Главные вкладки

    Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления
    план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

    Разработка конспекта урока по информатике в 8 классе (УМК Семакин) на тему "Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из  8-й и 16-й  в десятичную систему счисления"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            

    Урок информатики в 8 классе по теме

    «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы

    счисления. Перевод чисел из  8-й и 16-й

     в десятичную систему счисления»

            

    1. Методическое обоснование темы

          Тема «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из  8-й и 16-й в десятичную систему счисления» изучается в 8 классе в I четверти после изучения темы «Двоичная система счисления» в разделе «Системы счисления». Данная разработка состоит из конспекта урока по информатике в 8 классе по теме «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из  8-й и 16-й в десятичную систему счисления» с приложением, презентацией и он-лайн сервисе «KAHOOT». Урок рассчитан на 45 минут. Разработка отвечает целям изучения информатики в основной школе - развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности; понимание учащимися смысла основных научных понятий информатики; формирование у учащихся представлений о позиционных системах счисления.

        Данная тема формирует первичное представление о восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления и переводе чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления.

           Для реализации занятия используется презентация, интерактивная доска, Интернет подключение, планшеты, с целью повышения быстрой восприимчивости информации учащимися, привлечения внимания и оперативной подачи материала учителем.

    1. Методические рекомендации по проведению урока

        Для проведения урока по информатике в 8 классе по теме «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления» используется УМК «Информатика» Автор: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков и др [1] Эту разработку целесообразно провести третьим уроком по разделу «Системы счисления» после темы «Двоичная система счисления».  Для реализации занятия нужно использовать информационно-коммуникационные технологии в виде презентации, интерактивной доски, Интернет подключения, планшетов. Для актуализации материала в приложении приведены раздаточные карточки разноуровневых дифференцированных заданий 9 и вариантов.

    1. Конспект разработки урока в 8 классе по теме

    «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления»

     

    ПЛАН УРОКА:

    1. Организационный момент (1 мин);
    2. Актуализация (13 мин);
    3. Мотивация. Открытие нового материала (8 мин);
    4. Физкультминутка (1 мин);
    5. Первичное закрепление нового материала (10 мин);
    6. Закрепление нового материала (7 мин);
    7. Итог урока и рефлексия (3 мин).
    8. Домашнее задание (2 мин)

    ХОД УРОКА

    Тема урока

    Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления.

    Цели и задачи урока :

    • расширить представление обучающихся  о позиционных системах счисления;
    • сформировать  навыки перевода  целых десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;
    • сформировать  навыки перевода   чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной  систем счисления в десятичную;
    • развивать умение анализировать полученные результаты.

    Планируемые результаты обучения:

    • предметные  –  способствовать формированию навыков перевода десятичных чисел  в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления;
    • метапредметные – способствовать формированию умения анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую;
    • личностные  –   формировать понимание  роли фундаментальных знаний как  основы современных  информационных технологий.

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний  

    Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

    Межпредметные связи: информатика, математика

    Техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска.

    Материалы и оборудование для учащихся: раздаточные материалы, планшеты

    Ход урока

    I. Оргмомент (1 мин)

      Приветствие, сообщение цели и задач урока.

    II. Актуализация (13 мин)

    Проверка теоретического материала:

    • Что такое система счисления?
    • Какие виды систем счисления можно выделить по способу образования чисел?
    • Что называют цифрой?
    • Что такое алфавит системы счисления?
    • Что называют основанием системы счисления?
    • Проведите примеры позиционных систем счисления
    • Назовите   основание и алфавит десятичной системы счисления
    • Назовите основание и алфавит двоичной системы счисления
    • Какая форма записи числа называется свернутой и развернутой?

    Самостоятельная работа (приложение 1)

     Переведите целые числа из десятичной СС в двоичную, из двоичной в десятичную.

    Выполнение индивидуальных дифференцированных заданий

    III. Мотивация. Открытие нового материала. (8 мин)

    Изложение нового материала сопровождается презентацией.

     Проблема: Как можно перевести десятичное число в восьмеричную систему счисления? В шестнадцатеричную систему счисления? (Учащиеся предлагают ответы).

    Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)

    В тетрадях обучающиеся записывают следующие:

    Тема урока

    Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления.

