Рабочая программа для 8 класса по геометрии
рабочая программа по геометрии (8 класс)

Харыбина Елена Ивановна

Изучение геометрии  направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности,  изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_a_geometriya.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

142900, Московская область,                                                                                             тел. 31-540

г. о. Кашира, улица Маршала Астахова, д.1

  РАССМОТРЕНО                                                                                                                          

  на заседании ШМО

  ____________Л.В.Фросина

Протокол ШМО №1 от «30 » августа 2021 г.

                                                         

  СОГЛАСОВАНО

  Зам.директора по УВР

  ___________Т.А.Лемешко

 « 30 »  августа  2021 г.

                                                                                         

                 УТВЕРЖДАЮ

              Директор МБОУ «СОШ №1»

                                              ____________Т.Е.Шустрова    

                       «_____»_____________2021 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                               по геометрии

Класс: 8 «А»

Составитель:  Харыбина Елена Ивановна,

                                        учитель высшей квалификационной категории

Кашира

2021

 Пояснительная записка

    Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 8 «А» класса  разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 );
  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 с изменениями);
  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»;
  • учебного плана МБОУ «СОШ № 1» на 2021 – 2022 учебный год.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ СРЕДСТВАМИ УМК по предмету:

1) учебник: Атанасян Л.С.Геометрия 7- 9 класс: Учебник/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдина.- М.: Просвещение, 2018.

 2) Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7-9 класса. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: ИЛЕКСА.

Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа, что составляет 67 учебных часа в год.

Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год.

Изучение геометрии  направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности,  изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В процессе  обучения  геометрии будет реализован компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют  задачи обучения:

  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
  • овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
  • освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенциями;
  • освоение общекультурной, практической математической, социально-личностной компетенциями, что предполагает:
  • общекультурную компетентность (формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов);
  • практическую математическую компетентность (овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин; овладение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров);
  • социально-личностную компетентность (развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, интуиции, которые необходимы для продолжения образования и для самостоятельной деятельности; формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи; воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей геометрии, эволюцией геометрических идей).

 Планируемые результаты освоения программы

по геометрии  

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные:

  • Проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностное отношение к достижениям российских математиков и российской математической школы,  использование этих достижений в других науках и прикладных сферах.
  • Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализация его прав, представление о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр .); готовность к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
  • Установка на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознание важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
  • Способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умение видеть математические закономерности в искусстве.
  • Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, понимание математической  науки как сферы  человеческой  деятельности,  этапов  её  развития и значимости для развития цивилизации; овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладение простейшими навыками исследовательской деятельности.
  • Ориентация на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды.
  • Готовность к действиям в условиях неопределённости, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других.
  • Способность осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

Метапредметные:

  • Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • Формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Предметные:

  • Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с геометрическим текстом( анализировать , извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развития пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из сложных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

       Содержание учебного предмета «Геометрия»

1.Четырёхугольники (14ч).

Многоугольник. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат.

В результате изучения данных  тем обучающийся должен знать: виды многоугольников; определение параллелограмма, свойства параллелограмма, признаки параллелограмма, теоремы; определение прямоугольника, свойства прямоугольника, признаки прямоугольника; определения трапеции, ромба, квадрата.

Уметь:

-  строить выпуклый многоугольник;

-доказывать свойства параллелограмма и применять их при решении задач;

-доказывать признаки параллелограмма и применять их при решении задач;

-доказывать теоремы и свойства прямоугольника;

-решать задачи, опираясь на изученные  свойства.

2.Площадь (14 ч).

Площадь многоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора.

В результате изучения данных  тем обучающийся должен знать: формулы для вычисления площадей многоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; теорему Пифагора, теорему, обратную теореме Пифагора.

Уметь:

- выводить формулу  площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, прямоугольного треугольника, трапеции;

-решать задачи на применение формул;

-решать задачи на нахождение гипотенузы или катета в прямоугольном треугольнике.

3.Подобные треугольники (19 ч).

Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применения подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами  и углами прямоугольного треугольника.

В результате изучения данных  тем обучающийся должен знать: определение подобных треугольников, признаки подобия треугольников, применения подобия к доказательству теорем и решению задач, соотношения между сторонами  и углами прямоугольного треугольника.

Уметь:

- определять подобные треугольники; доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников;

-доказывать признаки подобия треугольников и применять их при решении задач;

-определять среднюю линию треугольника; решать задачи, используя теорему о средней линии треугольника;

-использовать утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач;

- определять синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

4. Окружность  (17 ч).

Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

В результате изучения данных  тем обучающийся должен знать: определение касательной к окружности, доказательство свойства и признака касательной к окружности; определения центрального и вписанного углов, четыре замечательные точки треугольника, определения вписанной  и описанной окружностей.

