Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Разработка конспекта урока по информатике в 8 классе (УМК Семакин) на тему "Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из  8-й и 16-й  в десятичную систему счисления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Урок информатики в 8 классе по теме

«Восьмеричная и шестнадцатеричная системы

счисления. Перевод чисел из  8-й и 16-й

 в десятичную систему счисления»

        

  1. Методическое обоснование темы

      Тема «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из  8-й и 16-й в десятичную систему счисления» изучается в 8 классе в I четверти после изучения темы «Двоичная система счисления» в разделе «Системы счисления». Данная разработка состоит из конспекта урока по информатике в 8 классе по теме «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из  8-й и 16-й в десятичную систему счисления» с приложением, презентацией и он-лайн сервисе «KAHOOT». Урок рассчитан на 45 минут. Разработка отвечает целям изучения информатики в основной школе - развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности; понимание учащимися смысла основных научных понятий информатики; формирование у учащихся представлений о позиционных системах счисления.

    Данная тема формирует первичное представление о восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления и переводе чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления.

       Для реализации занятия используется презентация, интерактивная доска, Интернет подключение, планшеты, с целью повышения быстрой восприимчивости информации учащимися, привлечения внимания и оперативной подачи материала учителем.

  1. Методические рекомендации по проведению урока

    Для проведения урока по информатике в 8 классе по теме «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления» используется УМК «Информатика» Автор: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков и др [1] Эту разработку целесообразно провести третьим уроком по разделу «Системы счисления» после темы «Двоичная система счисления».  Для реализации занятия нужно использовать информационно-коммуникационные технологии в виде презентации, интерактивной доски, Интернет подключения, планшетов. Для актуализации материала в приложении приведены раздаточные карточки разноуровневых дифференцированных заданий 9 и вариантов.

  1. Конспект разработки урока в 8 классе по теме

«Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления»

 

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент (1 мин);
  2. Актуализация (13 мин);
  3. Мотивация. Открытие нового материала (8 мин);
  4. Физкультминутка (1 мин);
  5. Первичное закрепление нового материала (10 мин);
  6. Закрепление нового материала (7 мин);
  7. Итог урока и рефлексия (3 мин).
  8. Домашнее задание (2 мин)

ХОД УРОКА

Тема урока

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления.

Цели и задачи урока :

  • расширить представление обучающихся  о позиционных системах счисления;
  • сформировать  навыки перевода  целых десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;
  • сформировать  навыки перевода   чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной  систем счисления в десятичную;
  • развивать умение анализировать полученные результаты.

Планируемые результаты обучения:

  • предметные  –  способствовать формированию навыков перевода десятичных чисел  в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления;
  • метапредметные – способствовать формированию умения анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую;
  • личностные  –   формировать понимание  роли фундаментальных знаний как  основы современных  информационных технологий.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний  

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Межпредметные связи: информатика, математика

Техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска.

Материалы и оборудование для учащихся: раздаточные материалы, планшеты

Ход урока

I. Оргмомент (1 мин)

  Приветствие, сообщение цели и задач урока.

II. Актуализация (13 мин)

Проверка теоретического материала:

  • Что такое система счисления?
  • Какие виды систем счисления можно выделить по способу образования чисел?
  • Что называют цифрой?
  • Что такое алфавит системы счисления?
  • Что называют основанием системы счисления?
  • Проведите примеры позиционных систем счисления
  • Назовите   основание и алфавит десятичной системы счисления
  • Назовите основание и алфавит двоичной системы счисления
  • Какая форма записи числа называется свернутой и развернутой?

Самостоятельная работа (приложение 1)

 Переведите целые числа из десятичной СС в двоичную, из двоичной в десятичную.

Выполнение индивидуальных дифференцированных заданий

III. Мотивация. Открытие нового материала. (8 мин)

Изложение нового материала сопровождается презентацией.

 Проблема: Как можно перевести десятичное число в восьмеричную систему счисления? В шестнадцатеричную систему счисления? (Учащиеся предлагают ответы).

Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)

В тетрадях обучающиеся записывают следующие:

Тема урока

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления.

