриса Δ CDE ,  CDK=28 ° ,  CKD=75 ° Найти: углы  CDE C K E D 28° 75°

Слайд 34

2 . Дано: AB=BC,  A=50° BM – высота  CBA . Найти:  CBM C M A B 50° Дополнительные задачи .

Слайд 35

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Слайд 36

https://yandex.ru/images/search?img_url=http://agent-smiles.ucoz.kz/_ - картинки https://yandex.ru/images/search?text - картинки https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%B9%D0%B0 - портреты математиков Ресурсы http://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=AvGirmj7UXI&t электронная физминутка http://prezentazia.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizkultminutki/zvezdochet/6-1-0-106 https://yandex.ru/images/search?textnoreask=1&source=wiz&redircnt=1446148228.1 треугольник в архитектуре



Предварительный просмотр:

Урок геометрии в 7 классе

« Треугольник есть фигура,

 которая не может разложиться в другой вид

 более простой фигуры (между тем как, наоборот,

 четырехугольник разлагается на треугольники)

и поэтому есть первый фундамент

 всякой вещи, имеющей границу и фигуру»

Дж. Бруно

Тема: Сумма углов треугольника

Цели:

  1. Формировать умение доказывать теорему о сумме углов  треугольника, решать простейшие задачи по данной теме.
  2. Развивать  универсальные логические действия:  сравнение, анализ,  выдвижение гипотез, их обоснование,  установление причинно-следственных связей, построение     логических цепочек рассуждений, проведение   доказательств; умение ставить цель и планировать её;  умение осуществлять культурную коммуникацию  с учителем и со сверстниками, работая в группе и в паре. Развивать навыки контроля и самоконтроля, прививать  навыки по сохранению и укреплению своего здоровья.
  3. Воспитывать  целеустремленность, способность   преодолевать трудности при решении учебной задачи.

Технологии, применяемые на уроке:

  • Элементы  технологии  развития критического мышления.
  • Технология учебной дискуссии.
  • Технология проблемного обучения.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Информационно - коммуникативные технологии.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Чертежные инструменты.

Формы работы с учащимися:

  • Фронтальная.
  • Работа в парах.
  • Самостоятельная работа.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Ход урока:

  1. Орг.  Момент.

- Здравствуйте, ребята!

-Садитесь.

-Девизом сегодня на уроке будут слова

« Вдохновение нужно в геометрии

не меньше, чем в поэзии »

А.С.Пушкин

Поэтому я уверена, что сегодня на уроке не будет наблюдателей, а все будут активны.-Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – повторим  все  что нам известно о треугольниках,  параллельных прямых

 Затем постараемся пополнить знания о треугольниках, потренируем мозги. И, наконец, посмотрим, пополнилась ли наша копилка знаний.

  1. Актуализация знаний учащихся  (игровые технологии, ИКТ, технология  уровневой дифференциации).

Да, путь познания не гладок,

Но знаем мы со школьных лет,

Загадок больше, чем отгадок,

И поискам предела нет.

В форме небольшой викторины по рядам класса проводится игра «Разгадай кроссворд». Ведет игру учащийся). 

Слайд № 4 презентации

Вопросы к кроссворду: 

    По горизонтали:  

1. Если эти углы равны, то прямые параллельны.

2. Геометрическая фигура из двух лучей выходящих из одной точки….

3. Углы, сумма которых равна 180°

4. Если прямые параллельны. То накрест лежащие углы …

     По вертикали:

1.  Геометрическая фигура, которая состоит  двух лучей, исходящих из одной точки.

2.  Угол равный 90° …

3. Часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конца…

4. Точка, из которой выходят стороны треугольника…

5. Углы, сумма которых равна 180°

Обобщим наши знания: расскажем все, что мы знаем о треугольнике  Слайд № 5 презентации

http://festival.1september.ru/articles/415878/img1.gif

Эмоциональное включение учащихся в урок. Слайд № 4 презентации

  В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день.   Ещё один общеизвестный треугольник – это «невозможный треугольник». Который увековечен в виде скульптуры в д. Опховен, Бельгия. И треугольник Пенроуза в городе Перт, Австралия.

Но мы с Вами поговорим о ВОЗМОЖНЫХ треугольниках. Вспомним виды  треугольни ков.

1. Какие треугольники мы знаем по отношению их сторон (равносторонние, равнобедрен ные, разносторонние).  Слайд № 9 презентации

2. перечислим известные нам углы.  

- Что называют углом?

