Разработка урока "Построение параллельных прямых на практике"
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Новоселова Галина Михайловна

Практические способы построения параллельных прямы. Решение  задач по теме «Признаки параллельности прямых.»

Совершенствовать навыки решения задач на применение признаков параллельности прямых; познакомить учащихся с практическими способами построения параллельных прямых, способствовать развитию логического мышления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx563.67 КБ
Файл prakticheskie_sposoby_postroeniya.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  геометрии в 7 классе по теме «Практические способы построения параллельных прямых»

                                                                                                      Технологическая карта урока

Предмет, класс

        Геометрия

7 Б

Атанасян Л.С.

ФИО учителя, школа

Новоселова Галина Михайловна

Тема урока

Практические способы построения параллельных прямы. Решение  задач по теме «Признаки параллельности прямых.»

Тип урока

обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Цель деятельности учителя

Совершенствовать навыки решения задач на применение признаков параллельности прямых; познакомить учащихся с практическими способами построения параллельных прямых, способствовать развитию логического мышления учащихся.

Термины и понятия

Параллельные прямые, признаки параллельных прямых.

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Умеют работать с геометрическим текстом, анализировать его, извлекать необходимую информацию

Познавательные:  осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации  на основе самостоятельного выбора оснований и критериев.

Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки.

Коммуникатативные:  считаются с разными мнениями и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; подбирают аргументы для доказательства своей позиции в сотрудничестве; подбирают аргументы для доказательства своей позиции, формируют выводы.

Личностные:   проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Организация  пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И), групповая

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Выявить уровень сформированности  теоретических знаний по данной теме

  1. Повторение теоретического материала.
  2. Устное решение задач по готовым чертежам.
  3. Графический диктант

        

1.Организационный момент

Приветствие и проверка подготовленности обучающихся к уроку.

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2.Формулирование темы урока.

Постановка целей урока.

Мотивация обучающихся.

Решая задачу, приходим к формулирования темы урока.

1) Обратимся к рисунку.


3)Каково взаимное расположение прямых m и n на рисунке?

4)На основании чего вы пришли к такому выводу?

5)А что нам необходимо указать, чтобы однозначно ответить на вопрос о взаимном расположении прямых?

6) О каких же линиях мы будем говорить сегодня на уроке?

7) Ребята, а что позволяет нам применять полученные в курсе геометрии знания на практике?

3) Как тогда сформулировать тему нашего урока?

Запишите ее в тетради.

Запись темы урока на доске.

4)Какие цели можно поставить перед собой?

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения.

Аргументируют ответ.

Отвечают на вопросы.

1) О параллельных прямых.

2) Задачи.

3) Решение задач по теме «Параллельные прямые».

Записывают тему урока в тетради.

4) Обучающиеся формулируют цели урока.

Знать: определение параллельных прямых, признаки параллельности прямых.

Уметь: решать задачи на применение признаков параллельных прямых.

Познавательные  УУД (поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, формирование мыслительных операций)

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные  УУД (целеполагание).

Личностные  УУД (самоопределение,

смыслообразование).

3. Актуализация знаний обучающихся.

6) Сможете ли вы определить взаимное расположение прямых m и n, если будут известны градусные меры углов?

7)На основании чего вы сделали такой вывод?

8)Итак, что необходимо использовать, чтобы доказать параллельность прямых?

.

По трем словам восстанови определение, теорему или аксиому:

А) пересечение, секущая, накрест-лежащие

Б) две, прямые, односторонние

В) соответственные, прямые, параллельны

Г) две, параллельные, не пересекаются

Д) прямые, к третьей, параллельны

9) Решение устных задач (слайд №2)

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения.

Аргументируют ответ.

Формулируют признаки параллельности  прямых.

Отвечают устно, а затем с помощью интерактивной доски проверяют правильность своих ответов.

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, формирование мыслительных операций)

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи).

II   этап. Решение задач

4.Обобщение и систематизация знаний.

