Рабочая программа учебного предмета "Геометрия"
календарно-тематическое планирование по геометрии (7, 8, 9 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Геометрия" 7-9 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 640.65 КБ | |
| 639.99 КБ | |
| 642.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Геометрия – 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 7 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577, авторской программой Бурмистрова Т.А. ГЕОМЕТРИЯ 7-9 кл.-М.: «Просвещение», 2015г, Положением о рабочей программе учебных предметов Кривцко-Будской ООШ., Базисным учебным планом «Кривицко-Будская ООШ» на 2022-2023 учебный год. Федеральный компонент базисного учебного плана перенесен без изменения. Учебник: «Геометрия 7-9 », Атанасяна Л.С., М.: Просвещение, 2016
Количество часов в неделю – 2 часа;
Количество часов за год – 68 часов,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ» 7 КЛАСС: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития значимости для развития цивилизации;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
- способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- первоначального представление об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
- развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить
классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В результате изучения геометрии в 7 классе
Выпускник научится:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать реальные ситуации на языке геометрии;
- проводить расчеты, включающие простейшие формулы;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- выполнять построения геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Основное содержание учебного предмета «Геометрия» 7 класс.
1. Начальные геометрические сведения- 10 ч.
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности.
2. Треугольники – 17 ч.
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Окружность. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
3. Параллельные прямые – 13 ч.
Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых. Практические способы построения параллельных прямых. Аксиомы геометрии. Аксиома параллельных прямых. Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами.
4.Соотношения между сторонами и углами треугольника - 18 ч.
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
3.Итоговое повторение – 10 ч.
Решение задач курса геометрии 7-го класса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
______ГЕОМЕТРИЯ_________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Класс ________________7__________
Учитель __Шатохина Елена Леонидовна______________________
Количество часов: всего __68______часов; в неделю 2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Шатохиной Елены Леонидовны, приказ №131 «Кривицко–Будская ООШ» от 01.09.2022 г.
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ урока | Тематика урока. | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактическая | Примечание |
I четверть (16 часов). | |||||
| |||||
1 | Прямая и отрезок. | 1 | |||
2 | Луч и угол. | 1 | |||
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | |||
4 | Длина отрезка | 1 | |||
5 | Единицы измерения. Измерительные инструменты. | 1 | |||
6 | Измерение углов | 1 | |||
7 | Смежные и вертикальные углы | 1 | |||
8 | Перпендикулярные прямые | 1 | |||
9 | Решение задач «Начальные геометрические сведения» | 1 | |||
10 | Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения» | 1 | |||
Треугольники (17 ч) | |||||
11 | Треугольник | 1 | |||
12 | Первый признак равенства треугольников | 1 | |||
13 | Решение задач «Первый признак равенства треугольников» | 1 | |||
14 | Перпендикуляр к прямой | 1 | |||
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | |||
16 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | |||
17 | Второй признак равенства треугольников | 1 | |||
II четверть (16 часов). | |||||
18 | Второй признак равенства треугольников | 1 | |||
19 | Третий признак равенства треугольников | 1 | |||
20 | Третий признак равенства треугольников | 1 | |||
21 | Окружность | 1 | |||
22 | Построение циркулем и линейкой | 1 | |||
23 | Примеры задач на построение | 1 | |||
24 | Решение задач «Признаки равенства треугольников» | 1 | |||
25 | Решение задач «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника» | 1 | |||
26 | Решение задач «Задачи на построение» | 1 | |||
27 | Контрольная работа №2 «Треугольники» | 1 | |||
Параллельные прямые (13 ч) | |||||
28 | Определение параллельных прямых | 1 | |||
29 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | |||
30 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | |||
31 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | |||
32 | Об аксиомах геометрии | 1 | |||
33 | Аксиома параллельности прямых | 1 | |||
III четверть (18 часов). | |||||
34 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | |||
35 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | |||
36 | Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными прямыми | 1 | |||
37 | Решение задач «Признаки параллельности двух прямых» | 1 | |||
38 | Решение задач «Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей» | 1 | |||
39 | Решение задач «Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными прямыми» | 1 | |||
40 | Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | 1 | |||
Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч) | |||||
41 | Теорема о сумме углов треугольника | 1 | |||
42 | Виды треугольников | 1 | |||
43 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | 1 | |||
44 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | 1 | |||
45 | Неравенство треугольника | 1 | |||
46 | Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |||
47 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 1 | |||
48 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 1 | |||
