Нахождение углов между прямыми (метод координат"
план-конспект занятия по геометрии (10 класс)
Конспект занятия для учащихся СПО или 10-11 классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 975.5 КБ | |
| 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
- План проведения занятия
по предмету
«Математика»
Тема занятия: «Нахождение углов между прямыми в пространстве (метод координат)»
Пояснительная записка
Учебное занятие по закреплению знаний и умений.
Вид учебных занятий: лекция с применением электронного образовательного ресурса.
Лекция с применением ЭОР
Лекция – это один из методов устного изложения учебного материала, при котором преподаватель в течение длительного времени систематически излагает большой объём информации, используя при этом приёмы, стимулирующие активное участие студентов в процессе обучения.
Отличие лекции от рассказа и объяснения является предметом дискуссий. Несмотря на то, что лекция предполагает устное изложение материала, она отличается от рассказа более структурированным и систематизированным подходом. В отличие от объяснения, лекция фокусируется на передаче большого объёма знаний, а не на глубоком разъяснении конкретного понятия или явления.
Важно подчеркнуть, что включение вопросов и заданий в процесс лекции не лишает её статуса лекции. Напротив, такой интерактивный подход позволяет активизировать внимание студентов, заставить их задуматься и включиться в процесс усвоения материала [5].
Важным моментом в проведении лекции является предупреждение пассивности учащихся и обеспечение активного восприятия и осмысления ими новых знаний. Для этого отлично подойдет использование электронного образовательного ресурса (ЭОР).
ЭОР (электронные образовательные ресурсы) – это цифровые учебные материалы, которые используются в образовательном процессе [4].
ЭОР могут быть представлены в различных форматах, таких как:
- Текстовые документы;
- Презентации;
- Видеоролики;
- Аудиофайлы;
- Симуляторы и игры.
ЭОР могут использоваться в лекции для:
- Иллюстрации теоретического материала;
- Демонстрации сложных понятий;
- Проведения интерактивных заданий;
- Самостоятельного изучения материала.
Использование ЭОР в лекции имеет ряд преимуществ:
- Повышение наглядности и доступности материала;
- Развитие интереса учащихся к предмету;
- Активизация познавательной деятельности;
- Индивидуализация обучения;
- Экономия времени.
План открытого занятия
Предмет: Математика; Курс: 1; Дата проведения: __________
Преподаватель: _______________________________________
| Нахождение углов между прямыми в пространстве (метод координат) |
| Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
|
Тип занятия | комбинированный |
Форма проведения | урок с применением ЭОР |
Методы и приемы |
|
Реализация межпредметных связей |
|
Формирование исследовательских компетенций |
|
Управление классом |
|
Планируемые результаты [1, 2]: | |
Личностные | Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:
|
Метапредметные | Универсальные познавательные действия:
Универсальные коммуникативные действия:
Универсальные регулятивные действия:
|
Предметные |
|
Дидактическое обеспечение занятия | |
| Презентация, проектор, проекционный экран, ЭОР |
Дидактический материал | Карточки для самодиагностики, ЭОР |
Литература к занятию: | Геометрия. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 18-е изд. – М. : Просвещение, 2022. – 255 с. |
- Ход занятия
№ | Структурные элементы занятия и его опорный конспект | Хроно логия
| Дидактическое обеспечение | Деятельность на занятии | |
| Учащегося | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. |
Цель: психологически подготовить учащихся к общению и активной работе на занятии | 2 мин | Презентация | Приветствует учащихся. Спрашивает у дежурных, кого нет сегодня на занятии. Отмечает посещаемость. Проверяет готовность к занятию. | Приветствуют преподавателя, настраиваются на активную работу, достают лекционные тетради, ручки |
