Технологическая карта урока по геометрии по теме: "Сумма углов треугольника"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Гаёкова Екатерина Сергеевна

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цель урока: создать условия для самостоятельного формулирования     и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

 Базовый учебник

Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф. , Кадомцев С. Б.   и др. Геометрия. 7-9классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya.docx53.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1.  ФИО

Гаёкова Екатерина Сергеевна

Дата:

06.02.2018

2.  Место работы

МБОУ ООШ №16

3.  Должность

учитель математики

4.  Предмет

Геометрия

5.  Класс

7 б

6.  Тема и номер урока в теме

Сумма углов треугольника, урок № 40

7.  Базовый учебник

Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф. , Кадомцев С. Б.   и др. Геометрия. 7-9классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017.  

8. Цель урока: создать условия для самостоятельного формулирования     и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

9. Планируемые результаты:

предметные:уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и применять её при решении задач; умение определять вид треугольника;

личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

метапредметные: умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; умение обрабатывать информацию; формирование коммуникативную компетенцию учащихся; умение понимать и использовать математические средства наглядности(чертеж) для иллюстрации, аргументации; умение осуществлять контроль по результату действия и вносить необходимые коррективы.

10. Задачи:

образовательные: создать условия для самостоятельного формулирования и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

воспитательные: формировать умения самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу ее выполнения; формировать умения участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений, принимать участие в работе парами, договариваться и приходить к общему решению.

 развивающие: способствоватьразвитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

11. Тип урока: «Открытие» нового знания

12. Основные понятия: треугольник, виды треугольников, теорема, доказательство, сумма углов треугольника.

13. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

14. Необходимое оборудование: мультимедийный компьютер, набор моделей треугольников, ножницы.

15. Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; организация своей учебной деятельности

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устной работа на повторение взаимного расположения прямых, признаков параллельности прямых, понятия развернутого угла.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

3

Структурирование собственных знаний; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль иоценка процесса и результатов деятельности; оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самоопределение; целеполагание; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Практическая работа.

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта.

Организует выполнение практической работы

1. Выполняют практическую работу: измеряют углы треугольника, находят их сумму, формулируют выводы наблюдений.

4

Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

5. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы

Учитель задает вопрос, в обсуждении которого участвует весь класс:

 -Случайно ли сумма углов треугольника оказалась равной 180о или этим свойством обладает любой треугольник?

Выдвигают гипотезу: «У каждого  треугольника сумма углов равна 180°.»

3

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.

6. Изучение нового материала.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание теоремы

Организует работу по изучению теоремы, используя готовые чертежи. Наводящими вопросами помогает самостоятельно доказать теорему.

Дети выделяют условие и заключение теоремы. Выполняют построение рисунка. Записывают, что дано и что нужно доказать. Совместно с учителем проводят доказательство.

5

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

7. Первичная проверка понимания изученного.

Установить правильность и осознанность применения теоремы, выявить пробелы, провести коррекцию в осмыслении материала.

1) Организует работу учащихся в парах по изучению видов треугольника.

2)  Организует фронтальную работу по решению одношаговых задач по готовым чертежам.

3) Организует самостоятельную работу учащихся по учебнику по названию сторон прямоугольного треугольника.

1) Обсуждают в парах,  какими могут быть углы в треугольнике. Делают вывод о количестве прямых, тупых и острых углов в треугольнике, их названии.

2) Решают одношаговые задачи по готовым чертежам, в процессе решения получают слово (катет).

3) Находят в учебнике определения катета и гипотенузы.

7

Работать в паре — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики.

8. Закрепление новых знаний

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Организует работу по совместному решению задачи из учебника № 224

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях записывают решение задачи.

5

Проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; планировать общие способы работы; контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; умение применять изученные понятия, результаты для решения практического характера.

9. Контроль и самоконтроль.

Выявление качества и уровня усвоения знаний.

Организует работу с тестом.

Выполняют задания теста. Осуществляют самоконтроль знаний.

3

Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы.

10. Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает и комментирует домашнее задание: п. 30, 31, № 223(а,б), № 226.

Записывают домашнее задание, слушают комментарий учителя

2

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

11. Подведение итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

1) Предлагает повторить все, что узнали на уроке.

2) Выставляет учащимся отметки за урок, оценивает работу класса в целом.

1) Проговаривают по очереди.( Сумма углов в треугольнике 180º.

Виды треугольников: остроугольные, прямоугольный, тупоугольный.

В прямоугольном треугольнике сумма острых углов 90º.

