Рабочая программа по геометрии 7-9 классы
рабочая программа по геометрии (7, 8, 9 класс)

Колесник Светлана Ивановна

Рабочая программа по геометрии 7-9 классы по учебнику авторов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты обучения геометрии в 7-9 классах

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных ,метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы:

Выпускник научится в 7-9 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
  • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Отношения

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
  • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

Геометрические построения

  • Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

Геометрические преобразования

  • Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • распознавать движение объектов в окружающем мире;
  • распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.

Векторы и координаты на плоскости

  • Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
  • определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.

Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях

Геометрические фигуры

  • Оперировать понятиями геометрических фигур;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
  • формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
  • доказывать геометрические утверждения;
  • владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников).

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Отношения

  • Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
  • применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
  • характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Оперировать представлениями о длине, площади, объеме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
  • проводить простые вычисления на объемных телах;
  • формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объемов и решать их.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • проводить вычисления на местности;
  • применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.

Геометрические построения

  • Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
  • свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях,
  • выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
  • изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

Преобразования

  • Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
  • строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;
  • применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.

Векторы и координаты на плоскости

  • Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;
  • выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;
  • применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
  • выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
  • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.

Содержание курса геометрии в 7–9 классах

Элементы теории множеств и математической логики

Согласно ФГОС основного общего образования в курс математики введен раздел «Логика», который не предполагает дополнительных часов на изучении и встраивается в различные темы курсов математики и информатики и предваряется ознакомлением с элементами теории множеств.

Элементы логики

Определение. Утверждения. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.

Высказывания

Истинность и ложность высказывания. Сложные и простые высказывания. Операции над высказываниями с использованием логических связок: и, или, не. Условные высказывания (импликации).

Геометрические фигуры

Фигуры в геометрии и в окружающем мире

Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».  

Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и ее свойства, виды углов, многоугольники, круг.

Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.

Многоугольники

Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.

Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.

Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата.

Окружность, круг

Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников.

Геометрические фигуры в пространстве (объемные тела)

Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.

Отношения

Равенство фигур

Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.

Параллельность прямых

Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида. Теорема Фалеса.

Перпендикулярные прямые

Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности.

Подобие

Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия.

Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

Измерения и вычисления

Величины

Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла.

Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади.

Представление об объеме и его свойствах. Измерение объема. Единицы измерения объемов.

Измерения и вычисления

Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины окружности и площади круга. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора. Теорема синусов. Теорема косинусов.

Расстояния

Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами.

Геометрические построения

Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.

Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному,

Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам.

Деление отрезка в данном отношении.

Геометрические преобразования

Преобразования

Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобие.

Движения

Осевая и центральная симметрия, поворот и параллельный перенос. Комбинации движений на плоскости и их свойства.

Векторы и координаты на плоскости

Векторы

Понятие вектора, действия над векторами, использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие, скалярное произведение.

Координаты

Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Уравнения фигур. Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.

История математики

 Числа и длины отрезков. Рождение буквенной символики.

От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель. Построение правильных многоугольников. Триссекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.

Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира.

Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.

Роль российских ученых в развитии математики: Л. Эйлер. Н.И. Лобачевский, П.Л.Чебышев, С. Ковалевская, А.Н. Колмогоров.

Примерное тематическое планирование. Геометрия. 7 класс

  2 часа в неделю, всего 66-70 часов.

Номер

параграфа

Содержание учебного материала

Количество часов

Глава 1 Простейшие геометрические фигуры и их свойства

15

1

Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Точка, линия, прямая.

Элементы логики

Определение. Утверждения. Теоремы. Доказательство.

Геометрические построения

Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. История математики. От земледелия к геометрии. Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. «Начала» Евклида. Рождение буквенной символики.        

2

2

Отрезок.

Измерения и вычисления.

Величины.

Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины.

Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление  длин (расстояний). Расстояния

Расстояние между точками. Свойства  длины отрезка. Инструменты для построений. Линейка.

История математики

Числа и длины отрезков. Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.

3

3

Луч, угол, виды углов, биссектриса угла. Прямой угол. Величина угла. Градусная мера угла.  Измерения и вычисления

Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов

3

4

Виды углов.

Измерения и вычисления

Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов

3

5

Перпендикулярные прямые

Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная. Расстояние от точки до прямой. Инструменты для построений: линейка, угольник.  

1

6

Аксиомы. Высказывания. Истинность и ложность высказываний. История математики. От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес

2

Контрольная работа № 1

1

Глава 2 Треугольники

18

7

Треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники.