2. | Подготовительный этап Цель: помочь учащимся понять тему и цель занятия | 4 мин | Презентация | Объявляет тему занятия. Формулирует цель занятия. Напоминает определение угла между прямыми. Проводит обсуждение, как найти угол между прямыми в пространстве. Вспоминает свойства скалярного произведения векторов. Использует проектор для повторения основных формул. «Итак, сегодня мы продолжаем изучать прямые в пространстве. Вспомним, что такое угол между прямыми?» «Верно! А как мы можем найти угол между направляющими векторами?» «Правильно! А какие свойства скалярного произведения вам известны?» «Отлично! А как найти угол между прямыми в пространстве, если нам известны их уравнения?» «Прекрасно! Давайте вспомним формулы, изученные на предыдущих занятиях. Используем доску…». (Приложение 1. Презентация. Слайд 4) «Итак, мы вспомнили основные понятия, необходимые для сегодняшнего занятия. Теперь мы готовы изучать новый материал!» | Формулируют тему занятия. Повторяют пройденный ранее материал: Вспоминают определение угла между прямыми. Участвуют в обсуждении, предлагают варианты решения. Вспоминают свойства скалярного произведения векторов. Взаимодействуют с доской, повторяя формулы. «Угол между прямыми – это угол между направляющими векторами этих прямых». «С помощью скалярного произведения векторов». «Скалярное произведение двух векторов равно произведению их модулей на косинус угла между ними». «Нужно найти направляющие векторы прямых, а затем воспользоваться формулой скалярного произведения». |
3. | Основной этап Цель: изучить принципы нахождения углов между прямыми в пространстве | 15 мин | Презентация | Рассказывает о методе координат и его применении к нахождению угла между прямыми. Объясняет алгоритм нахождения угла между прямыми в пространстве (с использованием векторного метода, проекции одного вектора на другой). Демонстрирует решение задачи на доске с пошаговым комментированием. Проверяет понимание алгоритма с помощью вопросов к студентам. «Сегодня мы узнаем, как найти угол между прямыми в пространстве, используя метод координат. Этот метод является универсальным и позволяет решать задачи с различными видами уравнений прямых». 1. Введение в метод координат: «Вспомним, что каждая точка в пространстве определяется тремя координатами: x, y, z. Таким же образом можно задать и прямые в пространстве. Например, уравнение прямой в параметрическом виде может быть записано как: x = x0 + at, y = y0 + bt, z = z0 + ct, где (x0, y0, z0) - координаты точки на прямой, a, b, c - координаты направляющего вектора прямой, t – параметр». 2. Векторный метод нахождения угла [3]: «Для нахождения угла между прямыми мы используем векторный метод. Пусть l1 и l2 - две прямые в пространстве, a1 - направляющий вектор прямой l1, a2 - направляющий вектор прямой l2. Тогда угол между прямыми l1 и l2 равен углу между векторами a1 и a2: ∠(l1, l2) = ∠(a1, a2) Используя формулу скалярного произведения, мы можем записать: cos(∠(a1, a2)) = (a1 ⋅ a2) / (|a1| ⋅ |a2|)» 3. Алгоритм нахождения угла: «Итак, для нахождения угла между прямыми в пространстве с помощью метода координат, необходимо выполнить следующие шаги:
4. Пример решения задачи: «Рассмотрим пример на слайде, который можно решить двумя способами (Приложение 1. Презентация. Слайд 5, 6). 5. Проверка понимания: «Хорошо, а сейчас я хочу убедиться, что вам все понятно. Дайте ответ на следующие вопросы:
«Отлично! Теперь вы знаете, как находить угол между прямыми в пространстве с помощью метода координат. Следующий этап – закрепление полученных знаний с помощью решения задач». | Записывают основные определения и формулы в тетрадь. Внимательно слушают объяснение алгоритма. Смотрят решение задачи на доске, задают вопросы, если что-то непонятно. Отвечают на заданные вопросы. |
4. | Закрепление изученного материала Цель: закрепить навык нахождения углов между прямыми в пространстве | 20 мин | Презентация, учебник | Решить №707, 708, 711* из учебника (Приложение 1. Презентация. Слайд 7). Организует взаимопроверку решения задач в парах. Проводит закрепление изученной темы с помощью сервиса learningapps.org [7] (Приложение 1. Презентация. Слайд 8). | Решают задания из учебника. Реализуют взаимопроверку у соседа по парте. Подводят итоги занятия с помощью онлайн-сервиса. |
