Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления 8 класс
методическая разработка по информатике и икт

Ооржак Алдына Чойгановна

Технологическая карта урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока информатики в 8 классе по теме «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления»

Предмет: информатика, 8 класс            

Учитель: Ооржак Алдына Чойгановна

Учебник (УМК): Информатика: учебник для 8 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Тема урока: Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: мультимедийный комплекс, слайды по теме урока, компьютеры, оценочный лист для проверки домашнего задания, карточки для рефлексии учебной деятельности.

Цель урока: знакомство с системами счисления, показать практическую значимость различных видов систем счисления.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с понятием «системы счисления», с позиционными и непозиционными системами счисления; сформировать навыки счета в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.
  • Воспитательные: формировать познавательную и творческую активность учащихся, воспитывать у них чувство ответственности, коммуникативность, толерантность, волю и настойчивость.
  • Развивающие: способствовать развитию логического и алгоритмического мышления; воздействие на психологические процессы: внимание, восприятие, память.

Прогнозируемые результаты:

Личностные: анализировать свои действия и действия одноклассников, сотрудничать со сверстниками и учителем, осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия.

Предметные: формирование навыков перевода небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления.

Метапредметные: умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему.

Технологии, методы и приемы: проблемное обучение, частично-поисковый метод, словесный, наглядный, практический; прием создания проблемной ситуации.

Формы организации деятельности на уроке:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • коллективная


Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивационно-целевой.

1) Организационный момент

2

мин

Приветствие учащихся.  Проверка учителем готовности класса к уроку, техники безопасности; организация внимания.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Регулятивные: умение слушать и вступать в диалог; умение выделять нравственный аспект поведения.

2) Актуализация знаний

5 мин

 

  1. РТ. № 41 (визуально) № 55(3), 56(3) (у доски). Оценивает работу, выставляет отметку в оценочный лист.

  1. Устное повторение:
  • Где применяется двоичная система счисления?
  • Каков ее алфавит и основание?
  • Как записать двоичное число в развернутой форме?
  • Как перевести десятичное число в двоичную систему счисления?

Проверяют домашнее задание.

Устно отвечают на вопросы.

Познавательные: применение предметных знаний;

выполнение учебных заданий.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные: самооценка, взаимооценка.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся.

4 мин

 

- Сколько разрядов памяти ПК займет двоичное число? (на слайде)

- Придумай способ экономии места в памяти ПК.

- Да, есть такие системы счисления, в которых это число будет выглядеть короче: это системы с основаниями 8 и 16.

- Свяжи цифры 8 и 16 с названием систем счисления.

- Эти системы так же, как и двоичная применяют в компьютере. Их называют компьютерными системами счисления. И тема урока:

- 30;

- записать число в других системах счисления;

- восьмеричная и шестнадцатеричная;

- Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

Коммуникативные: развитие  навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Личностные: формирование математического мышления

Регулятивные: умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка.

  1. Процессуально-познавательный

1) Изучение нового материала

15

мин

- Узнайте о компьютерных системах счисления

- Запишите кратко:

А) разложение числа по основанию с переводом в десятичную систему

Б) Алфавит систем счисления

В) Перевод десятичного числа в 8 и 16 систему

- Сравни правила перевода десятичных чисел. Найди закономерность.

- Работа с учебником: с. 10-11.

Смотрят видео.

Записывают алфавит и определения по слайду.

- одни и те правила для перевода десятичных чисел в различные системы счисления;

- читают правила перевода чисел в различные системы счисления

Познавательные: развитие познавательной активности.

Личностные: формирование навыков грамотного письма,  формирования навыков поиска информации в имеющемся источнике.

Регулятивные: умение использовать полученные знания на практике.

Физкультминутка

1 мин

Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Меняют  вид  деятельности, выполняют упражнения.

Коммуникативные:  умение  работать  в  группе.

2) Закрепление изученного материала

6 мин

Выполните самостоятельно по предыдущему алгоритму. Проверьте себя.

РТ: № 50(1,2) № 51(1,2)

Компьютерный практикум.

Выполните с помощью компьютерного калькулятора №52

Решают примеры, используя приобретенные знания.

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы.

Коммуникативные: умение слушать, обращаться с вопросом к учителю и сверстнику.

Личностные: самооценка.

III. Рефлексивно-оценочный.

1) Подведение итога урока.

2) Информация о выполнении  домашнего задания

4

мин

Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги.

О чем мы сегодня говорили? Расскажите алфавит восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления? Как разложить число по основанию с переводом в десятичную систему? И перевод десятичного числа в 8-ую и 16-ую системы?

Дома: повторить изученный материал, №53.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают домашнее задание.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3) Рефлексия учебной деятельности.

3 мин

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

 

На карточках отвечают на вопросы по рефлексии учебной деятельности.

Регулятивные: оценка своей деятельности и деятельности других людей

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: самооценка на основе критерия успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шестнадцатеричная система счисления

В презентации представлена 16-чная система счисления по схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, перевод числа из 16-чной в 10-чную систему, арифметические действия (таблицы сложения и умнож...

Правило перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

Представлено правило перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления....

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления

Разработка конспекта урока по информатике в 8 классе (УМК Семакин) на тему "Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из  8-й и 16-й  в десятичную систему счисле...

Шестнадцатеричная система счисления.

Шестнадцатеричная система счисления на сегодняшний день является наиболее популярным средством компактной записи двоичных чисел. Очень широко используется при разработке и проектировании цифровой техн...

N18 Двоичная и шестнадцатеричная системы счисления как модель представления чисел в компьюторе. за 9.06 20 для группы ПК1

Задание:1. Законспектировать п.2.9 стр. 58-632. Ответить на вопросы и выполнить задание стр. 63-64...

Системы счисления.Восьмеричная и шестнадцатеричная система счисления

Системы счисления.Восьмеричная и шестнадцатеричная система счисления...