Равенство фигур

Свойства равных треугольников.

2

8

Признаки равенства треугольников.

Серединный перпендикуляр к отрезку.

5

9

Равнобедренный треугольник, его свойства

Равносторонний треугольник.

4

10

Признаки равнобедренного треугольника

2

11

Признаки равенства треугольников

2

12

Теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной.

2

Контрольная работа № 2

1

Глава 3 Параллельные прямые. Сумма углов треугольника.

16

13

Параллельность прямых

 Аксиома параллельности Евклида.

1

14

Виды углов. Признаки параллельности прямых. История пятого постулата. Роль российских ученых в развитии математики: Л. Эйлер. Н.И. Лобачевский

2

15

Свойства параллельных прямых

3

16

Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.

4

17

Прямоугольный треугольник. Признаки равенства треугольников.

2

18

Свойства прямоугольного треугольника

3

Контрольная работа № 3

1

Глава 4 Окружность и круг. Геометрические построения

16

19

Окружность, круг, их элементы .

2

20

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности

3

21

Описанная и вписанная окружности треугольника

3

22

Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному. Деление отрезка в данном отношении.

3

23

Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам.

История математики. Триссекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба.

4

Контрольная работа № 4

1

                           Повторение и систематизация учебного материала

           1- 5

Упражнения для повторения курса геометрии 7 класса

0-4

Итоговая контрольная работа № 5

1

Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класс, 70 ч

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Содержание

Примечание

план.

фактич.

Глава I.  Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 часов)

1

Точки и прямые

Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Точка, линия, прямая.

Элементы логики

Определение. Утверждения. Теоремы. Доказательство. Логические рассуждения

Геометрические построения

Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. «Начала» Евклида. Рождение буквенной символики.

2

Точки и прямые

3

Отрезок и его длина

Отрезок.

Измерения и вычисления.

Величины.

Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины.

Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление  длин (расстояний) Расстояния

Расстояние между точками. Свойства  длины отрезка

Инструменты для построений. Линейка.

История математики

 Числа и длины отрезков. Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.  

4

Равные отрезки

5

Свойства длины отрезка.

6

Луч. Угол.

Луч, угол, виды углов биссектриса угла. Прямой угол. Величина угла. Градусная мера угла.  Измерения и вычисления

Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов

7

Измерение углов.

8

Биссектриса угла.

9

Смежные углы

Виды углов.

Измерения и вычисления

Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов

10

Вертикальные углы

11

Решение задач

12

Перпендикулярные прямые

Перпендикулярные прямые

Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная. Расстояние от точки до прямой. Инструменты для построений: линейка, угольник.  

13

Аксиомы

Аксиомы. Высказывания.  Истинность и ложность высказываний. История математики. От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес 

14

Решение задач

15

Контрольная работа  № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»

                                                                      Глава 2. Треугольники (18ч)

16

Треугольник. Равные треугольники.

Треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники.

Равенство фигур

Свойства равных треугольников.

17

Высота, медиана, биссектриса треугольника.

18

Первый признак равенства треугольников

Признаки равенства треугольников.

 

Серединный перпендикуляр к отрезку.

19

Серединный перпендикуляр к отрезку.

20

Второй признак равенства треугольников

21

Решение задач

22

Решение задач

23

Равнобедренный треугольник

Равнобедренный треугольник, его свойства

Равносторонний треугольник.

24

Равносторонний треугольник

25

Свойства равнобедренного треугольника

26

Решение задач

27

Признаки равнобедренного треугольника

Признаки равнобедренного треугольника

28

Признаки равнобедренного треугольника

29

Третий признак равенства треугольников.

Признаки равенства треугольников.

30

Решение задач

31

Теоремы.

Теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной.

32

Решение задач.

33

Контрольная  работа № 2 по теме: «Треугольники»

                                                                    Глава 3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16ч)

34

Параллельные прямые

Параллельность прямых

Аксиома параллельности Евклида.

35

Признаки параллельности двух прямых

Виды углов.

Признаки  параллельных прямых.

История пятого постулата.

Роль российских ученых в развитии математики: Л. Эйлер. Н.И. Лобачевский

36

Решение задач.

37

Свойства параллельных прямых.

Свойства параллельных прямых.

38

Свойства параллельных прямых.

39

Решение задач.

40

Сумма углов треугольника

Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.

