Методическая разработка - Решение задачи на построение
консультация по геометрии

Способ построения сечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задача на построение102.46 КБ
PDF icon prezentatsiya_podlenyh_2.pdf1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Задачи на построение являются традиционными задачами в курсе геометрии. Разработкой методов решения этих задач математики занимаются ещё со времён Древней Греции. Уже математики школы Пифагора (VI в. до н. э.) решили довольно сложную задачу построения правильного пятиугольника. В течение многих веков математики проявляли живейший интерес к задачам на построение. Интерес к этим задачам обусловлен не только их красотой и оригинальностью методов решения, но и большой практической ценностью. Проектирование строительства, архитектура, конструирование различной техники основаны на геометрических построениях.

В работе рассматриваются различные виды задач на построение сечений многогранников(тетраэдра и параллелепипеда) и методы их решения. Задачи на построение сечений очень увлекательны и интересны, являются важным дополнением к теоретическому материалу. Решение этих задач формирует пространственные представления учащихся и развивает конструктивное и логическое мышление. Многократное применение в процессе построения аксиом и теорем способствует их усвоению.

Кроме того, простота в постановке задач делает их привлекательными для учащихся. Тем не менее, даже такая несложная задача, как построение сечения куба плоскостью, заданной тремя точками на гранях, нередко вызывает определенные трудности.

Цель проекта

  • Исследовать и рассмотреть различные способы построения сечения в стереометрии.
  • Классифицировать задачи с учетом задания точек сечения и методов построения сечения.

В ходе решения задач мне стало интересно узнать, а можно ли построить семиугольное сечение в параллелепипеде, ведь всего в параллелепипеде 8 вершин, 12 рёбер, 6 граней.

Гипотеза

  • Можно ли построить семиугольное сечение при решении задач на построение сечений параллелепипеда ?

  • Получить более полное представление о различных видах сечений многогранников.
  • Изучить различные способы построения сечений.
  • Применить изученный материал на практике.
  • Проанализировать научно-популярную и занимательную литературу.
  • Решить задачи, провести оценку полученных результатов.

Построение сечений призмы, параллелепипеда, пирамиды методом следов. Как правило, в школьном курсе стереометрии используются задачи на построение сечений многогранников, решаемые основными методами. Остальные методы, в связи с их более высоким уровнем сложности, даются для рассмотрения на факультативных занятиях или на самостоятельное изучение.

Понятие многогранников. Сечение.

  • Многогранником называется - тело, поверхность которого состоит из конечного числа плоских многоугольников
  • Построение сечения многогранника

Для построения сечения многогранника плоскостью нужно в плоскости каждой пересекаемой грани многогранника указать две точки, принадлежащие сечению, соединить их прямой и найти точки пересечения этой прямой с ребрами многогранника.

  • Сечением поверхности геометрических тел называется - плоская фигура, полученная в результате пересечения тела плоскостью и содержащая точки, принадлежащие как поверхности тела, так и секущей плоскости.

Взаимное расположение многогранника и секущей плоскости:

  1. Многогранник и плоскость не имеют общих точек.
  2. Многогранник и плоскость имеют одну общую точку-вершину многогранника.
  3. Многогранник и плоскость имеют общую грань.
  4. Многогранник и плоскость имеют общий отрезок-ребро многогранника.

Виды сечений:

  • сечение параллельное плоскости основания,
  • диагональное сечение,
  • сечение, параллельное плоскости грани,
  • произвольное сечение.

Виды сечений:

  • треугольное

  • четырёхугольное

  • пятиугольное

  • шестиугольное

Методы построения сечений:

  • Метод следа
  • Метод вспомогательных сечений
  • Метод внутреннего проектирования
  • Комбинированный метод

Метод следа

Рассмотрим метод следов, применяемый при построении сечений многогранников, а именно при построении сечения куба плоскостью.

Что такое метод следа? При построении сечений многогранников в качестве вспомогательной прямой часто используется след секущей плоскости (в плоскости грани, удобной для рассмотрения). Такой метод построения сечений называется методом следов.

Задача №1.

Построить сечение призмы ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки P, Q, R (точки указаны на чертеже (рис.1).

Решение.

hello_html_m781b5c80.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От простого к сложному. Методическая разработка "Решение задач на проценты в старших классах".

Подборка типовых заданий на проценты из материалов ЕГЭ по математике. Дидактические матьериалы скомпанованы в виде карточек для организации работы на уроке. Учитывая различный уровень сложности предло...

Методическая разработка"Решение задач на концентрацию, сплавы, смеси"

Поиск решения задач на примерах задач на концентрацию Задачи на смеси и сплавы при первом знакомстве с ними вызывают у учащихся общеобразовательных классов затруднения. Самостоятельно справиться с ни...

Методическая разработка "Решение задач по генетике"

Методическая разработка "Решение задач по генетике" включает в себя цикл уроков по решению генетических задач и предназначена для ведения элективного курса...

Организация поиска решения задачи на построение в рамках темы урока «Построение треугольника по трем элементам»

Организация поиска решения задачи на построение в рамках темы урока «Построение треугольника по трем элементам» в 7 классе на примере задачи №287 учебника «Геометрия 7-9» Л.С....

Учебно-методический материал по теме: "Алгебраический метод решения задач на построение"

Задачи на построение не только представляют интерес для начинающих математиков-исследователей, но и на протяжении многих лет являются традиционным материалом  школьного курса геометрии. Целью дан...

Методическая разработка "Решение задач на моногибридное и полигибридное скрещивание"

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "биология"...

Методическая разработка "Решение задач на моногибридное скрещивание"

Методическая разработка по дисциплине "Биология"...