5. | Подведение итогов занятия Цель: подвести итог учебной деятельности. | 5 мин | Презентация, карточки | Выставляет отметки по результатам работы на уроке. Обращает внимание на конечные результаты учебной деятельности учащихся на занятии. Проводит самодиагностику. Раздает карточки для заполнения (Приложение 1. Презентация. Слайд 9; Приложение 2). Озвучивает как их заполнять. | Получают отметки. Высказывают свое мнение о проделанной работе, заполняя карточки самодиагностики. |
5. | Информирование о домашнем задании Цель: организовать выдачу заданий для домашней работы для последующего контроля. | 2 мин | Презентация | Формулирует домашнее задание, объясняет его суть. Домашняя работа: Выполнить задания с сайта для подготовки к ЕГЭ (Приложение 1. Презентация. Слайд 10) [6]. | Записывают домашнее задание. |
6. | Рефлексия Цель: провести рефлексию на основе конечных результатов учебной деятельности учащихся. | 2 мин | Презентация | Проводит рефлексию. Перейти по QR-коду в Google-формы (или по ссылке [8]: https://forms.gle/GS149sbfMVfeL5Cg6 ) и выскажите своё мнение о проделанной работе (Приложение 1. Презентация. Слайд 10). Открывается Google-форма для заполнения (Приложение 3). Прощается с учащимися. | Участвуют в рефлексии. Прощаются с преподавателем. |
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Список использованных источников и литературы
- Федеральная рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Геометрия (базовый уровень)» для обучающихся 10-11 классов. — Москва. — 2023.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413).
- Геометрия. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 18-е изд. – М. : Просвещение, 2022. – 255 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 711 с.
- Юркина, Л. В. Педагогика. Практикум : учебное пособие для вузов / Л. В. Юркина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 136 с.
- Образовательный портал для подготовки к экзаменам. URL: https://ege.sdamgia.ru/ (дата обращения: 31.10.2024).
- Создание мультимедийных интерактивных упражнений. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 31.10.2024).
- Создание Google-форм. URL: https://docs.google.com/forms/ (дата обращения: 31.10.2024).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели проведения урока
Задачи занятия
Закрепление изученного материала https://learningapps.org/view14983197
Найди соответствие
АЛГОРИТМ НАХОЖДЕНИЯ УГЛА МЕЖДУ ПРЯМЫМИ МЕТОДОМ КООРДИНАТ Найти координаты направляющих векторов Вычислить косинус угла меду направляющими векторами по формуле Найти угол с помощью таблицы значений тригонометрических функций или используя определение арккосинуса числа.
Самостоятельное решение а ) АС и ; 1 вариант б) и ; 2 вариант в) ДВ и . дополнительное задание
ВЗАИМОПРОВЕРКА В Вариант 1 Вариант 2
Подведение итогов занятия
Домашнее задание
Рефлексия
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Углы между прямыми и плоскостями
Данные задачи могут быть использованы при изучении темы "Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Углы между прямыми и плоскостями." Задачи представлены в табличной форме....

Электронные дидактические материалы «Нахождение угла между скрещивающимися прямыми» для учащихся 10-11 классов
Дидактические материалы «Нахождение угла между скрещивающимися прямыми» для учащихся 10-11 классов состоят из 33 задач уровня С2 материалов ЕГЭ по математике....
координатный метод для нахождения угла между прямой и плоскостью, между плоскостями.
рассмотреть координатный метод с применением уравнения плоскости для решения задач на нахождение углов. Показать преимущество этого метода перед другими и эффективность использования этого метод...

Решение задач по теме"Нахождение расстояния между прямыми"
Геометрический тренажер.Геометрия 10 класс...

Решение задач по теме" Нахождение угла между пямыми (призма)"
Геометрический тренажер.Геометрия10-11...

Решение задач по теме"Нахождение угла между прямой и плоскостью"
Геометрический тренажер. Геометрия 10-11 кл...
Нахождение расстояния между скрещивающимися прямыми методом координат
Статья посвящена актуальному вопросу о нахождении расстояния между скрещивающимися прямыми методом координат. Данный метод удобно использовать при решении задачи № 14 на профильном ЕГЭ по математике....