41

Внешние углы треугольника

42

Неравенство треугольника

43

Решение задач

44

Прямоугольный треугольник.

Прямоугольный треугольник. Признаки равенства треугольников.

45

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

46

Свойства прямоугольного треугольника.

Свойства прямоугольного треугольника.

47

48

Решение задач

49

Контрольная работа  № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»

                                             Глава 4. Окружность и круг. Геометрические построения (16ч)

50

Геометрическое место точек

Окружность, круг, их элементы

51

Окружность и круг.

52

Некоторые свойства окружности

Свойства окружности. Касательная к окружности.

53

Касательная к окружности

54

Решение задач

55

Описанная окружность

Вписанные и описанные окружности для треугольников

56

Вписанная окружность

57

Решение задач

58

Задачи на построение

Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному. Деление отрезка в данном отношении.

59

Задачи на построение

60

Задачи на построение

61

Метод геометрических мест точек в задачах на построение.

Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам.

История математики. Триссекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба

62

Метод геометрических мест точек в задачах на построение.

63

Решение задач

64

Решение задач

65

Контрольная работа № 4 по теме  «Окружность и круг. Геометрические построения»

Повторение и систематизация учебного материала (5ч)

66-68

Повторение  курса геометрии 7 класса

69

Итоговая контрольная работа

70

Обобщающий урок

Примерное тематическое планирование. Геометрия 8 класс

  2 часа в неделю, всего 66-70 часов.

Номер

параграфа

Содержание учебного материала

Количество часов

Глава 1 Четырёхугольники

26

1

Четырёхугольник и его элементы.

           2

2

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

           3

3

Признаки параллелограмма

2

4

Прямоугольник. Свойства и признаки прямоугольника

2

5

 Ромб. Свойства и признаки ромба

2

6

Квадрат. Свойства и признаки квадрата.

2

Контрольная работа № 1

1

7

Средняя линия треугольника

2

8

Трапеция. Равнобедренная трапеция.

4

9

Центральные и вписанные углы.

2

10

Описанная и вписанная окружности четырехугольника.

3

Контрольная работа № 2

1

Глава 2 Подобие треугольников.

12

11

Теорема Фалеса. Пропорциональные отрезки .Теорема о пропорциональных отрезках

3

12

Преобразования

Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобные треугольники. Подобие. Подобие фигур.

1

13

Признаки подобия. Первый признак подобия. Касательная и секущая к окружности, их свойства.

4

14

Второй и третий признаки  подобия треугольников. Л.Эйлер.

3

Контрольная работа № 3

1

Глава 3 Решение прямоугольных треугольников

15

15

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

2

16

Теорема Пифагора.

4

Контрольная работа № 4

1

17

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Тригонометрические функции тупого угла.

3

18

Решение прямоугольных треугольников. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений.

4

Контрольная работа № 5

1

Глава 4 Многоугольники. Площадь многоугольника.

           12

19

Многоугольники. Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Построение правильных многоугольников

1

20

Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника. Понятие о площади плоской фигуры и её свойствах. Измерение и вычисление площадей. Единицы измерения площади.

1

21

Площадь параллелограмма. Формулы площади параллелограмма и его частных видов.

2

22

Площадь треугольника. Формулы

3

23

Площадь трапеции. Сравнение и вычисление площадей.

4

Контрольная работа № 6

1

                           Повторение и систематизация учебного материала

            1-5

Упражнения для повторения курса геометрии 8 класса

0-4

Итоговая контрольная работа

1

Календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класс, 67 ч

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Содержание

Примечание

план.

фактич.

Глава I.  Четырёхугольники (26 часов)

1

Четырёхугольник и его элементы.

Четырёхугольник и его элементы.

2

Четырёхугольник и его элементы.

3

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

4

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

5

Решение задач

6

Признаки параллелограмма

 Признаки параллелограмма

7

Решение задач

8

Прямоугольник.

Прямоугольник. Свойства и признаки прямоугольника

9

Свойства и признаки прямоугольника

10

Ромб. Свойства и признаки ромба

Ромб. Свойства и признаки ромба

11

Решение задач

12

Квадрат. Свойства и признаки квадрата.

Квадрат. Свойства и признаки квадрата.

13

Решение задач

14

Контрольная работа  № 1 по теме «Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат»

15

Средняя линия треугольника

16

Решение задач

17

Трапеция.

Трапеция. Равнобедренная трапеция.

18

Равнобедренная трапеция.

