РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ(8б класс 2021-2022)
рабочая программа по геометрии (8 класс)

БУРМИСТРОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ(8б класс 2021-2022)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

Предмет

Геометрия

Класс

Нормативная  база

Рабочая программа составлена на основе:

1.        Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   от 17.12.2010 №1897 (с изменениями от 11.12.2020 № 712);

2. Основной образовательной программы основного общего образования  МАОУ Абатская СОШ №1, протокол педагогического совета от 25.06.2021 г. № 15;    

3. Приказа Министерства Просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (с изменениями от 23.12.2020 №766);

4. Учебного плана МАОУ Абатская СОШ №1 на 2021-2022 учебный год;

5.        Математика: программы: 5–11 классы/ [А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др.]. — 2-е изд., стереотип.- М.: Вентана-Граф, 2019. - 152 с. – (Российский учебник)

Учебники

Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г.Мерзляк, В. Б.Полонский, М.С. Якир.– М.: Вентана – Граф

Основные цели и  задачи реализации содержания предмета

- осознание значения математики в повседневной жизни человека;

- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

Срок реализации

2021-2022 учебный год

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение отводится 2 часа в неделю:

8 класс – 2 ч. - 70 часов в год

Особенности учебного плана

        Предусматривается  внедрение метапредметного обучения, в том числе с использованием ресурсов образовательных платформ ЯКласс, Учи.ру.

Структура курса

  • Четырехугольники
  • Подобие треугольников
  • Решение прямоугольных треугольников
  • Многоугольники. Площадь многоугольника
  • Повторение и систематизация знаний  

Структура рабочей программы

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2)  содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

Абатская средняя общеобразовательная школа № 1

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей математики, информатики, физики МАОУ Абатская СОШ №1

Руководитель ШМО

___________Е.Ю.Бурмистрова

«___»________________2021 г.

протокол  №  ______________

«Согласовано»

методист МАОУ Абатская СОШ №1

__________Л.В. Тимофеева

«___»____________2021 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ Абатская СОШ №1

___________ Е.В. Бажина

Приказ  от

 «___»____________2021 г.

№ ______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

ГЕОМЕТРИЯ

8б КЛАСС

Составлена на основе:

Математика: программы: 5 – 11 классы/ [А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др.]. – 2-е изд., стереотип.- М.: Вентана-Граф, 2019. – 152 с. – (Российский учебник).

Составитель:

Е.Ю. Бурмистрова,

учитель математики МАОУ Абатская СОШ №1 высшей квалификационной категории.

с. Абатское

2021

1) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса геометрии:

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения ктруду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.

6)  осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.  Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4) умение устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5) умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;

6) компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

7) первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

8) умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

9) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

10) умение правильно и доступно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

11) умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

12) умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;

13) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

14) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:

1) осознание значения геометрии в повседневной жизни человека;

2) представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

5) систематические знания о фигурах и их свойствах;

6) практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:

• изображать фигуры на плоскости;

• использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

• измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;

• распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;

• выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;

• читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;

• проводить практические расчёты.

Предметные результаты обучения геометрии:

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

научится:

  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
  • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

получит возможность научиться:

  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
  • формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
  • доказывать геометрические утверждения;
  • владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников).

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

ОТНОШЕНИЯ

получит возможность научиться:

  • Оперировать понятиями: перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
  • применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
  • характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.

ИЗМЕРЕНИЯ И ВЫЧИСЛЕНИЯ

научится:

  • применять формулы площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
  • применять теорему Пифагора для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

получит возможность научиться:

  • Оперировать представлениями о площади, объеме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
  • проводить простые вычисления на объемных телах;
  • формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объемов и решать их.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • проводить вычисления на местности;
  • применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ

научится:

  • Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

получит возможность научиться:

  • Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
  • свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях,
  • изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ

выпускник научится:

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
  • понимать роль математики в развитии России.

