"Геометрия движения"
методическая разработка по геометрии (9 класс)

Очиртарова Маргарита Анатольевна

Материалы Всероссийской НПК "Хореографическое образование диалог времен"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский хореографический колледж им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева»

«Геометрия движений»

Современный урок с использованием дистанционных технологий ,междисциплинарных подходов на занятиях общеобразовательных дисциплин в области хореографического образования

Очиртарова М.А.                                                                                      преподаватель математики

2021 г.

Оглавление

Введение

Технологическая карта урока

Теоретический материал к уроку: симметрия, параллельный перенос, поворот

Заключение

Использованная литература

Приложения

Введение

                         «Там где красота, там действуют законы математики»  

                                                                                                       Г.Н. Харди.

С самых древнейших времен в жизни человека присутствует танец. У первобытных людей любовь, труд и обряды воплощаются в танцевальных движениях. Каждый из нас хоть раз танцевал или смотрел на исполнение танца, многие связали с ним всю свою жизнь. Не зря говорят: «Танец – это тайный язык  души ». А кто-нибудь задумывался, сколько в этом тайном языке математики?

Все, кто занимался хореографией, знают, что танец имеет много общего с математикой: ритм, темп и фигуры танца подчиняются определенным математическим законам и понятиям. Я все время вспоминаю слова народной артистки РСФСР, преподавателя нашего колледжа,  Екатерины Балдановны Самбуевой, что ее любимым предметом во время учебы была математика. Может, поэтому она достигла таких успехов в балете.

Актуальность

Второй год, преподавая математику, алгебру, геометрию детям, которые каждый день занимаются уроками классического танца, историко-бытовым танцем, гимнастикой, музыкой, я стала под другим углом смотреть на свой предмет, стала искать точки соприкосновения. К моему удивлению, линии, треугольники, углы,  алгоритмы, пропорция, движения есть и в искусстве танца.

Гипотеза

Некоторые комбинации легче запомнить и воспроизвести, зная их геометрическую составляющую. Освоить профессию «артист балета» и быть в ней успешным поможет хорошее знание геометрии.

Урок геометрии в 5/9 классе по теме «Движения»

Технологическая карта урока

Тип урока: Урок открытия учащимися новых знаний.

Тема урока: Движения.

Задачи урока:

  • Образовательная – ввести понятия отображения плоскости на себя и движения. Рассмотреть виды движения.
  • Развивающая – создать условия для развития творческой исследовательской деятельности учащихся.
  • Воспитательная – умение внимательно слушать , анализировать и оценивать друг друга.

УУД: Проектная деятельность учащихся. Видеть геометрию движения в искусстве балета.

Оборудование компьютер, проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап (подготовка учащихся к работе на уроке; мотивация на успех учебной деятельности, создание благоприятной атмосферы на занятии)

Учитель приветствует учащихся, говорит, что рад их видеть, надеется на сотрудничество на уроке.

Приветствуют учителя и друг друга.

2.Постановка цели урока (определение совместно с учащимися что, для чего и каким образом они будут делать на уроке)

Учитель обращает внимание детей на то, что  результат урока зависит от работы каждого из учеников дома и в классе.

Учащиеся помогают сформулировать цели урока.

3. Открытие учащимися новых знаний.

(Технология опережающего обучения)

Учитель напоминает ученикам как  понятия симметрии изучались в 8 классе. Рассматривались ось симметрии и центр симметрии фигур .Тетрадь Шодорова Димы с рисунками.

Ученики, разделившись на группы самостоятельно изучили материал, приготовили презентации. Задача каждой группы рассказать остальным ученикам о своем виде движения: дать его понятие, свойства и показать этот вид движения в искусстве балета.

4. Основной этап урока –защита мини-проектов.

Анализирует, корректирует.

Показывают свои презентации: Симметрия, Параллельный перенос, Поворот, рассказывают о видах движения в танце. Слушают, рассуждают, сравнивают, высказывают предположения. После выступления каждой группы, остальные ученики задают вопросы. Обсуждают, оценивают работу группы.

5. Рефлексия (подведение итогов урока, определение соответствия полученного результата поставленным в начале занятия целям):

Учитель вместе с учащимися обсуждает, какую работу они проделали, понравился ли им урок, что нового они узнали, чему научились, также учащиеся сами оценивают свою работу и работу других групп .

