Конспект урока по геометрии в 8 классе на тему "Теорема Пифагора"
план-конспект урока по геометрии (8 класс)
Цель урока: совершенствовать умения применять Теорему Пифагора при решении прикладных задач; показать учащимся на примерах ее практическое применение в повседневной жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 736.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по геометрии
Тема: "Практическое применение Теоремы Пифагора"
Место урока: (3 урок в теме "Теорема Пифагора")
Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний.
Продолжительность: 40 минут
Цель урока: совершенствовать умения применять Теорему Пифагора при решении прикладных задач; показать учащимся на примерах ее практическое применение в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательная: закрепить формулировку Теоремы Пифагора, выработать умение применять теорему для решения задач, закрепить знания при решении практических задач;
Развивающая: развивать математическое мышление и логическую речь учащихся; мотивацию к познанию социокультурной среды;
Воспитательная: формировать навыки самоконтроля; воспитывать чувство ответственности за качество и результата выполняемой работы; воспитывать познавательную активность; повышать интерес к изучению математики.
Личностные:
- Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
- Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации
- Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
Метапредметные:
- Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.
- Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.)
- Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении
- Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах
- Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем
Предметные:
- Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания
- Овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира
- Использовать формулы для нахождения сторон прямоугольного треугольника
- Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера
- Проводить доказательства теоремы Пифагора.
Формы деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, репродуктивный.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая работа.
Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Девизом нашего урока является высказывание немецкого математика Феликса Хаусдорфа «Есть в математике нечто, вызывающее восторг…» так как на уроках геометрии очень важно уметь «смотреть» и «видеть», замечать и отличать различные особенности геометрических фигур.
На столах у каждого из вас лежит "Карта успешности". Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять задания, и зарабатывать баллы.
-Посмотрите на экран, что объединяет все эти изображения?
- Чему посвящен наш урок?
-Мы изучили теорему Пифагора, тогда чем мы будем заниматься?
-Что нужно, чтобы применить знания теоремы в решении задач? (повторить теорему, повторить понятие прямоугольного треугольника)
-Сформулируйте определение прямоугольного треугольника.
-Какие треугольники являются прямоугольными? Чем вы пользовались при ответе на вопрос?
Как называются такие треугольники? (Пифагоровыми)
-Сформулируйте теорему Пифагора.
а2 = с2 – в2
в2 = с2 – а2
- Актуализация знаний.
Математический диктант с последующей взаимопроверкой
- Как называется треугольник, если один из углов прямой ________
- Стороны треугольника, образующие прямой угол, называются ____________
- Сторона треугольника, лежащая против прямого угла, называется_________
- В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен_______________
- Сформулированное выше утверждение носит название____________
- Если в треугольнике квадрат одной стороны равен сумме квадратов двух других сторон, то такой треугольник –__________
- Найди х:
Проверка индивидуальной работы
вопрос | ответ | баллы |
Как называется треугольник, если один из углов прямой | ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ | 1 |
Стороны треугольника, образующие прямой угол, называются | КАТЕТЫ | 1 |
Сторона треугольника, лежащая против прямого угла, называется | ГИПОТЕНУЗА | 1 |
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен | СУММЕ КВАДРАТОВ КАТЕТОВ | 1 |
Сформулированное выше утверждение носит название | ТЕОРЕМА ПИФАГОРА | 1 |
Если в треугольнике квадрат одной стороны равен сумме квадратов двух других сторон, то такой треугольник | ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ | 1 |
10 см | 1 | |
5 дм | 1 | |
ВСЕГО | 8 баллов |
За каждый правильный ответ -1 балл , всего 8 баллов
- Активизация познавательной деятельности
"Учимся не для школы, а для жизни" – говорил Сенека Люций Анней (римский философ и поэт).
"Может ли нам пригодиться в реальной жизни теорема Пифагора?"
Поэтому для начала предлагаю поиграть в игру.
Игра "Верите ли вы, что..."
- с Теоремой Пифагора вы сталкиваетесь в повседневной жизни?
- что Теорема Пифагора поможет стать востребованным в реальной жизни?
- что Теорема Пифагора применима многих сферах жизнедеятельности человека?
Я выслушала ваше мнение и в конце урока мы вернемся к этим вопросам.
Ребята ответьте на вопрос:
