Применение производной при решении стереометрических задач
статья по геометрии (10, 11 класс)

Калинина Евгения Александровна

Геометрические задачи решаются разными способами, одним из которых является применение производной. Используя данный способ решение задач сводится к  исследованию функции. В данной статье будет представлено решение геометрических задач с использованием производной. Материалы статьи хорошо использовать для проведения занятий со школьниками старших классов и студентами первого курса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kalininoy.docx184.22 КБ

Предварительный просмотр:

Калинина Евгения Александровна

учитель математики УСВУ, к.ф.-м.н., доцент

Применение производной при решении стереометрических задач

Геометрические задачи решаются разными способами, одним из которых является применение производной. Используя данный способ решение задач сводится к  исследованию функции. В данной статье будет представлено решение геометрических задач с использованием производной. Материалы статьи хорошо использовать для проведения занятий со школьниками старших классов и студентами первого курса.

Задача 1. Даны прямоугольные параллелепипеды, в основании которых лежат квадраты. Объем каждого параллелепипеда равен . Найти параллелепипед с наименьшим периметром боковой грани и вычислить его периметр.

Решение.

Так как в основании параллелепипеда лежит квадрат, то его сторона равна  Боковое ребро.

 Известно, что объем этих параллелепипедов . Надо найти параллелепипед с наименьшим периметром боковой грани. Периметр боковой грани равен . Этот периметр должен быть наименьшим:  .

Таким образом,  нужно минимизировать функцию, зависящую от двух переменных . Эти переменные связаны формулой объема . Выразим , тогда   .

Найдем производную:

 

 

отсюда критические точки.

точка минимума. На всем промежутке  значение функции в точке  является наименьшим, так как на промежутке  функция убывает, а на промежутке  – возрастает. Точка экстремума на промежутке  – единственная.

Найдем . И, наконец, найдем .

Ответ: Параллелепипед имеет измерения . Наименьшее значение периметра боковой грани равно 6.

Задача 2.

Вычислите приближённо объём сферического слоя, если известно, что радиус внутренней поверхности R = 0,5 м, а толщина равна 0,1 м .

Решение  

Объём шара  .  Объём сферического слоя есть приращение объёма шара, вызванное изменением радиуса от 0,5 до 0,6 м.

Приращение объёма шара заменяем дифференциалом:

Подставим числовые значения R=0,5, dR=0,1.  Имеем

Ответ:  0,314 м3.

Задача 3.  Площадь поверхности сферы, вписанной в конус, равна 100π . Длина окружности, по которой сфера касается поверхности конуса, равна 6π . Найдите радиус основания конуса.

Решение
Площадь поверхности сферы вычисляется по формуле S = 4π R2. По условию S=100π,  отсюда следует, что R = 5.

Так как длина окружности, по которой сфера касается поверхности конуса, равна 6π, то   R1 = 3.

Выберем систему координат так, как показано на рисунке. Известно, что CO = R = 5, CL = R1=3.
Используя теорему Пифагора,
найдём
OL. Имеем следовательно, точка L имеет координаты

L(− 4,0).  Необходимо найти ординату точки B , так как BP - это радиус основания конуса.

Заметим, что точка B лежит на прямой AB, которая является касательной к окружности в точке C(−4,3). Уравнение окружности радиуса R = 5 имеет вид   Нас интересует часть окружности, расположенная выше оси абсцисс:  

Найдём уравнение касательной к этой кривой и вычислим значение
функции в точке
x = 5.

Воспользуемся формулой  Найдём y(x0), y′(x0):

Т.к.  то

Таким образом, уравнение касательной имеет вид

отсюда 

Следовательно, радиус основания конуса равен 15.

Ответ:  15.

Задача 4. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 с ребрами CD = 24, AD= 6 и DD1 =4 проведена плоскость через центр симметрии грани A1B1C1D1 , вершину А и точку Р, лежащую на ребре DC. Какую наименьшую площадь может иметь сечение параллелепипеда этой плоскостью? На какие части делит точка P ребро DC в этом случае?

Решение

Проведем плоскость и построим сечение (см. рис).  АО ∈ АA1C1С - линия, принадлежащая данной плоскости. Продолжим АО до пересечения с CC1 в точке S. Тогда SP - линия пересечения грани DD1C1C и данной плоскости, а сечение ANMP - параллелограмм. Sсеч =  SAMNP = SK*AP/2 , потому что - высота параллелограмма ANMP. Это видно из следующего рассуждения.

В ΔASC  ОC1 - средняя линия (значит SC1 = 4), в ΔPSC также средняя линия МC1, а плоскость  A1B1C1D1 делит пополам любую линию между S и плоскостью ABCD, а значит и SK.

Пусть PC = x; ΔCLP подобен ΔDAP,

,;

Из ΔCLP:;

Из ΔSCK:;

Из ΔADP:;

Sсеч =;

Если = 0, то 18x+16*2(24—x)*(-1) = 0;

50x—32*24 = 0,

x = 32*= 32*=  (это точка min);

Sсеч = 312;

DP = 24-16*= ;

Ответ: 312 кв. ед.; ;  .

