Технологическая карта открытого урока геометрии по формированию функциональной грамотности
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Технологическая карта проведения урока геометрии по формированию функциональной грамотности по теме "Площадь прямоугольника. Решение практико-ориентированных задач". На уроке используется технология учебно-группового сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx70.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

открытого урока геометрии по формированию функциональной грамотности

учитель математики ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское

Дубовицких Татьяна Юрьевна

Класс: 8

Тема урока:   «Площадь прямоугольника. Решение практико-ориентированных задач.»

Тип урока: урок закрепления знаний.

Технологии: системно - деятельностные, личностно-ориентированные, в том числе технология учебно-группового сотрудничества, кейс-технология.

Цель урока:  способствовать формированию у учащихся понятия площадь прямоугольника, развитию умений вычислять площадь прямоугольника, применяя изученные свойства и формулы в решении практико-ориентированных жизненных задач.

Задачи урока:

Образовательная: научиться применять полученные знания по теме «Площадь прямоугольника» в конкретных жизненных ситуациях.

Развивающие: развивать  математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умения анализировать, систематизировать, интерпретировать полученные результаты, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Воспитательные: интегрироваться в группу со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и умение сотрудничать в группе, свободно высказывать свою точку зрения, аргументируя её геометрическими понятиями, добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формировать умение применять формулу нахождения площади прямоугольника при решении  задач в практической деятельности и повседневной жизни;

- формировать умение переводить из одной единицы площади в другую.

Личностные:

- выработать устойчивый познавательный интерес;

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.

Метапредметные:

- развивать логическое мышление;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владеть устной и письменной речью;

- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями.

Личностные УУД:  

- ответственное отношение к учению;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- имеют целостное мировоззрение, умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Регулятивные УУД:

- умеют самостоятельно ставить цели, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства и аргументировать свою позицию;

- умение планировать совместную деятельность в группе;

- умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- владение устной и письменной речью в процессе работы в группе.

 Познавательные УУД:

- уметь осуществлять поиск  необходимой информации, ориентироваться в своей системе знаний;

- анализировать и осмысливать задания;

- выдвижение гипотез при решении геометрических задач и их обоснование;

- уметь выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

Организационный

Приветствие.

Деление учащихся на группы (группы формируются учителем по дифференцированному принципу с учётом уровня развития навыков решения текстовых задач различных типов). 

Проверка готовности учащихся к уроку.

 Настрой учащихся на работу.

Рассаживаются в группы.

Выбирают спикера группы.

Готовятся к уроку

Цветные геометрические фигуры: прямоугольники (4 цвета по количеству групп)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности 

учащихся

Прием «Волшебный сундучок».

Демонстрирует предметы из сундучка.

Вопрос. Как эти предметы связаны с темой нашего урока.

Учащиеся формулируют свои личные цели.

С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план достижения цели, определяют средства, ресурсы.

Сундучок

https://na-dache.pro/din/uploads/posts/2023-03/1680186642_na-dache-pro-p-foto-sunduka-na-belom-fone-42.jpg

Предметы, связанные с площадью прямоугольника: план квартиры, план участка сада, рулетка, прямоугольник и т.д.

https://image3.slideserve.com/5986372/slide1-l.jpg

Обобщение и систематизация знаний.

Что собой представляет прямоугольник;

Какие измерения надо произвести, чтобы найти площадь прямоугольника.

Фронтально работают с учителем

Презентация

https://fs.znanio.ru/methodology/images/01/68/01681f283e11b7c29dcc110006b68314f802aef3.jpg

Переход к этапу решения задач

Выдается кейс- пакет для каждой группы.

Группа № 1.

Красим поверхности

Для того чтобы правильно рассчитать расход краски, необходимо внимательно изучить инструкцию на банке с краской. Допустим, на банке написано, что для окрашивания ровной поверхности площадью 15 - 17 м2 в один слой, достаточно 1кг краски, это значит, что для покраски 1м2 расходуется примерно 59 - 67 г краски. Далее нужно найти площадь окрашиваемой поверхности. Учесть количество слоёв покраски.

Задача. Какое количество краски необходимо для того, чтобы покрасить пол на кухне размером 3,5 х 4 м в два слоя?

Расход краски 0,07 кг/м2.

Группа № 2

Облицовка плиткой

В задачи данного вида  нужно не только правильно вычислить площадь рабочей поверхности, но и правильно рассчитать количество плитки (без недостачи), необходимое для облицовки стены или пола.

Задача. Отец решил выложить кафелем пол в ванной комнате, длина которой 3,6 м, а ширина - 1,8м. Хватит ли ему 2 ящика кафеля, если плитка имеет форму квадрата со стороной 30 см, а в одном ящике находится 30 плиток?

Группа № 3

Сеем, сажаем

Жизнь в сельской местности позволяет вести личное подсобное хозяйство. Большинство сельских жителей имеют свой огород, сад, домашних животных и птиц.  Благодаря личному подсобному хозяйству и добросовестному труду всех членов семьи, они обеспечивают себя продуктами питания.

Задача. При покупке семян моркови маме сказали, что ими можно засеять 60 м2. Хватит ли семян, если родители сделали грядку прямоугольной формы длиной 12 м и шириной 7 м. Если не хватит, то каких размеров должна быть грядка?

Работа с кейсом:

- знакомство с содержимым кейса с учетом объяснения учителя;

- озвучивание заданий, которые учащиеся должны выполнить в процессе работы с материалами кейса;

- определение конечного «продукта» учебной деятельности, который учащиеся должны получить.

Обсуждение порядка выполнения заданий:

Учащиеся должны познакомиться с информацией кейса и, опираясь на них, решить задачи

Кейсы-пакеты

Практическая работа. Работа в группах.

Консультирует группы, если возникают вопросы.

Выполняют задания.

Презентация результатов работы групп

На экран транслируется эталон решения.

Спикеры групп представляют решение задач.

Обучающиеся сверяют решение с эталоном, обсуждают допущенные ошибки.

Презентация

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Прием «Млечный путь».

Когда все звездочки окажутся на млечном пути, учитель организует обсуждение,  ставя заранее подготовленные вопросы.

- Довольны ли вы своими результатами?

- Что нового вы сегодня узнали?

- О чем еще хотели бы узнать?

- Будете ли вы использовать полученные знания в жизни?

Каждый ученик оценивает свой вклад в работу группы.

Каждый ученик звездочку определенного цвета наклеивает на млечный путь.

Ребята участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы учителя, делают выводы.

Плакат, на котором изображен млечный путь.

Звездочки:

красный -недоволен, сделал не все, что мог

желтый – мог бы лучше

зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по теме "Разнообразие птиц" с заданиями на формирование функциональной грамотности

Технологическая карта урока зоологии по формированию естественно-научной грамотности и развитию элементов читательской и математической грамотности и креативного мышления....

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Урок в рамках формирования функциональной грамотности

Урок в контексте современных требований: обновленный ФГОС и формирование функциональной грамотности школьников...

Мастер - класс «Решаем задачи практического содержания на уроках математики для формирования функциональной грамотности»

Мастер - класс «Решаем задачи практического содержания на уроках математики для формирования функциональной грамотности»...

Технологическая карта урока английского языка по формированию функциональной грамотности по теме "What\'s for pudding?"

Разработка урока английского языка в 4 классе по теме "Что на десерт?", учебник Spotllight...

Технология конструирования и анализа урока, ориентированного на формирование функциональной грамотности

Самостоятельная работа №1 (6 час). Технология конструирования и анализа урока, ориентированного на формирование функциональной грамотности...