урок по геометрии "Параллельные прямые"
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Кононова Ирина Владимировна

Урок на повторение понятия параллельных прямых и свойств углов, полученных при пересечении двух прямых третьей, признаков параллельности прямых и их доказательство, их применение при решении задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx45.35 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Кононова Ирина Владимировна, учитель математики МКОУ «Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа», высшая квалификационная категория.

Предмет: «Математика (модуль «Геометрия»)».

Класс: 7.

Раздел программы: «Параллельные прямые».

На изучение данного раздела в программе отводится 13 часов.

Тема: «Признаки параллельности прямых» (2 урок).

Цель урока: повторить понятие параллельных прямых и углов, полученных при пересечении двух прямых третьей, рассмотреть признаки параллельности прямых и их доказательство, их применение при решении задач.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать знания о параллельности прямых; познакомить с признаками параллельности прямых.
  • Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление;
  • Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, целеустремленность;

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;
  • Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
  • Предметные: формировать умения и навыки решения задач на доказательство параллельности прямых.

Тип урока: урок открытия новых знаний, применение их на практике.

Формы  работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Краткое описание: 

Оборудование к уроку: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, выход в сеть Интернет, учебник.

Использованная литература и ресурсы сети интернет (адреса сайтов):

  1. Геометрия, 7 – 9: Учеб.для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010. – 384с.
  2. Сайт: Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ 
  3. Сайт: "Инфоурок" http://infourok.ru/material.html?mid=33897   
  4. Сайт:  «myshared»  http://www.myshared.ru/slide/422734/#

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Первый признак параллельности прямых. Модуль знакомит учащихся с признаком и его доказательством

И2

Информационный модуль

http://fcior.edu.ru/card/963/pervyy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i2.html

2

Второй признак параллельности прямых. Модуль знакомит учащихся с признаком и его доказательством

И3

Информационный модуль

http://fcior.edu.ru/card/6810/vtoroy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i3.html

3

Третий признак параллельности прямых. Модуль знакомит учащихся с признаком и его доказательством

И4

Информационный модуль

http://fcior.edu.ru/card/8919/tretiy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i4.html

4

Зарядка для глаз

презентация

http://www.myshared.ru/slide/422734/#

5

Физминутка  «Панда»

видео

http://infourok.ru/material.html?mid=33897

6

Признаки и свойства параллельных прямых. Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания предназначены для проверки усвоения определений углов, образованных при пересечении двух прямых секущей и признаков параллельности прямых.

К1

тест

http://fcior.edu.ru/card/3267/priznaki-i-svoystva-parallelnyh-pryamyh-k1.html 

Технологическая карта урока

Цель деятельности учителя

создать условия для рассмотрения признаков параллельности прямых и закрепления полученных знаний в процессе решения задач

Термины и понятия

параллельные прямые, признаки параллельности прямых, внутренние накрест лежащие углы, внутренние односторонние углы, соответственные углы.

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Умеют объяснять , какие прямые называются параллельными, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математических терминов

Познавательные: проводят информационно-смысловой анализ текста и рисунка; владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, умением устанавливать причинно-следственные связи; понимают и используют наглядность для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Организация пространства

Форма работы

Фронтальная (Ф), индивидуальная (И).

Образовательные ресурсы

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, учебник, выход в сеть Интернет.

1 этап. Актуализация опорных знаний

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Повторить взаимное расположение двух прямых, определение параллельных прямых, виды углов, образованных при пересечении двух прямых секущей

(Ф,И) Дает задание:

Используя слайд 2 , объяснить взаимное расположение двух прямых на плоскости

А)пересекаются, одна общая точка

Б)пересекаются, при продолжении прямых – одна общая точка

В)параллельны, не пересекаются, нет общих точек

Г) a b, a c, b c. (две прямые перпендикулярные третьей, параллельны)

используя слайд 3, назвать и объяснить виды углов, образованных при пересечении двух прямых секущей

а) 3 и 6, 4 и 5 (между прямыми а и b, по разные стороны от секущей)

б)3 и 5, 4 и 6 (между прямыми а и b, по одну сторону от секущей)

в)2 и 6, 4 и 8, 1 и 5,  3 и 7  

2 этап. Мотивация к деятельности

Цель деятельности

Постановка учебной задачи

Создать условия для введения и доказательства признаков параллельности прямых

(Ф) Какими свойствами должны обладать углы, чтобы прямые были параллельны?

Способ доказательства.

3 этап. Учебно–познавательная деятельность

Изучение нового материала

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сформулировать и доказать признаки параллельности прямых

ЭОР 1. http://fcior.edu.ru/card/963/pervyy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i2.html

(Ф,И) Дает задание просмотреть модуль и сделать записи в тетради

а

       1

             2

b

            c

Дано: 1 = 2 накрест

          лежащие

Доказать: a b

ЭОР 2. http://fcior.edu.ru/card/6810/vtoroy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i3.html

(Ф,И) Дает задание просмотреть модуль и сделать записи в тетради

а

       1

         2

b

            c

Дано: 1 + 2 = 1800 односторонние

Доказать: a b

ЭОР 3. http://fcior.edu.ru/card/8919/tretiy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i4.html

(Ф,И) Дает задание просмотреть модуль и сделать записи в тетради

Дано: 1 = 2 соответственные

Доказать: a b

а       1

           