 Как называется угол,  градусная мера которого 90°, 180°?

- Какой угол называется острым, тупым?  Слайд №10 презентации

3.Изучение нового материала  (проблемное обучение, частично-поисковый метод).

Объектом нашего внимания сегодня на уроке будут углы треугольника.  Треугольники различаются и по углам. Постройте 1 ряд -  острый,  2  ряд - тупой и3 ряд - прямой углы.- Достройте их до треугольника. -  Попробуйте дать название этим треугольникам по их углам

Прямоугольный треугольник. Его стороны имеют особое название

Итак, о треугольнике мы знаем уже достаточно много. А как вы думаете, чему равна сумма углов любого треугольника? Слайд №14презентации (Заслушать ответы). Давайте проверим, верны ли ваши предположения с помощью практической работы.

Практическая работа (способствует актуализации знаний и навыков самопознания). (Работа в парах.)  Слайд №15-17 презентации.

 -  Ребята, очень часто ученые экспериментальным путем устанавливают важные факты. Это происходит в разных областях науки, например, в физике, в химии, и в геометрии тоже.

 -Я вам тоже предлагаю побыть сегодня в роли исследователей. Работать будут у нас исследовательские лаборатории  (работа в парах). (игровые технологии, уровневая дифференциация, ИКТ).

Итак, приступим к исследованиям (каждой паре  раздаются планы работы – приложение, по три треугольника – остроугольный, тупоугольный, прямоугольный)

У каждого из вас есть на парте по одному треугольнику разных цветов. 1 ряд измерьте каждый угол треугольника с помощью транспортира, найдите сумму углов (на партах треугольники разных цветов – тупоугольные, прямоугольные и остроугольные)

Я предлагаю найти сумму углов треугольника двумя другими способами: возьмите треугольники, которые лежат у вас на парте. Они желтого или розового цвета. Обозначьте углы треугольника числами 1, 2, 3.

Учащиеся с желтыми треугольниками: оторвите два угла треугольника и приложите их к сторонам третьего угла так, чтобы все вершины были в одной точке. Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол.

Учащиеся с розовыми треугольниками: сложите углы во внутрь треугольника. Заметим, что перегибать треугольник надо по прямой параллельной к стороне, того угла который мы будем сгибать первым, а данный угол должен касаться данной стороны. Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол.

- Чему равна градусная мера развернутого угла?

 -  К какому выводу мы пришли?

- Сумма углов треугольника равна 180 градусов.

Выполнив практическую работу, мы установили, что сумма углов треугольника равна 180 градусов.

В математике практическая работа дает возможность лишь сделать какое-то утверждение, но его нужно доказать. Утверждение, справедливость которого устанавливается путем доказательства, называется теоремой.

Какую теорему нам нужно доказать?

Сумма углов треугольника равна 180 градусов.

Исследование 1. Слайд № 15 презентации

План.

1. С помощью транспортира измерить углы треугольника.

2. Результат записать в таблицу.

3. Найти сумму углов.

4. Сообщить результат.

 (Результат записывают в таблицы – приложение)

 Перед работой обращает внимание на технику безопасности при работе с ножницами.

Исследование 2. Слайд № 16 презентации

План.

1. Отрезать ножницами все углы

2. Собрать их в одной точке

3.Ответить на вопрос: Что образовали углы?

4. Сделать вывод.

Исследование 3. Слайд №17 презентации

План.

1. Отогнуть один угол треугольника так, чтобы он касался противоположной стороны и линия сгиба была параллельна этой стороне.

2. Второй угол треугольника отогнуть так, чтобы он соприкасался с первым углом.

3. Аналогично отогнуть третий угол треугольника.

4. Сделать вывод. 

Физминутка (здоровьесберегающие, игровые технологии).

Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к звездам;

покажите развернутый угол,

                  прямой угол,

                  тупой угол,

                  острый угол.

-Молодцы! Садитесь

Доказательство теоремы Слайд №23-24 презентации

Историческая справка. Слайд №25 презентации

4. Первичное закрепление изученного

Решение задач по готовым чертежам Слайд № 26-30 презентации

5. Усвоение знаний. Решение задачи. Слайд № 31 презентации

6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой Слайд № 32-33 презентации

7. Домашнее задание. Дифференцированное. Слайд № 34 презентации     Сегодня на уроке мы показали различные способы доказательства одной теоремы – теоремы о сумме углов треугольника. При решении задач мы использовали и следствия из этой теоремы, а также повторили многие вопросы предшествующих тем: свойства смежных углов треугольника, признаки равенства треугольников, определение и свойства равнобедренного треугольника, свойства углов, образованных параллельными прямыми и секущей и другие факты. А на следующем уроке мы рассмотрим соотношения между сторонами и углами треугольника. Вы еще раз сегодня убедились в том, что предмет геометрии тесно связан с другими предметами.