В равностороннем треугольнике величина каждого угла 60º.

3

Оценка(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); умение выражать свои мысли

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ни на миг не прерывается живая связь между поколениями, ежедневно мы усваиваем опыт, накопленный нашими предками. Древние греки на основе наблюдений и из практического опыта делали выводы, высказывали свои предположения – гипотезы  (Hypotesis – основание, предположение) а затем на встречах учёных – симпозиумах   (symposium- буквально пиршество, совещание по какому-либо научному вопросу)   эти гипотезы пытались обосновать и доказать. В то время сложилось утверждение: «В споре  рождается истина»

Девиз нашего урока: «В споре рождается истина»

  1. Практическая работа.
  1. У каждого ученика треугольник, вырезанный из бумаги.

Задание: измерить с помощью транспортира углы треугольника, найти их сумму. Можно ли сделать вывод о сумме углов в треугольнике?

  1. Проведем еще один опыт. Отрежем ножницами  углы треугольника и сложим их.  Они образуют развернутый угол.
  2. На основе этих опытов можно сделать предположение, высказать гипотезу, что сумма углов в треугольнике 180º. Теперь это предположение нужно доказать. Как? При помощи рассуждений.

  1. Изучение нового материала.
  1. Докажем теорему о сумме углов в треугольнике. При проведении опытов мы увидели, что углы треугольника образуют развернутый угол. Как получить развернутый угол? Мы уже сегодня встречались с подобной задачей. В процессе обсуждения возникает чертеж.
  2. Задание по рядам.  Приведите примеры, какими могут быть углы в треугольнике, если   1-й ряд – есть тупой угол,

               2-й ряд – есть прямой угол,

               3-й ряд – все углы острые.

  1. Вопросы1-му ряду  Сколько в треугольнике может быть тупых углов, почему?                            
  2.  Какими будут остальные углы?  

Треугольник, у которого один угол тупой, называется тупоугольный.

2-му ряду  Могут ли в треугольнике быть все углы прямые? Почему?

Треугольник, у которого один угол прямой, называется прямоугольный. Чему равна сумма  двух острых углов?

3-му ряду Если в треугольнике все углы острые, как вы думаете, как он называется? Треугольник, у которого все углы острые называется остроугольным.

  1. Закрепление.

1. Устная работа. Зашифровано слово, решив первые, пять задач, узнаем его.

В каждой задаче назвать вид треугольника. В задачах 1 и 2 использовать свойство прямоугольного треугольника.  Какое слово получилось? (катет) Что такое катет найдите в учебнике на стр. 67 и объясните. Мы познакомились с двумя новыми понятиями – катет и гипотенуза- это стороны прямоугольного треугольника. Вернемся к задачам: назовите прямоугольные треугольники, укажите их катеты и гипотенузу. Как называется треугольник в задаче 5, что вы узнали о его углах.

2. Совместная работа у доски и в тетрадях.

Найди углы звёздного треугольника, если его углы находятся в отношении 2:3:4.

  1. Тест

  1. Итог урока.

1. Что нового узнали сегодня на уроке?

  • Сумма углов в треугольнике 180º.
  • Виды треугольников: остроугольные, прямоугольный, тупоугольный.
  • В прямоугольном треугольнике сумма острых углов 90º.
  • В равностороннем треугольнике величина каждого угла 60º.

2. Выставление оценок.

  1. Задание на дом: п 30, 31, № 223(а,б), № 226.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по геометрии по теме: Сумма углов треугольника

Сформировать и доказать теоремы о сумме углов треугольника и о величине внешнего угла треугольника; формировать умения анализировать, обобщать; научить решать задачи на применение теорем, развивать и ...

Технологическая карта урока «Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир».

«Угол.  Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир»....

Урок геометрии 7 класс на тему: "Сумма внутренних углов треугольника"

Данный материал содежит подробный конспект урока, сопровождающий презентацией.В данном конспекте урока учащиеся изучат теорему о сумме внутренних углов треугольника.  А также в данном конспекте о...

Технологическая карта урока по геометрии 7 класс - Признаки равенства треугольников.

Тема урока:Признаки равенства треугольников.Цель урока:создать условия для формирования умений и навыков применения признаков равенства треугольников при решении задач. Планируемый результатУниве...

Технологическая карта урока по геометрии 7 класс по теме "Сумма углов треугольника"

технологическая карта урока по геометрии в 7 классе по теме "Сумма углов треугольника" составлена по учебнику Геометрия 7-9, Л.С.Атанасян. Урок расчитан на 25 минут, показан на конкурсе &quo...