19

Решение задач

20

Решение задач

21

Центральные и вписанные углы.

Центральные и вписанные углы.

22

Центральные и вписанные углы.

23

Описанная и вписанная окружности четырехугольника.

Описанная и вписанная окружности четырехугольника.

24

Описанная и вписанная окружности четырехугольника.

25

Решение задач

26

Контрольная  работа № 2 по теме: «Трапеция. Средняя линия треугольника. Свойства окружностей»

Глава 2. Подобие треугольников (12ч)

27

Теорема Фалеса.

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

28

Теорема о пропорциональных отрезках

29

Решение задач

30

Подобные треугольники

Преобразования

Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобные треугольники. Подобие. Подобие фигур

31

Первый признак подобия.

Первый признак подобия. Касательная и секущая к окружности, их свойства.

32

Касательная и секущая к окружности, их свойства.

33

Решение задач.

34

Решение задач.

35

Второй признак  подобия треугольников.

Второй и третий признаки  подобия треугольников. Л.Эйлер.

36

Третий признаки  подобия треугольников.

37

Решение задач.

38

Контрольная работа  № 3 по теме «Признаки подобия треугольников»

Глава 3. Решение прямоугольных треугольников. (15ч)

39

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

40

Решение задач

41

Теорема Пифагора.

Теорема Пифагора.

42

Теорема Пифагора.

43

Обратная теорема

44

Решение задач

45

Контрольная работа  № 4 по теме «Теорема Пифагора»

46

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника.

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Тригонометрические функции тупого угла.

47

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника.

48

Решение задач

49

Решение прямоугольных треугольников.

Решение прямоугольных треугольников. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений.

50

Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений.

51

Решение задач

52

Решение задач

53

Контрольная работа  № 5 по теме «Решение прямоугольных треугольников»

Глава 4 Многоугольники. Площадь многоугольника (12ч)

54

Многоугольники

Многоугольники. Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Построение правильных многоугольников

55

Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника.

Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника. Понятие о площади плоской фигуры и её свойствах. Измерение  и вычисление площадей. Единицы измерения площади.

56

Площадь параллелограмма

Формулы площади параллелограмма и его частных видов.

57

Решение задач

58

Площадь треугольника.

Формулы площади треугольника

59

Площадь треугольника.

60

Решение задач

61

Площадь трапеции.

Площадь трапеции. Сравнение и вычисление площадей.

62

Площадь трапеции.

63

Решение задач

64

Решение задач

65

Контрольная работа № 6 по теме  «Площадь»

Повторение и систематизация учебного материала (2ч)

66

Обобщающий урок по курсу геометрии 8 класса

67

Итоговая контрольная работа.

Примерное тематическое планирование. Геометрия 9 класс

  2 часа в неделю, всего 65-70 часов.

Номер

параграфа

Содержание учебного материала

Количество часов

Глава 1 .Решение треугольников.

17

1

Тригонометрические функции угла от 0◦до 180◦. Тригонометрические функции тупого угла.

           2

2

 Теорема косинусов.

           4

3

Теорема синусов.

3

4

Решение треугольников.

2

5

 Формулы для нахождения площади треугольника.

5

Контрольная работа № 1

1

Глава 2 .Правильные многоугольники.

10

6

Правильные многоугольники и их свойства. Построение правильных многоугольников

4

7

Формулы длины окружности и площади круга. Вписанные и описанные окружности для  правильных многоугольников. История математики. История числа π. Золотое сечение.

5

Контрольная работа № 2

1

Глава 3. Декартовы координаты.

12

8

Координаты. Основные понятия .Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка.

3

9

Уравнения фигур. Уравнение окружности.

3

10

Уравнение прямой.

2

11

Угловой коэффициент прямой.

3

Контрольная работа № 3

1

Глава 4. Векторы.

15

12

Понятие вектора

2

13

Координаты вектора.

1

14

Действия над векторами. Сложение и вычитание векторов.

4

15

Умножение вектора на число

3

16

Скалярное произведение векторов. Использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие. Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.

4

Контрольная работа № 4

1

Глава 5. Геометрические преобразования.

9

17

Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос.

2

18

Осевая и центральная симметрия

2

19

Поворот.

2

20

Гомотетия. Подобие фигур. Комбинации движений на плоскости и их свойства.

2

Контрольная работа № 5

1

                           Повторение и систематизация учебного материала

           2- 5

Упражнения для повторения курса геометрии 9 класса

1-4

Итоговая контрольная работа

1

Календарно-тематическое планирование по геометрии 9 класс, 65 ч

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Содержание

Примечание

план.

