Модель "Перевёрнутый класс" по теме "Правильные многогранники"
план-конспект урока по геометрии (10 класс)

Клюкина Ольга Владимировна

проект занятия по технологии Смешанного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект занятия по теме «МНОГОГРАННИКИ»

с применением методики «Перевёрнутый класс» технологии Смешанного обучения

Участники проекта: студенты группы  101, обучающиеся по специальности ДПИ и НП (по видам)

Продолжительность занятия: 45 минут

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Рассматриваемые вопросы: симметрия в пространстве, понятие правильного многогранника, элементы симметрии правильных многогранников, практические задания.

Цель: закрепление понятий: симметрия в пространстве, элементы симметрии многогранника, правильные многогранники, элементы симметрии правильных многогранников.

Задачи:

Образовательные:  рассмотреть понятие симметрии, виды симметрии. Познакомится с новым типом выпуклых многогранников – правильными многогранниками и их элементами симметрии. Изготовить модели правильных многогранников. Способствовать формированию умения использовать теоретический материал при решении практических задач

Развивающие: развитие интереса к предмету математики и ее практическим приложениям (Симметрия в искусстве), логического мышления, сознательного восприятия материала. Развитие пространственного мышления, кругозора; развитие творческой ипознавательной активности; развитие способности обобщать и систематизировать материал;

Воспитательные: Способствовать повышению учебной мотивации, воспитанию познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, самостоятельности.  

Структура урока

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа – домашняя работа по изучению материала:

Рассмотреть следующие вопросы, используя теоретический материал учебного пособия и презентацию (по ссылке):

  1. Симметрия в пространстве.
  2. Правильные многогранники.
  3. Типы правильных многогранников.

Выполнить он-лайн тестирование по рассматриваемым вопросам

(с целью проверки усвоения знаний обучающимися)

  1. Аудиторное занятие – классная работа.

                                                     

Структура занятия.

Этапы деятельности

Время, мин.

1

Организационный момент.

Студенты рассаживаются по трём группам.

Приветствие, проверка готовности к занятию, вступительное слово преподавателя, сообщение темы, целей урока.

3

2

Актуализация опорных знаний. Мотивация.

Что такое симметрия? Какую фигуру называют многогранником? Приведите примеры известных вам многогранников. Какой многогранник называется правильным и какими свойствами он обладает.

5

3

Сообщение задач проектной деятельности:

  • исследовать модель каждого правильного многогранника (рассмотреть, посчитать грани, вершины, рёбра)
  • склеить модель самостоятельно из предложенной развёртки
  • вычислить площадь грани и площадь полной поверхности правильного многогранника
  • дать определение исследуемому многограннику
  • объединить сведения, полученные в группах и оформить – газету «Правильные многогранники и их свойства»

2

4

Работа в группах.

Каждой группе даётся модель одного из правильных многогранников, его развёртка, клей, ножницы, карточка «Задание для группы», карточка «Вопросы для группы». Указывается номер компьютера, на котором обучающиеся будут создавать свой слайд. Студенты приступают к выполнению задания. Важно, чтобы ребята, познакомившись с заданием, распределили роли в группе и работали дружно. Например: один вырезает развёртку и склеивает модель многогранника, двое студентов отвечают на вопросы карточки, двое готовят презентационный слайд.

        Задание для группы:

  1. склейте модель многогранника;
  2. ответьте на вопросы;
  3. оформите ответы на каточке;
  4. подготовьте презентацию результатов.

30

5

Обобщение полученных данных

10

6

Решение задач по теме Многогранники.

35

7

Подведение итогов, выставление оценок.

3

8

Домашнее задание: составить кроссворд по и теме «Многогранники» Рефлексия.

2

НАЗВАНИЕ МНОГОГРАННИКА

Вопросы для группы:

 Ответы

Из каких многоугольников составлен правильный многогранник?

Сколько граней у правильного многогранника?

Сколько рёбер у правильного многогранника?

Сколько вершин у правильного многогранника?

Сколько рёбер сходится при каждой вершине многогранника?

