Пирамида. Правильные многогранники
методическая разработка по геометрии (11 класс)
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о пирамидах и правильных многогранниках; закрепить навыки нахождения площади боковой поверхности и полной поверхности пирамиды
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 230.42 КБ | |
| 809.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пирамида. Правильные многогранники. 11 класс.
Н.М. Слюнькова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа №5»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о пирамидах и правильных многогранниках; закрепить навыки нахождения площади боковой поверхности и полной поверхности пирамиды.
Тип урока: систематизации и обобщения.
Оборудование: модели различных видов пирамид; модели правильного тетраэдра, куба, октаэдра, додекаэдра, икосаэдра; развертки правильных многогранников, проектор, компьютер.
Ход урока:
- Организационный этап. Приветствие
- Мотивация учебной деятельности обучающихся (слайд 2).
Вопросы:
- Вспомните название фигуры, представленной на слайде, назовите её элементы и дайте определение.
- Из чего состоит поверхность пирамиды?
- Чем является боковая грань?
- Дайте определение высоты пирамиды.
- Актуализация знаний.
(на столе учителя модели пирамид, изготовленные самими учащимися; вставленный стержень означает высоту)
Ученики выходят к доске, берут нужную модель пирамиды и рассказывают о видах пирамид и их свойствах (учитель дублирует виды этих пирамид на слайдах).
- Обобщение и систематизация знаний.
Ученик 1 (слайд 3):
1) Правильные.
2) Пирамиды, все боковые ребра которых одинаково наклонены к плоскости основания. У таких пирамид:
- все боковые грани равны;
- все боковые ребра образуют один и тот же угол с высотой пирамиды;
- вершина проецируется в центр окружности, описанной около основания.
Ученик 2 (слайд 4):
Пирамиды, все двугранные углы которых при основании равны. У таких пирамид:
- высоты боковых граней, проведенные из вершины пирамиды, рaвны;
- высоты боковых граней одинаково наклонены к плоскости основания;
- высоты боковых граней составляют один и тот же угол с высотой пирамиды;
- вершина пирамиды проецируется в центр окружности, вписанной в основание.
Ученик 3 (слайд 5):
- Пирамида, одна боковая грань которой перпендикулярна основанию (рис. 1). Высота таких пирамид лежит в данной грани.
- Пирамида, две боковые грани которых перпендикулярны основанию (рис. 2). У таких пирамид высотой является их общее ребро
- Применение знаний и умений в новой ситуации.
Учитель рассказывает о типах правильных многогранников, используя модели правильных многогранников и их развертки:
- Правильные многогранники были известны еще в Древней Греции. У древнегреческого мыслителя Платона четыре многогранника олицетворяли четыре стихии: тетраэдр — огонь, куб — землю, октаэдр — воздух, икосаэдр — воду, додекаэдр — все мироздание.
Придумать правильные многогранники, по-видимому, было нетрудно: это формы природных кристаллов. Например, монокристалл поваренной соли (NaCl)— это куб. Существует предположение, что додекаэдр древние греки увидели, рассматривая кристаллы пирита (черного колчедана FeS). Имея додекаэдр, несложно получить икосаэдр: его вершинами являются центры 12 граней додекаэдра.
(Ученики рассказывают о правильных многогранниках, используя модели, развертки. Учитель включает слайд 6)
Учитель задает вопрос: Справедлива ли теорема Эйлера для любого выпуклого многогранника?
Ученики делают вывод: Теорема Эйлера справедлива для любого выпуклого многогранника (слайд 7).
Ученик рассказывает о Л.Эйлере (слайд 8)
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Решение задачи (слайд 9).
В основании пирамиды SABC прямоугольный треугольник АВС (∠С = 90°, ∠А = α). Грани SBC и SAC перпендикулярны основанию, а грань SAB составляет с плоскостью основания угол γ. Найдите высоту пирамиды.
Решение: Так как две боковые грани перпендикулярны основанию, то высотой является SC.
- Из прямоугольного треугольника ACD


- Из прямоугольного треугольника SCD
α 
- Рефлексия (подведение итогов занятия, задание на дом).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Дайте название этой фигуре, вспомните определение и назовите её элементы. 2. Из чего состоит поверхность пирамиды ? 3. Чем является боковая грань ? 4. Дайте определение высоты пирамиды.
Рис 1 Рис 2
Тетраэдр 4 4 6 Куб 6 8 12 Октаэдр 8 6 12 Додекаэдр 12 20 30 Икосаэдр 20 12 30 Г В Р Г+В=Р+3 теорема Эйлера, где Г – количество граней, В – количество вершин, Р – количество ребер. Справедлива ли теорема Эйлера для любого выпуклого многогранника?
Г В Р Треугольная призма 6 8 12 Четырехугольная призма 8 6 12 Пятиугольная призма 12 20 30 Вывод: Теорема Эйлера справедлива для любого выпуклого многогранника
Леонард Эйлер родился в Базеле 15 апреля 1707 года
В основании пирамиды S ABC прямоугольный треугольник АВС (∠С = 90°, ∠А = α). Грани SBC и SAC перпендикулярны основанию, а грань SAB составляет с плоскостью основания угол γ. Найдите высоту пирамиды.
1) Из прямоугольного треугольника ACD 2) Из прямоугольного треугольника SCD
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Правильные многогранники."
Данную презентацию можно использовать на элективном курсе в 9 классе....
Урок по теме: «Пирамида. Правильная пирамида», 11 класс.
Использование инновационных технологий, кейс технология....
Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".
Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...

«Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»
Презентация к уроку геометрии в 10 классе по теме «Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»к учебнику Атанасяна Л.С....

Моделирование многогранников. Правильные многогранники. Урок геометрии 10 класс.
Моделирование многогранников. Правильные многогранники» Предлагаемый сценарий урока основан на интеграции практической работы и исследовательской деятельности учащихся с мультимедийным сопровожде...

Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"
Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"...
Урок 6 «Пирамида. Правильная пирамида»
Урок 6 «Пирамида. Правильная пирамида»...