Планируемые результаты:

Сформировать умения находить основные виды движений на плоскости и в балете

Способствовать развитию наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при групповой работе.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (обеспечить понимание учащимися содержания домашнего задания, его целей и способов выполнения):

Домашнее задание:

Вопросы к главе 13.

Выполнить рисунки, показывающие  движения (можно использовать фотографии).

Теоретический материал к уроку

Симметрия

В геометрии: Осевая и центральная симметрия представляют собой отображение плоскости на себя, при котором сохраняется расстояние.

Осевая симметрия  это движение относительно прямой оси.

Центральная симметрия  движение относительно точки центра.

В балете: Осевая и центральная симметрия – это гармоничный, комфортный для наблюдения элемент хореографии. Принципы симметрии прослеживаются во множестве ранних балетов. Танцоры  в одинаковом количестве выстраивались в линии и формировали на сцене однородную структуру, имеющую центр или ось симметрии.

Также симметрией называется ситуация, при которой все танцоры одновременно исполняют одно и то же движение. Симметрию составляют уравновешенное расположение тела танцора, местонахождение тела танцора в пространстве.

Когда балерина заканчивает свой номер искрометным фуэте, когда она вращается на одной ноге определенное количество раз. Именно повторяемость этих движений определяет их эстетический эффект. Нога балерины многократно описывает окружность, имеющую множество осей симметрии – диаметров, и центр  симметрии – центр окружности.

В хореографии различают несколько видов симметрии.

  1. Симметрия балетных позиций ног, рук, тела, головы.
  2. Симметрия рисунка танца (формирование на сцене однородной структуры в линии и рисунки – круг, квадрат, клин и др.)
  3. Симметрия исполняемых движений.

Для произведения нужного эффекта симметрия должна сопровождаться асимметрией.

Асимметрия – неожиданный и необычный элемент, который делает танец интереснее.

Параллельный перенос

В геометрии: Задается вектор. Параллельным переносом на данный вектор называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка М отображается в точку М՚, что вектор ММ՚ равен данному вектору.

В балете и танце:

  1. Параллельность позиций. Исполнение позиций это начало начал хореографии.
  2. Параллельность партнеров. Согласованность движений партнеров (синхронность).
  3. Параллельность полу. Одним из стандартов является параллельность частей тела полу при исполнении танцевальных элементов.

Поворот

В геометрии: Отметим на плоскости точку О (центр поворота) и зададим угол поворота α. Поворотом плоскости вокруг точки О на угол α называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка М отображается в точку М՚, что ОМ=ОМ՚ и угол МОМ՚=α.  

В балете: Оборот – этот термин подразумевает поворот вокруг своей оси на 360°, пол-оборота на 180°, четверть - на 90°, два оборота на 720° и т.д.

Фуэте – это ряд последовательных вращений на месте, во время исполнения которых нога при каждом повороте открывается на 45°.

Заключение

Невозможно одной геометрией измерить красоту и гармонию танца. Вместе с тем именно геометрия помогает найти танцорам новые совершенные фигуры, разнообразить рисунок танца.  А значит, освоить профессию «артист балета» и быть в ней успешным хорошее знание геометрии поможет.

С точки зрения изучения предмета самой геометрии, междисциплинарный подход, позволяет заинтересовать учеников БРХК. Детям нравится искать параллели и устанавливать подобные связи.

Считаю, именно проведение уроков, вовлекающих учащихся в активную деятельность на уроке и при самостоятельной подготовке  к ним, способствуют повышению интереса к предмету.

При подготовке материала, и при защите своих мини-проектов,  ученики учатся сравнивать, анализировать информацию.

Использованная литература:

  1. Атанасян Л.С. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2019
  2. Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии : Гуманитарно-математический курс.-М.:Школа-Пресс, 1998.-160с.:ил. ( библиотека журнала «Математика в школе» выпуск 7).
  3. Методическое пособие по учебнику Л.С. Атанасяна «Геометрия» 7-9 классы/ автор-составитель Т.Л. Афанасьева, Л.А.Тапилина,- Волгоград: Учитель, 2015.-136с.

Интернет-ресурсы:

1)http:// ru. wikipedia. org/ wiki/

2)http: //  new. ug. ru/ archive- И в танце есть математический расчет.

3) http:// kindlebjjk. ru-Математика и балет.