Какова длина ребра многогранника (в см)?

Какова размерность плоского угла многогранника при вершине?

Какова сумма плоских углов при каждой вершине?

Дайте определение правильному многограннику (вашему).

Вычислите площадь одной грани.

Найдите площадь полной поверхности многогранника.

4.Изучение нового материала.

4) Презентация полученных результатов (выступление учащихся по группам)

Выступление первой группы.

Нам было предложено исследовать правильный многогранник – тетраэдр.

Тетраэдр принадлежит к семейству Платоновых тел. Он составлен из четырёх равносторонних треугольников. Каждая вершина тетраэдра является вершиной трёх треугольников. Равносторонние треугольники являются гранями тетраэдра, вершины равносторонних треугольников – вершинами тетраэдра, стороны равносторонних треугольников – ребрами тетраэдра. У  правильного тетраэдра 4 грани, 4 вершины и 6 ребер.

Мы измерили длину ребра тетраэдра, вычислили площадь грани, площадь полной поверхности многогранника,  склеили модель тетраэдра, создали слайд.

Наша карточка:

ТЕТРАЭДР

Вопросы для группы:

Ответы

Из каких многоугольников составлен правильный многогранник?

Из треугольников

Сколько граней у правильного многогранника?

Четыре

Сколько рёбер у правильного многогранника?

Шесть

Сколько вершин у правильного многогранника?

Четыре

Сколько рёбер сходится при каждой вершине многогранника?

Три

Какова длина ребра многогранника (в см)?

22 см

Какова размерность плоского угла многогранника при вершине?

600

Какова сумма плоских углов при каждой вершине?

1800

Дайте определение правильному многограннику (вашему).

Тетраэдр – правильный многогранник, составленный из четырёх правильных треугольников

Вычислите площадь одной грани.

Площадь равностороннего треугольника: , так как сторона треугольника 22 см, то S =

Найдите площадь полной поверхности многогранника.

Так как граней – четыре, то

Выступление второй группы:

Нам было предложено исследовать правильный многогранник – октаэдр.

Октаэдр принадлежит к семейству Платоновых тел, то есть правильных выпуклых многогранников. Он составлен из восьми равносторонних треугольников. Каждая его вершина является вершиной четырех треугольников. Каждый равносторонний треугольник является гранью октаэдра, каждая вершина равностороннего треугольника – вершиной октаэдра, каждая сторона равностороннего треугольника – ребром октаэдра. Таким образом, октаэдр имеет 8 граней, 6 вершин и 12 ребер.

Мы измерили длину ребра октаэдра, вычислили площадь грани, площадь полной поверхности многогранника, склеили модель октаэдра, создали слайд.

Наша карточка:

ОКТАЭДР

Вопросы для группы:

Ответы

Из каких многоугольников составлен правильный многогранник?

Из треугольников

Сколько граней у правильного многогранника?

Восемь

Сколько рёбер у правильного многогранника?

Двенадцать

Сколько вершин у правильного многогранника?

Шесть

Сколько рёбер сходится при каждой вершине многогранника?

Четыре

Какова длина ребра многогранника (в см)?

22 см

Какова размерность плоского угла многогранника при вершине?

600

Какова сумма плоских углов при каждой вершине?

2400

Дайте определение правильному многограннику (вашему).

Октаэдр – правильный многогранник, составленный из восьми правильных треугольников

Вычислите площадь одной грани.

Площадь равностороннего треугольника: , так как сторона треугольника 22 см, то S =

Найдите площадь полной поверхности многогранника.

Так как граней – восемь, то

Выступление третьей группы:

Нам было предложено исследовать правильный многогранник – куб.

Из семейства Платоновых тел, куб самый популярный. Куб иногда называют гексаэдром (шестигранником). Он составлен из шести квадратов. Каждая его вершина является вершиной трёх квадратов. Таким образом, куб имеет шесть граней, восемь вершин и двенадцать рёбер.

Мы измерили длину ребра куба, вычислили площадь грани, площадь полной поверхности многогранника, склеили модель куба, создали слайд.

