Пирамида. Правильные многогранники
методическая разработка по геометрии (11 класс)

Слюнькова Надежда Михайловна

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о пирамидах и правильных многогранниках; закрепить навыки нахождения площади боковой поверхности и полной поверхности пирамиды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока230.42 КБ
Файл презентация809.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пирамида. Правильные многогранники. 11 класс.

Н.М. Слюнькова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная  школа №5»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о пирамидах и правильных многогранниках; закрепить навыки нахождения площади боковой поверхности и полной поверхности пирамиды.

Тип урока: систематизации и обобщения.

Оборудование: модели различных видов пирамид; модели правильного тетраэдра, куба, октаэдра, додекаэдра, икосаэдра; развертки правильных многогранников, проектор, компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный этап. Приветствие

  1. Мотивация учебной деятельности обучающихся (слайд 2).

Вопросы:

  1. Вспомните название фигуры, представленной на слайде, назовите её элементы и дайте определение.
  2. Из чего состоит поверхность пирамиды?
  3. Чем является боковая грань?
  4. Дайте определение высоты пирамиды.

  1. Актуализация знаний.

(на столе учителя модели пирамид, изготовленные самими учащимися; вставленный стержень означает высоту)

Ученики выходят к доске, берут нужную модель пирамиды и рассказывают о видах пирамид и их свойствах (учитель дублирует виды этих пирамид на слайдах).

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Ученик 1 (слайд 3):

1) Правильные.

2) Пирамиды, все боковые ребра которых одинаково наклонены к плоскости основания. У таких пирамид:

  1. все боковые грани равны;
  2. все боковые ребра образуют один и тот же угол с высотой пирамиды;
  3. вершина проецируется в центр окружности, описанной около основания.

Ученик 2 (слайд 4):

 Пирамиды, все двугранные углы которых при основании равны. У таких пирамид:

  1. высоты боковых граней, проведенные из вершины пирамиды, рaвны;
  2. высоты боковых граней одинаково наклонены к плоскости основания;
  3. высоты боковых граней составляют один и тот же угол с высотой пирамиды;
  4. вершина пирамиды проецируется в центр окружности, вписанной в основание.

Ученик 3 (слайд 5):

  1. Пирамида, одна боковая грань которой перпендикулярна основанию (рис. 1). Высота таких пирамид лежит в данной грани.
  2. Пирамида, две боковые грани которых перпендикулярны основанию (рис. 2). У таких пирамид высотой является их общее ребро

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель рассказывает о типах правильных многогранников, используя модели правильных многогранников и их развертки:

- Правильные многогранники были известны еще в Древней Греции. У древнегреческого мыслителя Платона четыре многогранника олицетворяли четыре стихии: тетраэдр — огонь, куб — землю, октаэдр — воздух, икосаэдр — воду, додекаэдр — все мироздание.

Придумать правильные многогранники, по-видимому, было нетрудно: это формы природных кристаллов. Например, монокристалл  поваренной соли (NaCl)— это куб. Существует предположение, что додекаэдр древние греки увидели, рассматривая кристаллы пирита (черного колчедана FeS). Имея додекаэдр, несложно получить икосаэдр: его вершинами являются центры 12 граней додекаэдра.

(Ученики рассказывают о правильных многогранниках, используя модели, развертки. Учитель включает слайд 6)

Учитель задает вопрос: Справедлива ли теорема Эйлера для любого выпуклого многогранника?

Ученики делают вывод: Теорема Эйлера справедлива для любого выпуклого многогранника (слайд 7).

Ученик рассказывает о Л.Эйлере (слайд 8)

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Решение задачи (слайд 9).

В основании пирамиды SABC прямоугольный треугольник АВС (С = 90°, А = α). Грани SBC и SAC перпендикулярны основанию, а грань SAB составляет с плоскостью основания угол γ. Найдите высоту пирамиды.

 

Решение: Так как две боковые грани перпендикулярны основанию, то высотой является SC.

  1. Из прямоугольного треугольника ACD

  1. Из прямоугольного треугольника SCD

α

  1.  Рефлексия (подведение итогов занятия, задание на дом).

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пирамида. Правильные многогранники Слюнькова Н.М. учитель математики

Слайд 2

1 . Дайте название этой фигуре, вспомните определение и назовите её элементы. 2. Из чего состоит поверхность пирамиды ? 3. Чем является боковая грань ? 4. Дайте определение высоты пирамиды.

Слайд 5

Рис 1 Рис 2

Слайд 6

Тетраэдр 4 4 6 Куб 6 8 12 Октаэдр 8 6 12 Додекаэдр 12 20 30 Икосаэдр 20 12 30 Г В Р Г+В=Р+3 теорема Эйлера, где Г – количество граней, В – количество вершин, Р – количество ребер. Справедлива ли теорема Эйлера для любого выпуклого многогранника?

Слайд 7

Г В Р Треугольная призма 6 8 12 Четырехугольная призма 8 6 12 Пятиугольная призма 12 20 30 Вывод: Теорема Эйлера справедлива для любого выпуклого многогранника

Слайд 8

Леонард Эйлер родился в Базеле 15 апреля 1707 года

Слайд 9

В основании пирамиды S ABC прямоугольный треугольник АВС (∠С = 90°, ∠А = α). Грани SBC и SAC перпендикулярны основанию, а грань SAB составляет с плоскостью основания угол γ. Найдите высоту пирамиды.

Слайд 10

1) Из прямоугольного треугольника ACD 2) Из прямоугольного треугольника SCD

Слайд 11

Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Правильные многогранники."

Данную презентацию можно использовать на элективном курсе в 9 классе....

Урок по теме: «Пирамида. Правильная пирамида», 11 класс.

Использование инновационных технологий, кейс технология....

Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".

Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...

«Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»

Презентация к уроку геометрии в 10 классе по теме «Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»к учебнику Атанасяна Л.С....

Моделирование многогранников. Правильные многогранники. Урок геометрии 10 класс.

Моделирование многогранников. Правильные многогранники» Предлагаемый сценарий урока основан на интеграции практической работы и исследовательской деятельности учащихся с мультимедийным сопровожде...

Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"

Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"...

Урок 6 «Пирамида. Правильная пирамида»

Урок 6 «Пирамида. Правильная пирамида»...