Урок-консультация «Решение практико-ориентированных задач» 9 и 11 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по геометрии (9, 11 класс)

Доржиева Долгор Сандаковна

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости – это учителя математики со всех уголков нашего района, чтобы посмотреть нашу школу, познакомиться с нашей с вами работой. Я прошу поприветствовать наших гостей.

Многие из нас в повседневной жизни сталкиваются с тем, что приходится выполнять какие-то расчеты: Например, нужно узнать: чему равна площадь пола в гостиной, какую лучше выбрать печь для бани, как правильно посчитать сумму для оплаты за электричество и.т.д , одним словом решать какие то задачи. Конечно же, здесь на помощь приходит математика. Существует мнение о том, что большинство жизненных задач решаются математически. Согласны ли вы с таким мнением?

Да, математика помогает нам решать практические задачи, делая нашу жизнь значительно легче. Она позволяет нам ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Как вы себе представляете, что такое задача? (Если посмотреть любую задачу, то она представляет собой вопрос, на который нужно найти ответ, опираясь на условие)

Что значит решить задачу? (Решить задачу – это значит найти решение или доказать, что задача не имеет решения)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_matematiki_v_9_klasse.docx684.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-консультация

«Решение практико-ориентированных задач»

9 и 11 класс

Учитель Доржиева Долгор Сандаковна

2023-2024 учебный год.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости – это учителя математики со всех уголков нашего района, чтобы посмотреть нашу школу, познакомиться с нашей с вами работой. Я прошу поприветствовать наших гостей.

Многие из нас в повседневной жизни сталкиваются с тем, что приходится выполнять какие-то расчеты: Например, нужно узнать: чему равна площадь пола в гостиной, какую лучше выбрать печь для бани, как правильно посчитать сумму для оплаты за электричество и.т.д , одним словом решать какие то задачи. Конечно же, здесь на помощь приходит математика. Существует мнение о том, что большинство жизненных задач решаются математически. Согласны ли вы с таким мнением?

Да, математика помогает нам решать практические задачи, делая нашу жизнь значительно легче. Она позволяет нам ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Как вы себе представляете, что такое задача? (Если посмотреть любую задачу, то она представляет собой вопрос, на который нужно найти ответ, опираясь на условие)

Что значит решить задачу? (Решить задачу – это значит найти решение или доказать, что задача не имеет решения)

Как я уже вам говорила, последние несколько лет, конкретно начиная с 2020 года, на ОГЭ по математике в 9-х классах появились задачи с практическим содержанием. Такие задачи связаны с жизненными ситуациями и ориентируют обучающихся на использование математики во многих видах деятельности человека, создают условия для творческой деятельности.

Можно сделать вывод: практико-ориентированные задачи – это задачи, взятые из повседневной жизни, позволяющие формировать практические навыки.

  1. Актуализация знаний.

Игра «Закончи пословицу»

Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я буду начинать.

  1. Умение и труд все (перетрут);
  2. Нестыдно не знать, стыдно (не учиться);
  3. Дело мастера (боится);
  4. За всякое дело берись (умело)
  5. Птицу узнают в полете, а человека в (работе);
  6. Маленькое дело лучше большого (безделья);
  7. Без труда не выловишь рыбку из (пруда);
  8. Больше дела - меньше (слов);
  9. Умение везде найдет (применение)

А теперь попробуйте сформулировать, чем мы будем заниматься.

Тема: Решение практико – ориентированных задач.

Цель: Определить практическое применение изучаемого предмета в профессиональной деятельности и повседневной жизни;

  1. Применение знаний и умений при решении задач

Основные типы задач:

  • Задачи «Квартира»;
  • Задачи «Теплицы»;
  • Задачи «Шины и их характеристики»;
  • Задачи «Тарифы»;
  • Задачи «Печки»;
  • Задачи «План местности»;
  • Задачи «Страховка»
  • Задачи «Населенные пункты»;
  • Задачи «Форматы листов»;
  • Задачи «Террасы»;
  • Задачи «Квартира»;

Перед вами основные типы практико-ориентированных задач. Сегодня на занятии мы рассмотрим задачу о строительстве теплицы. Вы, наверное, все или большинство из вас дома имеете теплицы. Речь пойдет о теплице. Я надеюсь, что информация, полученная вами сегодня будет актуальна, пригодится в вашей дальнейшей жизни. Давайте прочитаем условие задачи.

Сергей Петрович решил построить на, дачном участке теплицу длиной 9 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Сергей Петрович заказал металлические дуги в форме полуокружностей длиной 6 м каждая.

 В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником BCC1B1, где точки В, О и С делят отрезок AD на четыре равные части. Внутри теплицы Сергей Петрович планирует сделать три грядки по длине теплицы — одну центральную широкую грядку и две узкие грядки по краям. Между грядками будут дорожки шириной 50 см, для которых необходимо купить тротуарную плитку размером 30 см х 30 см.