Наша карточка:

КУБ

Вопросы для группы:

Ответы

Из каких многоугольников составлен правильный многогранник?

Из квадратов

Сколько граней у правильного многогранника?

Шесть

Сколько рёбер у правильного многогранника?

Двенадцать

Сколько вершин у правильного многогранника?

Восемь

Сколько рёбер сходится при каждой вершине многогранника?

Три

Какова длина ребра многогранника (в см)?

22 см

Какова размерность плоского угла многогранника при вершине?

900

Какова сумма плоских углов при каждой вершине?

2700

Дайте определение правильному многограннику (вашему).

Куб – правильный многогранник, составленный из шести правильных квадратов

Вычислите площадь одной грани.

Площадь квадрата: S = a2, так как сторона квадрата 20 см, то S = 202 =400 см2

Найдите площадь полной поверхности многогранника.

Так как граней – шесть, то

5) Обобщение полученных данных

Вы прослушали информацию о пяти правильных многогранниках и заполнили таблицу. А теперь, попробуйте дать определение правильного многогранника? (Правильный многогранник – выпуклый многогранник, все грани которого – равные правильные многоугольники.)

Посмотрите на таблицу

Число граней

Число рёбер

Число вершин

В + Г - Р

Тетраэдр

4

6

4

Куб

6

12

8

Октаэдр

8

12

6

Додекаэдр

12

30

20

Икосаэдр

20

30

12

В ней содержатся данные о количестве граней, рёбер и вершин всех пяти правильных многогранников. Последний столбик содержит формулу, где В – вершина, Г – грань, Р – ребро. Используйте эту формулу для каждого многогранника и назовите результат в каждой ячейке. (2) Данная формула называется формулой Эйлера. Теорема Эйлера о соотношении между числом вершин, ребер и граней выпуклого многогранника, доказательство которой Эйлер опубликовал в 1758 г. в «Записках Петербургской академии наук», окончательно навела математический порядок в многообразном мире многогранников.

6.    Решение задач по теме «Многогранники»

устные задачи по готовому чертежу:

1) Боковое ребро наклонной треугольной призмы равно 15 см, высота призмы 7,5 см. Найдите угол наклона призмы, т.е. угол между плоскостью и боковым ребром.

2) В основании прямоугольного параллелепипеда лежит квадрат со стороной 4, высота параллелепипеда равна 2. Найти диагонали прямоугольного параллелепипеда.

3) Найти площадь боковой поверхности правильной треугольной пирамиды, сторона основания которой равна 2, а апофема равна 5.

Многогранники в окружающем мире.

     

        Нас всюду в быту окружают многогранники, к примеру, какую форму имеет кабинет, в котором мы сейчас находимся? [прямоугольный параллелепипед]

Задача :классное помещение по санитарным нормам должно быть таким, чтобы на одного учащегося приходилось не менее 6м3 воздуха. Можно ли в кабинете с параметрами: длина=8м, ширина=6м, высота=3,6м заниматься 25 учащимся, не нарушая санитарной нормы?

Задача: Флакон мужской туалетной воды «Kenzo» имеет форму прямоугольного параллелепипеда с размерами: длина=4см, ширина=1,5см, высота=8см. Мужчина расходует 1см3 туалетной воды за 3 дня.  Сколько дней  мы сможем наслаждаться запахом этого парфюма из такого флакона?

Решение стереометрических задач

1.Задача.  В основании прямой треугольной призмы лежит треугольник со сторонами 5 и 3см и углом между ними 120̊ . Найти площадь боковой поверхности, если наибольшая из площадей боковой грани равна35см2.

 2.Задача. В прямой пятиугольной призме все ребра равны. Площадь боковой поверхности равна 80 см2. Найдите высоту призмы.

3.Задача. Дано: параллелепипед, АВ=8см, ВС=6см,  АС1=5√5см.Найти: Sб.п

4.Задача.   В правильной треугольной пирамиде со стороной основания 12см и боковыми ребрами по 10 см найти площадь боковой поверхности.