49 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | |||
50 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | |||
51 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 1 | |||
52 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | |||
IV четверть (18 часов). | |||||
53 | Построение треугольника по трем сторонам | 1 | |||
54 | Построение треугольника по трем сторонам | 1 | |||
55 | Решение задач «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |||
56 | Решение задач «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |||
57 | Решение задач «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |||
58 | Контрольная работа №5 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |||
Повторение. Решение задач. (10 часов) | |||||
59 | Повторение. Решение задач. Начальные геометрические сведения | 1 | |||
60 | Повторение. Решение задач. Начальные геометрические сведения | 1 | |||
61 | Повторение. Решение задач. Треугольники. | 1 | |||
62 | Повторение. Решение задач. Треугольники. | 1 | |||
63 | Повторение. Решение задач. Параллельные прямые. | 1 | |||
64 | Повторение. Решение задач. Параллельные прямые. | 1 | |||
65 | Повторение. Решение задач. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | |||
66 | Повторение. Решение задач. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | |||
67 | Итоговая работа за курс 7 класса | 1 | |||
68 | Обобщение и систематизация изученного материала | 1 | |||
Предварительный просмотр:
Геометрия – 8 класс
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 8 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577, авторской программой Бурмистрова Т.А. ГЕОМЕТРИЯ 7-9 кл.-М.: «Просвещение», 2015г, Положением о рабочей программе учебных предметов Кривцко-Будской ООШ., Базисным учебным планом «Кривицко-Будская ООШ» на 2022-2023 учебный год. Федеральный компонент базисного учебного плана перенесен без изменения.
Учебник: «Геометрия 7-9 », Атанасяна Л.С., М.: Просвещение, 2016
Количество часов в неделю – 2 часа;
Количество часов за год – 68 часов,
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Геометрия» 8 класс: личностные, метапредметные и предметные.
Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» являются следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану,использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации;
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
– понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинствомпризнавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения предмета «Геометрия» являются следующие:
-знать и применять при решении задач признаки и свойства различных параллелограммов, трапеции и других многоугольников;
-уметь применять теорему Фалеса для деления отрезка на нечетное количество равных отрезков;
-знать формулы площадей параллелограммов, треугольника и трапеции и уметь применять их при решении задач;
-знать теорему Пифагора и уметь применять ее в различных задачах по алгебре и геометрии;
-уметь применять определение и признаки подобных треугольников при решении задач;
-овладеть методом подобия в решении различных задач;
-знать и уметь решать задачи с различными данными окружности: хорды, касательные, секущие, центральные и вписанные углы.
Основное содержание учебного предмета «Геометрия» 8 класс
Тема 1. Вводное повторение ( 2ч)
Обязательный минимум содержания образовательной области геометрии
∙ Треугольники
∙ Соотношения между сторонами и углами треугольника
- Смежные и вертикальные углы, их свойства.
- Перпендикулярные прямые.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающихся (знать/уметь)
- знать и доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.
- уметь применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы Угла, отрезка равного данному середины отрезка, прямую перпендикулярную данной.
- знать формулировки и доказательство теорем, выражающих признаки параллельности прямых;
- уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых.
- знать теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой
- уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.
Тема 2. Четырехугольники (14 ч )
Обязательный минимум содержания образовательной области геометрии
∙ Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник.
∙ Параллелограмм, его свойства и признаки.
- Трапеция.
- Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства.
- Осевая и центральная симметрии.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающихся (знать/уметь)
- Знать наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию;
- Доказывать теоремы данной темы и уметь решать задачи с помощью признаков равенства треугольников.
- Знать виды симметрии в многоугольниках;
- Уметь строить симметрические точки и распознавать фигуры, обладающей осевой и центральной симметрией;
- Знать формулировку теоремы Фалеса и основные этапы ее доказательства; уметь применять теорему в процессе решения задач.
Тема 3. Площадь ( 14 ч)
Обязательный минимум содержания образовательной области геометрии
∙ Понятие площади многоугольника
∙ Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.
- Теорема Пифагора.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающихся (знать/уметь)
- Знать формулы вычислений площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника;
- Уметь вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
- Знать и уметь доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
- Знать и уметь доказать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу и применять ее для решения задач.
- Уметь находить элементы прямоугольного треугольника, используя теорему Пифагора.
- Уметь доказывать также теорему, обратную теореме Пифагора.
Тема 4. Подобные треугольники ( 19 ч)
Обязательный минимум содержания образовательной области геометрии
∙ Подобные треугольники
∙ Признаки подобия треугольников.
- Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
- Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающихся (знать/уметь)
- Знать определение пропорциональных отрезков подобных треугольников, свойство биссектрисы треугольника; уметь находить элементы треугольника, используя свойство биссектрисы о делении противоположной стороны.
- Знать формулировки первого, второго и третьего признаков подобия треугольников; уметь проводить доказательства признаков, применять их при решении задач.
- Знать формулировку теоремы о средней линии треугольника; уметь проводить доказательство теоремы о средней линии треугольника, находить среднюю линию треугольника.
- Знать формулировку свойства медиан и высот прямоугольного треугольника; уметь находить элементы прямоугольного треугольника, используя свойства высоты и медианы.
- Знать теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике; уметь использовать теоремы при решении задач.
- Знать понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество; уметь находить значения одной из тригонометрических функций по значению другой.
- Знать значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45, 60, 90. Уметь определять значения синуса, косинуса, тангенса по заданному значению углов.
Тема 5 . Окружность ( 17 ч)
Обязательный минимум содержания образовательной области геометрии
∙ Взаимное расположение прямой и окружности.
∙ Касательная к окружности, ее свойство и признак.
- Центральные и вписанные углы.
- Четыре замечательные точки треугольника.
- Вписанная и описанная окружности.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающихся (знать/уметь)
- Знать понятие касательной, точек касания, свойство касательной и ее признак. Уметь доказывать теорему о свойстве касательной и ей обратную, проводить касательную к окружности
- Уметь находить радиус окружности, проведенной в точку касания, по касательной и наоборот.
- Знать формулировки определений вписанного и центрального углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд. Уметь находить величину центрального и вписанного угла.
- Знать теорему о свойстве биссектрисы и уметь находить элементы треугольника используя свойство биссектрисы; выполнять чертеж по условию задачи.
- Знать формулировку теоремы о среднем перпендикуляре. Уметь доказывать и применять теорему для решения задач на нахождение элементов треугольника.
- Знать четыре замечательные точки треугольника, формулировку теоремы о пересечении высот треугольника. Уметь находить элементы треугольника.
- Знать определение вписанной о описанной окружности; теоремы об окружности, вписанной в треугольник и теорему об окружности, описанной около треугольника. Уметь распознавать на чертежах вписанные и описанные окружности, находить элементы треугольника.
Тема 6. Повторение ( 2ч)
Обязательный минимум содержания образовательной области геометрии
∙ Четырехугольники: определения, свойства, признаки, площадь.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающихся(знать/уметь)
- Знать формулировки определений, свойств, признаков: параллелограмма, ромба, трапеции.
- Уметь находить элементы четырехугольников, опираясь на изучение свойства, выполнять чертеж по условию задачи;
- Вычислять площадь четырехугольника.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОМЕТРИЯ_________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Класс ________________8_________
Учитель __Шатохина Елена Леонидовна______________________
Количество часов: всего __68______часов; в неделю 2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Шатохиной Елены Леонидовны, приказ №131 «Кривицко–Будская ООШ» от 01.09. 2022 г.
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ урока | Тематика урока. | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактическая | Примечание |
I четверть (16 часов). | |||||
| |||||
1 | Повторение. Решение задач. | 1 | |||
2 | Повторение. Решение задач на построение. | 1 | |||
| |||||
3 | Многоугольники. | 2/1 | |||
4 | Многоугольники. Решение задач. | 1 | |||
5 | Параллелограмм и трапеция. | 6/1 | |||
6 | Признаки параллелограмма. | 1 | |||
7 | Решение задач по теме «Параллелограмм». | 1 | |||
8 | Трапеция. | 1 | |||
9 | Теорема Фалеса. | 1 | |||
10 | Задачи на построение. | 1 | |||
11 | Прямоугольник, ромб, квадрат. | 4/1 | |||
12 | Ромб. Квадрат. | 1 | |||
13 | Решение задач. | 1 | |||
14 | Осевая и центральная симметрии. | 1 | |||
15 | Решение задач. | 1 | |||
16 | Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники». | 1 | |||
| |||||
17 | Площадь многоугольника. | 2/1 | |||
II четверть (16 часов). | |||||
18 | Площадь прямоугольника. | 1 | |||
19 | Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции. | 7/1 | |||
20 | Площадь параллелограмма. | 1 | |||
21 | Площадь треугольника. | 1 | |||
22 | Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. | 1 | |||
23 | Площадь трапеции. | 1 | |||
24 | Решение задач на вычисление площади фигур. | 1 | |||
25 | Решение задач на нахождение площади. | 1 | |||
26 | Теорема Пифагора. | 4/1 | |||
27 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | 1 | |||
28 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора». | 1 | |||
29 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||
30 | Контрольная работа №2 по теме «Площадь». | 1 | |||
| |||||
31 | Определение подобных треугольников. | 2/1 | |||
32 | Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | |||
33 | Признаки подобия треугольников. | 5/1 | |||
III четверть (18 часов). | |||||