Задача 5. Высота пирамиды TABC с основанием ABC проходит через середину ребра AC. Выберите на AC точку М так, чтобы площадь сечения пирамиды плоскостью, проходящей через точку M, середину ребра TC и вершину B, была наименьшей, если AB=BC=AC=TC=2.

Решение.

HF=FC=;

S∆BME = BM*EK* ; Из ∆TCH => TH = =;

EF =  =;

Пусть MC = x. 

Из ∆BMC по теореме косинусов MB2= x2+4-2*2*x*;

MB =;

S∆BMC = 0,5*MC*BC*sinC=;

S∆BMC = 0,5*BM*PC,

,

PC =;

 ∆KMF подобен ∆PMC(по двум углам): =

;

Из ∆KEF =>KE=;

S∆BME =;

Если = 0, то

6(x-)+(2x-2)* = 0;

15x—9 = 0;

x =;    

S() = кв.ед.

Ответ: кв.ед.

Задача 6. В сферу радиусом R вписана правильная треугольная пирамида, высота которой в 1,5 раза меньше высоты основания. Между боковой гранью пирамиды и сферой расположена правильная четырехугольная призма, одно из оснований которой (ближнее к центру сферы) лежит в плоскости боковой грани пирамиды, а вершины другого основания принадлежат сфере. Какой должна быть высота призмы, чтобы ее объем был наибольшим? Найти этот объем.

Дано:

SABC – правильная треугольная пирамида (рис), вписанная в сферу радиусом R,

SO*1,5 = AD,

LMN – правильная четырехугольная призма.

Найти: Vпр = f(LM).

Решение:

Пусть SO = H, тогда AD = 1,5H;  SO1 = R – радиус сферы;  LM = x –высота призмы.

∆SKO1 подобен ∆SOD =>  => OK1 = OD*.

Из ∆AO1O: R2 = AO2 + O1O2 = ,

R2 = 4* + 4* –AD*R*,

8*= AD*R*=> AD =.

Отсюда OD = ; AO1 = R и SO1 = R;     SD ==R,

OK1 =2*R*=R;

O1K = R.

Из ∆O1FN => R2 = (O1K + x)2 + NF2,

NF =,

Sосн = 2NF2.                                

Vпр = Sосн*x = 2(R2 – – 2x - x2)*x;

Vпр = 2(4R2 – 2x2- x3);

V’пр(x) = 2(4 – 2x- 3x2) = 0;          

x 1,2 = (2R+ + 12)*() =(2R+4)*();

x = 2           

Vпр.max = 2(4R2*2– 2R*4 - 40)=

 16R3 (1 – )* = 16.

Ответ: 16м3 при H = 2.

Список литературы

  1. Апанасов П.Т., Апанасов Н.П. Сборник математических задач с практическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987.
  2. 2. Зайцев И.А. Высшая математика. – М.: Высшая школа, 1991.
  3.  Кутасов А.Д., Пиголкина Т.С., Чехлова В.И., Яковлева Т.Х. Пособие по математике для поступающих в вузы. – М.: Наука, 1982.
  4. Виленкин Н.Я., Мордкович А.Г. Производная и интеграл .– М.: Просвещение, 1976.
  5. Каченовский М.И., Колягин Ю.М. Математика для техникумов.
    Алгебра и начала анализа. – М.: Наука, 1987.
  6. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и
    математический анализ. – М.: Просвещение, 1998.
  7. Супрун В. П. Избранные задачи повышенной сложности по математике. – Минск: Полымя, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по теме "Применение производной при решении физических задач"

урок интегрированный по теме " Применение производной при решении задач по физике" ,обощает понятие производной и показывает гдеприменяется производная в физике....

интегрированный урок по теме "Применение производной при решении физических задач"

урок интегрированный по теме " Применение производной при решении задач по физике" ,обощает понятие производной и показывает гдеприменяется производная в физике....

Интегрированный урок физика- математика " Применение производной при решении физических задач"

Занятие рассчитано на 2 учебных часа. Презентация, выполненная  в программе SMARTNotebook 10 (14 слайдов), рассчитана на все занятие. Презентация (3слайда) прикреплена к слайду № 6, применяется д...

"Применение производной в решении практических задач на наибольшее и наименьшее значение" 10 класс

Каждый человек время от времени оказывается в ситуации, когда надо отыскать наилучший способ решения какой-либо задачи, и математика становится средством решения проблем организации произв...

Интегрированный урок по теме "Применение производной в решении физических задач"

Урок проводится учителем математики и физики. Оценки выставляются по обоим предметам....

Интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"

Мы рассмотрим применение производной не только  в кинематике, возможности применения производной намного шире,: ее можно применять при изучении многих вопросов по динамике, так же при изучении эл...

интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"

Урок расчитан на 2 часа. Используется презентация по теме" Важность изучения производной". кроссворд по теме урока, задчи по теме"Кинематика", задачи по теме "Кинематика"....