Итак, что нам известно:

  1. Длина теплицы – 9м.
  2. Металлические дуги в форме полуокружности длиной - 6м;
  3. Ширина теплицы разделена на 4 равные части. Вход – 2части.
  4. Три грядки, между ними две дорожки шириной 50см.
  5. Тротуарная плитка размером 30см на 30см.

Задание 1    Какое наименьшее количество дуг нужно заказать, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 60 см?

60см=0,6м; Найдем сначала число промежутков 9:0,6=15, значит дуг – 16. Число дуг всегда на 1 больше числа промежутков, так как первая дуга находится на нулевом промежутке.

Задание 2 Сколько упаковок плитки необходимо купить для дорожек между грядками, если она продаётся в упаковках по 8 штук. Условие: Между грядками будут дорожки шириной 50 см, для которых необходимо купить тротуарную плитку размером 30 см х 30 см.?

Решение: сначала найдем площадь двух дорожек: 50см=0,5м, 0,5∙9∙2=9кв.м; Найдем площадь плитки: 30см=0,3м, 0,3∙0,3=0,09кв.м;

9:0,09=100 (шт) плиток нужно для покрытия. 1 упаковка – 8 плиток, значит 100:8=12,5 Округляем, ответ – 13упаковок.

Задание 3 Найдите ширину входа в теплицу.    Ответ дайте в метрах с точностью до десятых.

Решение: Как нам известно, что длина полуокружности=6м, значит длина всей окружности =12м. Ширина теплицы – это диаметр окружности, т. О – центр окружности. С=π∙d, отсюда d=С:π=12:3,14=3,8 (м);

Так как ширина теплицы разделена на 4, на ширину входа приходится 2 части, то получается, что ширина входа=3,8:2=1,9 (м); Ответ – 1,9м.

Задание 4. Найдите ширину центральной грядки, если она в 2 раза больше ширины узкой грядки. Ответ дайте в сантиметрах с точностью до десятков.

Решение:

Ширину узкой грядки обозначим через х, тогда ширина центральной грядки будет 2х. 3,8м=380см. Решаем в сантиметрах, так как по условию задачи ответ даем в см. Учитывая расстояние между грядками 50см, составляем уравнение: х+50+2х+50+х=380; 4х=380-100=280;

 х=70 (см); Ответ: 140см.

Задание 5 Сколько процентов составляет площадь, отведённая под грядки, от площади всего участка, отведённого под теплицу? Ответ округлите до целых.

Решение:

Площадь фундамента находим: 9∙3,8 (кв.м)

Площадь отведенного под грядки: 9∙2,8 (кв.м)

 ((9∙2,8) : (9∙3,8))∙100%=73,6=74%; Ответ: 74%

  1. Физминутка
  2. Практическая часть.

      Наши ребята, а именно Стас Ларионов и Гриша Алимасов изготовили каркасы теплиц из проволоки. Ребята, как вы думаете, с какой профессией связана разработка модели или макета будущей теплицы? (технический инженер, инженер проектировщик, архитектор, дизайнер, и.т.д). А вы знаете, где и как можно получить эти профессии? (ВСГУТУ, БГСХА, ВСГАКИ, БГУ). Заметьте, все эти профессии связаны с математикой, так как в таких профессиях как инженер, строитель, дизайнер, архитектор, нужно правильно производить математические расчеты, измерения, подборка материала для создания того или иного жилого или экономического объекта.

Задание 9 классу:

Составить задачу, произвести необходимые измерения и решить задачу. Масштаб 1:100; π=3

Задание 11 классу:

Задачи №4-8

  1. Подведение итогов

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому один и тот же вопрос.

У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: “А что ты делал целый день?” А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма!” Запомните эту притчу.

На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!

  1. Рефлексия
  2. Дом. Задание

В-50547746

C:\Users\учитель\Desktop\11785_html_m5065ad79.jpg

C:\Users\учитель\Desktop\hello_html_5c680286.jpg

Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.

В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по математике для учащихся 9 классов "Решение практико-ориентированных задач"

Предлагаемый элективный курс  " Решение практико-ориентированных задач" позволяет осуществлять задачи предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 35 часов. Данный электив...

Конспект и презентация мастер-класса по теме "Решение практико-ориентированных задач"

Подготовка к ЕГЭ по математике. Решение практико-ориентированных задач....

Решение практико-ориентированных задач по математике 5 класс ФГОС

Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием ма...

Технологическая карта Урока – консультации по математике «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»

Технологическая карта урока-консультации "Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе"...

Презентация к Уроку – консультации по математике «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»

Презентация к Уроку-консультации по математике "Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе"...

Решение практико-ориентированных задач огэ. Задача о путешествии

Презентация для подготовки учащихся к огэ по математике. Задача о путешествии...

Решение практико-ориентированных жизненных задач

Решение практико-ориентированных жизненных задач...