34 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. | 1 | |||
35 | Второй признак подобия треугольников. | 1 | |||
36 | Третий признак подобия треугольников. | 1 | |||
37 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | 1 | |||
38 | Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников». | 1 | |||
39 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 6/1 | |||
40 | Свойство медиан треугольника. | 1 | |||
41 | Пропорциональные отрезки. | 1 | |||
42 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | |||
43 | Измерительные работы на местности. | 1 | |||
44 | Задачи на построение методом подобия. | 1 | |||
45 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | 4/1 | |||
46 | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300 ,450, 600. | 1 | |||
47 | Решение задач. | 1 | |||
48 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||
49 | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника». | 1 | |||
| |||||
50 | Взаимное расположение прямой и окружности. | 3/1 | |||
51 | Касательная к окружности. | 1 | |||
52 | Касательная к окружности. Решение задач. | 1 | |||
IV четверть (18 часов). | |||||
53 | Центральные и вписанные углы. Градусная мера дуги окружности. | 4/1 | |||
54 | Теорема о вписанном угле. | 1 | |||
55 | Теорема об отрезках пересекающих хорд. | 1 | |||
56 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». | 1 | |||
57 | Четыре замечательные точки треугольника. Свойство биссектрисы угла. | 3/1 | |||
58 | Серединный перпендикуляр. | 1 | |||
59 | Теорема о точке пересечения высот треугольника. | 1 | |||
60 | Вписанные и описанные окружности. | 6/1 | |||
61 | Свойство описанного четырехугольника. | 1 | |||
62 | Описанная окружность. | 1 | |||
63 | Свойство вписанного четырехугольника. | 1 | |||
64 | Решение задач по теме «Окружность». | 1 | |||
65 | Решение задач.. | 1 | |||
66 | Контрольная работа №5 по теме «Окружность». | 1 | |||
| |||||
67 | Повторение «Четырехугольники». | 2/1 | |||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
Предварительный просмотр:
Геометрия – 9 класс
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 9 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577, авторской программой Бурмистрова Т.А. ГЕОМЕТРИЯ 7-9 кл.-М.: «Просвещение», 2015г, Положением о рабочей программе учебных предметов Кривцко-Будской ООШ., Базисным учебным планом «Кривицко-Будская ООШ» на 2022-2023 учебный год. Федеральный компонент базисного учебного плана перенесен без изменения.
Учебник: «Геометрия 7-9 », Атанасяна Л.С., М.: Просвещение, 2016
Количество часов в неделю – 2 часа;
Количество часов за год – 68 часов,
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Геометрия» 9 класс: личностные, метапредметные и предметные.
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- слушать партнера;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные универсальные учебные действия:
учащиеся научатся:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразования фигур;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей)В том числе: для углов от 0 до 180˚ определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов, находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружностей, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи , опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их использования;
- владеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; пользоваться изученными геометрическими формулами; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- описывать реальные ситуации на языке геометрии;
учащиеся получат возможность научиться:
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- выполнять дополнительные построения;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
- выполнять проекты по темам (по выбору).
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
- основным способам представления и анализа статистических данных; решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
Основное содержание учебного предмета «Геометрия» 9 класс
1. Векторы и метод координат
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками.
Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
3. Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
4. Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
5. Начальные сведения из стереометрии
Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
Основная цель – познакомить учащихся с многогранниками; телами и поверхностями вращения.
6. Об аксиомах геометрии
Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии
Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе
7. Повторение
Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.
Основная цель — использовать математические знания для решения различных математических задач.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тема | Кол-во часов |
1 | Повторение курса геометрии 8 класса | 3 |
2 | Векторы | 9 |
3 | Метод координат | 10 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 |
5 | Длина окружности и площадь круга | 12 |
6 | Движения | 8 |
7 | Начальные сведения из стереометрии.Об аксиомах геометрии | 8 |
8 | Итоговое повторение | 7 |
Итого | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОМЕТРИЯ_________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Класс ________________9_________
Учитель __Шатохина Елена Леонидовна______________________
Количество часов: всего __68______часов; в неделю 2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Шатохиной Елены Леонидовны, приказ №131«Кривицко–Будская ООШ» от 01.09. 2022 г.
