Конспект урока "Теорема о трех перпендикулярах"
план-конспект урока по геометрии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Теорема о трёх перпендикулярах».
Цели урока:
обучающие:
- знать теорему о трех перпендикулярах и уметь применять ее при решении задач;
развивающие:
- уметь логически мыслить, точно выражать свои мысли, творчески подойти к поставленной задаче;
воспитательные:
- воспитать точность, аккуратность, любовь к предмету; показать красоту предмета.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: иллюстративно-словесный (комментируется ход доказательства теоремы, решаются задачи на применение теоремы).
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
(в том числе технические средства обучения)
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, печатные средства (раздаточный материал).
Содержание урока:
План урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Постановка цели урока. (1 мин).
- Актуализация опорных знаний (4 мин).
- Изучение нового материала (15 мин).
- Закрепление изученного материала (20 мин).
- Домашнее задание (1 мин).
- Подведение итогов (2 мин).
- Резерв.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Включает в себя приветствие учителем класса, подготовку помещения к уроку, проверку отсутствующих.
2. Постановка цели урока.
Сегодня мы с вами узнаем теорему о трех перпендикулярах и научимся решать и доказывать задачи в пространстве с помощью это теоремы.
3. Актуализация опорных знаний.
Проводится в форме фронтальной работы с классом.
- Способы задания плоскости;
- Какие прямые в пространстве называются параллельными?
- Какие прямые в пространстве называются перпендикулярными?
- Определение перпендикулярности прямой и плоскости;
- Признак перпендикулярности прямой и плоскости;
- Как проверить перпендикулярность прямой и плоскости с помощью строительного угольника?
- Сформулируйте теорему о перпендикулярности плоскости одной из параллельных прямых;
- Что называется перпендикуляром к плоскости?
- Что называется наклонной к плоскости?
- Что называется проекцией наклонной на плоскость?
4. Изучение нового материала.
Учитель: Открывайте тетради, записывайте сегодняшнее число и тему урока «Теорема о трёх перпендикулярах».
Учитель:
- Запишите в тетрадях теорему о трёх перпендикулярах:
Теорема 1. Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной.
Доказательство:
Рассмотрим плоскость . Прямая перпендикулярна к этой плоскости, так как она перпендикулярна к двум пересекающимся прямым и , лежащим в плоскости (по условию и, так как . Отсюда следует, что прямая перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости , в частности . ЧТД.
Обратная теорема: Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ней, перпендикулярна и к ее проекции.
2) Решение примеров на доске:
Задача 1. В треугольнике угол прямой, а - перпендикуляр к плоскости . Доказать, что - прямоугольный.
Доказательство: Сделаем рисунок (рисунок 2).
Пусть треугольник лежит в плоскости . Так как перпендикулярна плоскости , то . Прямую рассмотрим как наклонную к плоскости , тогда будет проекцией на плоскость . По условию, так как в , то . Таким образом по теореме о трех перпендикулярах из того что и , следует, что . Получаем, что в угол прямой, а значит - прямоугольный. ЧТД
Задача 2. Из вершины квадрата со стороной 16 см восстановлен перпендикуляр длиной 12 см. Доказать, что треугольник - прямоугольный и найти его площадь.
Решение: Сделаем рисунок ( рисунок 3).
Обозначим - плоскость, в которой лежит квадрат . По условию , тогда . Если рассмотреть как наклонную к плоскости , то является её проекцией на эту плоскость. Так как - квадрат, . С другой стороны можно рассматривать как прямую, проведенную в плоскости через основание наклонной перпендикулярную ее проекции . Тогда по теореме о трех перпендикулярах и . Таким образом, - прямоугольный.
Площадь прямоугольного треугольника можно найти как полупроизведение катетов и . Для нахождения , рассмотрим . Он прямоугольный, , в этом треугольнике является гипотенузой. Запишем для этого треугольника теорему Пифагора: . По условию см и см. Подставляя эти значения в последнее равенство, получим:
(см)
Формула для нахождения площади запишется следующим образом:
Подставляя в это равенство заданное значение см и найденное значение см, получим: (см2)
5. Закрепление изученного материала.
Учитель: Решаем задания № 138, 140, 148, 150 (а) (§2 Атанасян Л.С. «Геометрия» 10-11 класс).
6. Домашнее задание.
Запись на доске и в дневниках: Атанасян Л.С. «Геометрия» 10-11 класс. §2 №150 (б)
7. Подведение итогов.
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
8. Резерв. Кроссворд.
По горизонтали:
1. Значение переменной при решение уравнений.
2. Прямые, которые пересекаются под прямым углом.
3. Какой знак нужно поставить между числами 5,3 и 5,65 ?
4. Основное геометрическое понятие стереометрии.
5. Равенство, содержащее переменную.
По вертикали:
6. Сколько способов задания плоскости?
7. Математическое предложение, не требующее доказательства.
8. Математическое предложение, требующее доказательства.
9. Древнегреческий ученый – математик.
Ответы: 1) корень; 2) перпендикулярные; 3) меньше; 4) прямая; 5) уравнение; 6) четыре; 7) аксиома; 8) теорема; 9) Пифагор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта комбинированного контрольного урока по теме «Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах»
Технологическая карта комбинированного контрольного урока по теме «Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах». Содержит ссылки на ЭОР....
Теорема о трех перпендикулярах
Авторский урок-презентация...
Теорема о трех перпендикулярах(презентация)
Когда учащиеся наглядно видят условие,то легче решает задачи. По этой причине упражнения по готовым чертежам оказывают неоценимую помощь в усвоение и закрепление новых понятий и теорем.Эти упражн...
«Теорема о трех перпендикулярах»-задачи для самостоятельной работы
Задачи для самостоятельной работы по теме: «Теорема о трех перпендикулярах»...
Конспект урока по теме: "Теорема о трех перпендикулярах"
В современной школе интерактивное обучение имеет огромное значение. Данный урок является ярким примером такого обучения. В течении всего урока прослеживается умение учащихся слушать и слышать др...
Презентация к занятию по теме: "Перпендикуляр. Наклонная. Теорема о трех перпендикулярах"
Презентация к занятию по теме: "Перпендикуляр. Наклонная. Теорема о трех перпендикулярах"...
План-конспект Теорема о трех перпендикулярах
План-конспект урока...