    Система счисления

    Основание

    Алфавит

    Восьмеричная

    8

    0,1,2,3,4,5,6,7,

    Шестнадцатеричная

    16

    0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, А,B,C,D,E,F

    Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую

    Перевод чисел из одной системы счисления в другую составляет важную часть машинной арифметики. Рассмотрим основные правила перевода.

    1. При переводе числа из восьмеричной, шестнадцатеричной системы в десятичную надо это число представить в виде суммы степеней основания его системы счисления.

    Числа 7038 , 23FA116 перевести в десятичную систему счисления.

    7038=7*82+0*81+3*80=448+3=44710

    23FA116=2*164+3*163+15*162+10*161+1*160=131072+12288+3840+160+1=147361

    2. Правило перевода из десятичной системы счисления в систему с основанием q:

    1. Последовательно выполнять деление исходного числа и получаемых частных на q до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя.

    2. Полученные при таком делении остатки – цифры числа в системе счисления q – записать в обратном порядке (снизу вверх).

    Пример. Перевести числа из десятичной системы счисления

    https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623255/img2.gif

    IV .Физминутка (1 мин)

    Прилетела бабочка,

    Села на указку,

    Попытайтесь вслед за ней

    Пробежаться глазками.

    (Учитель делает указкой винтообразные круги в воздухе, ученики следят за прикрепленной к концу указки бабочкой.)

    А теперь, ребята, встать,

    Руки медленно поднять,

    Пальцы сжать, потом разжать,

    Руки вниз, и так стоять.

    Наклонитесь вправо, влево

    И беритесь вновь за дело.

    V . Первичное  закрепление нового материала (10 мин)

    Обучающиеся выполняют задания у доски.

    Задания :

    1. Переведите число    742    в восьмеричную систему счисления

    Ответ: 74310 = 13468

    1. Переведите число   15FC  из шестнадцатеричной системы счисления в

    десятичную

    Ответ:   15FC16 = 5628 10

    1. Переведите число 34510 в восьмеричную систему счисления.

    Последовательно делим число 345 на 8 получим:

    • 345 ÷ 8 = 43 и 1 в остатке
    • 43 ÷ 8 = 5 и 3 в остатке
    • 5 ÷ 8 = 0 и 5 в остатке

    Запишем в обратном порядке остатки от деления, получим число 5318=34510

    1. Переведите число 34510  в шестнадцатеричную систему счисления.

    Последовательно делим число 345 на 16 получим:

    • 345 ÷ 16 = 21 и 9 в остатке
    • 21 ÷ 16 = 1 и 5 в остатке
    • 1 ÷ 16 = 0 и 1 в остатке

    Запишем в обратном порядке остатки от деления, получим число 15916=34510

    1. Переведите число 35010  в шестнадцатеричную систему счисления.

    Последовательно делим число 350 на 16 получим:

    • 350 ÷ 16 = 21 и 14 (Е) в остатке
    • 21 ÷ 16 = 1 и 5 в остатке
    • 1 ÷ 16 = 0 и 1 в остатке

    Запишем в обратном порядке остатки от деления, получим число 15Е16=34510

    VI. Закрепление нового материала (7 мин)

    Учащимся предлагается игра с использованием планшетов (сотовых телефонов) на он-лайн платформе «Kahoot.it». Учащимся в парах предлагается ответить на 5 тестовых вопросов.

    На интерактивной доске учащиеся видят вопрос и варианты ответов на него, на своих мобильных устройствах - цветные прямоугольники с геометрическими фигурами внутри, каждый из которых соответствует одному из ответов. Необходимо выбрать один из вариантов и кликнуть по нему.

     Учащимся предлагаются следующие вопросы за отведенное время на выбор ответа (приложение 2):

    1. Продолжите предложение: "В алфавите восьмеричной системы счисления отображаются цифры ..." (30 с)

    2. Переведите число 45 из восьмеричной системы счисления в десятичную и выберите верный ответ. (60 с)

    3. В алфавите шестнадцатеричной системы счисления отображаются цифры ... (30 с)

    1. Переведите число F5 из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную и выберите верный ответ        . (60 с)

    5. Переведите десятичное число 321 в восьмеричную. (60 с)  

    Обучающимся автоматически выводятся результаты игры (тестирования) он-лайн сервисом  Kahoot.com.  Отмечаются пары, показавшие наивысшие результаты, вопросы над которыми нужно поработать дома.