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
1 четверть -16 часов | |||||
1 | Повторение курса геометрии 8 класса | 1 | |||
2 | Повторение курса геометрии 8 класса | 1 | |||
3 | Входная контрольная работа. | 1 | |||
Векторы – 9 часов | |||||
4 | Понятие вектора. | 1 | |||
5 | Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки | 1 | |||
6 | Сумма двух векторов Законы сложения векторов. | 1 | |||
7 | Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов | 1 | |||
8 | Решение задач «Сложение и вычитание векторов» | 1 | |||
9 | Произведение вектора на число. | 1 | |||
10 | Применение векторов к решению задач | 1 | |||
11 | Средняя линия трапеции | 1 | |||
12 | Контрольная работа №1 по теме: «Векторы» | 1 | |||
Метод координат – 10 часов | |||||
13 | Координаты вектора. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 1 | |||
14 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | 1 | |||
15 | Простейшие задачи в координатах. | 1 | |||
16 | Решение задач по теме: «Метод координат» | 1 | |||
17 | Уравнение окружности. | 1 | |||
2 четверть – 16 часов | |||||
18 | Уравнение прямой | 1 | |||
19 | Использование уравнений окружности и прямой при решении задач | 1 | |||
20 | Решение задач с использованием метода координат | 1 | |||
21 | Решение задач с использованием метода координат | 1 | |||
22 | Контрольная работа №2 по теме: «Метод координат» | 1 | |||
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов – 11 часов | |||||
23 | Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество. | 1 | |||
24 | Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки | 1 | |||
25 | Теорема о площади треугольника. | 1 | |||
26 | Теорема синусов | 1 | |||
27 | Теорема косинусов | 1 | |||
28 | Решение треугольников | 1 | |||
29 | Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |||
30 | Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | |||
31 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов и его свойства | 1 | |||
32 | Применение скалярного произведения векторов к решению задач. | 1 | |||
33 | Контрольная работа №3 по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 | |||
3 четверть – 18 часов | |||||
Длина окружности. Площадь круга – 12 часов | |||||
34 | Правильный многоугольник. | 1 | |||
35 | Окружность, описанная около правильного многоугольника | 1 | |||
36 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник. | 1 | |||
37 | Решение задач по теме «Вписанные и описанные окружности» | 1 | |||
38 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | |||
39 | Решение задач по теме «Площадь правильного многоугольника» | 1 | |||
40 | Построение правильных многоугольников | 1 | |||
41 | Длина окружности. | 1 | |||
42 | Площадь круга Площадь кругового сектора | 1 | |||
43 | Решение задач по теме «Длина окружности. Площадь круга» | 1 | |||
44 | Решение задач по теме «Длина окружности. Площадь круга» | 1 | |||
45 | Контрольная работа №4 по теме: «Длина окружности и площадь круга» | 1 | |||
Движения – 8 часов | |||||
46 | Отображение плоскости на себя. Понятие движения | 1 | |||
47 | Симметрия. | 1 | |||
48 | Симметрия. | 1 | |||
49 | Параллельный перенос. Поворот | 1 | |||
50 | Параллельный перенос. Поворот | 1 | |||
51 | Решение задач по теме: «Движения» | 1 | |||
52 | Решение задач по теме: «Движения» | 1 | |||
4 четверть – 18 часов | |||||
53 | Контрольная работа №5 по теме: «Движения» | 1 | |||
Начальные сведения из стереометрии – 8 часов | |||||
54 | Предмет стереометрии. Многогранники | 1 | |||
55 | Призма. | 1 | |||
56 | Параллелепипед. Свойства параллелепипеда | 1 | |||
57 | Пирамида | 1 | |||
58 | Тела вращения. Цилиндр. | 1 | |||
59 | Конус. Усеченный конус | 1 | |||
60 | Сфера. шар | 1 | |||
61 | Об аксиомах геометрии | 1 | |||
Повторение- 7 часов. | |||||
62 | Треугольники. Признаки равенства треугольников Подобие треугольников | 1 | |||
63 | Параллельные прямые. Площади | 1 | |||
64 | Окружность. Вписанный угол | 1 | |||
65 | Вписанные и описанные четырехугольники | 1 | |||
66 | Итоговая работа | 1 | |||
67 | Подведение итогов учебного года | 1 | |||
68 | Подведение итогов учебного года | 1 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...



