Особенности работы в программе “GeoGebra” на уроках геометрии в среднеобразовательной школе.
консультация по геометрии
Как отметил однажды немецкий учёный Карл Гаусс, «математика – наука не столько для ушей, сколько для глаз». И это касается прежде всего геометрии, которая изучает пространственные структуры и отношения. Для школьников геометрия ‒ один из самых сложных предметов, ведь он требует пространственного мышления и навыков моделирования геометрических объектов. Здесь на помощь ученикам и самому учителю приходят информационно-коммуникационные технологии...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности работы в программе “GeoGebra” на уроках геометрии в среднеобразовательной школе.
Демидова Н.С.,
учитель математики,
МБОУ «СОШ № 5»
г. Обнинска Калужской области
В настоящее время существует множество ресурсов, позволяющих выполнять построения с использованием геометрических объектов. Условно такие графические пакеты разделяют на два типа: программы трёхмерной и двухмерной геометрии. В этой статье мы рассмотрим некоторые особенности работы в бесплатной программе 3D геометрии “GeoGebra”. Её преимущество перед некоторыми другими ресурсами заключается в том, что она сочетает в себе геометрические, алгебраические и числовые представления, даёт возможность создавать объёмные конструкции, основанные на линиях, точках, векторах, конических сечениях. С её помощью пользователь может строить чертежи, менять параметры объектов, сохраняя общий алгоритм построения, а также проводить интерактивные эксперименты.
К примеру, программу “GeoGebra” удобно использовать для изучения темы «Признаки подобия треугольников» в 8 классе. При помощи специальных инструментов построим произвольный треугольник, поделим две его стороны пополам, соединим получившиеся точки и получим среднюю линию треугольника. Используя инструмент «параллельность прямых», убедимся в том, что средняя линия параллельна стороне треугольника. Затем измерим длину средней линии и стороны, которая параллельна средней линии. В результате мыувидим, что средняя линия равна половине стороны треугольника, параллельной ей.Ученики смогут убедиться в верности полученных результатов, проведя похожий экспериментна других треугольниках.
Аналогично, используя похожие инструменты, с помощью этой программы можно объяснить тему описанной около треугольника окружности и показать на практике, что около треугольника можно описать только одну окружность, т. к. серединные перпендикуляры имеют только одну точку пересечения.
И наоборот, на схеме мы также можем продемонстрировать, что в любой треугольник можно вписать окружность. Для этого нарисуем в программе треугольник с вершинами АВС. Затем проведём биссектрисы углов А и В и убедимся, что они пересекаются в одной единственной точке. Таким образом, учитель наглядно продемонстрирует ученикам сразу два следствия из теоремы: первое – это то, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и второе –это то, что центр окружности, вписанной в треугольник, является точкой пересечения его биссектрис. Таких примеров использования программы для объяснения материала – множество. Фактически её можно применять на каждом уроке геометрии для объяснения нового материала или закрепления – уже пройдённого.
Итак, использование ИКТ на уроках геометрии даёт преподавателю целый ряд преимуществ по сравнению с традиционным подходом. Благодаря информационным технологиям реализуются сразу несколько основных принципов преподавания математики: наглядность, динамика и моделирование. В последнее время в образовательный процесс активно внедряются электронные образовательные ресурсы, которые «характеризуются высоким уровнем структурной организации и наиболее развитой системой абстракции» [3, с. 32]. Большую роль в работе учителя играют такие инструменты, как проекторы, документ-камеры, многофункциональные устройства и, естественно, сам компьютер. Отдельного внимания заслуживает интерактивная геометрическая среда “GeoGebra”. Эта бесплатная программа позволяет создавать динамические чертежи и модели, которые помогают быстро и наглядно объяснять материал.
Список литературы
- Агазаде Ш. М. Информационные технологии в преподавании геометрии // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2015. С. 282‒285.
- Агазаде Ш. М. Организация активного учения учащихся при изучении некоторых тем курса математики основной школы. Пермь: Молодой ученый, 2014. − №7. С. 1–5.
- Актуальные вопросы теории и методики обучения математике в средней школе. Выпуск 1 : сборник научных статей / Жаркова Е. Н. и др. Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2011. 125 c.
- Александров А.Д. О геометрии//Журнал «Математика вшколе»,1980.№ 3. С.56–62.
- Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе. Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.
- Возможности образовательной области Математика и информатика для реализации компетентностного подхода в школе и вузе. Часть 1: Материалы Международной научно-практической конференции. 18 − 19 октября 2013 г. / Абрамова И. В. и др. Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013. 183 c.
- Колягин Ю.М., Короткова Л.М., Скоробогатов В.Д. Учебник как элемент компьютерно-ориентированной среды обучения в основной школе (на примере учебника математики). М.: Школьные технологии, 2008. − № 3. С.111–123.
- Матрос Д.Ш. Электронная модель школьного учебника. М.: Информатика и образование, 2000. − № 8. С. 35–37.
- Методика изучения математики в основной школе : курс лекций для организации самостоятельной работы студентов по вопросам частных методик / Васильева Г.Л. и др. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. 96 c.
- Сергеев С.Ф. Импрессивность, присутствие и интерактивность в обучающих средах. М.: Школьные технологии, 2006. − № 6. С. 36−42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примеры применения программы GeoGebra на уроках математики
Примеры применения программы GeoGebra на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/21/picture-1003578-1519228995.jpg)
Использование программы «GeoGebra» на уроках математики для визуализации изучаемого материала.
Сегодня использование информационных технологий на уроках позволяет учителю грамотно решать сразу несколько задач:- повышение мотивации учащихся к обучению, -визуализация изучаемого материала, -модели...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/07/picture-996478-1530985044.png)
Применение программы GeoGebra на уроках алгебры в 9 классе при изучении главы "Функции"
Текст выступления на техническом форуме (2019 г.) по теме "Применение программы GeoGebra на уроках алгебры в 9 классе при изучении главы "Функции" УМК А.Г. Мерзляк и др....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/23/picture-1191736-1574512624.jpg)
Статья: работа с одаренными детьми на уроках геометрии в средней школе
В статье рассматривается работа с одаренными детьми на уроках геометрии в средней школе, влияние геометрии на развитие одаренных детей, умение педагога распознать такого ребенка и развить ...
Особенности работы с одаренными детьми на уроках немецкого языка в начальной школе
Основной принцип работы «Языку нельзя научить, языку можно полностью научиться»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-57360-1516897342.gif)
МАСТЕР КЛАСС «Возможности компьютерной программы GeoGebra на уроках математики»
GeoGebra позволяет визуализировать математику, проводить эксперименты и исследования при решении математических задач не только геометрического характера. Программа позволяет создавать на экране компь...