1)Теперь я предлагаю вам выполнить графический диктант

Если утверждение верное, используется символ ^.

Неверное утверждение   -.

(Рисунок заготовлен на крыле доски)

5

Будут ли параллельны прямые m и n, если:

1) 1=138º, 5=42º

2) 4=5

3) 6=30º, 7 в 5 раз больше, чем 6

4) 7=α, 3=180º-α

5) 7=50º, 4=50º

2)Обменяйтесь рабочими листами и оцените работу друг друга.

Правильный ответ: ^^-^^

3)Акцентирую внимание обучающихся на следующем моменте.

Какие математические утверждения вы использовали при ответе на вопросы графического диктанта? Почему?

Обучающиеся   в течение трех минут самостоятельно отвечают на вопросы, используя соответствующие обозначения.

Взаимопроверка.

Самооценивание.

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации для решения задачи, структурирование знаний, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование).

Коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи).

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, саморегуляция).

Личностные  УУД (смыслообразование).

5.Постановка проблемы.

1)Признаки параллельности  прямых лежат в основе способов построения параллельных прямых с помощью различных инструментов, используемых на практике.

2)А знаете ли вы, как с помощью линейки и чертежного треугольника провести прямую, параллельную данной, через точку, на ней не лежащую?

4) Ребята, а кто знает, какие приборы на производстве, используются для  построение параллельных прямых?

Изобретательская мысль человечества не стоит на месте, и для более удобного построения чертежа и проведения параллельных линий был придуман специальный чертежный инструмент – рейсшина .Рейсшина – чертежный прибор для проведения параллельных линий, который состоит из линейки с поперечной планкой.

Малка -инструмент для перенесения угловых размеров при разметке деталей, для построения параллельных прямых.  

Рейсмус –инструмент для проведения на заготовке разметочных линий, параллельных выбранной базовой линии

Чертят ли сейчас инженеры, чертежники инструментами чертежными?

Как вы думаете, почему на ваших столах  находятся компьютеры? Для чего они нам нужны? А сможет GeoGebra помочь в нашей теме? 

Давайте с вами посмотрим, какие инструменты нам доступны для построения параллельных прямых? Tool Line through Two Points.gif, Tool Angle Fixed.gif, Tool Segment between Two Points.gif,  Tool New Point.gif.

Высказывают свои предположения.

Один обучающийся выполняет на меловой доске, все остальные – в тетрадях.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Все чертежи делают в программах компьютерных.

Ученики отвечают на вопросы

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации для решения проблемы, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование).

Коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли).

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, составление плана выполнения задания совместно с учителем).

Личностные  УУД (проявление познавательного интереса к изучению предмета).

6 .Закрепление изученного материала

Задание. Придумайте способы построения параллельных прямых в тетрадях в клетку, на чертежной плоскости с координатной сеткой.(используя предложенные инструменты).

C:\Users\оля\Desktop\2.png

C:\Users\оля\Desktop\1.pngC:\Users\оля\Desktop\3.png

Все чертежи делают в программах компьютерных.

Ученики отвечают на вопросы

Первое задание (накрест лежащие углы) строим вместе, затем каждый самостоятельно на своих компьютерах.

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное применение полученных знаний, рефлексия способов  действия, анализ и синтез).

Коммуникативные УУД (умение слушать, оценивать, корректировать ответы одноклассников, полно и точно выражать свои мысли.)

Регулятивные УУД (планирование последовательности действий, контроль, коррекция, саморегуляция).

Личностные УУД (проявление познавательного интереса к изучению предмета)

7.Физкультминутка

Видеофрагмент( зарядка для глаз)

Класс выполняет задания.

7. Обобщение и систематизация знаний

Устное решение задачи:

  1. Укажите параллельные прямые. Ответ обоснуйте.

Работа в группах

В каждой группе карточка с 2 задачами.

Провожу инструктаж:

Коллективное решение задач по готовому рисунку на применение признака параллельных прямых.