    VII. Итог урока, рефлексия (3мин)

    Итак, мы с вами ознакомились с восьмеричной и шестнадцатеричной системой счисления. Восьмеричная система часто используется в областях, связанных с цифровыми устройствами. Ранее широко использовалась в программировании и вообще компьютерной документации, однако в настоящее время почти полностью вытеснена шестнадцатеричной.

    Ваши оценки будут проставлены  по результатам самостоятельных работ.

    Рефлексия

    Тема сегодняшнего урока…

    На уроке я смог…

    Мне нужно поработать…

    Я заинтересовался...

     VIII. Задание на дом (2 мин)

    Повторить параграф 18, заполнить таблицу

    Задание

    Вариант

    Основание 2

    Основание 8

    Основание 10

    Основание 16

    1

    11111

    2

    111

    1

    256

    2

    АА

    Задание вы можете посмотреть в личном сайте по адресу:

    https://xmm415.wixsite.com/mysite

    Список литературы и интернет-источников

    1. Информатика. 8 класс: учебник / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков и др., М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2016
    2. https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623255/
    3. https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667447/
    4. https://videouroki.net/tests/vos-mierichnaia-i-shiestnadtsatierichnaia-sistiemy-schislieniia-pravila-pierievo.html
    5. https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660865/
    6. Особенности преподавания учебного предмета «Информатика» в 2018/2019 учебном году: метод. рекомендации / сост. А.А. Рябова. — Казань, 2018. — 90 с.


    Приложение 1

    Индивидуальные дифференцированные задания по системам счисления  (двоичная система счисления)

    1 вариант

    1. Переведите число 17 из десятичной системы счисления в двоичную.

    2. Переведите двоичное число 10101  в десятичное.

    3.Выполните действия над двоичными числами:

    a)        11+110

    b)        111-11

    c)        11*110

    d)        110:10

    2 вариант

    1. Переведите число 21 из десятичной системы счисления в двоичную.

    2. Переведите двоичное число 1010  в десятичное.

    3.Выполните действия над двоичными числами:

    a)        11+11

    b)        110-11

    c)        11*11

    d)        1110:10

    3 вариант

    1. Переведите число 490 из десятичной системы счисления в двоичную.

    2. Переведите двоичное число 1101  в десятичное.

    3.Выполните действия над двоичными числами:

    1. 111+110
    2. 111-110
    3. 111*110
    4. 1111:11

    4 вариант

    1. Переведите число 1490 из десятичной системы счисления в двоичную.

    2. Переведите двоичное число 10101010  в десятичное.

    3.Выполните действия над двоичными числами:

    a)        111+1101

    b)        1111-110

    c)        1101*110

    d)        11110:110

    5 вариант

    1. Переведите число 377 из десятичной системы счисления в двоичную.

    2. Переведите двоичное число 11010000  в десятичное.

    3.Выполните действия над двоичными числами:

    a)        1011+110

    b)        1101-110

    c)        1110*11

    d)        1011:11

    6 вариант

    1. Переведите число 988 из десятичной системы счисления в двоичную.

    2. Переведите двоичное число 11010101  в десятичное.

    3.Выполните действия над двоичными числами:

    a)        11+10

    b)        10100-111

    c)        11*10

    d)        1010:10

    7  вариант

    1. Переведите число 3213 из десятичной системы счисления в двоичную.

    2. Переведите двоичное число 1110101  в десятичное.

    3.Выполните действия над двоичными числами:

    a)        1011101+1110111

    b)        10101-111

    c)        101101*101

    d)        10010110:1010

    8 вариант

    1. Переведите число 9999 из десятичной системы счисления в двоичную.

    2. Переведите двоичное число 11111111  в десятичное.

    3.Выполните действия над двоичными числами:

    a)        111+101

    b)        101001-111

    c)        1101*101

    d)        101101:101

    9 вариант

    1. Переведите число 10000 из десятичной системы счисления в двоичную.

    2. Переведите двоичное число 1110111  в десятичное.

    3.Выполните действия над двоичными числами:

    a)        1011+101

    b)        111101-11

    c)        1110*1110

    d)        10011100010:11001

    Приложение 2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренажер: Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно.

    Тренажер позволяет пошагово проследить перевод из одной системы счисления в другую....

    Кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

    Тема урока: Кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Перевод чисел из ...

    План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР

    План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР...

    Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Урок для 9 класса

    Познакомиться с системами счисления. Научиться переводить числа из десятичной системы счисления в другие системы счисления и наоборот....

    Правило перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

    Представлено правило перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления....

    Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

    План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

    Конспект урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

    Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...