             2

b

            c

Закрепление изученного материала

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Закрепить полученные знания

(Ф) Сформулируйте признаки параллельности прямых

1. Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны

2. Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 1800, то прямые параллельны

3. Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны

(Ф) Используя слайд 5, укажите причину параллельности прямых

1. Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны

2.7 = 5 вертикальные, то  1 = 5, а они соответственные, значит, a b

3. Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны

4. Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 1800, то прямые параллельны

5.Две прямые перпендикулярные третьей, параллельны

(Ф) Используя слайд 6, выясните параллельность  прямых

угол смежный с углом 1 будет равен 500, и не равен углу 2, значит, a b. (полученный угол и угол 2 соответственные)

(Ф) Используя слайд 7, выясните параллельность  прямых

углы 1 и 2-односторонние, их сумма равна 1810, и не равна 1800, значит, a b.

(Ф,И) Используя слайд 8, докажите параллельность  прямых

Дано: a и b, с – секущая,

1 = 1020, 2 = 780

Доказать: a b

       с

а       1

           

             3

b             2

Доказательство:

2+3 = 1800 (смежные), 3 = 1800 – 780 = 1020, 1 = 3, они соответственные, значит прямые параллельны.

4 этап. Зарядка для глаз

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Разминка, снятие напряжения глаз

ЭОР 4. http://www.myshared.ru/slide/422734/#

выполняют действия, согласно модуля-презентации

Физминутка «Панда»

Разминка, снятие напряжения рук, ног, тела

ЭОР 5

http://infourok.ru/material.html?mid=33897

Выполняют действия, согласно модуля-видео

Закрепление изученного материала (продолжение)

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Закрепить полученные знания

(Ф,И) Решить задачу №189 (на доске и в тетрадях)

   В       3     С

       1

А      2                         Д

Дано: АВ = ВС, 1 = 2

Доказать: ВС  АД.

Доказательство:

т.к. АВ = ВС, то АВС равнобедренный, 1 = 3. Т.к.1 = 2, то 3 = 2, а они накрест лежащие при прямых АД и ВС, секущей АС, значит, ВС  АД.

(Ф,И) выполнить тест ЭОР 6 http://fcior.edu.ru/card/3267/priznaki-i-svoystva-parallelnyh-pryamyh-k1.html

ответы согласно своего варианта.

5 этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание работы учащихся с учетом количества верных ответов на тест.

выставляют оценки в дневник

(Ф,И) Ответить на вопросы слайда 13

отвечают на вопросы

(Ф,И) Закончить предложения

                          слайд 14

поочереди заканчивают предложения

Дает домашнее задание  слайд 15

Записывают домашнее задание в дневник: п 24,25, №186(а,б), 187.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме «Признаки параллельности прямых» Учитель математики МБОУ «Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа» Кононова Ирина Владимировна

Слайд 2

На каких рисунках изображены параллельные прямые? А. а b Б. а b В. а b Г. а b с

Слайд 3

Назовите пары углов: а) накрест лежащих; б) односторонних; в ) соответственных. а b с 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 4

Признаки параллельности прямых Видео-ролики

Слайд 5

Укажите причину параллельности прямых а и b , если 1 = 5 1 = 7 4 = 6 3 + 6 = 180 о 9 = 10 = 90 о а b с d 9 10 1 2 4 3 5 6 8 7

Слайд 6

Параллельны ли прямые a и b , если 1=130 о 2=32 о а b с 1 2

Слайд 7

Параллельны ли прямые a и b , если 1=120 о 2=61 о а b с 1 2

Слайд 8

Докажите, что прямые а и b параллельны, если 1=102 о 2=78 о а b с 1 2

Слайд 9

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ http://www.myshared.ru/slide/422734/#

Слайд 10

ФИЗМИНУТКА http://infourok.ru/material.html?mid=33897

Слайд 11

(№189) Докажите, что прямые ВС и А D параллельны, если АВ=ВС 1= 2 А В С D 1 2

Слайд 12

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ ТЕСТА: http://fcior.edu.ru/card/3267/priznaki-i-svoystva-parallelnyh-pryamyh-k1.html

Слайд 13

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ : 1.Какие прямые называются параллельными? 2.Как называются углы, полученные при пересечении двух прямых секущей? 3.Сформулируйте первый признак параллельности прямых. 4.Сформулируйте второй признак параллельности прямых. 5.Сформулируйте третий признак параллельности прямых.

Слайд 14

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 15

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ п.24, 25 №186(а,б), 187

Слайд 16

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Прямая и обратная пропорциональность" и презентация к нему

Урок предполагает совершенствовать навыки решения задач по этой теме, развивать умение различать два вида пропорциональности. На уроке используются игровые моменты и нетрадиционная ооценка знаний. Уро...

Урок геометрии "Параллельные прямые"

урок построен на интерактивной доске....

План урока по теме "Прямая пропорциональность"

Урок математики в 7 классе по  теме "Прямая пропорциональность"...

Урок "Координаты на прямой"

Обобщить и закрепить знания учащихся по теме....

Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости"

Урок обобщения и закрепления материала по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости". На уроке показана практическая значимость пропорций в жизни человека. В конспекте используются ЭОР....

Открытый урок "Координаты на прямой"

Открытый урок " Координаты на прямой", 6 класс...