Один из учеников отвечает,

Слушают ответы одноклассников, задают вопросы, оценивают.

- Решают задачу, один ученик рассказывает решение на доске

Самопроверка, самооценивание.

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное применение полученных знаний, рефлексия способов  действия, анализ и синтез).

Коммуникативные УУД (умение слушать, оценивать, корректировать ответы одноклассников, полно и точно выражать свои мысли.)

Регулятивные УУД (планирование последовательности действий, контроль, коррекция, саморегуляция).

Личностные УУД (проявление познавательного интереса к изучению предмета)

III этап. Итоги  урока. Рефлексия.

8.Домашнее задание.

Комментирую домашнее задание: повторить п. 24-26,решить задачи №191,192.

Личностные УУД (нравственный аспект поведения).

9.Подведение итогов. Рефлексия.

1)Продолжите фразы:

На уроке мы повторили…

Сегодня мы узнали…

Было интересно…

2) Подведение обучающихся к самооценке деятельности на уроке.

В течении урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените, пожалуйста своего одноклассника.

Подведение обучающихся к самооценке деятельности на уроке.

У каждого из вас на партах лежат оценочные листы. Подсчитав средний балл, поставьте каждый себе оценку за урок, учитывая результаты графического диктанта, ответы у доски и устные ответы.

3) Резюме    урока.

Закончить наш урок хотелось бы такими словами: «Искусство решать геометрические задачи чем-то напоминает трюки иллюзионистов - иногда, даже зная решение задачи, трудно понять, как можно было до него додуматься. 
/И. Д. Новиков/
».

 Продолжают фразы.

.

Самооценивание.

Регулятивные УУД (оценка, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи).

Личностные УУД (нравственно- этическая ориентация, смыслообразование).

Приложение 1. Рабочий лист.

Графический диктант

Решение задач по готовым чертежам (смотри карточку)

Приложение 2. Лист самооценки ______________________________________________________

                                                (ФИ)

№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

Критерии оценки одноклассника

______________________________

                   (ФИ)

Оценка одноклассника

1

Формулировка темы урока, цели и задачи урока.

Я сам смог определить тему, цель урока – 2 балла

Я смог определить только тему урока – 1 балл

Я не смог определить тему, цель и задачи урока – 0 баллов

Принимал участие в определении темы, цели и задач урока – 1 балл

Не принимал участия в определении темы, цели и задач урока 0 баллов

2

Решение устных задач

Участвовал в работе класса – 1 балл

Не участвовал в работе класса – 0 баллов

Принимал участие в работе класса – 1 балл

Не принимал участие – 0 баллов

3

Графический диктант

Каждый правильный ответ – 1 балл

Каждый правильный ответ 1 балл

4

Выполнение лабораторно-практической работы

Участвовал в работе группы – 2 балла

Не участвовал в работе группы – 0 баллов

Участвовал в работе группы -2 балла

Не участвовал в работе группы – 0 баллов

5

Решение задач (работа в группе)

Нашел правильный способ решения, смог правильно оформить задачу – 2 балла

Нашел правильный способ решения, но не смог оформить – 1 балл

Не нашел решения – 0 баллов

Нашел правильный способ решения и правильно оформил задачу – 1 балла

Не нашел решения – 0 баллов

Поставьте себе отметку:

Если вы набрали 12-14 баллов – «5»

7-11 баллов – «4»

6-4 баллов- «3»

Приложение 3. Рисунки для GeoGebra

C:\Users\оля\Desktop\2.png

C:\Users\оля\Desktop\1.png

C:\Users\оля\Desktop\3.png

Приложение 4  

Карточки с задачами

 

Карточка 1:

 №1.  Дано: . Доказать, что a ll c

                                                           

 

№2  AB = BC

Доказать:   DE ll AC

Карточка 2:

№1 Дано: . Доказать, что a ll c

 

№2. Доказать:   DE ll AC

 

Карточка 3

№1. Дано . Какие из прямых параллельны? Почему?