Система счисления

Основание

Алфавит

Восьмеричная

8

0,1,2,3,4,5,6,7,

Шестнадцатеричная

16

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, А,B,C,D,E,F

Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую

Перевод чисел из одной системы счисления в другую составляет важную часть машинной арифметики. Рассмотрим основные правила перевода.

1. При переводе числа из восьмеричной, шестнадцатеричной системы в десятичную надо это число представить в виде суммы степеней основания его системы счисления.

Числа 7038 , 23FA116 перевести в десятичную систему счисления.

7038=7*82+0*81+3*80=448+3=44710

23FA116=2*164+3*163+15*162+10*161+1*160=131072+12288+3840+160+1=147361

2. Правило перевода из десятичной системы счисления в систему с основанием q:

1. Последовательно выполнять деление исходного числа и получаемых частных на q до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя.

2. Полученные при таком делении остатки – цифры числа в системе счисления q – записать в обратном порядке (снизу вверх).

Пример. Перевести числа из десятичной системы счисления

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623255/img2.gif

IV .Физминутка (1 мин)

Прилетела бабочка,

Села на указку,

Попытайтесь вслед за ней

Пробежаться глазками.

(Учитель делает указкой винтообразные круги в воздухе, ученики следят за прикрепленной к концу указки бабочкой.)

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз, и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

V . Первичное  закрепление нового материала (10 мин)

Обучающиеся выполняют задания у доски.

Задания :

  1. Переведите число    742    в восьмеричную систему счисления

Ответ: 74310 = 13468

  1. Переведите число   15FC  из шестнадцатеричной системы счисления в

десятичную

Ответ:   15FC16 = 5628 10

  1. Переведите число 34510 в восьмеричную систему счисления.

Последовательно делим число 345 на 8 получим:

  • 345 ÷ 8 = 43 и 1 в остатке
  • 43 ÷ 8 = 5 и 3 в остатке
  • 5 ÷ 8 = 0 и 5 в остатке

Запишем в обратном порядке остатки от деления, получим число 5318=34510

  1. Переведите число 34510  в шестнадцатеричную систему счисления.

Последовательно делим число 345 на 16 получим:

  • 345 ÷ 16 = 21 и 9 в остатке
  • 21 ÷ 16 = 1 и 5 в остатке
  • 1 ÷ 16 = 0 и 1 в остатке

Запишем в обратном порядке остатки от деления, получим число 15916=34510

  1. Переведите число 35010  в шестнадцатеричную систему счисления.

Последовательно делим число 350 на 16 получим:

  • 350 ÷ 16 = 21 и 14 (Е) в остатке
  • 21 ÷ 16 = 1 и 5 в остатке
  • 1 ÷ 16 = 0 и 1 в остатке

Запишем в обратном порядке остатки от деления, получим число 15Е16=34510

VI. Закрепление нового материала (7 мин)

Учащимся предлагается игра с использованием планшетов (сотовых телефонов) на он-лайн платформе «Kahoot.it». Учащимся в парах предлагается ответить на 5 тестовых вопросов.

На интерактивной доске учащиеся видят вопрос и варианты ответов на него, на своих мобильных устройствах - цветные прямоугольники с геометрическими фигурами внутри, каждый из которых соответствует одному из ответов. Необходимо выбрать один из вариантов и кликнуть по нему.

 Учащимся предлагаются следующие вопросы за отведенное время на выбор ответа (приложение 2):

1. Продолжите предложение: "В алфавите восьмеричной системы счисления отображаются цифры ..." (30 с)

2. Переведите число 45 из восьмеричной системы счисления в десятичную и выберите верный ответ. (60 с)

3. В алфавите шестнадцатеричной системы счисления отображаются цифры ... (30 с)

  1. Переведите число F5 из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную и выберите верный ответ        . (60 с)

5. Переведите десятичное число 321 в восьмеричную. (60 с)  

Обучающимся автоматически выводятся результаты игры (тестирования) он-лайн сервисом  Kahoot.com.  Отмечаются пары, показавшие наивысшие результаты, вопросы над которыми нужно поработать дома.