   Я благодарю всех учащихся, которые активно работали на уроке, все ответы будут оценены соответственно,  также  все учащиеся получат оценки по результатам тестирования.

   Дома вам предстоит решить задачи, аналогичные тем, что были разобраны сегодня на уроке:

Карточки

ВАРИАНТ 1.

  1. В треугольнике СДЕ с углом Е, равным 320, проведена биссектриса СК, < СКД =720. Найдите <Д.
  2. В равнобедренном треугольнике MNP с основанием МР и углом N, равным 640, проведена высота МН. Найдите < МРН.

ВАРИАНТ 2.

  1. В треугольнике СДЕ проведена биссектриса СК, <Д=680,< Е =320. Найдите <СКД.
  2. В равнобедренном треугольнике СДЕ с основанием СЕ и углом Д, равным 1020, проведена высота СН. Найдите < ДСН.

6. Итог урока.  Рефлексия: Слайд № 41-42  презентации

Продолжите фразу:

  • “Сегодня на уроке я узнал…”
  • “Сегодня на уроке я научился…”
  • “Сегодня на уроке я познакомился…”
  • “Сегодня на уроке я повторил…”
  • “Сегодня на уроке я закрепил…”

Дополнительный материал.

Сказка: жили были три угла. И жили они в домике-треугольнике. В их доме температура всегда была ровно 180 градусов-это очень жарко, но градусы эти были не по Цельсию, а геометрические, которые они делили между собой, но не всегда поровну, зато обязательно всегда сумма была 180. И когда каждый из них спорил, кто главнее и больше, форма их дома- треугольника- менялась. Один из углов мог растянуться аж на 100 градусов, а иногда и больше. И тогда два других угла становились едва заметными. И эти два угла начинали драться, кто ж из них больше. Один мог быть 70, а другой тогда только 10. Или же они делились поровну по 40, например, градусов. Тогда их дом назывался равнобедренный)).Внутри кораблика из газеты он всегда прячется! Такой дом-треугольник очень устойчивый. Но только один из углов мог становиться прямым и быть 90 градусов, то есть занимать ровно половину всего их общего дома-треугольника! Тогда треугольник назывался прямоугольным, и если рядышком вдруг оказывался точь-в точь такой же треугольник-сосед , то вместе они могли стать тем самым равнобедренным. Прямоугольний треугольник при желании становился одновременно и равнобедренным, если другие углы делились по 45 градусов. А еще домик-треугольник мог быть правильным, когда все углы хорошо себя вели и не ссорились, они делили градусы поровну по 60 каждому. Тогда и все стороны домика быть равными и этот домик становился прямо-таки волшебным в стране, которая звалась Математика. Правильный треугольник всегда еще и равнобедренный, но никогда не прямоугольный! Но самое страшное, что может случиться с треугольником- это когда один угол-жадина захочет забрать все градусы себе! все 180! И тогда два других угла просто лопнут и исчезнут как мыльные пузыри! а домик растает и превратится в прямую линию! И не будет больше ни углов, ни домика. Поэтому никогда не надо жадничать, этому даже математика учит.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по геометрии по теме: Сумма углов треугольника

Сформировать и доказать теоремы о сумме углов треугольника и о величине внешнего угла треугольника; формировать умения анализировать, обобщать; научить решать задачи на применение теорем, развивать и ...

Урок геометрии в 7 классе Тема "Сумма углов треугольника". 2014г

Урок геометрии в 7 классе по теме "Сумма углов треугольника"....

конспект урока: решение задач по теме: " Сумма углов треугольника."

Конспект урока по теме : решение задач по теме : " Сумма углов треугольника".Цели урока: систематизировать ранее полученные знания.Развить  навыки решения задач на ранее изученные темы. Тип урока...

самостоятельная работа по геометрии 7 класс, тема "Сумма углов треугольника"

Работа представлена в виде презентации, позволяет закрепить изученный материал и подготовить обучающихся к контрольной работе...

Технологическая карта урока по геометрии по теме: "Сумма углов треугольника"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: создать условия для самостоятельного формулирования     и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организовать...