выпускник получит возможность научиться:

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
  • понимать роль математики в развитии России.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Многоугольники

Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.

Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата.

Окружность, круг

Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников.

Отношения

Подобие

Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия.

Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

Измерения и вычисления

Величины

Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла.

Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади.

Представление об объеме и его свойствах. Измерение объема. Единицы измерения объемов.

Измерения и вычисления

Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора.

Геометрические преобразования

Преобразования

Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобие.

История математики

Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.

Пифагор и его школа. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.

Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Тема урока с учетом рабочей программы воспитания

Коли-чество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Дата

план

факт

Глава 1. Четырехугольники        

22

Пояснять, что такое четырёхугольник. Описывать элементы четырёхугольника.

Распознавать выпуклые и невыпуклые четырёхугольники.

Изображать и находить на рисунках четырёхугольники разных видов и их элементы.

Формулировать:

определения: параллелограмма, высоты параллелограмма; прямоугольника, ромба, квадрата; средней линии треугольника; трапеции, высоты трапеции, средней линии трапеции; центрального угла окружности, вписанного угла окружности; вписанного и описанного четырёхугольника;

свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, средних линий треугольника и трапеции, вписанного угла, вписанного и описанного четырёхугольника;

признаки: параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.

Доказывать: теоремы о сумме углов четырёхугольника, о градусной мере вписанного угла, о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.

Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач

1-2

Четырехугольник и его элементы

2

03.09.2021

07.09.2021

3

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

1

10.09.2021

4

Параллелограмм. Свойства параллелограмма 

ВП. 130-лет со дня рождения И.М.Виноградова

1

14.09.2021

5

Признаки параллелограмма

1

17.09.2021

6

Решение задач по теме:  «Признаки параллелограмма»

1

21.09.2021

7

Прямоугольник

ВП. 125-лет со дня рождения В.Л. Гончарова

1

24.09.2021

8

Решение задач по теме:  «Прямоугольник»

1

28.09.2021

9

Ромб

1

01.10.2021

10

Решение задач по теме:  «Ромб»

1

05.10.2021

11

Квадрат

1

08.10.2021

12

Контрольная работа №1 по теме: «Параллелограмм и его виды»

1

12.10.2021

13

Средняя линия треугольника

ВП. Всемирный день математики

1

15.10.2021

14

Трапеция

1

19.10.2021

15

Решение задач по теме: "Трапеция»

1

22.10.2021

16

Средняя линия трапеции

1

26.10.2021

17

Решение задач по теме: «Трапеция. Средняя линия трапеции»

1

29.11. 2021

18

Центральные и вписанные углы

1

09.11.2021

19

Решение задач по теме:             «Центральные и вписанные углы»

1

12.11.2021

20

Описанная окружность четырёхугольника

1

16.11.2021

21

Вписанная окружность четырёхугольника

1

19.11.2021

22

Контрольная работа №2 по теме: «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники»

1

23.11.2021

Глава 2.

Подобие треугольников

16

Формулировать:

определение подобных треугольников;

свойства: медиан треугольника, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и секущей;

признаки подобия треугольников.

Доказывать:

теоремы: Фалеса, о пропорциональных отрезках, о свойствах медиан треугольника, биссектрисы треугольника;

свойства: пересекающихся хорд, касательной и секущей;

признаки подобия треугольников.

Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач

23-24

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

2

26.11.202130.11.2021

25-28

Решение заданий по теме: "Теорема о пропорциональных отрезках

4

03.12.2021

07.12.202110.12.202114.12.2021

29

Подобные треугольники

1

17.12.2021

30

Первый признак подобия треугольников

1

21.12.2021

31-34

Решение  задач по теме: "Первый признак подобия треугольников»

4

24.12.2021

28.12.202111.01.202214.01.2022

35-36

Второй и третий признаки подобия треугольников

2

18.01.202221.01.2022

37

Решение задач  по теме: «Второй и третий признаки подобия треугольников»

1

25.01.2022

38

Контрольная работа № 3 по теме: «Теорема Фалеса. Признаки подобия треугольников»

1

28.01.2022

Глава 3.