  5.Задача.   В правильной четырехугольной пирамиде SABCD O – центр основания, S – вершина, SD=17, BD=16. Найдите длину отрезка SO.( SO=15)

6.Задача.   Дано: прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1. ,

AB =4, BB 1= 3, BC =1. Найдите  площадь поверхности  треугольной призмы ABB1DCC1.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИММЕТРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОГРАННИКИ.

Слайд 2

СИММЕТРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ «Симметрия … есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». Герман Вейль А А 1 О Точки А и А 1 называются симметричными относительно точки О (центр симметрии), если О – середина отрезка АА 1 . Точка О считается симметричной самой себе.

Слайд 3

СИММЕТРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ Точки А и А1 называются симметричными относительно прямой (ось симметрии), если прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна этому отрезку. Каждая точка прямой а считается симметричной самой себе. Лист, снежинка, бабочка – примеры осевой симметрии. А 1 А а

Слайд 4

СИММЕТРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ «Что может быть более похоже на мою руку или мое ухо, чем их собственное отражение в зеркале? И все же руку, которую я вижу в зеркале, нельзя поставить на место постоянной руки…» Иммануил Кант Точки А и А 1 называются симметричными относительно плоскости (плоскость симметрии), если эта плоскость проходит через середину отрезка АА 1 и перпендикулярна этому отрезку. Каждая точка плоскости считается симметричной самой себе. А А 1

Слайд 5

СИММЕТРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ Точка (прямая, плоскость) называется центром (осью, плоскостью) симметрии фигуры, если каждая точка фигуры симметрична относительно нее некоторой точке той же фигуры. Если фигура имеет центр (ось, плоскость) симметрии, то говорят, что она обладает центральной (осевой, зеркальной) симметрией. А 1 А О А 1 А О

Слайд 6

СИММЕТРИЯ В ПРИРОДЕ «Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано? Разве во всем в жизни есть симметрия?» Л. Толстой «Отрочество» Кристалл аметиста Кристаллы льда

Слайд 7

СИММЕТРИЯ В ИСКУССТВЕ Церковь Покрова Богородицы на Нерли

Слайд 8

СИММЕТРИЯ В ИСКУССТВЕ Кижи. Слева церковь Преображения. 1714 г.

Слайд 9

СИММЕТРИЯ В ИСКУССТВЕ Здание МГУ

Слайд 10

СИММЕТРИЯ В ИСКУССТВЕ Евхаристия. Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве.1043-1046

Слайд 11

СИММЕТРИЯ В ИСКУССТВЕ Микеланджело. Гробница Джулиано Медичи

Слайд 12

Определение: выпуклый многогранник называют правильным если , все его грани равные правильные многоугольники и в каждой вершине сходится одинаковое количество ребер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы правильных многогранников

Слайд 2

Существует 5 типов правильных многогранников Правильный додекаэдр Правильный икосаэдр Правильный гексаэдр Правильный тетраэдр Правильный октаэдр

Слайд 3

Названия многогранников пришли из Древней Греции и в них указывается число граней: « эдра » - грань «тетра» - 4 « гекса » - 6 «окта» - 8 «икоса» - 20 « дедека » - 12

Слайд 4

Правильные многогранники Почему их существует 5 ? Рассмотрим развертку вершины многогранника. Каждая вершина может принадлежать трем и более граням. Сначала рассмотрим случай, когда грани многогранника - равносторонние треугольники. Поскольку внутренний угол равностороннег треугольника равен 60°, три таких угла дадут в развертке 180°. Если теперь склеить развертку в многогранный угол, получится тетраэдр - многогранник, в каждой вершине которого встречаются три правильные треугольные грани . Если добавить к развертке вершины еще один треугольник, в сумме получится 240°. Это развертка вершины октаэдра . Добавление пятого треугольника даст угол 300° - мы получаем развертку вершины икосаэдра . Если же добавить еще один, шестой треугольник, сумма углов станет равной 360° - эта развертка, очевидно, не может соответствовать ни одному выпуклому многограннику.