VII. Итог урока, рефлексия (3мин)

Итак, мы с вами ознакомились с восьмеричной и шестнадцатеричной системой счисления. Восьмеричная система часто используется в областях, связанных с цифровыми устройствами. Ранее широко использовалась в программировании и вообще компьютерной документации, однако в настоящее время почти полностью вытеснена шестнадцатеричной.

Ваши оценки будут проставлены  по результатам самостоятельных работ.

Рефлексия

Тема сегодняшнего урока…

На уроке я смог…

Мне нужно поработать…

Я заинтересовался...

 VIII. Задание на дом (2 мин)

Повторить параграф 18, заполнить таблицу

Задание

Вариант

Основание 2

Основание 8

Основание 10

Основание 16

1

11111

2

111

1

256

2

АА

Задание вы можете посмотреть в личном сайте по адресу:

https://xmm415.wixsite.com/mysite

Список литературы и интернет-источников

  1. Информатика. 8 класс: учебник / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков и др., М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2016
  2. https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623255/
  3. https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667447/
  4. https://videouroki.net/tests/vos-mierichnaia-i-shiestnadtsatierichnaia-sistiemy-schislieniia-pravila-pierievo.html
  5. https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660865/
  6. Особенности преподавания учебного предмета «Информатика» в 2018/2019 учебном году: метод. рекомендации / сост. А.А. Рябова. — Казань, 2018. — 90 с.


Приложение 1

Индивидуальные дифференцированные задания по системам счисления  (двоичная система счисления)

1 вариант

1. Переведите число 17 из десятичной системы счисления в двоичную.

2. Переведите двоичное число 10101  в десятичное.

3.Выполните действия над двоичными числами:

a)        11+110

b)        111-11

c)        11*110

d)        110:10

2 вариант

1. Переведите число 21 из десятичной системы счисления в двоичную.

2. Переведите двоичное число 1010  в десятичное.

3.Выполните действия над двоичными числами:

a)        11+11

b)        110-11

c)        11*11

d)        1110:10

3 вариант

1. Переведите число 490 из десятичной системы счисления в двоичную.

2. Переведите двоичное число 1101  в десятичное.

3.Выполните действия над двоичными числами:

  1. 111+110
  2. 111-110
  3. 111*110
  4. 1111:11

4 вариант

1. Переведите число 1490 из десятичной системы счисления в двоичную.

2. Переведите двоичное число 10101010  в десятичное.

3.Выполните действия над двоичными числами:

a)        111+1101

b)        1111-110

c)        1101*110

d)        11110:110

5 вариант

1. Переведите число 377 из десятичной системы счисления в двоичную.

2. Переведите двоичное число 11010000  в десятичное.

3.Выполните действия над двоичными числами:

a)        1011+110

b)        1101-110

c)        1110*11

d)        1011:11

6 вариант

1. Переведите число 988 из десятичной системы счисления в двоичную.

2. Переведите двоичное число 11010101  в десятичное.

3.Выполните действия над двоичными числами:

a)        11+10

b)        10100-111

c)        11*10

d)        1010:10

7  вариант

1. Переведите число 3213 из десятичной системы счисления в двоичную.

2. Переведите двоичное число 1110101  в десятичное.

3.Выполните действия над двоичными числами:

a)        1011101+1110111

b)        10101-111

c)        101101*101

d)        10010110:1010

8 вариант

1. Переведите число 9999 из десятичной системы счисления в двоичную.

2. Переведите двоичное число 11111111  в десятичное.

3.Выполните действия над двоичными числами:

a)        111+101

b)        101001-111

c)        1101*101

d)        101101:101

9 вариант

1. Переведите число 10000 из десятичной системы счисления в двоичную.

2. Переведите двоичное число 1110111  в десятичное.

3.Выполните действия над двоичными числами:

a)        1011+101

b)        111101-11

c)        1110*1110

d)        10011100010:11001

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Тема урока: Кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Перевод чисел из ...

План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР

План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Урок для 9 класса

Познакомиться с системами счисления. Научиться переводить числа из десятичной системы счисления в другие системы счисления и наоборот....

Правило перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

Представлено правило перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления....

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Конспект урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...

Презентация-Тренажер "Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно".

Тренажер позволяет пошагово проследить перевод из одной системы счисления в другую....