Уметь:

- находить расстояние от точки до прямой;

-доказывать свойство и признак касательной;

-определять касательную к окружности;

-проводить через данную точку окружности касательную к этой окружности;

-определять градусную меру центрального и вписанного углов;

-вписывать окружность в многоугольник и описывать окружность около многоугольника;

-решать задачи на применение изученных теорем.

5. Повторение.(3ч).

Систематизировать знания и умения.

                                   Календарно-тематическое планирование

Номер

урока

Пункт учебника

Наименование разделов и тем

План

Факт

Глава 5. Четырёхугольники  (14 ч.)

1

п.40-42

Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырёхугольник.

2

п.43

Параллелограмм. Вклад А.И. Добрякова в развитие геометрии.

3

Параллелограмм. Решение задач.

4

п.44

Признаки параллелограмма

5

п.45

Трапеция

6

Трапеция

7

п.46

Прямоугольник. Вклад отечественных учёных в использование золотого сечения в архитектуре.

8

п.47

Ромб и квадрат

9

Ромб и квадрат

10

п.48

Осевая и центральная симметрии

11

Решение задач. Меры длины на Руси.

12

Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники».

Глава 6. Площадь (14ч.)

13

п.49

Работа над ошибками.

 Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата

14

п.51

Площадь прямоугольника

15

п.52

Площадь параллелограмма

16

Площадь параллелограмма. Задачи.

17

п.53

Площадь треугольника. Современные достижения отечественной науки в области вычислений.

18

Площадь треугольника

19

п.54

Площадь трапеции

20

Площадь трапеции

23

п.55

Теорема Пифагора. . Вклад российских учёных в развитие математического мышления.

 24

п.56

Теорема, обратная теореме Пифагора

25

п.57

Формула Герона

26

Решение задач. История школьной геометрии в России.

27

Решение задач

28

Контрольная работа №2 по теме «Площадь»

Глава 7. Подобные треугольники (19ч.)

29

п.58

59

Работа над ошибками.

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников

30

п.60

Отношение площадей  подобных треугольников. Исследования российских ученых в области геометрии.  

31

п.61

Первый признак подобия треугольников

32

Первый признак подобия треугольников

33

п.62

Второй  признак подобия треугольников

34

Второй  признак подобия треугольников

35

п.63

Третий  признак подобия треугольников

36

Контрольная работа №3 по теме «Подобные треугольники»

37

п.64

Работа над ошибками.

Средняя линия треугольника

38

Средняя линия треугольника. Вклад в математику С.А.Чаплыгина.

39

Средняя линия треугольника

40

п.65

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Факты из истории геометрии.

41

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

42

п.66

Практические приложения подобия треугольников. Вклад русских учёных в путешествие по «ленте времени».

43

Практические приложения подобия треугольников.

44

п.68

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

17.02

45

п.69

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600.

46

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600.

47

Контрольная работа №4 по теме «Применение подобия к решению задач»

Глава 8. Окружность (17 ч.)

48

п.70

Работа над ошибками.

Взаимное расположение прямой и окружности.

49

п.71

Касательная к окружности.

50

Касательная к окружности. Вклад русских учёных в курсе математики «У истоков геометрии».

51

п.72

Градусная мера дуги окружности

52

Градусная мера дуги окружности

53

п.73

Теорема о вписанном угле. Вклад  Н.И.Лобачевского в развитие геометрии.

54

Теорема о вписанном угле

55

п.74

Свойства биссектрисы угла

56

п.75

Свойства серединного перпендикуляра к отрезку

57

п.76

Теорема о пересечении высот треугольника

58

п.77

Вписанная окружность. С.В.Ковалевская и ее вклад в науку.

59

Вписанная окружность.

60

п.78

Описанная окружность.

61

Описанная окружность.

62

Решение задач.

63

Решение задач.

64

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность»

17.05

Повторение (6ч.)

65

Работа над ошибками.

Решение задач.

66

Решение задач. Использование материала курса 8 класса учёными математиками, разработчиками ОГЭ и ЕГЭ.

67

Решение задач.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс по геометрии

Рабочая программа 8 класс по геометрии...

Рабочая программа 8 класс по геометрии

Рабочая программа 8 класс по геометрии...

Рабочая программа 8 класс по геометрии Л.С. Атанасян

Рабочая программа 8 класс по геометрии Л.С. Атанасян по 2 часовой программе...

Рабочая программа 10 класс по геометрии Л.С. Атанасян

Рабочая программа 10 класс по геометрии Л.С. Атанасян по 2 часовой программе...

Рабочая программа 8 класса по геометрии

Рабочая программа 8 класса по геометрии (Атанасян, 68 ч)...

Рабочая программа 9 класса по геометрии

Рабочая программа 9 класса по геометрии (Атансян, 68 ч)...