Слайд 5

Теперь перейдем к квадратным граням. Развертка из трех квадратных граней имеет угол 3x90°=270° - получается вершина куба , который также называют гексаэдром . Добавление еще одного квадрата увеличит угол до 360° - этой развертке уже не соответствует никакой выпуклый многогранник. Три пятиугольные грани дают угол развертки 3*108°=324 - вершина додекаэдра . Если добавить еще один пятиугольник, получим больше 360° - поэтому останавливаемся. Для шестиугольников уже три грани дают угол развертки 3*120°=360°, поэтому правильного выпуклого многогранника с шестиугольными гранями не существует. Если же грань имеет еще больше углов, то развертка будет иметь еще больший угол. Значит, правильных выпуклых многогранников с гранями, имеющими шесть и более углов, не существует.

Слайд 6

Правильный тетраэдр C A B D В переводе с греческого «тетраэдр» - четырёхгранник . У правильного тетраэдра грани – правильные треугольники; в каждой вершине сходится по три ребра. Тетраэдр представляет собой треугольную пирамиду, у которой все ребра равны. Площадь полной поверхности правильного тетраэдра: S = a 2 √3

Слайд 7

Правильный гексаэдр А B C 1 D 1 C D B 1 A 1 Гексаэдр - шестигранник. У правильного гексаэдра (куба) все грани - квадраты ; в каждой вершине сходится по три ребра. Куб представляет собой прямоугольный параллелепипед с равными рёбрами. Площадь поверхности гексаэдра: S = 6a 2

Слайд 8

Правильный октаэдр A M C B F D Октаэдр - восьмигранник. У октаэдра грани – правильные треугольники, но в отличие от тетраэдра в каждой вершине сходится по четыре ребра. Площадь поверхности октаэдра: S = 2 a 2 √3

Слайд 9

Правильный додекаэдр Додекаэдр - двенадцатигранник. У додекаэдра грани – правильные пятиугольники. В каждой вершине сходится по три ребра . Площадь поверхности додекаэдра:

Слайд 10

Правильный икосаэдр Икосаэдр - двадцатигранник. У икосаэдра грани – правильные треугольники. В каждой вершине сходится по пять рёбер. Площадь поверхности икосаэдра: S = 5 a 2 √3

Слайд 11

Леонард Эйлер ( 1707-1783 г.г .) Эйлер - швейцарский математик и механик, академик Петербургской Академии Наук, автор огромного количества глубоких результатов во всех областях математики. По единодушному признанию современников Леонард Эйлер - первый математик мира . В геометрии Эйлер положил начало совершенно новой области исследований, выросшей впоследствии в самостоятельную науку — топологию. Имя Эйлера носит формула, связывающая число вершин (В), ребер (Р) и граней (Г) выпуклого многогранника: В + Г - Р = 2 «Эйлер не проглядел ничего в современной ему математике, хотя последние семнадцать лет своей жизни был совершенно слеп ». Э.Т. Белл

Слайд 12

Поваренная соль состоит из кристаллов в форме куба Скелет одноклеточного организма феодарии представляет собой икосаэдр. Минерал сильвин также имеет кристаллическую решетку в форме куба. Молекулы воды имеют форму тетраэдра. Минерал куприт образует кристаллы в форме октаэдров. Кристаллы пирита имеют форму додекаэдра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверочная работа 7 класспо теме " Животные"

Материал этого теста можно использовать в конце года на заключительном уроке...

Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".

Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...

урок по химии. 8 класспо теме "Количество вещества. Молярная масса"

Понятие количество вещества, единица измерения Моль .Молярная масса....

«Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»

Презентация к уроку геометрии в 10 классе по теме «Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»к учебнику Атанасяна Л.С....

Контрольная работа 6 класспо творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова...

Многогранники вокруг нас или мы внутри многогранника?

Данный материал познакомит учащихся с мнргогранным миром геометрии....

Рабочая программа по музыке 6 класспо программе Г.П. Сергеева , Е.Д. Критская

Настоящая программа по музыке для 6 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта по музыке (утверждена приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), при...