Пожарные увидели на крыше горящего дома маленького котенка. Котенок жалобно пищал и звал на помощь. Но вот беда: пожарная машина не может приблизиться к дому ближе, чем на 6м, высота дома – 8м. Свою лестницу пожарники могут растянуть не более, чем на 11м. Достаточно ли этого, чтобы помочь бедному котенку?»
36+ 64 = 100 (да, смогут)
- Знакомство с областями применения теоремы Пифагора
На столах у вас информация, прочитайте ее.
Смотрим на экран и находим информацию, зачитайте ее.
Строительство. При разметке фундамента. Очень легко можно воспроизвести способ построения "натягивателями веревок" прямых углов при помощи прямоугольных треугольников со сторонами 3, 4 и 5.
При строительстве домов и коттеджей часто встает вопрос о длине стропил для крыши, если уже изготовлены балки.
При строительстве лестниц необходимо рассчитать длину, ширину каждой ступени, крутизну лестницы и для этого используется теорема.
При строительстве мостов, дорог рассчитывают подъемы и спуски.
Ландшафтный дизайн. Дизайнер имеющимся на участке просчитывает расположение объектов, их высоту, форму, выводит прямые углы.
Дизайн одежды. При изготовлении выкройки модели необходимо в зависимости от полноты фигуры рассчитать ширину и глубину выточек.
Ориентирование. Расстояние до горизонта
На открытом пространстве расстояние до видимого горизонта зависит от высоты точки наблюдения над земной поверхностью. Ученые вывели
формулу расстояния до горизонта
где R – радиус земли, а h – высота объекта.
Эта формула применима в следующих областях.
В космонавтике.12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин на космическом корабле “Восток” был поднят над землёй на максимальную высоту 327 километров. Ученые смогли вычислить площадь увиденной им поверхности земли.( слайд 9)
В мобильной связи. В настоящее время на рынке мобильной связи идет большая конкуренция среди операторов. Чем надежнее связь, чем больше зона покрытия, тем больше потребителей у оператора. При строительстве вышки (антенны) часто приходится решать задачу какую наибольшую высоту должна иметь антенна, чтобы передачу можно было принимать в определенном радиусе.( слайд 10)
TV, радиовещание,интернет. На определенную высоту от земной поверхности запускаются спутники, передающие ТV, радиовещания, интернета.
Геодезия, метеопрогноз. В геодезии, метеопрогнозе – фото поверхности земли из космоса, так же рассчитывают расстояние спутников от поверхности земли.
V Групповая работа (15 мин)
Я предлагаю вам попутешествовать с героями нашей задачи
Составим план работы:
Определить пункты на карте. Ответ: 4132
- Найти расстояние, которое они проедут Ответ: С-О 40 км, С-А – 58 км, Б-А -70 км
- Найти время, зная расстояние и скорость, выразить в минутах.
16/75 *60 + 58/48*60 = 85, 3
Одна группа объясняет, как находили пункты.
Другая группа объясняет, какие расстояния необходимо проехать
Третья группа объясняет, как находили время движения.
Критерии оценивания:
1балл- правильно расставлены пункты
3 балла- правильно найдены расстояния между пунктами движения
2 балла- правильно найдено время движения
Максимальное количество 6 баллов
Оценочный лист
Вид работы | Баллы |
Участие в обсуждении | 1 балл |
Индивидуальная работа | Можно набрать 8 баллов |
Групповая работа | Можно набрать 6 баллов |
ВСЕГО | Максимально: 15 баллов |
Оцени свою работу:
12 – 15 баллов – ОТЛИЧНО
9 – 11 баллов – ХОРОШО
6 – 8 баллов - удовлетворительно
VI. Итог урока. Оценивание.
Вернемся к игре "Верите ли вы, что..."
- с Теоремой Пифагора вы сталкиваетесь в повседневной жизни?
- что Теорема Пифагора поможет стать востребованным в реальной жизни?
- что Теорема Пифагора применима многих сферах жизнедеятельности человека?
Я надеюсь, что все полученные знания вам непременно пригодятся в дальнейшей жизни.
VII.ДЗ Найти свои примеры для применения теоремы Пифагора в повседневной жизни, оформить задачу на листе А4 с решением.
VIII. Рефлексия. ( учащиеся переходят по ссылке и отвечают на вопросы рефлексии, результаты которой показываем на экране)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по геометрии, 8 класс "Теорема Пифагора" (с использованием ИКТ)
Разработка урока по геометрии "Теорема Пифагора", 8 класс., с использаванием ИКТ (презентация, CD– диск, мультимедийный курс «ПЛАНИМЕТРИЯ», серия «Открытая математика» ФИЗИКОН (www.physicon.ru),...
конспект урока по геометрии 11 класс с элементами технологии case-study
Одной из современных образовательных технологий, позволяющей формировать аналитические и оценочные компетенции учащихся, как основу способности решения проблем, является технология case-study...

Конспект урока по геометрии 11 класс "Простейшие задачи в координатах"
Конспект урока геометрии в 11 классе "Простейшие задачи в координатах"...

План конспект урока по геометрии 9 класс
План конспект урока №2 по геометрии 9 класс. Понятие вектора, равные вектора...

Конспект урока по геометрии 7 класс "Соотношения между сторонами и углами треугольника".
Конспект урока...
конспект урока по геометрии 8 класс
конспект урока по геометрии 8 класс...
конспект урока по геометрии 8 класс
конспект урока по геометрии 8 класс...