4) http: //cyberleninka ru- Математика балета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Геометрия движений» « Там где красота, там действуют законы математики» Г.Н. Харди

Слайд 2

Введение С самых древнейших времен в жизни человека присутствует танец . «Танец- это тайный язык души ». А сколько в этом тайном языке математики. Все , кто занимался хореографией знают сколько много у них общего: ритм, темп и фигуры танца подчиняются определенным математическим законам и понятиям.

Слайд 3

Актуальность Преподавая математику детям , которые каждый день занимаются уроками танца, я стала смотреть на свой предмет под другим углом и искать точки соприкосновения . Линии, треугольники, углы, алгоритмы, пропорция, движения есть и в искусстве танца.

Слайд 4

Гипотеза Некоторые комбинации легче запомнить и воспроизвести, зная их геометрическую составляющую. Освоить профессию «артист балета» и быть в ней успешным поможет хорошее знание геометрии .

Слайд 5

Урок геометрии в 5/9 классе Тип урока: Урок открытия учащимися новых знаний. Тема урока: « Движения». Задачи урока: Образовательная: ввести понятия отображения плоскости на себя и движения. Рассмотреть виды движения. Развивающая: создать условия для развития творческой исследовательской деятельности учащихся. Воспитательная: учить внимательно слушать, анализировать и оценивать деятельность друг друга. УУД: Проектная деятельность. Видеть геометрию движения в искусстве балета.

Слайд 6

Этапы урока Организационный этап Постановка цели урока (определение совместно с учащимися что, для чего и каким образом они будут делать на уроке ). Открытие учащимися новых знаний . ( Технология опережающего обучения ). Основной этап урока – защита мини-проектов . Рефлексия (подведение итогов урока, определение соответствия полученного результата поставленным в начале занятия целям ). Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Слайд 7

Симметрия В геометрии Осевая и центральная симметрия представляют собой отображение плоскости на себя, при котором сохраняется расстояние. Осевая симметрия – это движение относительно прямой – оси. Центральная симметрия – движение относительно точки – центра . В балете Симметрия балетных позиций ног, рук, тела, головы. Симметрия рисунка танца (формирование на сцене однородной структуры в линии и рисунки – круг, квадрат, клин и др.) Симметрия исполняемых движений. Для произведения нужного эффекта симметрия должна сопровождаться асимметрией.

Слайд 8

Параллельный перенос В геометрии Задается вектор. Параллельным переносом на данный вектор называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка М отображается в точку М՚, что вектор ММ՚ равен данному вектору. Параллельность позиций. Исполнение позиций это начало начал хореографии. Параллельность партнеров. Согласованность движений партнеров (синхронность). Параллельность полу. Одним из стандартов является параллельность частей тела полу при исполнении танцевальных элементов. В балете и танце

Слайд 9

Поворот В геометрии Отметим на плоскости точку О (центр поворота) и зададим угол поворота α . Поворотом плоскости вокруг точки О на угол α называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка М отображается в точку М՚, что ОМ=ОМ՚ и угол МОМ՚= α . В балете Оборот – этот термин подразумевает поворот вокруг своей оси на 360°, пол-оборота на 180°, четверть - на 90°, два оборота на 720° и т.д. Фуэте – это ряд последовательных вращений на месте, во время исполнения которых нога при каждом повороте открывается на 45°.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное представление движения в геометрии .

Преподавание геометрии требует прежде всего наглядности. В 9 классе идет изучение понятия "Движения". Учебный материал по данной теме можно расширеть творческими работами. Ученики в процесе этой работ...

Урок по геометрии, 9 класс. Тема урока: «Движение. Решение задач».

Материал относится к преподаванию математики. Урок по геометрии 9 класс по учебнику Атанасян Л.С. по теме "Движение".  Тип урока:совершенствования умений и навыков. Форма урока: групповая с...

Геометрия 8 класс. Тема "Движение"

Два урока ученики защищают свои проекты по теме "Движение", а на третьем уроке я им демонстрирую презентацию "Определите вид движения". При её просмотре можно и определения спросить и все оси или цент...

Самостоятельная работа по теме "Движение" по геометрии 9 класс.

Самостоятельная работа по теме "Движение" по геометрии 9 класс. Работа представлена в 2 вариантах....

Тест по геометрии "Движение"

Тест по геометрии по теме "Движение", 9 класс...

Презентация к уроку по геометрии "Движение"

Презентация к уроку геометрии "Движение", 9 класс...