Решение прямоугольных треугольников

14

Формулировать:

определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса острого угла прямоугольного треугольника;

свойства: выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике.

Записывать тригонометрические формулы, выражающие связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла.

Решать прямоугольные треугольники.

Доказывать:

теорему о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, теорему Пифагора;

формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же острого угла.

Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°, 45°, 60°.

Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач

39

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

1

01.02.2022

40

Теорема Пифагора

(в трансформируемом пространстве)

1

04.02.2022

41

Теорема Пифагора

1

08.02.2022

42

Решение заданий по теме: "Теорема Пифагора

1

11.02.2022

43-44

Решение заданий по теме: «Теорема Пифагора

2

15.02.202218.02.2022

45

Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора»

1

22.02.2022

46-47

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

2

25.02.202201.03.2022

48

Решение заданий по теме: "Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника"

1

04.03.2022

49

Решение прямоугольных треугольников

1

04.03.2022

50-51

Решение заданий по теме: "Решение прямоугольных треугольников

ВП. Неделя математики

2

11.03.202215.03.2022

52

Контрольная работа №5 по теме: "Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников"

1

18.03.2022

Глава 4. Многоугольники. Площадь многоугольника

10

Пояснять, что такое площадь многоугольника.

Описывать многоугольник, его элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники.

Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности.

Формулировать:

определения: вписанного и описанного многоугольника, площади многоугольника, равновеликих многоугольников;

основные свойства площади многоугольника.

Доказывать: теоремы о сумме углов выпуклого n-угольника, площади прямоугольника, площади треугольника, площади трапеции.

Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач

53

Многоугольники

1

22.03.2022

54

Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника

1

25.03.2022

55

Площадь параллелограмма

1

05.04.2022

56

Решение заданий по теме: "Площадь параллелограмма

1

05.04.2022

57

Площадь треугольника

1

08.04.2022

58

Решение заданий по теме: "Площадь треугольника

1

08.04.2022

59

Площадь трапеции

1

12.04.2022

60

Решение заданий по теме: "Площадь трапеции"

1

15.04.2022

61

Решение заданий по теме: "Площадь трапеции"

1

19.04.2022

62

Контрольная работа № 6 по теме: "Многоугольники. Площадь многоугольника"

1

22.04.2022

Повторение и систематизация учебного материала

6

63

Повторение. Подобие треугольников

1

Изображать и находить на рисунках четырёхугольники разных видов и их элементы.

Формулировать:

определение подобных треугольников;

свойства: медиан треугольника, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и секущей;

признаки подобия треугольников.

Записывать тригонометрические формулы, выражающие связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла.

Решать прямоугольные треугольники.

Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности.

Формулировать:

определения: вписанного и описанного многоугольника, площади многоугольника, равновеликих многоугольников;

основные свойства площади многоугольника.

Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач

26.04.2022

64

Повторение. Решение прямоугольных треугольников

1

29.04.2022

65

Повторение. Многоугольники Площадь многоугольника

1

06.05.2022

66

Контрольная работа на промежуточной аттестации

1

13.05.2022

67

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

17.05.2022

68-70

Решение заданий за курс 8 класса

3

20.05.2022

24.05.202227.05.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (6б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.  МАТЕМАТИКА (6б класс 2021-2022)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2021-2022 учебный год 6 А класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по литературе на 2021-2022 учебный год    6 А класс...

Рабочая программа "Интеллектуалы" 8 класс 2021-2022 учкбный год

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Интеллектуалы" 8 класс предназначена для педагогов дополнительного образования. рассчитана на один учебный год....

Рабочая программа по истории на 2021/2022 учебный год. 7 класс. Базовый уровень.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО. Содержание соответсвует Историко-культурному стандарту, линейному принципу исторического образования. Курс новая история расчитан на 28 час,, история Р...