№2.

Доказать:   MN ll OE

Карточка 4

 №1. Дано . Доказать что m ll n. 

№2.        АС- биссектриса угла ВАЕ. Доказать, что ВС || АЕ

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каково взаимное расположение прямых a и b на рисунке? а c b

Слайд 2

Решение задач по теме « Параллельные прямые». 7 класс

Слайд 3

По трём словам восстановите теорему или определение: А) пересечение, секущая, накрест-лежащие; Б) две, прямые, односторонние; В ) соответственные, прямые, параллельны; Г) две, параллельные, не пересекаются; Д) прямые, третьей, параллельны. А) Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны. В) Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны. Б) Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180 0 , то прямые параллельны. Г) Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются Д) Две прямые, перпендикулярные к третьей, параллельны.

Слайд 4

Каково взаимное расположение прямых a и b на рисунке? а c b

Слайд 5

1. Вывод Подсказка (2) Определите углы Дано: Доказать: а ll b Признак параллельности прямых Накрест лежащие углы равны - прямые параллельны 2 1 с а b

Слайд 6

2. Вывод Подсказка (2) Определите углы Дано: Доказать: а ll b Признак параллельности прямых Сумма односторонних углов 180 0 - прямые параллельны 2 1 с а b

Слайд 7

3. Вывод Подсказка (2) Определите углы Дано: Доказать: а ll b Признак параллельности прямых Соответственные углы равны - прямые параллельны 2 1 с а b

Слайд 8

4. Вывод (2) Подсказка (2) Смежные углы? Признак параллельности прямых Соответственные углы равны - прямые параллельны 2 1 с а b 3 4 Дано: Доказать: а ll b или

Слайд 9

5. Вывод Подсказка (2) Вертикальные углы? Признак параллельности прямых Сумма односторонних углов 180 0 - прямые параллельны 1 с а b 3 4 Дано: Доказать: а ll b 2

Слайд 10

Графический диктант Если утверждение верное, используется символ ^ Неверное утверждение __ Правильный ответ: ^^_^^

Слайд 11

b b II c Практические способы построения параллельных прямых c А

Слайд 12

Этим способом пользуются в чертежной практике. Построение параллельных прямых с помощью рейсшины

Слайд 13

Малка - инструмент для перенесения угловых размеров при разметке деталей, для построения параллельных прямых.

Слайд 14

Рейсмус – инструмент для проведения на заготовке разметочных линий, параллельных выбранной базовой линии

Слайд 15

GeoGebra

Слайд 17

6. Вывод Подсказка (3) Необходимо доказать, что Δ АОВ = Δ COD Накрест лежащие углы равны - прямые параллельны C D A B Дано: Доказать: AB ll CD O Определите углы Признак параллельности прямых

Слайд 18

18 Повторить п.24-24 2. Решить задачи № 191,192 Доп. Выполнить построения из задач в программе GeoGebra . Домашнее задание

Слайд 19

Продолжите фразы: На уроке мы повторили… Сегодня мы узнали… Было интересно…

Слайд 20

«Искусство решать геометрические задачи чем-то напоминает трюки иллюзионистов - иногда, даже зная решение задачи, трудно понять, как можно было до него додуматься.» И.Д.Новиков российский астрофизик -теоретик космолог .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. Параллельность прямых.7 класс

Урок обобщения по теме "Параллельность прямых"...

Разработка урока "Построение прямой, параллельной к данной прямой"

Разработка урока "Построение прямой, параллельной к данной прямой"...

Разработка урока "Параллельные прямые" для 7 класса

Разработка урока "Параллельные прямые" для 7 класса...

Разработка открытого урока по математике в 7 классе основной школы в рамках инклюзивного образования по теме "Определение параллельных прямых. Углы образованные при пересечение двух прямых секущей"

Данная разработка урока направлена на формирование следующих универсальных учебных действий:Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, развивать познават...