фактич.

Глава 1 .Решение треугольников (17 часов)

1

Тригонометрические функции угла от 0◦до 180◦.

Тригонометрические функции угла от 0◦до 180◦. Тригонометрические функции тупого угла.

2

Тригонометрические функции угла от 0◦до 180◦.

3

Теорема косинусов.

 Теорема косинусов.

4

Теорема косинусов.

5

Решение задач

6

Решение задач

7

Теорема синусов.

Теорема синусов.

8

Теорема синусов.

9

Решение задач

10

Решение треугольников.

Решение треугольников.

Леонард Эйлер.

11

Решение треугольников.

12

Формулы для нахождения площади треугольника.

Формулы для нахождения площади треугольника.

13

Формулы для нахождения площади треугольника.

14

Формулы для нахождения площади треугольника.

15

Решение задач

16

Решение задач

17

Контрольная  работа № 1 по теме: «Решение треугольников»

Глава 2 .Правильные многоугольники (10 часов)

18

Правильные многоугольники и их свойства.

Правильные многоугольники и их свойства. Построение правильных многоугольников

19

Правильные многоугольники и их свойства.

20

Решение задач

21

Решение задач

22

Длина окружности.

Формулы длины окружности и площади круга. Вписанные и описанные окружности для  правильных многоугольников. История математики. История числа π. Золотое сечение.

23

Площадь круга.

24

Длина окружности.

Площадь круга.

25

Решение задач.

26

Решение задач.

27

Контрольная  работа № 2 по теме: «Правильные многоугольники»

Глава 3. Декартовы координаты (12 часов)

28

Расстояние между двумя точками с заданными координатами.

Координаты. Основные понятия .Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка.

29

Координаты середины отрезка

30

Решение задач

31

Уравнение фигуры. Уравнение окружности

Уравнения фигур. Уравнение окружности.

32

Решение задач

33

Решение задач

34

Уравнение прямой.

Уравнение прямой.

35

Решение задач

36

Угловой коэффициент прямой.

Угловой коэффициент прямой. Рене Декарт.

37

Решение задач

38

Решение задач

39

Контрольная работа  № 3 по теме «Декартовы координаты»

Глава 4. Векторы (15 часов)

40

Понятие вектора

Понятие вектора

41

Понятие вектора

42

Координаты вектора.

Координаты вектора.

43

Сложение и вычитание векторов.

Действия над векторами. Сложение и вычитание векторов.

44

Сложение и вычитание векторов.

45

Решение задач

46

Решение задач

47

Умножение вектора на число

Умножение вектора на число

48

Умножение вектора на число

49

Решение задач

50

Скалярное произведение векторов.

Скалярное произведение векторов. Использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие. Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.

51

Скалярное произведение векторов.

52

Решение задач

53

Решение задач

54

Контрольная работа № 4 по теме  «Векторы»

Глава 5. Геометрические преобразования (9 часов)

55

Движение(перемещение) фигуры. Параллельный перенос.

Движение(перемещение) фигуры. Параллельный перенос.

56

Параллельный перенос.

57

Осевая  симметрия

Осевая и центральная симметрия

58

Центральная симметрия

59

Поворот.

Поворот.

60

Поворот.

61

Гомотетия. Подобие фигур.

Гомотетия. Подобие фигур. Комбинации движений на плоскости и их свойства.

62

Комбинации движений на плоскости и их свойства.

63

Контрольная работа № 5 по теме  «Геометрические преобразования»

Повторение и систематизация учебного материала (2ч)

64

Обобщающий урок по курсу геометрии 7-9 классов

65

Итоговая контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по геометрии для 10 класса.Учебник "Геометрия 10-11",авт.Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов и др.

Рабочая программа по геометрии для 10 класса содержит несколько разделов, в том числе содержание курса геометрии 10 класса,календарно-тематическое планирование,контрольные работы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 9 КЛАССА (по учебнику Погорелова А.В. Геометрия 7-11 класс)

Рабочая программа по геометрии для 9 классаУчитель - Давтян Римма Артемовна...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)

Программа разработана на основе                 Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ГЕОМЕТРИИ 7-9 класс УМК Л.С. Атанасяна Геометрия 7-9 класс

календарно-тематическое планирование и рабочая программа по геометрии на 2016-2017 учебный год...